Методические разработки
методическая разработка на тему

Мягкова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГБОУ СПО «АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

Урок деловая игра

по МДК 03.02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров»

«ЧАЙ И ЧАЙНЫЕ НАПИТКИ»

                                                                                                 Выполнила

                                                                                                         Преподаватель

                                                                                                   Е.А. Мягкова

                                                                                                 

Сампур,  2013 г.

Цели мероприятия:

Развивающая: развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности.

Воспитывающая: воспитание чувств товарищества,  коллективизма, взаимопонимания.

Оборудование: 1. Презентация

                            2. Плакаты с пословицами и поговорками

                            3. Материалы о чае

                           

Форма проведения: урок – деловая игра

Место проведения: кабинет № 6

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Девиз урока: “Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения”. (Экзюпери)

Цели: 

  • Ознакомить учащихся со структурой и назначением чая, видами и сортами чая.
  • Познакомить с правилами приема гостей, традициями чаепития разных стран, сервировкой стола и угощениями на чаепитии.
  • Воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.

Оборудование: чайная посуда, самовары, скатерти салфетки, репродукции, кружочки разного цвета, схема чая, раскладушка с видами чая …

ХОД УРОКА

В наше экономически нелегкое время каждая копейка на счету, и каждая хозяйка стремится встретить гостей достойно и в тоже время скромно.

В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая, а не на огромный пир, как это было раньше. Поэтому и цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, его родине, сортах и видах чая, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как принять гостей дома, накрыть стол и чем их угостить.

Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения”.

И если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе.

Чаепитие появилось давно, как-то органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были весьма замечательны. Каждая эпоха приносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением.

В народном творчестве по этому поводу много пословиц. Это было одним из домашних заданий, так какие пословицы вы знаете?

(Фронтальный опрос учащихся).

Чай - это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем несравнимый вкус. Но сказать о вкусе и запахе чая - это сказать слишком мало.

Чайный куст неприхотлив, он может расти на скудных почвах и склонах с каменистым грунтом, выдерживает различные температурные условия. Не боится ни тропической жары, и хорошо переносит морозы. Чайные листы не имеют болезней. Плодоносить начинает рано, но наибольший сбор листа через 8-10 лет. Растет до 100 лет, товаровыгоден до 60-80 лет. Сбор чая требует квалификации, выносливости, огромных затрат ручного труда. Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа. Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги. (Презентация).

Биолог  (приложение)

Технолог 1   (приложение)

Разновидности чая.

Листовой – это более дорогой и более высокого сорта – мелколистовой; а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового.

Гранулированный чай - это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы. Но аромат несравним с листовым.

Купаж – это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название.

Сорта чая

Первый сорт – 23 %
Второй сорт – 37 %
Третий сорт – 40 %

Высший - (байховый) – перевод с китайского “бай хоа” - “белая ресничка”. Так китайцы называют типсы, т.е. почки, которые иногда бывают в чайных флешах; чем больше типсов в сухом чае, тем он ароматнее, вкуснее и ценнее. Это флеши с типсами.

Первый - это флеши без типсов (т.е. молодые побеги, состоящие не более чем из трех листочков), сорванные вскоре после появления огрубевших листьев, их количество не должно превышать 3,8%.

Второй - это следующие за флешами листья. Чайное сырье может состоять из разных частей куста, вплоть до огрубевших листьев (8 %). Такие группы принято называть фракциями.

Третий - или кирпичный чай, наиболее популярный. Он состоит из взрослого огрубевшего листа.

Технолог 2    (приложение)

Типы чая

Черный. Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Имеет множество разновидностей. Поставщики: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон.

Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным.

Желтый. Его изготавливают из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы “Липтон”.

Зеленый. По распространению на втором месте. Высокие сорта зеленого чая имеют серебристозеленый цвет, цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.

Лечебный чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующие вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственною активности, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Ароматизированный. Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами.

Виды чая.

В зависимости от страны выращивания.

Ребята, а какая страна является родиной чая? (Работа с картой Евразии).

Правильно, Китай. Хотя советские ученые выдвинули версию, что первый чай появился во Вьетнаме. Это был дикий крупнолистовой чай, иногда достигающий огромных размеров. И из Вьетнама он распространился на южные районы Китая.

Чай стал известен человеку за долго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно.

Когда-то (это было за много веков до н. э.) китайскому императору кипятили воду в сосуд упало несколько листков с чайного куста и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

(Рассказ учащихся - историков) (Приложение)

  Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен: в китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н.э.

Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт чая в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу. Ведь тогда чай не был так популярен.

А официально известно, что чай впервые попал в Россию в качестве подарка царскому двору от монгольского Алтын-Хана в 1638 году. Чай не очень понравился царю, возможно, это из- за того, что, подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка. И поэтому покупка чая у Китая началась только в 70-х годах XVII века.

 Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. В VIII веке он попадет в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию. Хотя чай и стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его там долгое время не умели и привозили из Китая.
Путь чая в европейские страны был трудным и долгим.
В 1679 г. Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Для крестьян чай был почти недоступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.

Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.

 Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространенный – чай. Его пьют в любом уголке земли. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиваться от многих болезней, для многих народов он также необходим и незаменим, как и хлеб.
Я вам зачитаю
высказывания писателей:
Чай есть растение чрезвычайно полезное. Он удаляет все недуги, прогоняет сон и излечивает совершенно (из древней китайской рукописи).
В течение 20 лет я запивал свою еду только настоем очаровательного растения: за чаем проводил вечера, чаем утешался в полночь и чаем приветствовал утро (англ. поэт С. Диксон).
Когда вы сидите у голубого экрана, советую пить чай, а не кофе, лимонад, поскольку чай, особенно зеленый, нейтрализует вредное воздействие от радиоактивного излучения телеэкрана (Чень Цикунь, директор Института чая сельскохозяйственной академии Китая).

Давайте попьем чайку!

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
От недуга исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.

Мед. Работник  (Приложение)

У народов мира существуют традиции проводить чайные вечера.

Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай?

                                                                                                       (Презентация 25-30)

(Рассказ учащихся – технологов ).  (Приложение)

Заваривать чай следует свежее вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть - такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, т. е. закипит белым ключом. Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заваривать чай вторично закипяченной водой, он буде невкусен. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают кипятком на 2/3, закрывают крышкой. Черный чай настаивают 3-5 мин., зеленый - 5-8 мин., затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.

Сколько народов, столько и форм чаепития. Ребята, а вы знаете, как пьют чай в других странах?

Сотрудник отдела внешних связей   ( Приложение)

 (Презентация 17-24) 

Титестер  (Приложение)

Не уснем на посиделках,

Эй, ребята, не скучай —

Начинаем викторину,

Викторину "Русский чай".

Я буду зачитывать отрывки из разных произведений. А вы должны угадать, откуда они, кто их автор. Итак, я начинаю...

1. "Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу". (М. Лермонтов "Герой нашего времени ".)

2.    "Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтобы готовить чай, который никогда так не казался мне нужен". (А. С.  Пушкин  "Капитанская дочка".)

3.    "Я, признаться, не охотник до чаю: напиток дорогой и цена на сахар поднялась немилосердно".    (Н.    В.    Гоголь "Мертвые души ".)

  1. "Гоню обратно я огни

Впервые с сотворенья.

Ты звал меня —

Чаи гони,

Гони, поэт, варенье".

(В. Маяковский "Необычное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче".)

  1. "...Люблю я

       Определять обедом, чаем

       И ужином. Мы время знаем".

(А. С. Пушкин "Евгений Онегин".)

6.    "Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал..."

(А. С. Пушкин "Евгений Онегин ".)

(Ребята по очереди отвечают.)

Мне кажется, что у вас настроение стало намного лучше. И это благодаря нашему общению. Поэтому не зря девизом нашего урока были слова Экзюпери. Ведь общение – это жизнь.

Мне очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня нового, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого.

Ну а напоследок я полезный дать хочу совет:
Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться
Чай всех снадобий полезней, чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает, и сонливость переборет,
И усталостью поспорит, сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!

Всего вам доброго!

ПРИЛОЖЕНИЯ

В Китае чай называют разными словами, но наиболее часто: «ча», что в переводе на русский язык — «молодой листочек». В некоторых частях Китая это произносится «цха», в других «тья».

Китайцы не только подарили название чая и научили человечество употреблять чай как напиток, но и открыли само чайное растение — чайный куст. Произошло это почти 4700 лет тому назад.

Родиной чайного растения следует считать Юго-Западный Китай — Юньнань. Здесь идеальные условия для роста и развития чайного растения.

Чайный куст неприхотливое растение:

•  он может расти на скудных каменистых почвах;

•  растение выносит и тропическую жару и мороз до —20º С;

•  чайный куст долговечен и может жить более 100 лет (правда, период, когда растение дает листву, из которой можно приготовить хороший чай, несколько меньше, всего 60—80 лет);

• растение любит влажную атмосферу и частый обильный полив, тогда куст дает хороший урожай чайного листа.

Чай разводят исключительно ради листьев. Верхние 2-3 листочка с частью стебелька называются флешь. Процесс формирования флешей называется вегетация. Для получения чая хорошего качества флеши срывают с куста вскоре после их появления. Если на флеши есть едва распустившиеся почки — типсы, то чай получается еще более высокого сорта. Чтобы удобнее было собирать флеши, чайный куст подрезают, не давая ему расти выше 80 см.

На урожайность чая влияют не только влажный климат, но и затемнение плантаций. Поэтому часто рядом с чайным кустарником сажают деревья-затемнители. Это позволяет увеличить урожайность чая в 2—3 раза.

Культивировать чайные кусты, т. е. специально разводить для сбора урожая, начали в Китае, примерно в середине IV века. А в соседнюю Японию чай попал лишь 500 лет спустя. В Россию же первый чайный куст был завезен лишь в 1817 году и посажен в Никитском ботаническом саду в Крыму. Сейчас в России имеются небольшие чайные плантации на юге Краснодарского края.

В настоящее время чай возделывают более чем в 30 странах. Но основными производителями и поставщиками чая на мировой рынок являются страны Азии: Индия, Китай, Шри-Ланка. Наилучшее качество имеет чай, выращенный на высокогорных плантациях, расположенных на уровне 1500— 1800 м над уровнем моря. В Китае есть  такие плантации в районе Юньнань, в Шри-Ланке — южная часть острова Цейлон.

«Добрый доктор — чай»

У разных людей различное отношение к чаю. Одни считают, что чай полезен и активно включают его в свой рацион; другие, наоборот, — считают, что чай вредит их здоровью, и они редко его употребляют. А как обстоят дела на самом деле?

Есть поговорка — «Все хорошо в меру», ее можно отнести и к чаю. Чай может принести большую пользу человеку, если употреблять его правильно. Ни у кого нет сомнения, что витамины необходимы человеческому организму. Так вот, в чае имеются почти все нужные для здоровья витамины. В силу трудности запоминания их полных названий, витаминам присвоены буквенные и числовые обозначения: А, В2, С, Р и т.д.

В чае есть витамин В, — тиамин, — который обеспечивает нормальную деятельность нервной системы. Витамин В2 — рибофлавин — делает нашу кожу красивой, эластичной, предотвращает ее шелушение и сухость.

Свежий чайный лист богат витамином С — аскорбиновой кислотой. Вот почему в некоторых странах, например в Таиланде, употребляют салат из чайных листьев, специальным образом приготовленный. При фабричной обработке чайного листа и получении сухого чая часть витамина С исчезает. Это происходит на этапе ферментации чая. При изготовлении зеленого чая этого этапа нет, поэтому и количество витамина С в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном.

Важным для здоровья человека является витамин Р, который укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает кровоизлияния. Провитамин А — каротин, также содержащийся в чае, — важен для зрения. Витамин К способствует поддержанию нормальной свертываемости крови.

Употребление чая, особенно зеленого, поможет обеспечить организм всеми нужными витаминами. Но чай используют и как лечебное средство. Так какие же заболевания успешно лечат чаем?

Давно было замечено, что крепкий чай действует как лекарство при расстройствах желудка. В особенно тяжелых случаях, когда больной не может употреблять никакую другую пищу, чай утоляет и голод, и потребность в воде. Объясняется это тем, что в чае, особенно в зеленом, содержится большое количество бактерицидных веществ (веществ, способных убивать вредные для человека бактерии). Например, туркменские врачи установили, что при лечении такой тяжелой болезни, как дизентерия, зеленый чай поможет уже на 2— 3 день облегчить состояние больного, а на 5—10 день наступит полное выздоровление. Лечение дизентерии другими препаратами дает результаты хуже.

Чай действует успокаивающе и на сердечно-сосудистую систему, облегчает процесс кровообращения, создает нормальное давление. Вот почему при головной боли стакан крепкого чая может дать облегчение.

Да и при простудных заболеваниях теплый чай в больших количествах дает положительный эффект. При употреблении чая более интенсивно начинает идти дыхательный обмен: увеличивается количество вдыхаемого воздуха и выдыхаемого углекислого газа. А это благотворно влияет на состояние больного.

Чай поможет и при солнечных ударах и после рентгеновского облучения. В 80-х годах японские ученые провели исследования, которые доказали, что чай является прекрасным противоядием при отравлении организма стронцием-90. Этот изотоп попадает в организм не только из воздуха, но и с молоком, овощами, выращенными на зараженной земле. Стронций-90 вызывает у человека такое страшное заболевание, как лейкемия — рак крови. Наблюдая за больными, пострадавшими при взрыве атомной бомбы в Хиросиме, врачи заметили, что те люди, которые после трагедии уехали в чаепроизводящие районы и употребляли много зеленого чая, не только выжили, но и чувствовали себя намного лучше, чем те, которые этого не делали.

Говоря о лечебных свойствах чая, надо отметить, что целебные качества имеет лишь правильно заваренный чай, в котором выдержаны пропорции сухого чая и воды. Следует иметь в виду, что зеленый чай обладает значительно большим лечебным эффектом, чем черный.

Листовой и гранулированный чай.

Байховый чай. Купаж

В магазинах можно встретить листовой и гранулированный чаи.

Листовой чай — это чай более дорогой, более высокого сорта. Они обычно бывают «байховые». Слово «байховый» пришло в наш язык из китайского и является слиянием двух китайских слов: «бай хоа», что означает «белая ресничка». Так китайцы называют типсы, т.е. почки, которые иногда бывают в чайных флешах. Чем больше типсов в сухом чае, тем он ароматнее, вкуснее и ценнее.

Гранулированный чай — это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно эти крошки превращают в порошок, а затем формируют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т.к. они быстрорастворимые. Но аромат, который способен дать гранулированный чай, несравним с ароматом, даваемым листовым чаем.

По внешнему виду сухой готовой чаинки можно судить о качестве чая. Сухой чай, выращенный на различных плантациях, обработанный на разных чайных фабриках, иногда смешивают между собой. Такие смеси называют купаж. Каждый купаж имеет свой номер или особое название. Например, чай «Бодрость» скупажирован из лучших сортов индийского и кенийского чая. Существуют специальные купажи, созданные для питья этого чая с молоком. Примером такого чая может быть чай «Лорд Грей».

Ароматизированный чай

Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными ароматизированными чаями является чай с лимоном, чай с фруктами или ягодами.

Сейчас на прилавках наших магазинов можно часто увидеть чай с ароматом бергамота. Бергамот — цитрусовое растение, дальний родственник лимона и апельсина. Растет главным образом в Италии. Плоды этого растения несъедобны, но масло, которое получается из кожуры этих плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат.

Интересна история, благодаря которой бергамотовое масло стали сочетать с чаем. Однажды корабль, перевозивший в своем трюме товары, среди которых были чай и масло бергамота, попал в шторм. Судно сильно раскачивало из стороны в сторону, и бутыль с маслом разбилась. Оно вытекло и пропитало сухой чай. По прибытии в порт стало ясно, что чай испорчен. Но выбрасывать его было жалко: чай стоил очень дорого. Неожиданно нашелся покупатель — граф Грей. Он рискнул попробовать заварить чай с бергамотом. Сколь велико было его удивление, когда чай оказался очень вкусным и своеобразным. Весть о «новом» чае и его вкусе быстро распространилась в портовом городе.После этого случая чай стали специально ароматизировать маслом бергамота, распыляя его над готовым сухим чаем. А отдавая дань памяти Грею, чай с бергамотом стали называть «Граф Грей».

Тестирование чая

Титестер — это человек, посвятившей свою жизнь определению качеств чая: «ти» — чай, «тестер» — исследующий.

Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный талант, который встречается реже, чем талант певца или художника. Кроме таланта, надо обладать обширными знаниями таких дисциплин, как биология, ботаника, биохимия, физика, экономика (особенно экономика чайной торговли).

Профессия титестера требует от человека многих жертв. Он не должен курить, употреблять спиртные напитки, обязан воздерживаться от пищи с ярко выраженным ароматом: солений, копченостей, пряных трав и даже сладостей. Титестер не имеет права пользоваться духами, ароматизированной зубной пастой, душистым туалетным мылом. Руки он моет только специальным чайным мылом.

Титестер обязан беречь свое здоровье: ведь обычный насморк у титестера — это событие, которое лишает его возможности работать, а чайная компания понесет большие убытки.

Тестирование чая — сложный и разнообразный процесс. Он включает в себя:

•  определение качества чайного листа на всех стадиях его производства;

•  опробование чайного настоя по таким показателям, как

— аромат,

— вкус,

— цвет,

— крепость,

— интенсивность настоя,

— прозрачность.

Кроме этого, титестер проводит исследования и в отношении разваренного чайного листа.

Чайная церемония в Японии

В Японии наиболее часто пьют зеленый чай. Чайная церемония имеет свои традиции, корни которых уходят в глубокое прошлое. У некоторых семей есть свои специальные домики для проведения таких церемоний. Обстановка в них очень скромная: картинный свиток на стене, букет в традициях икебаны, циновки, разложенные на полу.

Для приготовления церемониального чая женщины растирают листовой чай в порошок. Это действие сопровождается красивыми пластичными движениями, напоминающими танец. Затем в эту пудру буквально по каплям добавляют кипящую воду, взбивая все особой метелочкой в кремовидную массу. Церемониальный чай очень терпок, но и ароматен.

На такой чай обычно приглашают близких людей и друзей. Каждому приглашенному подается пиала с тремя глотками чая. Если вы думаете, что друзья обмениваются новостями или обсуждают что-то интересное, то вы ошибаетесь. Вся чайная церемония проходит в тишине и молчании. Каждый, наслаждаясь чайным ароматом, думает над своими проблемами, пытается найти их решения.

Чай в Монголии и на Тибете

В Тибете чай пьют с 620 года. В китайских книгах говорится: «Тибетцы живут чаем. Не имея его, они страдают до такой степени, что могут заболеть». В Тибете употребляют чай в пищу как в жидком виде, так и в сухом. Чайный напиток — «часуйма» — представляет собой горячую, хорошо взбитую густую смесь крепкого чайного настоя со сливочным топленым маслом и солью — это очень калорийный и тонизирующий напиток, способный почти мгновенно восстанавливать силы ослабевшего человека.

А в Монголии можно попробовать «богдойского чая». Основными компонентами этого блюда являются крупа, перец, лавровый лист. Попробуйте себе представить смесь этих продуктов? Это достаточно сложно. Тогда следует отправиться в Монголию или Калмыкию, где такой чай не является экзотикой.

Чай в Англии

Широко известна английская чайная церемония, так называемый «five o'clock» (чай в Англии принято пить в 17 часов). Послеобеденное чаепитие в строго определенное время у европейцев является традиционной формой родственных и дружеских встреч.

Чай с молоком уже давно стал национальным напитком жителей островов Великобритании. Они доливают чай в молоко, а не наоборот. Чай с молоком обладает своеобразным приятным вкусом и является полезным для здоровья напитком. К чаю по-английски подают горячее молоко или подогретые сливки, мармелад, кексы, сухое печенье, небольшие пирожные или торт и маленькие закусочные бутерброды.

Чайный банкет

В России появился особый вид приглашения в гости — на чай. К чаю подавались пряники, леденцы, куличи, печенье, кренделя. После чая организовывались танцы, увеселительные мероприятия. Так родился новый вид приема гостей — чайный банкет.

Банкет-чай — особая форма банкета, который обычно организует женщина, приглашая своих подруг. Его продолжительность невелика — около 2 часов. Проводится, как правило, во время полдника.

Стол накрывается цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладется подходящая цветная салфетка. У каждого приглашенного чашка с блюдцем, чайная ложечка, пирожковая тарелочка, розетка для варенья, вилочка для фруктов. Самовар является символом всего банкета и создает определенный уют. За столом гостей обслуживает хозяйка, ей помогает дочь или близкая подруга.

За чаем принято активно беседовать. Чаепитие приятно сочетать с музицированием и танцами.

Чаепитие в России

Чаепитие на Руси — это признак хорошего тона, а задушевный застольный разговор за чаем — национальная черта, особенность России.

Известно, что чай впервые попал в Россию в качестве подарка царскому двору от монгольского Алтын-Хана в 1638 году. Существуют противоречивые мнения о том, как царь отнесся к этому иностранному блюду. Вероятнее всего, чай не очень понравился царю. Возможно, это произошло из-за того, что, подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка. Во всяком случае, покупка чая у Китая началась лишь в 70-х годах семнадцатого века.

Преподаватель: Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о выпечке.

Хлеб — всему голова.

Хлеб да капуста лиха не допустят.

(Ребята отвечают.)

Преподаватель: Народ сложил  пословицы и о чае:

•   Выпей чайку — забудешь тоску.

•   С чая лиха не бывает.

•   За чаем не скучаем — по три чашки выпиваем.

•   Чай не пить — на свете не жить.

•   Чай пить — не дрова рубить.

•   Чай не хмельное — не разберет.

•   Хлеб да соль — чай да сахар.

•   Хлебца купить не на что: с горя чаек попиваем.

•   Где нам, дуракам, чай пить.

Пословицы вы знаете, молодцы.

Поговорки:

  • Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
  • Если чай не пьешь, где силы берешь?
  • Чаем не насытишься, но душу помоешь, жажду утолишь.
  • После чая – на душе лето.
  • Чайных чашек три, а сила за троих.
  • Гость на гость – хозяину радость.
  • Просим на избу: красному гостю – красное место.
  • Будьте как дома – присаживайтесь.
  • Чайку откушать и гармошку послушать – милости просим.

татарские пословицы:

  • 1. Чаем не насытишься, но душу помоешь, жажду утолишь.
    2. После чая – на душе лето!
    3. Чайных чашек три, а сила за троих.

Давным-давно на Руси не было о хороших манерах, а правила общения людей закреплялись в пословицах и поговорках таких точных, что мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь восстановить полный текст пословиц или поговорки.

1. Гостю щей не жалей, а погуще (лей).
2. В чужом доме не будь приметлив, а будь
(приветливым).
3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя
(стоящего).
4. Гость часто за шапку берется – не скоро
 (уйдет).
5. Кто жаден до еды, тот дойдет до
(беды).
6. Хозяин весел – гости
(радостны).
7. Встречают гостя по платью,
(провожают) по уму.
8. Желанный гость
(не ждет).
9. Хочешь есть калачи, то не сиди на
(печи).

  1. “Мы за чаем не скучаем”,
  2.  “Пей чай – удовольствие получай”,
  3.  “Самовар кипит – уходить не велит”,
  4. “В этом доме и вода что мед”,
  5. “Хоть не богат, а гостям рад”.
  6. “Медный бес на стол залез,
    По бокам вода играет,
    В середине огонь толкает”
     (Самовар).

А кто еще знает о чае загадки, пословицы?

  1. - Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
    Никогда не ест, а только пьет,
    А как зашумит – всех приманит.
    (Самовар).

  1. - Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном.
    С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
    А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
    Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят.
    (Пирог).

  1. - Сами не едим, а людей кормим. (Ложка).
  2. - Не живое, а дышит. (Тесто в квашне).
  3. - В брюхе – баня, в носу – решето,
    На голове – пупок, всего одна рука, и та но спине.
    (Чайник).
  4. - Белый камень в воде тает. (Сахар).
  5. - Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу.
    Надоело мне квашня, посадите в печь меня!
    (Тесто).
  6. - Маленькое, сдобное колечко съедобное.
    Я одна тебя не съем, разделю ребяткам всем.
    (Бублик).
  7. - Чай пить – не дрова рубить.
  8. - Был бы пирог, найдется и едок.
  9. - Выпей чайку, забудешь тоску.
  10. - Мы люди не гордые, нету хлеба, подавай пироги.
  11. - Не красен обед пирогами, красен едоками.
  12. - От чая лиха не бывает.
  13. - Невелик пирог, да много за ним хлопот.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГБОУ СПО «АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

ИГРЫ-АУКЦИОНА  

«В мире экономики»

                                                                                                 Выполнила

                                                                                                         Преподаватель

                                                                                                   Е.А. Мягкова

                                                                                                 

Сампур,   2013 г.

Цель:

  • образовательная: закрепить знания, полученные в процессе обучения и отработать в ходе игры элементы использования банковского кредита и проведения аукциона; использовать межпредметные связи;
  • воспитательная: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность перед другими и за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний;
  • развивающая: развивать экономическое мышление.

Условия игры:  Формируются команды (по 4-5 человек). Команды придумывают название и эмблему (до 100 единиц за оригинальность).

Ход игры:

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Хотя каждый из нас постоянно вынужден решать те или иные экономические проблемы, подчас даже не подозревая или не задумываясь об этом, очень трудно однозначно ответить на вопрос о том, что же такое экономика.

Сегодня термин «экономика» используется чаще всего в трех основных значениях:

- все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д);

- совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил;

- науку (научную дисциплину), которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Становление экономики как науки ассоциируется с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля Стигарита (4 в. д.н.э.). Именно он разделил как отдельные направления экономику, как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства и хрематистику (науку об искустве торговли и наживы), осуждая последнюю. Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Впервые термин «экономика» был предложен в трудах другого древнегреческого мыслителя Ксенофонта (444-356 г.г. д.н.э.). В трудах древнегреческих мыслителей встречаются рассуждения о монете, о сущности цены и пропорций обмена, имеются зачатки теорий стоимости. Так Аристотель рассматривает как справедливую цену ту, которая включает затраты труда, необходимые на его производство. С другой стороны, он говорит о значении потребностей людей и о влиянии потребностей на стоимость товара.

Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

Экономика – важная и интересная наука. И никто уже не отрицает, что экономические знания и мышления – это требования сегодняшнего времени. Сталкиваясь с экономическими отношениями в ежеминутно меняющемся мире, только с помощью экономических знаний можно ответить на вопросы: «Как заработать деньги и разумно их потратить? По каким экономическим законам живёт общество и что нужно сделать, чтобы жизнь наша была достойной?»

Сегодня, мы постараемся, используя свои знания, дать ответ на некоторые вопросы экономики и попробуем самостоятельно выйти из сложной экономической ситуации победителями.

Содержание игры

Все участники перед началом игры получают в “банке” первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых (до окончания аукциона) в размере 1000 монет – игровых денежных знаков. Это означает, что после окончания аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 монет (1000 – сам кредит и 300 монет составляют 30% годовых от суммы кредита.

В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретённый вопрос приносит участнику определённый доход.

Перед очередным туром аукционист объявляет порядок проведения туров и характер предлагаемых лотов. Аукционист объявляет о том, что данный тур будет проходить по следующим правилам: аудитории задаётся конкретный вопрос из области экономики и маркетинга.

Право на ответ может купить любая из команд, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов. Первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 монет, а торговый (аукционный) шаг – 50 монет. Это означает, что торг ведётся суммами, кратными 50 монетам.

Команда, предложившая наибольшую сумму и купившая очередной лот, платит в банк сумму, за которую она купила этот выставленный лот. За правильный ответ на вопрос, который был куплен, команда получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 монет, в зависимости от сложности вопроса.

При неверном ответе на вопрос команда платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, уплаченные в банк за вопрос, не возвращаются.

Команда-участник, у которого закончились деньги, может с разрешения координатора взять в банке дополнительный кредит под 50 % годовых.

  1. ПЕРВЫЙ ТУР - открытый.

Оглашаются вопросы и их стоимость.

                                        ВОПРОСЫ:

  1. Что такое товар?   1000  (то, что удовлетворяет потребность или нужду человека и произведено для обмена или продажи)
  2. Что такое налог? 1000 (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований)
  3. Что такое эмиссия? 1000 (выпуск в обращение денежных знаков или эмиссионных ценных бумаг, печатание денег)
  4. Что такое рынок? 1000+1000+1000 (это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции;  совокупность существующих и потенциальных покупателей товара; территория, где происходит торговля, где можно купить и продать товар)
  5. Что такое дефицит? 1000 (спрос больше предложения)
  6. Что такое биржа? 1000 (юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг; место, где продают товар большими партиями)
  7. Что такое банк? 1000 (финансово-кредитное коммерческое юридическое лицо, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам; место, где хранят деньги и выдают кредит)
  8. Что такое себестоимость продукции? 1000 (затраты на производство и реализацию продукции)
  9. Состав статей калькуляции 3000 (сырьё, материалы, п/ф - за вычетом отходов; ЗПопр; дополнительная ЗПопр; ОТЧ; Рк.ц.; Рк.з.; Рн.э.; Рпр.; Рвп.)
  10. Что такое прибыль? 1000 (конечный финансовый результат деятельности фирмы, определяется как разность «выручка – затраты»)
  11. Что такое сдельная оплата? 1000 (оплата зависит от количества сделанной продукции и квалификации работника)
  12. Что такое заработная плата? 1000 (вознаграждение за труд)
  13. Что такое повременная оплата? 1000 (оплата за фактически отработанное время)
  14. Что такое цена? 1000 (денежное выражение стоимости товара)
  15. Что такое срок окупаемости? 1000 (период возврата капитала)

  1. ВТОРОЙ ТУР – полуоткрытый

       На продажу выставляется не конкретный вопрос, а определённый раздел экономики или маркетинга. Команда-участник узнаёт формулировку после покупки лота.

Основные категории маркетинга:

  1. Что такое нужда? 1000 (ощущение нехватки человеком чего-либо)
  2. Что такое обмен? 1000 (получение от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен)
  3. Дайте определение маркетинга 1000 (вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена)
  4. Что такое потребность? 1000 (нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида)
  5. Дайте определение сделки 1300 (коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами при наличии: двух ценных объектов, согласованных условий, времени, места)

Основные фонды предприятия:

  1. Дайте определение ОРФ 1500 (часть производственного капитала, овеществлённая в зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании и др. средствах труда, многократно участвующих в производстве и переносящих свою стоимость на готовый продукт долями, постепенно; предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и (или) стоимостью более 100 МРОТ)
  2. Износ основных средств, виды износа 1500 (старение, изнашивание и постепенная утрата объектами основных средств их полезных свойств в процессе производственного использования; моральный и физический)
  3. Что такое амортизация основных средств? 1500 (постепенное перенесение стоимости основных средств на стоимость выпускаемой продукции, работ, услуг)
  4. От чего зависит размер амортизационных отчислений? 1500 (сумма Ао=Пс*На/100; На=1/n; Пс-первоначальная стоимость, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту; На – норма амортизации, устанавливается в % от Пс; n – число лет полезного использования)
  5. Дайте определение показателям использования ОПФ: фондоёмкости и фондоотдаче 1500 (Фо – выпуск продукции на 1 руб. стоимости основных средств; Фо=объём выпущенной продукции/среднегодовую стоимость ОПФ; Фё – обратный Фо)

Труд и трудовые отношения:

  1. Дайте определение кадров предприятия, структура кадров 2000 (совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его состав; промышленно-производственный: рабочие – основные и вспомогательные; служащие: ИТР – специалисты и руководители; непосредственно служащие, МОП. Непромышленные: работники торговли, общепита, ЖКХ, медицинские и др.)
  2. Трудовые отношения 1500 (Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. Кроме этого, трудовые отношения могут возникать также на основе фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, даже если не был оформлен трудовой договор)
  3. Дайте определение производительности труда, показатели производительности труда 1500 (ПТ – это эффективность затрат труда при производстве единицы продукции; ПТ рассчитывается через выработку и трудоёмкость; В – объём продукции, производимый в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал; Ти – затраты рабочего времени на единицу произведённой продукции (величина обратная В))
  4. Дайте определение технологической операции, структура операции по трудовому признаку 1500 (Операция – это законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте; трудовые движения, действия, приёмы, комплекс приёмов)
  5. Отличие ФРВ от хронометража (ФРВ – наблюдение и замеры всех без исключения затрат времени в порядке их фактической последовательности, если в течение дня – ФРД; хронометраж – измерение затрат рабочего времени на выполнение основных и вспомогательных приёмов и движений)

Заработная плата:

  1. Дайте понятие ТСОТ и перечислите её элементы 1500 (ТСОТ – это совокупность норм, обеспечивающих распределение оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности ПП, условий, интенсивности, качества. Элементы: тарифная ставка (оклад), тарифная сетка, тарифные коэффициенты, тарифно-квалификационный справочник)
  2. Сдельная ФОТ, разновидности 1500 (размер денежного вознаграждения пропорционально выполненной работы, применяется где существуют натуральные показатели работы, зависит от количество продукции и квалификации работника; прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, сдельно-аккордная, сдельно-косвенная)
  3. Дайте понятие повремённой ФОТ, разновидности 1300 (величина заработка работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада); простая повремённая, повремённо-премиальная)
  4. Дайте понятие бестарифной системы оплаты труда 1500 (индивидуальные разработки по уровню зар.платы; ЗП каждого от директора до уборщицы представляет собой долю в фонде оплаты труда, ФОТ формируется после реализации продукции; разновидность БСОТ – контрактная система)
  5. Как организуется ЗП работников, обслуживающих несколько рабочих мест? 1500 (ЗП м/с выше, что объясняется большей интенсивностью и ответственностью ЗП м/с = ЗП о/с*nм/о*kм/о…)

  1. КОНКУРС КАПИТАНОВ (каждому по четыре теста)

(За правильный ответ 100 монет, за неправильный - 50 монет штраф в банк)

Выберите формы, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица:

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

Выберите формы, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица;

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

Какой из видов коммерческих юридических лиц не наделен общей правоспособностью:

а)        хозяйственное товарищество;    б)        унитарное предприятие;

в)        акционерное общество;               г)        производственный кооператив.

Интеллектуальный капитал человека формируется из:

а) трудового опыты человека и его образования;

б) образования и социального статуса человека;

в) его умственных способностей и образования;

г) всего вышеперечисленного.

По каким видам ценных бумаг получают дивиденды?

а) по акциям;   б) по облигациям;    в) по векселям;    г) по сертификатам.

Макроэкономика – это…

а) отрасль науки, изучающая экономику на уровне страны и мира;

б) отрасль науки, изучающая работу крупных производственных предприятий;

в) отрасль науки, изучающая движение финансовых средств;

г) нет правильного ответа.

Как называется вид реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида:

а) слияние;    в) разделение;    б) присоединение;    г) преобразование.

Как осуществляется размещение акций при учреждении открытого акционерного общества:

а)  по закрытой подписке;    б) между учредителями;

в)  по открытой подписке;    г)  размещение не осуществляется.

Учредительный(ые) документ(ты) акционерного общества — это:

а) положение;    б) устав;    

в) устав и учредительный договор;    г) учредительный договор.

Число членов кооператива не должно быть менее:

а)  1;                 б)  2;                 в)  3;                г)  5.

Деньги возникли как средство:

а) облегчающее обмен товарами;

б) сбережения богатства;

в) выражение ценности товара;

г) всего вышеперечисленного.

Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право её владельцу на получение доли прибыли, называется…

а) акция;             б) облигация;                в) вексель;                г) банкнота.

Как называется способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам:

а) выделение;         б) ликвидация;               в) преобразование;                 г) реорганизация.

Экономисты утверждают, что, чем выше производительность труда, тем:

а) меньше свободного времени у работников;

б) больше излишки, предназначенные для обмена;

в) меньше продолжительность жизни;

г) больше образованных людей.

Бартер – это …

а) обмен товара на деньги;        б) обмен одного товара на другой;

в) обмен товара на ценные бумаги.

Число членов закрытого акционерного общества по общему правилу должно быть не более:         а)  10;          б)  25;         в)  50;         г)  ограничений не установлено.

ООО  имеет в отношении имущества, переданного в качестве взноса в уставный  капитал:

а)  право собственности;        

б)  право оперативного управления;

в)  право собственности или право оперативного управления;

г)  право хозяйственного ведения.

Спрос зависит от:

а) цены товара;    б) доходов покупателя;    в) моды и сезона;    г) все ответы верны.

В натуральном хозяйстве:

а) выращивают овощи и фрукты;

б) производится всё, что нужно для жизни;

в) не используют вредные химические вещества;

г) товары покупают только на рынке.

Учредительным(и) документом(ами) общества с ограниченной ответственностью являются:

а) положение;        б)  устав;        в) устав и учредительный договор;        

г) учредительный договор.

  1. КОМАНДАМ СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ИЗ 5-10 ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛОВ.   Каждое правильное слово и определение  100 монет.

  1. ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ – каждая команда выбирает ребус (правильный ответ -1000 монет, целесообразно ограничить время на разгадывание ребуса)

РЕБУС №1. Разгадайте русскую пословицу, используя ключевые слова.

2        14        4        5        12        20,         1        2        3        12        6        5        12        20,

9        3        11        5        12      20           5             18              15              5            2          7        16        -

22        7                   8           12        3                 4        3        11        3        9        1        5

 10         14        4        7        16!

Ключевые слова:

10, 3, 11, 12, 5, 13 – денежное пособие, получаемое гражданином от государства после достижения им преклонного возраста и при условии, что он отработал определенное количество лет. (ПЕНСИЯ)

15, 7, 16 – весенний месяц, предвестник каникул. (МАЙ)

Целеустремленный менеджер – это тот, кто имеет перед собой четко поставленную 21, 3, 23, 20. (ЦЕЛЬ)

18, 9 – змея. (УЖ)

1, 2, 3, 4, 5, 6 – предоставление банком денег в долг частному лицу или предприятию на условиях возвратности и платности. (КРЕДИТ)

Для того, чтобы произвести товар необходимо приобрести ресурсы. Средства, израсходованные на ресурсы – есть 22, 7, 6, 2, 7, 6, 7. (ЗАТРАТА)

8, 19, 17, 14, 4, 7 – то, к чему стремимся, продавая товар или что-нибудь обменивая. (ВЫГОДА)

Пословица: РОДИСЬ, КРЕСТИСЬ, ЖЕНИСЬ И УМИРАЙ – ЗА ВСЕ ДЕНЕЖКИ ПОДАЙ!

РЕБУС №2. Расшифруйте сербскую пословицу, используя ключевые слова, и узнайте, как разбогатеть.

10        20        12        21        13                 16        2        9        1        6        11        2  14        13        14        18,                14        6        16        11        20        17                             19         6        10        6        7        6        22        ,        12        13        7

16        2        9        6        16        8        14        18        19        17        ,          14       6   16         11        20        17                   9        6        10        6        14        6        7.        

         

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – кредитное учреждение. (БАНК)

5, 4, 6, 3, 6, 7, 8, 4, 2 – наука о ведении хозяйства. (ЭКОНОМИКА)

12, 13, 4 – одна из форм безналичных денег. (ЧЕК)

14, 6, 15, 2, 16 – продукт труда, созданный для обмена. (ТОВАР)

17, 4, 6, 16, 18 – то, без чего корабль не может встать на стоянку. (ЯКОРЬ)

9, 2, 10, 6, 11 – ценная вещь, которую можно отдать, чтобы получить деньги в долг. При возврате денег вещь возвращается. (ЗАЛОГ)

19, 4, 20, 21, 2, 22 – ребенку, не желающему употреблять на завтрак кашу, говорят: “……. кашу”. (СКУШАЙ)

Пословица: ЛУЧШЕ РАЗБОГАТЕТЬ, ТОРГУЯ СОЛОМОЙ, ЧЕМ РАЗОРИТЬСЯ, ТОРГУЯ ЗОЛОТОМ.

РЕБУС №3. Разгадайте пословицу, используя ключевые слова.

9                 17        13        3        15        5        2        16        6                       3             13                 

8        10        12        18        12        ,      2                    1        13         4                 3      6             11                 

12        13        16                   1        7        14        13        13.                  

Ключевые слова:

1, 2, 3, 22 – учреждение, которое собирает, хранит, накапливает, а также дает деньги в долг. (БАНК)

9, 10, 11, 7 – антоним слова “мокро”. (СУХО)

5, 26, 7, 8 – старинная монета на Руси, равная 2 копейкам. (ГРОШ)

13, 14, 15 – природный ресурс, на который спрос увеличивается под Новый год. (ЕЛЬ)

4, 6, 16, 2 – времена года, когда особенно повышается спрос на зимнюю одежду. (ЗИМА)

17, 18, 12, 13, 14 – птица с длинным и крепким клювом, которую называют санитаром леса. (ДЯТЕЛ)

Пословица: С ДЕНЬГАМИ НЕ ШУТЯТ, А БЕЗ НИХ ТЕМ БОЛЕЕ.

РЕБУС №4. Расшифровав ребус при помощи ключевых слов, укажите какие основные вопросы решает экономика.

7        4        8        7        19        8        16        6        3                  

1        12        7        8        7        6        3        23        9        4        12        3        2        3

13        15        7        17        14        9        6        11        6        3                                    

5        19        14        5        21        10        4        5        :                 23        10        7        ,

12        11        12                 3                 20        14        5                 12        7        24        7

13        15        7        3        18        19        7        20        3        10        22.        

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 4, 3, 5 – выпуск бумажных денег и монет. (ЭМИССИЯ)

15, 16, 17, 11 – природный ресурс, обитающий в воде и не издающий никаких звуков. (РЫБА)

21, 11, 8, 22 – денежная единица Китая. (ЮАНЬ)

12, 11, 13, 3, 10, 11, 14 – то, что необходимо для открытия предприятия. (КАПИТАЛ)

23, 11, 4 – то, при помощи чего измеряется время. (ЧАС)

6, 7, 8, 9, 10, 11 – металлические деньги. (МОНЕТА)

18, 11, 19,7, 20 – предприятие, производящее станки, оборудование и др. (ЗАВОД)

24, 15, 7, 30 – древнерусская медная монета. (ГРОШ)

Главные вопросы экономики: ОСНОВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ЯВЛЯЮТСЯ: ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ. 

РЕБУС №5. Расшифровав русскую пословицу, вы узнаете совет, как быть бережливым.

4        17        11                 16        7        9        14        3        10                          3        6                 1        6        7        6        8        6        17,                  5        2        12         

7        18        1        15        13                3        6                 5        17        11        9        17.         Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – учреждение, функцией которого является хранение денег, кредитование. (БАНК)

5, 1, 6, 7, 6, 8, 6, 3, 9, 6 – деньги, которые население откладывает на большую покупку. (СБЕРЕЖЕНИЕ)

7, 10, 3, 11, 4 – место торговли, обмена товарами и услугами. (РЫНОК)

12, 13, 5, 11 – ресурс, используемый для производства колбасных изделий. (МЯСО)

2, 14, 2, 3, 5 – часть денежных средств выдаваемых в счет предстоящих платежей. (АВАНС)

3, 2, 15, 11, 16 – обязательный платеж государству. (НАЛОГ)

16, 11, 5, 18, 19, 2, 7, 5, 17, 14, 11 – территория, которую объединяет общий язык, интересы, законы, обычаи. (ГОСУДАРСТВО)

Пословица: КТО ГРИВНЫ НЕ БЕРЕЖЕТ, САМ РУБЛЯ НЕ СТОИТ.

6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте экономические определения (каждый правильный ответ 50 монет)

1). ОК + НЫР = система добровольного обмена между покупателями и продавцами (РЫНОК).

2). РАК + АМ + ЯР = организованный, периодически функционирующий рынок (ЯРМАРКА).

3). НЕДРА + РОТА = лицо, которое получает во временное владение и пользование объект (АРЕНДАТОР).

4). ТЕСТО + МИР + САН = набор одноимённой продукции, конктретизируемой по наименованиям, видам, сортам  (АССОРТИМЕНТ).

5). Я + ВИЛИ + АЦИ + ЗИЦ = уровень развития человеческого общества (ЦИВИЛИЗАЦИЯ).

6). ПЕ + ТРОСТЬ + БОН = нужда в чём либо (ПОТРЕБНОСТИ).

7). КАБАН + ТОН = разновидность бумажных денег (БАНКНОТА).

8). ТОН + КРАБ = несостоятельный должник (БАНКРОТ).

9). ТИРЕ + ДОРК = займодавец (КРЕДИТОР).

10). ЖЕСТЬ + СПОСОБ + ПАН + ТЕЛО = возможность физического или юридического лица своевременно выполнить свои финансовые (ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ).

7. ИТОГИ подводятся путём подсчёта сумм накопленных у команд. (Чем больше сумма остатка (доход – расход) тем выше место команды)

Перед игрой на доске чертим таблицу, в которой фиксируем результаты игры.

1. Исчисляется подоходный налог с прибыли.

2. Возвращается в банк кредит с 30 % годовых.

3. Подводятся итоговые суммы.

4. Определяются команды-участники с наибольшей суммой выигрыша.

5. Оцениваются результаты по пятибалльной системе.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вопросы в турах ориентировочные. В зависимости от пройденных тем они изменяются или дополняются аукционистом-преподавателем.

Тесты для капитанов команд (приложение 1) и ребусы (приложение 2) выдаются командам для работы на листах.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА для наглядности представлена подробно в презентации.

Приложение 1.

Тестовые вопросы для капитанов команд.

Выберите формы, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица:

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

Выберите формы, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица;

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

Какой из видов коммерческих юридических лиц не наделен общей правоспособностью:

а)        хозяйственное товарищество;

б)        унитарное предприятие;

в)        акционерное общество;

г)        производственный кооператив.

Интеллектуальный капитал человека формируется из:

а) трудового опыты человека и его образования;

б) образования и социального статуса человека;

в) его умственных способностей и образования;

г) всего вышеперечисленного.

По каким видам ценных бумаг получают дивиденды?

а) по акциям;        б) по облигациям;        в) по векселям;        г) по сертификатам.

Макроэкономика – это…

а) отрасль науки, изучающая экономику на уровне страны и мира;

б) отрасль науки, изучающая работу крупных производственных предприятий;

в) отрасль науки, изучающая движение финансовых средств;

г) нет правильного ответа.

Как называется вид реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица:

а) слияние;    в) разделение;    б) присоединение;    г) преобразование.

Как осуществляется размещение акций при учреждении открытого  ОАО акционерного общества:

а)  по закрытой подписке;        б) между учредителями;

в)  по открытой подписке;        г)  размещение не осуществляется.

Учредительный(ые) документ(ты) акционерного общества - это:

а) положение;        б) устав;        

в) устав и учредительный договор;                г) учредительный договор.

Число членов кооператива не должно быть менее:

а)  1;                б)  2;                в)  3;                г)  5.

Деньги возникли как средство:

а) облегчающее обмен товарами;        б) сбережения богатства;

в) выражение ценности товара;        г) всего вышеперечисленного.

Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право её владельцу на получение доли прибыли, называется…

а) акция;        б) облигация;        в) вексель;                г) банкнота.

Как называется способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам:

а) выделение;        б) ликвидация;        в) преобразование;        г) реорганизация.

Экономисты утверждают, что, чем выше производительность труда, тем:

а) меньше свободного времени у работников;

б) больше излишки, предназначенные для обмена;

в) меньше продолжительность жизни;

г) больше образованных людей.

Бартер – это …

а) обмен товара на деньги;        

б) обмен одного товара на другой;

в) обмен товара на ценные бумаги.

Число членов закрытого акционерного общества по общему правилу должно быть не более:

а)  10;        б)  25;        

в)  50;        г)  ограничений не установлено.

ООО  имеет в отношении имущества, переданного в качестве взноса в уставный  капитал:

а)  право собственности;

б)  право оперативного управления;

в)  право собственности или право оперативного управления;

г)  право хозяйственного ведения.

Спрос зависит от:

а) цены товара;                б) доходов покупателя;                

в) моды и сезона;                г) все ответы верны.

 

В натуральном хозяйстве:

а) выращивают овощи и фрукты;

б) производится всё, что нужно для жизни;

в) не используют вредные химические вещества;

г) товары покупают только на рынке.

Учредительным(и) документом(ами) общества с ограниченной ответственностью являются:

а) положение;        б) устав;

в) устав и учредительный договор;                г) учредительный договор.

Приложение 2. 

Ребусы для команд.

РЕБУС №1.

Разгадайте русскую пословицу, используя ключевые слова.

2        14        4        5        12        20,         1        2        3        12        6        5        12        20,

9        3        11        5        12      20           5             18              15              5            2          7        16        -

22        7                   8           12        3                 4        3        11        3        9        1        5

10         14        4        7        16!

Ключевые слова:

10, 3, 11, 12, 5, 13 – денежное пособие, получаемое гражданином от государства после достижения им преклонного возраста и при условии, что он отработал определенное количество лет.

15, 7, 16 – весенний месяц, предвестник каникул.

Целеустремленный менеджер – это тот, кто имеет перед собой четко поставленную 21, 3, 23, 20.

18, 9 – змея.

1, 2, 3, 4, 5, 6 – предоставление банком денег в долг частному лицу или предприятию на условиях возвратности и платности.

Для того, чтобы произвести товар необходимо приобрести ресурсы. Средства, израсходованные на ресурсы – есть 22, 7, 6, 2, 7, 6, 7.

8, 19, 17, 14, 4, 7 – то, к чему стремимся, продавая товар или что-нибудь обменивая.

РЕБУС №2. 

Расшифруйте сербскую пословицу, используя ключевые слова, и узнайте, как разбогатеть.

10        20        12        21        13                 16        2        9        1        6        11        2  14        13        14        18,                14        6        16        11        20        17                             19        6        10        6        7        6        22        ,        12        13        7

16        2        9        6        16        8        14        18        19        17        ,        14        6  16        11        20        17                   9        6        10        6        14        6        7.        

                   

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – кредитное учреждение.

5, 4, 6, 3, 6, 7, 8, 4, 2 – наука о ведении хозяйства.

12, 13, 4 – одна из форм безналичных денег.

14, 6, 15, 2, 16 – продукт труда, созданный для обмена.

17, 4, 6, 16, 18 – то, без чего корабль не может встать на стоянку.

9, 2, 10, 6, 11 – ценная вещь, которую можно отдать, чтобы получить деньги в долг. При возврате денег вещь возвращается.

19, 4, 20, 21, 2, 22 – ребенку, не желающему употреблять на завтрак кашу, говорят: “……. кашу”.

РЕБУС №3.

Разгадайте пословицу, используя ключевые слова.

9                 17        13        3        15        5        2        16        6                       3             13                 

8        10        12        18        12        ,      2                    1        13         4                 3      6             11                 

12        13        16                   1        7        14        13        13.        

         Ключевые слова:

1, 2, 3, 22 – учреждение, которое собирает, хранит, накапливает, а также дает деньги в долг.

9, 10, 11, 7 – антоним слова “мокро”.

5, 26, 7, 8 – старинная монета на Руси, равная 2 копейкам.

13, 14, 15 – природный ресурс, на который спрос увеличивается под Новый год. 4, 6, 16, 2 – времена года, когда особенно повышается спрос на зимнюю одежду.

17, 18, 12, 13, 14 – птица с длинным и крепким клювом, которую называют санитаром леса.

РЕБУС №4.

Расшифровав ребус при помощи ключевых слов, укажите какие основные

вопросы решает экономика.

7        4        8        7        19        8        16        6        3                  

1        12        7        8        7        6        3        23        9        4        12        3        2        3

13        15        7        17        14        9        6        11        6        3                                    

5        19        14        5        21        10        4        5        :                 23        10        7        ,

12        11        12                 3                 20        14        5                 12        7        24        7

13        15        7        3        18        19        7        20        3        10        22.        

 Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 4, 3, 5 – выпуск бумажных денег и монет.

15, 16, 17, 11 – природный ресурс, обитающий в воде и не издающий никаких звуков.

21, 11, 8, 22 – денежная единица Китая.

12, 11, 13, 3, 10, 11, 14 – то, что необходимо для открытия предприятия.

23, 11, 4 – то, при помощи чего измеряется время.

6, 7, 8, 9, 10, 11 – металлические деньги.

18, 11, 19,7, 20 – предприятие, производящее станки, оборудование и др.

24, 15, 7, 30 – древнерусская медная монета.

РЕБУС №5.

Расшифровав русскую пословицу, вы узнаете совет, как быть бережливым.

4        17        11                 16        7        9        14        3        10                          3        6                 1        6        7        6        8        6        17,                  5        2        12         

7        18        1        15        13                3        6                 5        17        11        9        17.

        Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – учреждение, функцией которого является хранение денег, кредитование.

5, 1, 6, 7, 6, 8, 6, 3, 9, 6 – деньги, которые население откладывает на большую покупку.

7, 10, 3, 11, 4 – место торговли, обмена товарами и услугами.

12, 13, 5, 11 – ресурс, используемый для производства колбасных изделий.

2, 14, 2, 3, 5 – часть денежных средств выдаваемых в счет предстоящих платежей.

3, 2, 15, 11, 16 – обязательный платеж государству.

16, 11, 5, 18, 19, 2, 7, 5, 17, 14, 11 – территория, которую объединяет общий язык, интересы, законы, обычаи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...