Замыслить Христа мог только Христос. (разработка урока для ОПК, 4 класс)
план-конспект урока на тему

Трунова Светлана Владимировна

Урок носит познавательно-творческий характер. В ходе урока происходит не только усвоение, но и личностное переосмысление детьми знаний об Иисусе Христе и Кресте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamyslit_khrista_mog_tolko_khristos.docx62.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Христос и Его Крест»

Особенность урока - урок интегрированный. Культурологические аспекты

                                      предмета «ОПК» с одной стороны и аспекты теологии и

                                      богословия – с другой. В проведении урока участвует

                                      настоятель Прихода Храма Святого апостола

                                      Андрея Первозванного иерей Роман Капитанюк.

Художественно-педагогическая сверхзадача – постижение. 

        Урок носит познавательно-творческий характер. В ходе урока происходит не только усвоение, но и личностное переосмысление детьми знаний об Иисусе Христе и Кресте.

Тип урока – УРОК-ПАНОРАМА  

        Детям предоставляется широкий обзор, позволяющий охватить взглядом и мыслью большой круг понятий, произведений и образов.

ЦЕЛЬ – постижение смысла того, для чего Бог стал человеком (Боговоплощение)

В ходе урока перед учениками ставятся следующие ЗАДАЧИ:

- познакомиться с моментом рождения Христа, с его детством и юностью;

- уяснить, почему Христос не уклонился от казни и что такое «Голгофа»;

- изучить символику креста;

- найти ответ на вопрос: «В чём заключалась жертва  Христа?»

- запомнить визуальные образы Иисуса Христа: иконный, живописный,

  кинематографический;

- понять, почему игральные карты в христианском мире считаются грехом

Оборудование – экран телевизора, подключенный к компьютеру, музыкальный центр.

Эпиграф к уроку:  «Его жизнь была святой, Его слово – истинным, и весь Его

                                   характер Был воплощением Истины. Никогда не было в мире

                                   более истинного, более подлинного человека, чем Иисус

                                   из Назарета»

ХОД УРОКА:

       На перемене – показ мультфильма «Твой Крест». Цель: ввести детей в тему урока и напомнить сюжет этого мультфильма, показанный на предыдущем уроке.

       Если нет возможности посмотреть мультфильм тогда можно прочитать на уроке рассказ Бориса Ганаго «Добровольный крест» (см. Приложение 2.)

Организационный момент.

Слайд № 1.

Учитель – Сегодня на доске вы не видите написанной темы урока. Это не

                   оплошность учителя. Это тактический ход, приём. Я хочу, чтобы вы

                   сами догадались, о чём или о ком пойдёт сегодня речь, и попытались

                   определить тему урока. На слайде вы можете прочитать эпиграф к нашему уроку – он может стать для вас подсказкой.

Слайд № 2.

Предполагаемый результат: дети не смогут уверенно сказать о ком или о чём пойдёт речь на уроке.

Учитель – Православный христианин утро и любое дело начинает с молитвы. Вот

                   и мы, с вами, урок  «Основы православной культуры» начнём с

                   православной молитвы для того, чтобы догадаться, какова тема нашего

                   урока. Послушайте утреннюю молитву, читает которую иеродиакон

                   Пахомий.

Звучит трек № 3, диск «Молитвы утренние и на сон грядущий»

Учитель – Я повторяю свой вопрос: «О чём или о ком пойдёт сегодня речь?»

Предполагаемый результат: дети назовут имя «Иисус Христос» и смогут написать это на доске.

Учитель – Вы правильно определили, чьё имя должно быть в формулировке темы

                   нашего урока. Скажите, допустимо будет оставить только «Христос»?

                   Понятно, о ком будет идти речь?.. Но это ещё не полная формулировка

                   темы урока. Напишем «и», а теперь попытаемся быстро разгадать

                   кроссворд, в котором будут зашифрованы нужные нам слова…

                   Уложиться нужно во время, пока звучат колокола православного храма.

Трек 15, «Будничный звон», диск «Музыка русского неба»

Если дети не успевают решить кроссворд, то для прослушивания включается колокольный звон, который будет вновь использован на следующем уроке

(урок № 8 - «Пасха»)

трек № 4 «Пасхальный звон»

       Кроссворд написан на доске, листах, разложенных на партах, и составлен так, чтобы дети применили знание терминов и понятий, изученных на прошлых уроках.

Слайд № 3.

       Один из учеников выходит к доске

и дописывает тему урока. Предполагаемый результат: имя «Христос» будет написано с заглавной буквы, а вот  слова «крест» и «его» - с маленькой. Объяснить, почему корректнее и уважительнее по отношению к православным христианам, писать эти слова следует с заглавной буквы. Поправить. Показать слайд с законченным эпиграфом. Рассказать, почему написано «Иисус из Назарета» (ведь чудесное Рождение Спасителя произошло в городе Вифлеем)

В яслях лежит Ребенок.

Матери нежен лик.

Слышат волы спросонок

Слабенький детский крик.

Придет Он не в блеске грома,

Не в славе побед земных,

Он трости не переломит

И голосом будет тих.

Не царей назовет друзьями,

Не князей призовет в совет –

С галилейскими рыбаками

Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,

В узилища не запрет,

Но Сам, распростерши руки,

В смертельной муке умрет.

(Александр Солодовников)

Иерей Роман - рассказ о земной жизни Христа, раскрытие смысла того, для чего

                         Бог стал человеком, объяснение того, почему Христос не уклонился

                         от казни и в чём выражается Его Жертва?

Если урок проводится только учителем:

Учитель – Давайте, ребята, постараемся понять, что такое БОГОВОПЛОЩЕНИЕ.

                   Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ.

                   Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца.

Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он во-человечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому  Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком.

Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом.

Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть).

Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом.

Посмотрите каким бывает образ Христа на иконах, картинах и в кинематографе.

Слайды № 4- 12

Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти.

Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог – там вечная жизнь и нет места для смерти. И все же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе.

Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.

В наше время гора Голгофа является частью Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Слайды с № 14-17

ЖЕРТВА ХРИСТА.

Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал.

Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.

Евангелие так передает ответы Христа Его судье - Понтию Пилату:

«Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее».

Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.

Слайды с № 24-26.

РАСПЯТИЕ.

Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом  сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней…

На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу. Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.

Из Библии. Слова казнимого Христа:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!..  Отче! прости им, ибо не знают, что делают»

СИМВОЛИКА КРЕСТА.

На православном кресте есть три поперечные перекладины.

Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» - потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» - из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.

К нижней перекладине были прибиты ноги Христа. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева.

Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.

У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня как мачта.

Дополнительная информация о крестах – слайды с № 27-50

Игральные карты. Почему это грех?

Слайд № 54

Учитель - Тот, кто изобрёл игральные карты изначально задумал это как

                   осквернение Господа. Все четыре картежные "масти" подразумевают не

                  что иное, как крест Христов вместе с другими равнопочитаемыми у

                  христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть

                  всё то, что было орудиями страданий и смерти

                  Божественного Искупителя.

                                                             

        Так называемые "игральные карты", имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесо-общения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами - врагами Бога. И по невежеству многие люди, перекидываясь "в дурака", позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста "трилистника", то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее небрежно со словами "трефа", что в переводе с идиш означает "скверный" или "нечисть".

        Картежная масть "вини", или иначе "пики", хулит евангельскую пику, то Как предсказывал о Своем прободении Господь, устами пророка Захарии, что "воззрят на Того, Которого пронзили" (12:10), так и произошло: "один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра" (Ин. 19:34).

        Картежная масть "бубны" хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь о своем гвоздичном пропятии, устами псалмопевца Давида, что "пронзили руки Мои и ноги Мои" (Пс. 22:17)

Слайд № 51.

Задание в тетради: «Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую

                                   его частей»

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать текст с.24-27

Для реализации цели урока были использованы:

  1. Учебник «ОПК» для 4-5 кл. (автор А.В.Кураев), стр.
  2. CD «ОПК, 4-5 кл.» (электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева)
  3. CD «Молитвы утренние и на сон грядущий»(чтец: иеродиакон Пахомий Брусков)

          трек № 3.

  1. CD «Музыка русского неба»
  2. Метод.рекомендации по реализации модуля ОПК, стр. 23-24.

          (Тамбов: изд-во ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников

          образования», 2010 г.)

  1. Глоссарий модуля ОПК , стр.7-8. (Тамбов: изд-во ТОГОАУ ДПО «Институт

          Повышения квалификации работников образования», 2010 г.)

6.       Презентация Microsoft Power Point – видеоряд на тему «Христос и Его Крест»

          (Интернет ресурсы, сайты: pravoslavie.ru  и pravmir.ru )

СЛОВАРИК  для урока «Христос и Его Крест»

ПОВТОРЯЕМ:

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые - поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

           Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.

           Обращение к Богу называется молитва.

           Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.

           Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад.

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги», их насчитывается 77.

ЗАПОМИНАЕМ:

  1. Воплощение Бога в человека – соединение Богом с Собой человеческого тела и человеческой души из-за любви к людям, ради их спасения. Бог стал Богочеловеком и пришёл в мир людей.

  1. Рождество Христово – один из главных двунадесятых христианских праздников в честь рождения Богочеловека – Иисуса Христа, отмечающийся христианами уже более 2000 лет. Иисус Христос, Спаситель человечества, родился в Вифлееме. У православных христиан этот великий праздник

отмечается 7 января.

  1. Крест Христов – орудие пыток и казни Иисуса Христа, а также – знак любви Бога к людям, за которых он принял мученическую смерть, а на третий день по Писанию – воскрес из мёртвых. Крест Христа Спасителя положил начало царству добра, стал величайшей победой над злом.

  1. Крест бывает:  
  • как венец на куполах православных храмов,
  • напрестольный,
  • на просфорах – церковных хлебах,
  • крещенский на водах,
  • кладбищенский,
  • наперсный,
  • поклонный,
  • нательный,
  • «Андреевский»
  • «Петровский»

5. Голгофа – название горы, на которой был распят Иисус Христос.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  КРОССВОРД (повторение пройденных понятий, введение в тему урока и определение названия урока)

Е

В

А

Н

Г

Е

Л

И

Е

Р

Е

Л

И

Г

И

Я

М

О

Л

И

Т

В

А

К

Н

И

Г

И

Т

Р

А

Д

И

Ц

И

И

Ц

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

Х

Р

И

С

Т

И

А

Н

Е

О

Т

Ч

Е

Н

А

Ш

1. Название 4-х книг, которые являются частью Библии. В переводе с греческого языка «благая (добрая) весть».

2. Это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок – рядом с человеком и

    выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи…

3. Обращение к Богу.

4. На древнем греческом языке это слово звучит как «Библия». Всего их насчитывается 77.

5. То, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем

    будет бережно передано младшим поколениям. Они основаны на таких вечных понятиях, как добро, честь, справедливость,

    милосердие. 

6. То, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Бывает материальная и духовная.

7. Это люди, которые являются последователями Иисуса Христа: верящие в Него, принявшие Его Учение.

8. Самая известная православная молитва.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  КРОССВОРД (раздаточный материал для урока)

1.

2.

3.

                                                                                     

4.

5.

6.

7.

8.

1. Название 4-х книг, которые являются частью Библии. В переводе с греческого языка «благая (добрая) весть».

2. Это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок – рядом с человеком и

    выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи…

3. Обращение к Богу.

4. На древнем греческом языке это слово звучит как «Библия». Всего их насчитывается 77.

5. То, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем

    будет бережно передано младшим поколениям. Они основаны на таких вечных понятиях, как добро, честь, справедливость,

    милосердие. 

6. То, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Бывает материальная и духовная.

7. Это люди, которые являются последователями Иисуса Христа: верящие в Него, принявшие Его Учение.

8. Самая известная православная молитва.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

                                                                                                                    Борис Ганаго

ДОБРОВОЛЬНЫЙ КРЕСТ

         Жил в деревне парень по имени Матвей. Он, как говорят, всем взял: и высок, и красив, и работник прекрасный, да и гитарист в придачу. Выйдет вечером с гитарой, сядет на брёвна, соберутся возле него парни и девушки: тут и смех, и шутки, и песни.

         А как появится Ксюша-запевала, то и старики выходили послушать. Голос у Ксюши, что твой соловей – лучше и в Москве не сыщешь! Матвей заглядывался на неё – хороша девка, но знал, что она человек серьёзный, тут сразу надо жениться. А матвею это пока было ни к чему, не нагулялся ещё. Ксюша втайне давно была влюблена в Матвея, но держала себя с ним строго, виду не показывала. Раз он всё-таки сказал:

        - А может быть, мы с тобой, Ксюшенька, поженимся? Ради тебя готов одеть на себя семейные оковы.

        - Нет, - говорит, - добрый молодец, не такой мне муж нужен. Я хотела бы быть для него единственной, а ты можешь и на свадьбе меня с кем-нибудь перепутать.

        Случилось несчастье. Во время покоса попала девушка под колёса трактора. Отвезли её в больницу – вернулась без ноги, на костылях. Перестала Ксюша водить хороводы, и голос её затих…Долго переживала и плакала, но раз Бог дал жизнь – надо жить.

         Но не забыл Матвей бывшую певунью. Как-то пришёл к ней и опять сказал:

        - Давай, Ксюшенька, мы с тобой поженимся. Как случилась с тобой беда, понял я, что нет мне без тебя жизни.

        - Я с двумя-то ногами боялась за тебя выходить, - невесело пошутила Ксюша, - а уж с одной – совсем тебя не догонишь.

        - А не придётся догонять, - отвечал Матвей, а сам себя к тебе навек привязал.

        Долго упрашивал он любимую, и наконец, добился. Дала она ему своё согласие.

        Как узнали об этом его родители, набросились на сына, образумить хотели:

        - Ну, какая она жена будет? Ни пол помыть, ни грядку вскопать…

        Ледяные слова запали в душу, но вспомнил дорогое лицо, улыбку, и все страхи, которыми его пугали, рассеялись. Лишь бы видеть её!

        - Под венец с другой не пойду, - заявил он твёрдо отцу и матери, - а жить мы с ней будем отдельно, так что сами обо всём договоримся.

        Поворчали-поворчали родители и благословили. Всё произошло, как положено: и сваты приезжали, говоря: «у вас – товар, у нас – купец», и венчание в храме, и свадьба была тихая, как Ксюша просила.

        Жили в радости. Ксюша изо всех сил старалась управиться, пока мужа дома не было, а Матвей торопился всё успеть сделать, чтобы она не надрывалась.

        Соседи головами качали, видя, как Ксения на костылях к магазину ковыляет: какой крест на себя взвалил Матвей! Разве на селе мало девок здоровых, одна другой лучше!

        А для них лучше друг друга никого не было. Как встретятся, лица их так и засияют. Так и жили бы они в трудах и заботах, да Господь послал к ним гостей нежданных.

        Приехала в село иностранная делегация посмотреть, как народ живёт-трудиться. Показали им поля, фермы, потом застолье устроили. Тосты стали говорить, в том числе и за широкую душу женскую. Тут кто-то из старичков встал на защиту мужчин – чем они хуже? И рассказал историю про Матвея и Ксюшу.

        Захотелось гостям познакомиться с ними. Привели их в хату молодых, видят, красавец-богатырь. А хозяйка, хоть и лицом и станом пригожа, да без костылей шагу ступить не может.

        Конечно, и здесь без застолья не обошлось – славянская душа для всех распахнута. А среди иностранцев врач-протезист оказался. Спросил он Ксюшу, почему она протезом не пользуется. Та объяснила – тяжёлый, мол, он, с ним одно мученье. Попросил врач разрешения ногу посмотреть, мерку зачем-то снял, да и уехал.

        Прошло время. О гостях уже забыли давно, да вдруг посылку на имя Ксюши приносят. Открыла её, а там – протез. Примерила робко. Смотрит – гибкий, лёгкий, как своя нога. Прошлась – и не захромала, даже потанцевать попробовала – получилось!

        Тут Матвей вернулся. Она к нему – бегом, да на шее повисла, соова сказать не может, сама слезами радости заливается.

Вопросы:

  1. Какой крест у Матвея? А у Ксюши?
  2. Кто помогает им нести крест?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...