коррекционное занятие
методическая разработка (5 класс) на тему

коррекционное занятие "Народные ремесла Кубани"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnoe_zanyatie.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие «Народные ремёсла Кубани».

Цели:         

- Расширение и уточнение знаний учащихся о ремеслах Кубани.          

 - Приобщение  детей к историческим и духовным ценностям родного края.

- Воспитание уважение к культурным и национальным традициям.

- Развитие творческих способностей.

- Развитие мелкой моторики.

Оборудование: толковый словарь, пословицы и поговорки о ремеслах, изделия народных промыслов (крынка, вязаные носки, рушник, плетеная корзина), ткань (мешковина),  тесьма, фурнитура, ножницы, клей ПВА, магнит, образец сувенира «Крынка».

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы «окунемся» в далекое прошлое, в то время, когда предметы быта и одежду изготавливали своими руками мастера – ремесленники.

  1. Введение в тему.

Жил Князь. И был он так богат,

Что и не снилось нам!

Но все - от шлема и до лат

Себе он делал сам.

Он мог доспехи заказать

В любой чужой стране,

А если - нет, то с боем взять,

Сражаясь на войне.

Но был он, видно, из числа

Князей не рядовых -

Владел он тайной ремесла

Людей мастеровых…

Ребята, как вы думаете, что означает слово «ремесло»?

(ответы детей)

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка.

Ремесло - профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.

Ремесло́ - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

До наших дней сохранилось множество ремёсел. Предки наших земляков принесли секреты своих ремесел из России, Украины, с Кавказа. Ремесла прижились в тех районах Краснодарского края, где были природные материалы, которые использовали мастера. Жители станиц, расположенных в низовьях Кубани и у берегов Азовского моря занимались строительством лодок и плетением сетей. В лесокогорных районах мастера занимались изготовлением бочек, телег, а в степных районах – изделия из шерсти и кожи.

На Кубани всегда ценилось искусство вышивания. Вышитые узоры,  не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

Одним из древнейших народных промыслов Кубани было лозоплетение, завезенное черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы.

В народе о ремеслах и ремесленниках сложено много пословиц. Попробуйте  понять их скрытый смысл:

  • Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.
  • Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом.
  • Мастерство везде в почете.
  • Работнику алтын, а подрядчику полтина.
  • Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
  • Без меры и лаптя не сплетешь.
  1. Практическое задание.

Изделия народных промыслов - в первую очередь функциональные, но сегодня часто носят сувенирный характер.

Сегодня на занятии мы изготовим сувенир из ткани «Крынка». Для работы нам понадобятся: ткань (мешковина),  картон, фурнитура, ножницы, клей «Дракон», магнит.

Динамическая пауза

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем. Отгадайте загадки  о ремесленниках,  покажите  ответ действиями.

Изготовлю вам из глины:

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое….(ГОНЧАР)

Путешествую по свету,

Я объехал уж весь мир.

Я привез меха, конфеты,

Ткани: шелк и кашемир.

Угадайте ж, наконец,

Ремесло мое….(КУПЕЦ)

Нужен вам половик

 Или ткань красивая,

 Изготовлю в один миг.

Управляюсь лихо,

Ремесло мое…(ТКАЧИХА)

Надо лошадь подковать,

Изготовить ключ к замку,

Что угодно – все смогу.

Даже меч – кладенец,

Ремесло мое - ….(КУЗНЕЦ)

Сколочу вам лавку, стол,

Да еще скамейку.

Вовсе не охотник,

А самый лучший ….(ПЛОТНИК)

Я из пушистой шерсти

Напряду вам пряжи.

Смотаю все в клубочки

и свяжу носочки,

иль теплую рубаху,

потому что…(ПРЯХА)

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила безопасного труда при работе с колющими и режущими инструментами.

Требования безопасности во время работы:

-содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;

-будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;

-не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;

-свет на вашу работу должен падать с левой стороны;

-положение   тела   при   работе   должно   быть   удобным,   расстояние   до выполняемой работы должно быть 25-30 см;

-кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

-следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом;

-передавайте ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.

Выполнение работы:

  1. Возьмите в руки шаблон крынки, приложите его к ткани и обведите карандашом.
  2.  Вырезанную из мешковины крынку приложите к смазанному клеем картонному шаблону.
  3.  После того как изделие высохнет, оформите его тесьмой, лентами и цветами.
  4.  С обратной стороны приклейте клеем «Дракон» магнит.
  5.  Ваш сувенир готов!

Народная культура ярко проявляет себя в народном промысле. Изделия русских мастеров, являясь проявлением народной культуры, украшают интерьеры жилищ и в России, и за рубежом. Ценность их при этом остаётся - ведь они продолжают народную традицию.

  1. Подведение итогов.

Закончить занятие мне бы хотелось известным стихотворением  Родари Джанни «Чем пахнут ремесла?»

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идёшь мастерской, –
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Чему научились?

Понравилось ли сегодняшнее занятие?

Используемая литература:

Мирук М. В. Кубановедение. Учебник для 3-4 классов/ М. В. Мирук,  Е. Н. Еременко,  Т.А. Науменко, Н.Я Паскевич. - Краснодар : Перспективы образования, 2007.

Интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/14/itogovoe-zanyatie-po-priobshcheniyu-detey-k-russkoy-narodnoy-kulture
  2. http://www.ushkinamakushke.ru/rodari_chem_pahnut_remesla.htm
  3. http://xreferat.ru/41/179-1-prikladnye-remesla-kubani.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

Индивидуальное коррекционное занятие по формированию навыков чтения с учеником 2 коррекционного класса VIII вида.

Индивидуальное коррекционное  занятие проводилось с учеником 2 коррекционного класса VIII вида, который плохо усваивает навыки чтения: не различает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, н...

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. Логопедические занятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответ...