Программа "Я и мое здоровье"
методическая разработка на тему

Наумова Ольга Александровна

Профилактическая программа зорового образа жизни подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovya.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая программа «Я и мое здоровье»

Пояснительная записка

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение здоровья участников образовательного процесса. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему.

В последние десятилетия для России употребление молодежью алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ стало одной из самых серьезных проблем. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей ПАВ: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на младший школьный возраст.

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит – развивать в гармонии свои духовные и физические силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Как известно, здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность семьи, образовательных учреждений и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений в решении данной проблемы. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы.

Профилактическая программа «Я и мое здоровье» рассчитана на подростков 12 - 13 лет и опирается на методологию формирования у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

В данной программе применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Школьникам предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.

Цель программы: способствовать пропаганде здорового образа жизни, изменению ценностного отношения к вредным привычкам и формированию личной ответственности подростков за свое поведение.

Задачи программы:

  • формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;
  • воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных средств;
  • формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях.

Общее количество занятий: 34, один раз в неделю.

Продолжительность одного занятия: 45 минут.

Количество детей в группе: 10-12 человек.

Содержание программы

1. Самопознание: Кто Я есть?

Наука о здоровье. Что такое здоровье? Понятия здоровья и здорового образа жизни. Гомеостаз – условная норма состояния организма. Физиологические нормы существования организма. Физиологические измерения: частота пульса, температура тела, вес, рост, тесты на выносливость, гибкость, силу, координацию. Телосложение. Ткани, органы, системы органов. Функции основных систем организма: сенсорной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной. Функции пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой систем. Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями). Взаимосвязь физического и психического здоровья.

2. Самопознание: Я и другие

Правила межличностного общения. Базовые навыки позитивного общения. Взаимовлияние людей. Дружба. Половые различия в поведении людей (поведении мальчиков и девочек). Правила групповой деятельности. Положение личности в группе. Биологическое и социальное во взаимоотношении людей. Ролевые позиции в группе. Тренинг позитивного общения и взаимодействия. «Инструменты» общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение. Конфликты с родителями, с одноклассниками, с учителями и способы их разрешения. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций и снятию эмоционального напряжения.

3. Предупреждение употребления психоактивных веществ

Общее представление о ПАВ. История распространения психоактивных веществ. Почему люди употребляют ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Зависимость от психоак4тивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Профилактика употребления ПАВ. Реклама – человек – здоровье. Стресс, способы борьбы со стрессом. Вред табачного дыма и алкоголя. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика. Тренинг «Умение сказать: «Нет!». Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ.

Тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

 

Диагностика

 

1

Изучение мнения подростков по проблемам зависимостей.

2

Профилактическая работа с подростками Самопознание: Кто Я есть?

1

Наука о здоровье. Что такое здоровье?

1

2

Гомеостаз – условная норма состояния организма. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание.

1

3

Телосложение. Ткани, органы, системы органов.

1

4

Функции основных систем организма: сенсорной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной.

1

5

Функции пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой систем.

1

6

Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями).

1

7

Взаимосвязь физического и психического здоровья.

1

8

Контроль и проверка знаний.

1

Самопознания: Я и другие

1

Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе.

1

2

Общение. Базовые компоненты общения.

1

3

Виды и формы общения: вербальное, невербальное.

1

4

Отношения между мальчиками и девочками. Дружба. Правила общения и этикета.

1

5

Практикум. Упражнения в умении общаться.

1

6

Критика, способы реагирования на критику.

 

7

Конфликты с учителями, родителями, друзьями и способы их разрешения.

1

8

Контроль и проверка знаний.

1

Предупреждение употребления психоактивных веществ

1

Почему важно быть здоровым.

1

2

Общее представление о ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ.

1

3

Курение – опасное увлечение.

1

4

Суд над сигаретой.

1

5

Реклама – человек – здоровье.

1

6

Стресс и алкоголь.

1

7

Способы борьбы со стрессом.

1

8

Алкоголь и его последствия.

1

9

Навыки критического мышления.

1

10

Мифы об алкоголе.

1

11

Умение отвечать за свое здоровье.

1

12

Уверенное и неуверенное поведение.

1

13

Мифы о наркотиках.

1

14

Наркотики и закон.

1

15

Умение сказать «Нет!»

 

Повторная диагностика

1

Определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.

2

Требования к знаниям и умениям

        Ожидаемые результаты обучения выражаются в наборе определенных знаний и умений по каждому разделу программы.

После изучения раздела «Самопознание: Кто Я есть?» учащийся:

  • умеет осуществлять простейшие физиологические измерения (частота пульса, вес, рост, температура тела, тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию);
  • имеет представление о собственной физической норме и умеет отличать отклонения от нее;
  • понимает индивидуальные особенности строения тела;
  • может соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок и отдыха, питания, достаточной двигательной активности, тепловой режим;
  • должен доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей.

После изучения раздела «Самопознание: Я и другие» учащийся:

  • умеет представить себя в выгодном свете;
  • умеет аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;
  • обладает базовыми навыками позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);
  • умеет критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия;
  • понимает различия между людьми, уважает особенности их поведения;
  • занимает активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.

После изучения раздела «Предупреждение употребления психоактивных веществ учащийся»:

  • обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни;
  • обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что такое психоактивные вещества, чем они опасны;
  • обладает устойчивой сформированной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, как сложно излечимые заболевания;
  • знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях общения с наркоманами и алкоголиками;
  • обладает необходимыми навыками отказа от приема психоактивных веществ в группе.

Методы и средства оценки результативности программы

В начале сентября (первый этап работы) и в конце мая (заключительный этап работы) проводится диагностика учащихся.

Цель диагностики первого этапа работы – изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и к проблемам зависимостей.

Методы:

  • опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы при работе с данной группой детей.

Примеры анкет, которые могут быть использованы в данной программе, представлены в приложении 1, 2.

Цель диагностики заключительного этапа работы – определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.

Методы:

  • опрос, беседа;
  • анонимное анкетирование.

Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность изучить характер изменений в отношении учащихся к здоровому образу жизни и к проблемам зависимостей; сделать выводы об эффективности данной системы профилактики и на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.

В течение учебного года после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные работы в форме лабораторно-практических работ, тестирования.

Методическое обеспечение программы

Профилактическую работу условно можно разделить на три периода: I период – организационный (сентябрь, начало месяца); II период – организационно-практический (сентябрь - май); III период – заключительный (конец мая).

Формы и методы работы

Формы работы: групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, лекции, опрос, анкетирование, метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций)

Методы работы: стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество, метод переубеждения (предоставление учащимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).

Дидактический материал

  • тетради для записи,
  • ручки, карандаши,
  • релаксационная музыка,
  • доска, мел,
  • плакаты, карточки с описаниями ситуаций,
  • образцы рекламных проспектов, рекламирующих товары, алкоголь, табак,
  • иллюстративные материалы

        Критерии оценки эффективности работы по программе:

- мониторинг уровня здоровья учащихся;
- использование современных образовательных технологий;
- успешное участие в конкурсах;
- совершенствование материально – технической базы школы;
- создание системы и увеличение охвата спортивными играми и соревнованиями;
- наличие эффективного сотрудничества с социальными партнерами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

(изучение отношения подростков к здоровому образу жизни)

1. Возраст______ лет.

2. Пол: - м; - ж.

3. Как ты проводишь свое свободное время?

 - читаю книги;

 - хожу в кино, театр;

 - смотрю телевизор;

 - гуляю с другом;

 - занимаюсь спортом;

 - сижу за компьютером.

4. Слышал ли ты что-либо о табаке и алкоголе?

 - да;

 - нет.

5. От кого ты в первый раз узнал о табаке и алкоголе?

 - от родителей;

 - от учителей;

 - от друзей;

 - из интернета, ТВ, из газеты;

 - из др. источников.

6. Как влияют алкоголь и табак на здоровье человека?

 - улучшают;

 - ухудшают;

- не влияют;

 - не знаю.

7. Знаешь ли ты, что употребление лекарств без назначения врача и разрешения взрослых может привести к отравлению или другим последствиям, вредным для здоровья?

 - да;

 - нет;

 - не знаю.

8. Как ты считаешь, сможешь ли ты когда вырастешь, обходиться без употребления вредных веществ (табака, алкоголя)?

 - да;

 - нет;

 - не знаю.

Анкета

(изучение мнения подростков по проблемам зависимостей)

1. Возраст______ лет.

2. Пол: - м; - ж.

3. Нужно ли лечить пристрастие к табаку?

- да;

- нет.

4. Приводит ли употребление «травки» к формированию наркотической зависимости?

- да;

 - нет.

5. Являются ли безобидными единичные пробы наркотика?

- да;

 - нет.

6. Может ли употребление пива привести к формированию алкогольной зависимости?

- да;

- нет.

7. Считаете ли вы тревожным фактом употребление спиртных напитков 2 раза в неделю?

- да;

- нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов

Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...

Программа по созданию здоровье сберегающей среды в театральном коллективе"Здорово живем"

Специфика театральной деятельности позволяет создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников творческого объединения. В программе описаны технологии и мет...

программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя

1.   Формирование нравственного здоровья школьников.2.   Формирование психического здоровья  школьников.3.   Формирование физического здоровья школьников.4....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"

Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она  интересна и нужна подростка...

Программа ЗОЖ "Быть здоровым-здорово!"

Программа  "Быть здоровым-здорово!" направлена на формирование навыков ЗОЖ обучающихся.В ней отражены основные виды деятельности классного руководителя в данном направлении....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...