Классный час "Где рождается жестокость?"
классный час (6 класс) на тему

Голубева Юлия Петровна

Классный час в рамках методической декады, проводимой при участии классных коллективов под руководством классных руководителей.

В классном часе участвовали два шестых класса ГБОУ СОШ № 629.

Подробная информация содержится в конспекте.

Автор произведения, использованного для классного часа и немного упрощенного, С.Палий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 6 классе

ТЕМА:  Где рождается жестокость

Классы:  6 Г и 6 Д

Классные руководители : Фелюкова Елена Николаевна,  Голубева Юлия Петровна

Психолог: Ряснова Нина Сергеевна

Дата проведения:  январь 2015г.

Место проведения: актовый зал

ЦЕЛЬ: на примерах, спорах подвести подростков к тому, что жестокость аморальна и нельзя быть равнодушным к её проявлению.

Задачи:

  • показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
  • воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность;
  • привить основы нравственного поведения.
  • помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
  • Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости.
  • Закрепить понятия «милосердие», «сострадание».
  • Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Предварительная подготовка: с помощью случайного выбора ( цветные карточки)сформировать для работы 7 групп

Оборудование:: ноутбук, проектор, презентация, конверты с заданиями для каждой группы, карточки с фрагментами текста, ватман,  фломастеры цветная бумага, ножницы, клей, электронный ресурс для работы группы ИКТ группы

Ход занятия:

Этап  занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

регламент

1

Орг. момент

Организация встречи учащихся.

Заходя в зал, каждый участник произвольно выбирает цветную карточку для дальнейшего формирования рабочих групп. Занимают места в зале. Приветствуют  друг друга , педагогов и гостей.

Вводное слово

Мы собрались сегодня все вместе, для того, чтобы обсудить одну из жизненных тем.   Мы  живем в обществе, со своими законами, порядками, традициями. Мы учимся, перенимаем опыт, учим других. Говорят, что каждый достоин той жизни, которую  заслужил…

.

Установление вербальных ассоциаций

Посмотрите на Слайды. Какие словесные ассоциации вызвал этот  видеоряд?  Каждый называет по 1 слову. Просмотр слайдов

Знакомятся с  предложенными слайдами. Предлагают свои словесные ассоциации.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Вот такой жизнью живет иногда наше общество.   Еще страшнее  становится от того , что это не кадры из триллера или фильма ужасов, которые многие уже привыкли смотреть. Это фотографии нашей с вами жизни, реальной, а не кошмарный сон художника.

Среди предложенных вами ассоциаций чаще всего встретилось слово «Жестокость».  Именно она и лежит в основе всего увиденного. И именно она и будет той     болью нашего общества, той  тревогой, той живой и больной темой  по которой мы хотим услышать ваше мнение.  Наша тема  «ГДЕ РОЖДАЕТСЯ ЖЕСТОКОСТЬ» СЛАЙД

Стадия «вызова»- постановка задач

Жестокость – это  такая болезнь общества. Каждый доктор вам скажет, что болезнь легче предотвратить, чем лечить.  Наше общество – это организм, а жестокость – это не норма, это тоже болезнь, со своими симптомами,  причинами заболевания, лекарствами и докторами.  СЛАЙД  Какая наша задача на сегодняшней встрече?   ____________  Чтобы лечить болезнь надо  поставить правильный  диагноз,  и назначить лечение. Вылечить, если не все общество, то, то хотя бы помочь ближнему. Ведь все большое и грандиозное начинается с малого. Начнем с себя.

Вылечить, определить  истоки, найти доктора и выписать рецепт на нужное лекарство.

ПОДГОТТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ РАБОЧЕГО ТЕКСТА

Фотографий было  очень много, проявления  жестокости в жизни, к сожалению, не редкость.  Для того, чтобы разговор был предметным и конкретным мы предлагаем вам прожить ситуацию , которая затронула нас.

Эта история не выдумка писателя, а всего лишь описание увиденного и пережитого. И чтобы озвучить ее, мы просим помощи рассказчиков – помощников. Пройдите, пжл на сцену

(Пока рассаживаются рассказчики):  Наверное, каждый из вас хотя бы раз бывал на пригородной железнодорожной станции, ездил на электричках. Вот и постарайтесь сейчас представить, что вы в зимний, неуютный, промозглый вечер ждете на станции свою электричку, чтобы вернуться домой.

Чтецы поднимаются на сцену, разбирают фрагменты текста, готовятся к  озвучиванию текста.

Остальные настраиваются на восприятие

Восприятие текста.

Чтение текста по фрагментам в сопровождении презентации

Первичное обсуждение

Пауза

 С каким ощущение в душе остались после  завершения истории?

Менялось ли  ваше настроение на протяжении рассказа? Что вызывало смену эмоционального фона? Можно ли связать эту историю с обсуждаемым сегодня диагнозом?

Предполагаемые ответы:    Разные поступки людей.., Люди поступали по-разному: кто-то проявлял   равнодушие, кто-то молча смотрел, кто-то пытался хотя бы осудить, а кто-то  отважился спасти)  

СЛАЙД: Диагноз: Жестокость! Помогите!!!!!!

Подготовка работы в группах, инструктаж

Проблема  очень серьезная, а времени на обсуждение мало. Поэтому попробуем разобраться  по частям. У каждого из вас есть   цветная карточка , которую вы сами выбрали, заходя в зал.

Ваша задача разбиться на группы согласно  этим карточкам, подойти к столу, обозначенному вашим цветом. Там есть конверт с инструкциями и вопросами, которые вам необходимо обсудить. Консилиум знаете, что такое? Отправляемся на консилиум.

Работа в группах

Контроль, направление

Задания

Группа «Художников»

Вы знаете, что основная задача художника освоить язык образов и с их помощью научиться доносить до своего зрителя чувства , эмоции, настроения. А еще вы знаете, что изобразительном искусстве такими образными возможностями обладают характер лини,  форма пятна и цвет. Проявите свой художественный талант и попробуйте пересказать историю про Павла и котенка с помощью художественных образов.

План действий:

Разбейте рассказ на части, согласно смене эмоционального фона (можно записать краткий план)

Каждому эмоциональному всплеску попробуйте найти ассоциацию среди геометрических фигур, цветовых пятен, с различной формой края, размером и фактурой.

Вырежьте соответствующие фигуры из бумаги.

Разместите их на листе А-0 согласно последовательности событий в рассказе.

Дооформите ваш коллаж с помощью маркеров (если это необходимо)

 Представьте зрителям ваше прочтение истории.

Спасибо за ваше творчество!

Материалы:  Лист ватмана (А0), цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш,  маркеры, А-4 для записи плана.

Ответьте на вопросы:

Почему люди проявляют жестокость?

Почему люди становятся жестокими?

Можно ли излечиться от  жестокости?

Чем лечить?

 Что должно случиться, чтобы злодей изменился?

 Или это неизлечимо?

Группа «Хулиганы»

Персонажей  нашего рассказа  можно поделить на 4 группы: хулиганы,  равнодушные, заступники ,спасители,

Могли ли вы оказаться в такой группе подростков? Почему?

А если бы там были ваши друзья, вы бы пошли за ними?

Могли ли там оказаться девушки? Почему?

«Героями» этой истории оказались подростки. А взрослые могли бы себя так повести? Почему?    ( У взрослых следующий уровень (Ступенька) жестокости. Из таких подростков, потренировавшихся на тех, кто не может ответить, дать отпор, вырастают взрослые, кто  человеческую жизнь не ценит (чужую, не свою))

Попробуйте представить что чувствовали хулиганы и ответить на вопросы  за них

Что вы делали на станции? Почему?

Как вы себя вели? Почему?

 Зачем кота поймали?

Чем еще себя можно занять на станции?

Что вы чувствовали, когда кот орал?

Почему он орал?

А жалко кота не было?

  А что для вас «боль»?  Ваша?  Чужая?

Почему  вас развлекает чужая боль и страдание?

Что вас сделало такими, нечувствительными к  чувствам других?

Легко ли вам было встать на место  « героев« этой группы и отвечать на вопросы предназначенные им?

 В какой группе хотели бы оказаться?

Почему люди проявляют жестокость?

Почему люди становятся жестокими?

Можно ли излечиться от  жестокости?

Чем лечить? Что должно случиться, чтобы злодей изменился? Или это неизлечимо?

Группа «Равнодушные»

Персонажей  нашего рассказа  можно поделить на 4 группы: хулиганы,  равнодушные, заступники ,спасители,

Среди людей , поджидающих электричку и ставших свидетелями этой истории были люди,  которые молча наблюдали за происходящим.

Понимаете  ли вы , что они правы?

Осуждаете ли вы этих людей? За что?

 Кто по-вашему  в истории относится к этой группе?

Ответьте на вопросы от лица равнодушных:

Что вы делали на станции?

Сразу ли вы обратили внимание на подростков? Почему?

Какое у вас было настроение?

Как вы чувствовали себя рядом с этими подростками?

Было ли желание присоединиться к ним? А если бы там были ваши друзья? Почему?

Сразу ли заметили, что мучают кота?

Почему не вмешались? Правильно ли поступили?

Назовите 3 человеческих качества, характеризующих этих людей.

Какая группа  из 4 на ваш взгляд самая не симпатичная, отвратительная? Почему?

Почему эти люди стали такими?

Осуждаете ли вы этих людей? За что?

Почему люди проявляют жестокость?

Почему люди становятся жестокими?

Можно ли излечиться от  жестокости?

Чем лечить? Что должно случиться, чтобы злодей изменился? Или это неизлечимо?

Группа «Заступники»

Персонажей  нашего рассказа  можно поделить на 4 группы: хулиганы,  равнодушные, заступники ,спасители,

Среди людей , поджидающих электричку и ставших свидетелями этой истории были люди,   не сумевшие промолчать. Люди, которые вслух высказали свое отношение к мучителям.

Можете ли представить, что вы находитесь именно в этой группе? Это ваше место или вам ближе другая позиция, другой группы?

Довольны ли вы своим поступком?

Могли ли сделать больше? Что именно?

Почему тогда не сделали? ( не успел сообразить, испугался, не счел нужным рисковать ради незнакомого кота, было некогда…)

А если бы в беде оказался твой кот?

Хотели бы еще раз оказаться в такой ситуации? Зачем?

Что больше всего возмутило?

Был ли личный опыт наблюдения такого поведения людей?

 Как себя чувствовали при этом?

Как быстро стерлись воспоминания о той истории?

Какими эпитетами вы назвали бы таких  жестоких людей? ( 7-8 слов)

Кто, по-вашему,  на станции был самым безнравственным? Почему?

Почему люди проявляют жестокость?

Почему люди становятся жестокими?

Можно ли излечиться от  жестокости?

Чем лечить? Что должно случиться, чтобы злодей изменился? Или это неизлечимо?

Группа «Спасители»

Персонажей  нашего рассказа  можно поделить на 4 группы: хулиганы,  равнодушные, заступники ,спасители,

Не показался ли вам странным  поступок Павла? Спасая кота, он сам чуть не попал под электричку.

Назовите три первые пришедшие вам  в голову слова, характеризующие Павла?

Представьте, что вам надо дать интервью от лица героя.

Есть ли у вас чувство самосохранения?

Почему не попытались поговорить с подростками?

Есть ли у вас кот или кошка?

Зачем вам этот?

Что вы испытали по отношению к коту? К подросткам? К людям на станции? К миру?

Что вы чувствовали, когда на вас надвигалась электричка?

Вы смелый человек?

Что по-вашему мнению сделало вас таким человеком?

Каких людей в мире больше жестоких или милосердных?

Почему человеческое общество   не искоренило  жестокость  до сих пор?

Почему люди проявляют жестокость?

Почему люди становятся жестокими?

Можно ли излечиться от  жестокости?

Чем лечить?

 Что должно случиться, чтобы злодей изменился?

 Или это неизлечимо?

Группа « Аналитики»

Персонажей  нашего рассказа  можно поделить на 4 группы: хулиганы,  равнодушные, заступники ,спасители,

Что вам понравилось в выступлении группы?

Что не понравилось?
Насколько откровенными и честными вам показались их ответы?

С чем согласны полностью?

Что хотели бы уточнить?

Когда выступят все группы, попробуйте  сформулировать свой ответ на вопросы:

Почему люди проявляют жестокость?

Почему люди становятся жестокими?

Можно ли излечиться от  жестокости?

Чем лечить? Что должно случиться, чтобы злодей изменился? Или это неизлечимо?

В конверт вложена дополнительная карточка с  ярким изречением из  «Заговора равнодушных» Озвучьте ее, когда будете анализировать  результат работы группы «Равнодушных».

Не бойся друзей - самое страшное, что они могут сделать - это предать.

не бойся врагов - самое страшное. что они могут сделать - это убить.

бойся равнодушных - с их молчаливого согласия происходят все предательства и убийства на земле.

в "заговоре равнодушных" эту фразу цитировал Бруно Ясенский. а первоисточник Роберт Эберхардт "Царь Питекантроп Последний".

равнодушный пройдет мимо тех, кому плохо, кому требуется помощь, сочувствие, просто участие или доброе слово. равнодушный не вмешается, когда на его глазах будут обижать, унижать, оскорблять, избивать детей, женщин, стариков. не задумается - не плохо ли человеку лежащему на земле. не прореагирует, если в его присутствии ребенок будет употреблять алкоголь, наркотики.... плохо ли ему самому от этого? видимо нет. плохо ли тем, мимо кого он прошел, кого не заметил, кому не оказал человеческого участия?

1.Задания заранее разложены в конвертах, маркированных соответствующими цветами на рабочих столах.

2.На одном из столов  - материалы для работы над коллажем.

3.Группа «Специалистов по ИКТ» садится для работы за ноутбук. Получает рабочий  файл в электронном виде.

4.Знакомятся с заданиями в конвертах, предложенными для выполнения в группах. Обсуждают.

5.    Выполняют задания. При необходимости советуются с педагогом.

6 Забирают с собой со стола карточку с котом.

Представление результатов работы.

Группа «Художников представляет изобразительный вариант (коллаж) прочтения истории.

Озвучивают ответы. Комментируют.

«Аналитики» обобщают и делают предварительные выводы.

Подведение итога работы в группах

Итак, наш консилиум установил, а рабочая группа  ИКТ  предоставила фотоматериалы,

. что

1 истоками данной болезни являются:

-Жестокость и насилие в семье;

-Просмотр телепередач, пропагандирующих насилие и жестокость;

- компьютерные игры;

-пример антигероев;

-Влияние дурной компании, дешевый авторитет.

2. Докторами является:

-хороший пример семьи, доброта и отсутствие насилия;

-добрая атмосфера в классе;

-осуждение агрессии со стороны общества;

-осуждение обществом равнодушия

3. Лекарства:

Доброта, терпеливость, умение понимать и принимать друг друга, быть внимательными и неравнодушными к ближнему

Один из постулатов Православия гласит: Мы воюем не с человеком. Он и так в беде, во грехе жить не сладко, ему и так плохо. А именно со грехом, пороком мы воюем.  Можно собрать несогласных и поколотить эту малоприятную компанию. Но жестокость порождает только жестокость. Так  ситуацию не исправить.  Лечить можно только добром, только примером, только  убеждая, что человечность, сострадание, милосердие, доброта – качества достойные  звания человека.  Что общество принимает только такой выбор.

Группа «Специалистов ИКТ» представляет свою презентацию на тему  «Где рождается жестокость. Истоки»

Вывод

Хотелось бы, конечно, призвать вас к активной жизненной позиции (останови, поставь на место, объясни …), но  группа нетрезвых подростков – это организм без головы, поведение без тормозов, их  и непредсказуемые поступки… Так что нужно реально подходить к ситуации, оценивать силы, возможность убеждения и последствия. Один в поле не воин. Это грустно, но это так. И  это не повод опускать руки.  

Зачитывают слова Конфуция «Попытайтесь быть  хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок

Рефлексия

В жизни каждого человека бывали ситуации, когда он поступал жестоко. Очень трудно бывает признаваться в своей жестокости, исправить, попросить прощение. Мы стараемся оправдать ее любым способом. Я предлагаю вам освободиться от тяжести груза когда-то совершенного вами зла. Перед вами листок прощения: напишите на нем просьбу к человеку о прощении за содеянное зло .

Признавшись в совершенной жестокости – вы сделали первый шаг к осознанию своей неправоты. Если вы это выразили на бумаге- то вы встали на путь исправления.

А если готовы признать и просить прощения – то значит, что в вашей жизни истинные духовные ценности играют важную роль.

Пишут просьбу о прощении на обратной стороне карточки с котом.

Если готовы,  в дальнейшем  передают эту карточку адресату.

Подведение итогов

Если мы будем принимать лекарства, выписанные сегодня, и  не забудем, что мы доктора  , способные лечить ЖЕСТОКОСТЬ,, мы   в состоянии сделать мир милосерднее.

Музыка

Спасибо!!!



Предварительный просмотр:

1  Подходил к концу день, а  электрички все не было видно.

Вдобавок в воздухе закружились тысячи маленьких снежинок,

отчего Павлу сделалось совсем невыносимо.

Да еще неподалеку противные подростки смеются наперебой и мучают какого-то бедного кота, который орет и иногда берет такие высокие ноты, что Павел  не знает, куда себя деть.

2 Электричка сегодня основательно опаздывает.. «Беспорядок!» - с досадой подумал Павел.

Подростки, терзавшие котенка, спрыгнули прямо на пути и, не переставая ржать, уселись тесным кружком возле одной рельсы.

Снегопад усилился, и плохо было видно, что они там делали, подталкивая друг друга со злостным азартом.

Так они возились минут пять, потом один привстал, посмотрел пристально вдаль и сказал: «Скорей давай!»

3 Шпана быстрее зашевелилась, и через миг все они ловко вскарабкались обратно на перрон.

Подростки, перебрасывались редкими бранными фразами, внимательно наблюдали за котенком, туго привязанным к холодной рельсе!

Котенок уже хрипло пищал, вертел во все стороны головкой, стараясь понять, что с ним произошло.

4 Ветер принес далекий свисток опаздывающего поезда, и снежная мгла  вдалеке подернулась желтоватым световым пятном.

Подростки курили и ухмылялись. Казалось, последний отблеск человечности давно и безвозвратно сошел с их шелушащихся лиц.

5 Важный господин с холодным лицом, стоящий неподалеку, поморщился и сделал вид, что не заметил этого зверского варварства.

Какая-то старуха перекрестилась и, крикнув пацанам: «Изверги!» - убежала на другой конец перрона.

Молодой человек, стоящий тут же в сторонке, просто молча отвернулся.

6 Павел оторопело таращился на беспомощного котенка, который лишь часто-часто дышал.

Павел  сначала не понял, что сделали пьяные подростки, но, услышав истошные крики старухи, внимательнее вгляделся в происходящее.

Из его сознания будто током вышибло всю прошлую жизнь это страшное зрелище.

Этот маленький дрожащий зверек, привязанный к стали, рядом с людьми.

 Люди не  видят его боль или любуются ею!

7 Вдали показались два светящихся глаза жуткой электрички, и пути озарились жестким приближающимся светом.

Павел  мельком увидел шальные глаза подростков, горящие жестоким интересом.

Он взглянул на котёнка и вдруг увидел: этот маленький котенок так странно распластан по рельсе, что похож на крохотного человечка с ручками, ножками и небольшой головкой...

8 Как дикий зверь бросился Павел вперед.

С нечеловеческой силой дернул он за край прочной капроновой веревки, которой был примотан котенок.

Узел был затянут до неимоверности!

В одно время раздался душераздирающий визг кота и электрички, начавшей тормозить.

Обледенелые пальцы еще раз рванули капрон… - только боль в руках и разодранная добела кожа...

9 Страх охватил Павла,  сжав сердце.

Маленький живой комочек смотрел на него ошалелыми глазками.

А времени оставалось мало, хоть оно и тянулось, словно каучук.

Близко желтые глаза...

 «Сейчас...» - почему-то мелькнуло в потерянном сознании Павла, и он, корчась от тупой боли, просунул окровавленные пальцы между рельсом и веревкой....

10 Один рывок!

Пролетающий лязг тормозов, быстро утихающий рядом слева... или справа, и - все…

…Рядом с голым перроном стоит одинокий человек, прижав что-то к груди.

Его непокрытая голова вся облеплена мокрым снегом, и от этого он кажется седым.

11 Все думает и думает Павел о чем-то,

а его околевшие, разбитые руки с запекшейся кровью на пальцах, крепко прижимают  к груди дрожащего и тихонько мурлыкающего котенка.

12 И пусть кричит метель своим голосом гиены,

пусть рыдает она,

пусть бьет по щекам длинными ладонями,

все равно будет еле слышно мурлыкать ушастый зверек под пальто,

закрытый от холода теплыми человеческими руками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Толерантность рождается в семье.

Классный час проводился в 9 классе. Цель: показать учащимся на примере многонациональных семей истоки толерантности. На мероприятии присутствовали: мама Захарова Ленура, Асия Серверовна и бабушка Иван...

Сценарий классного часа "Лидерами не рождаются"

Проведение классного часа "Лидерами не рождаются" очень актуально в 9 классе, так как именно в этот период школьники переходят на новую ступень - старший подростковый возраст (ранняя юность). Лидерски...

Классный час по экологии на тему: «Будущее рождается сегодня»

Классный час  по экологии на тему:«Будущее рождается сегодня»Цели урока: Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на  эмоциональную сферу личности; реализ...

Классный час по экологии на тему "Будущее рождается сегодня"

Классный час по экологии на тему "Будущее рождается сегодня"Цели урока: Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализ...

Классный час "Будущее рождается сегодня"

Классный час посвященный году окружающей среды  в России - 2013г, предназначен для учителей - классных руководителей среднего звена основной школы....

Классный час "Трудолюбивыми становятся, а не рождаются"

Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются». Цель: Прослеживать основные моменты становления трудолюбивого человека, формирования умений и навыков труда.Основная часть.1.  Знакомство с ...

Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся".

Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся" проводится  форме диспут,откровенного разговора с элементами треннинга со старшими  вице-сержантами ивице-сержантами сержантами ,це...