"Человек культуры" Моё размышление о Д.С. Лихачёве
статья по теме

Прийменко Елена Валерьевна

Эссе о Д.С. Лихачёве

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Человек Культуры»

Это редчайший случай,

чтобы человека одинаково чтили

 и народ, и власть.

Д. Гранин

«Человек культуры»…

Для меня, петербурженки, выбор не составил труда.

Почётный гражданин, человек высокой морали, учёный с неординарной способностью о сложном говорить простым, понятным языком. Разве могла я выбрать иное из предложенных имён?

Без сомнения для меня человек культуры – это Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

       Автор фундаментальных работ, посвящённых русской культуре, автор трудов, переведённых на многие иностранные языки и по сей день издающихся за границей, герой социалистического труда, лауреат государственных премий, кавалер вновь возрождённого ордена Святого Андрея Первозванного, прожил свою жизнь так, что не найти на безупречной репутации этого человека и намёка на тёмное пятно. Можно довольно долго восхищаться личностными качествами Дмитрия Сергеевича.  Мудрый, изящный, ироничный, спокойный, рассудительный, уважающий чужое мнение, удивительный человек, простой и щедрый. Разве можно остаться равнодушной и не влюбиться в этого человека?

       Моё первое знакомство с трудами Лихачёва состоялось в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году, но и по прошествии двадцати семи лет я всё ещё учусь у Дмитрия Сергеевича житейской мудрости, духовности, нравственности, доброте, умению не ожесточаться в ответ на грязь и грубость. В его публицистике можно найти, как мне кажется, ответ на любой вопрос: что есть жизнь? как отличить добро и зло? Ведь в жизни, зачастую, как на маскараде, - зло не редко принимает личину добра. Может, и не сразу разберёшься, что рассуждения Лихачёва о добре и зле применимы и к нашему обществу, современной жизни, так как лично мне они сначала показались нерациональными. Но и здесь ненавязчиво, избегая нравоучительного тона, Дмитрий Сергеевич призывает «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчётно, как вы ходите вообще».

        Не секрет, что иной раз даже багаж прожитых лет не гарантирует возможность найти ответ на вопрос, который мучает тебя в бессонную ночь. Зачем я пришла в этот мир? Как не потерять себя в бешеном течении времени? На эти и многие другие вопросы я нашла ответы в трудах Лихачёва: бесспорно, в жизни самое важное – это сама жизнь, безусловно,

-1-

счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других, забыв в это время о своих собственных интересах.

         Не единожды в жизни мне было стыдно за свои поступки, и не единожды, то, чему научили меня книги Лихачёва, помогало выйти из неловкой ситуации с достоинством. Вроде бы давняя история девяностых годов, но память возвращает меня к ней довольно часто.

         Я выходила из универсама, пересчитывая оставшиеся после покупки продуктов копейки. У дверей стоял мальчик и просил помощи у проходящих. «Тётенька, помогите на хлебушек…» А тётенька, досадуя на безденежье, зло буркнула: «Самой хоть побирайся!» Через несколько минут вдруг накрыли слёзы, и такой стыд, ну просто невыносимый стыд за свою невыдержанность…

          Вспомнились глаза мальчика, представилась его жизнь. И вот тут, жаром ударил в голову вопрос: «Лена, где же твоя доброта? Где, в каком углу души нагло спит твоё сострадание?» Стыдно… И опять вспомнились слова Лихачёва о доброте и эгоизме. Наверное, эгоизм взял верх?

           Не буду писать, что передумала за ночь. На следующий день я заняла у соседки пятьдесят рублей и пошла к универсаму. Я искала мальчика несколько дней. Нашла. Думаю, что радости оттого, что мы купили молоко, и хлеб для него у меня было неизмеримо больше.

Может быть в семнадцать лет я плохо понимала, что книги Лихачёва дают что – то очень нужное мне, новое, формируют моё внутреннее «Я». Но фраза Дмитрия Сергеевича, созвучная с библейским выражением и словами Николая Островского «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить» стала для меня основополагающей.

Вот и стараюсь идти по жизни, выбирая прямую широкую дорогу. И учеников своих воспитываю по тем представлениям, которые сформировались благодаря моему знакомству с трудами этого замечательного человека. Сколько умных, необходимых современной молодёжи мыслей! Только бы молодёжь эти мысли читала…

Слова простые, но такие мудрые остаются в памяти, заставляют задумываться. И пусть скажу пафосно, но думаю, мне это простят, Дмитрий Сергеевич Лихачёв не только человек культуры, но и совесть и порядочность, интеллигентность и образованность. Наследие, оставленное им невозможно переоценить: это наша национальная гордость.

-2-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"...

Лингвистический анализ текста Д.С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен».

Лингвокультурологический анализ текста. Цель урока: предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания  о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепит...

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....

«Лошадь тоже человек». (урок-размышление в 7 классе по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».)

На уроке учащиеся познакомятся со страницами биографии и творчества Федора Александровича Абрамова, поразмышляют, почему плачут лошади в его одноименном произведении,  совершенствуют навыки смысл...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...