Доклад. Профессионально-трудовое обучение учащихся с ОВЗ.
статья на тему

Кияткина Галина Александровна

Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, но практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Когда же удается найти рабочее место, возникают другие трудности: неумение справляться с работой во время, продукты труда  не соответствуют требованиям качества.

Поэтому, выбор профессии для учащихся с ОВЗ – основа самоутверждения  в обществе, одно из главных решений в жизни. Оно определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Психологическая готовность к самоопределению – личностное новообразование, которое основывается на сформированности самосознания подростков, развитости их мотивов и потребностей, ценностных ориентации, осознания ими своих способностей и интересов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiyatkina_g.a._-_doklad.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный

Учитель трудового обучения:  Кияткина Галина  Александровна                                                              

Профессионально-трудовое  обучение

учащихся с ОВЗ.

Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, но практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Когда же удается найти рабочее место, возникают другие трудности: неумение справляться с работой во время, продукты труда  не соответствуют требованиям качества.

Поэтому, выбор профессии для учащихся с ОВЗ – основа самоутверждения  в обществе, одно из главных решений в жизни. Оно определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Психологическая готовность к самоопределению – личностное новообразование, которое основывается на сформированности самосознания подростков, развитости их мотивов и потребностей, ценностных ориентации, осознания ими своих способностей и интересов.

 Дети с ОВЗ имеют целый набор специфических особенностей, отличающих от обычных школьников. В связи с этим, возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от коррекционной работы. Её основными направлениями для учителя служат  повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.

Трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность, вводится в IV - IX классах. На уроках трудового обучения в IV классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относится - выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении.

В начале обучения помощь оказывается максимальная. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении  предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных теологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность  самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.

Профессионально-трудовое обучение в V-IX классах коррекционной школы VIII вида осуществляется по нескольким профилям.

В нашей школе трудовое обучение ведется по следующим профилям:

           1 профиль: «Подготовка младшего обслуживающего персонала»

(5 класс, 8 класс, 9 класс).

           2 профиль: «Сельскохозяйственный труд» (7 класс, 9 класс).

           3 профиль: «Цветоводство и декоративное садоводство» (6 класс).

        Учебное время делится на две части: изучение теоретического материала  и выполнение практических работ. При этом в 8-9 классах на практическое повторение отводится приблизительно 50 % учебного времени, которое также направлено на отработку профессиональных навыков.

Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.

Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:

  1. Создание психологической установки на изготовление изделий,

                   отвечающих техническим требованиям и имеющим товарный вид.

  1. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе  эффективной технологии.
  2. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.

        В первые два – три года профессионального обучения первостепенное внимание придаётся правильности выполнения трудовых приёмов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками.

Полученные знания и умения позволяют учащимся после окончания 9 класса трудоустроиться или продолжить профессиональное образование в специальных учреждениях начального профессионального образования г. Самары, г. Похвистнево (переплётчик, овощевод, озеленитель, швея).

        Непосредственно я веду обучение по двум профилям – это «Сельскохозяйственный труд» и «Цветоводство и декоративное садоводство». Программа по этим профилям содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а так же рассчитана  на подготовку учащихся к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном  озеленительном хозяйстве.

Содержание обучения растениеводству предусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке (эта работа благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики рук подростков), заготовка и составление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. Например, в ходе обучения поливу  комнатных растений ребёнок осваивает  такие операции, как ощупывание почвы и определение её влажности и или сухости, принятие решения – нужно или не нужно поливать растение на основе результатов ощупывания, выливание воды в горшок под стебель растения. В качестве продукции растениеводства предусматривается выращивание скороспелой зелени (лук, петрушка, укроп, редис), рассады цветов и овощей, горшочных декоративных растений.

        Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, включены  такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа.

Известно, что мотивация возникает тогда, когда все аспекты деятельности связываются с потребностями. А для этого необходимо, чтобы предстоящая деятельность была привлекательной, желанной для учеников. Эффективным способом повышения мотивации у старшеклассников являются экскурсии.

Одна из них – экскурсия в подсобное крестьянское хозяйство.   Экскурсия посвящена ознакомлению будущих специалистов с условиями содержания козы и её внешним видом. Следующая экскурсия была продолжением первой, так как дети побывали уже на животноводческой ферме с. Муханово, где узнали о видах крупного рогатого скота, об оборудовании коровника, о приёмах ухода за коровами зимой, о кормлении коров зимой, об уходе за телятами. Ребята буквально засыпали зоотехника своими вопросами. Впечатлений было много!         

Другая не менее увлекательная экскурсия была организована в магазин «Хозяюшка» где нас интересовал отдел по продаже семян. Там мы познакомились с разнообразием семян и сортов растений и убедились в том, что наша работа по подготовке семенного материала  для цветника, позволяет школе экономить на покупке семян.  

        С учащимися 9 класса были организованы экскурсии по темам: «Виды зеленых насаждений. Озелененная территория учреждения. Парк». Там они  знакомились не только с видовым составом зелёных насаждений, но и с работами, которые ведутся в разные времена года.

        Для эффективного обучения  детей с ОВЗ необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

          В VIII  - IX классах учебным планом предусмотрена трудовая практика обучающихся по профилю обучения. Летняя трудовая практика в VIII - IX классах  по окончании учебного года проводится по моему профилю непосредственно на пришкольном участке.

        По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению, который состоит из двух частей: знание теоретического материала и выполнение практического задания. После сдачи экзаменов они  получают документ установленного образца об окончании учреждения.

        Таким образом, программа профессионально – трудового обучения предполагает формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений по профилю (сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство) и профориентацию обучающихся, а так же открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения. Она наилучшим образом реализует право обучающихся старших классов с ОВЗ на соблюдение принципа подготовки к самостоятельной жизни с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Список литературы:

  1. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Сборник 2. Москва 2001г.
  2. С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе.
  3. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов: общие положения, организация и содержание: Методическое пособие для учителей. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004 г.
  4. Журнал «Коррекционная педагогика». 2(32), 2009 г.

Ткаченко В. Г. «Алгоритмы в процессе трудового обучения            учащихся специальных коррекционных школ 8 вида.

  1. Журнал «Дефектология» № 5, 2006 г. «Система          профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида».
  2. Журнал «Воспитание школьников» №10, 2010 г. «Разговор о выбираемой профессии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»

С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к со...

Доклад "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации"

"Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения". В.А.Сухомлинский...

Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...

Доклад "Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории"

В данном докладе рассматривается самостоятельная работа на уроках истории как эффективный способ организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности учащихся....

Доклад: Самостоятельная работа учащихся в профильном классе

Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.      Поэтом...

Доклад "Интерактивное тестирование учащихся на уроках музыки"

к докладу о интерактивном тестировании  прилагается презентация...