"5 ШАГОВ К ГАРМОНИИ"
статья на тему

Гмыра Светлана Александровна

Из опыта работы  с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

 5 ШАГОВ К ГАРМОНИИ

(из опыта работы СП ГБОУ СОШ №1  «ОЦ» с. Борское –

ДДТ «Гармония»)

Гмыра Светлана Александровна - педагог организатор,

Черенкова Елена Викторовна - педагог дополнительного образования

СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское – ДДТ «Гармония»

Одаренные дети, талантливая молодежь – это будущее России.  В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Это является  актуальным вопросом в системе образования.

Концепция модернизации российского образования одной из задач ставит "формирование профессиональной элиты, выявление и поддержку наиболее одаренных талантливых детей и молодежи". Учитывая, что каждый человек от природы одарен, проблема заключается в определении сферы этой одаренности с тем, чтобы развивать и совершенствовать это талант. Поэтому одаренных, творчески активных детей следует рассматривать как национальный генофонд, главное богатство страны. На сегодняшний момент главным требованием времени  является поворот лицом к проблемам одаренных детей, развитие их творческого потенциала.

Работа с одаренными детьми должна сложиться в обоснованную, продуманную политику и в непрерывный педагогический процесс, пронизывающий все ступени роста ребенка от дошкольного  до взрослого. Создание благоприятных условий для более полного раскрытия индивидуальных способностей на всех этапах развития и становления личности одаренного ребенка  реализуется  на основе комплексной программы  «5 шагов к гармонии», которая была разработана в ДДТ «Гармония».  Цель программы   - выявление, развитие и поддержка одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого потенциала и привлечение ресурсов ДДТ «Гармония»  в целях социально- культурной адаптации одаренных детей и подростков и вовлечение их в активную творческую деятельность.

Анализируя  работу   с детьми, имеющими  ярко выраженные творческие способности,  педагоги  пришли к выводу, что у нашего учреждения есть опыт работы в этом направлении деятельности, есть условия и заинтересованные педагогические кадры. Поэтому был разработан алгоритм работы, который предусматривает  создание, функционирование и развитие системы  с одаренными детьми на всех этапах.

Программа  включает в себя  пять шагов деятельности, т.е. работа ведется  поэтапно-пошагово.  1  шаг – выявление и диагностика одаренности.

Выявление и диагностика одаренности - проблема чрезвычайно сложная и, прежде всего, потому, что одаренность есть не одна способность, а комплекс способностей и качеств, образующих ее неповторимый "букет".

Таким образом, технология поиска одаренных детей в ДДТ «Гармония», их выявление и диагностика включает следующие стадии:

сбор  информации об одаренных детях, исходящей от родителей, знакомых, воспитателей, педагогов;  сбор информации, свидетельствующей об очевидных успехах ребенка, его признании общественностью (конкурсы, выставки, соревнования, публикации и т.д.).  Далее,  включение полученной информации  в банк данных ДДТ.

        Чтобы ребенок мог успешно учиться, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и творчески реализовать его, растущему человеку нужна педагогическая поддержка. В программе  это второй шаг - развитие способностей и талантов путем создания поддержки одаренных детей.

Педагогическая поддержка - это комплексное развитие всех психических качеств и свойств личности в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка. Педагог и педагог-психолог укрепляет самооценку  ученика,  помогает поверить в себя и свои силы.  Важно так же обнародование успехов юного дарования, что является стимулом для его развития.  Статьи в газету и на сайт  о достижениях ребенка помогает ему заявить о себе перед общественностью.

Важной и существенной  поддержкой  талантливого ребенка  служит материальная  поддержка.  Премии  для  одаренных   от Главы муниципального района, а также премией Президента  были не однократно награждены  обучающиеся  ДДТ «Гармония».

Работа с одаренными  детьми процесс,  требующий  продолжительное время.  На каждом временном этапе  происходит накапливание материалов  о достижениях  ребенка.  В программе  это является  третьим шагом  и предполагает   отслеживание и анализ творческих достижений  одаренных воспитанников. Это позволяет разработать  оптимальные  требования  к результатам деятельности педагога, а так же выработать новые  критерии  оценки результатов работы. Результат деятельности воспитанников фиксируется в  форме творческих выступлений,  в творческих книжках воспитанников. Оценка должна быть понятна  и главное, чтобы у одаренных воспитанников формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующихся на стремлении к дальнейшему совершенствованию.

    Работа с одаренными детьми должна опираться на серьезные научные исследования, занимающиеся феноменом одаренности и психологией творчества, изучающие ее виды и типы. И четвертым шагом программы с одаренными детьми является «Методическое обеспечение программы».

Для успешного проведения данного этапа  в работе используется:

- образовательные программы (авторские, адаптированные);

- методические рекомендации по работе с одаренными детьми;

- методики тестирования одаренных детей;

- лекции для родителей и педагогов дополнительного образования:

- исследовательская и практическая работа с одаренными детьми;

- анализ, обобщение и распространение опыта по данной проблеме.

Последним заключительным шагом в работе   является  включение  программных мероприятий  с одаренными детьми.  Участие в  конкурсах, конференциях  позволят ребенку проверить свои возможности.  Привлечение талантливых  детей к организации  мероприятий, а так же  в помощь педагогу даст хороший шанс ребенку  проявить  себя и заявить о своем таланте.

Таким образом,  работа по данной программе  позволит  поднять статус талантливого ребенка,   выявить наибольшее количество одаренных детей, повысит профессиональное  мастерство педагога.

Список используемой  литературы

  1. И.А. Малахова. Развитие личности (способность к творчеству, одаренность, талант).
  2. Е.Г. Тарасова. Целительные силы искусства
  3. Н.С. Лейтес. Детская одаренность
  4. Н.Ю. Синягина. Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса
  5. А.И. Савенков. Прогнозирование выдающихся достижений
  6. Д.Б. Богоявленская. Природа детской одаренности
  7. С.А. Леднева. Идентификация детской одаренности педагогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами

Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...

"ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ".

laquo;Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называ...

Обучение Бросоку с двух шагов в баскетболе. ЗАВЕРШЕНИЯ С 2-Х ШАГОВ ИЗ-ПОД КОЛЬЦА

https://www.youtube.com/watch?v=lweFQxHDNEoВ этом видео уроке мы увидим что такое бросок с двух шагов в баскетболе, и как его выполнять с  места, в движении, и различные его завершения из- под ко...