Методические разработки
методическая разработка на тему

Турутина Ирина Сергеевна

Обучающи занятие дает  возможность проявить свои педагогические знания и умения в работе с детьми .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

Объснительная записка.

Форма: игровая программа

Цель: расширять представления о ценностях взаимопонимания

Задачи:

• Раскрыть значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;

• Развивать стремление, уважать мнения других людей;

• Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям

Занятие рассчитано для ребят среднего звена (5-7 классов)

Место проведения: классная комната.

Материально-техническое обеспечение.

Оформление : на доске написано название занятия "Понимать себя и других",

ватман, на котором изображена полянка,вырезанные из картона человечки, которые будут прикрепляться на ватман.

Оборудование:  фломастеры, ручки, столы, стулья (по количеству участников), красные и синие кружочки для игры; человечки разных цветов, разных размеров, вырезанные из цветного картона; компьютер, интерактивная доска.

-2-

Ход занятия

Вступительная беседа.

 - Искусству общения мы учимся на наших занятиях и знаем, что любое общение начинается с приветствия и умения расположить к себе собеседника.

  • 1. Упражнение  «Приветствие»

 -Давайте поприветствуем друг друга такими словами:

 - Здравствуйте, я дарю вам эту улыбку и хорошее настроение, а вы? Передает слово рядом сидящему ребенку.  Все участники по очереди здороваются и говорят друг другу комплементы. Все в одном кругу,  держась все вместе за руки, скажем : «3дравствуйте!», улыбнемся друг другу и тем самым постараемся сохраним хорошее настроение на весь день.

2. Упражнение «Круг радости»

Дети становятся парами в круг, повторяют слова и выполняют движения:

Я так люблю себя, (положить руку на сердце)

Что я могу любить тебя. ( положить руку на сердце друга)

И ты начнёшь любить себя (положить руку на плечо друга)

И сможешь полюбить меня. ( положить руку на своё сердце)

 - Ни для кого не секрет, что в процессе общения ценится умение понимать друг друга с помощью слов и языка жестов, мимики.  Другими словами уметь взаимодействовать,  значит:

смотреть в глаза собеседнику,

 стараться увидеть друг друга,

уметь слушать и слышать,

 понимать и быть понятым.

 Этому учит  метод взаимодействия. В чем его сущность? Чтобы это понять, мы будем говорить о взаимопонимании и потренируемся понимать друг друга в различных ситуациях, так как все мы разные. Поэтому воспринимаем все по разному, объясняем  по-своему, как поняли, а это приводит к непониманию.

3. Прослушивание записи  басни А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука» с просмотром иллюстраций на интерактивной доске.

Беседа:

  • Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?

-3-

  • Почему?

- Чему им нужно научиться? (Ответы детей)

  • Совершенно верно, им нужно научиться договариваться, учиться понимать друг друга.

 - Сейчас мы попробуем разобраться, в чем залог взаимопонимания и взаимодействия людей. Проведем   дискуссию по типу эстафеты.

( Дети сидят по кругу, каждому из них выдается лист бумаги с вопросом,  дискуссия заканчивается записью общего решения на листе).

Вопросы для обсуждения:

1 Понимание - ключ к ... ( успеху, эффективному общению и др. ответы детей.)

2 Что необходимо для взаимопонимания людей? (интерес, дружба, хорошие отношения, понимать друг друга и др.)

3 Что препятствует взаимопониманию людей? (негативное отношение, невоспитанность, неверная информации, и др.)

4. С кем вам легче находить взаимопонимание - со сверстниками, взрослыми? Почему?      

Листок передается по кругу, на котором дети  фиксируют и анализируют свои ответы.

Лексическая разминка «Копилка эрудита».

а) Подобрать антоним к слову «понимание».

Понимание — непонимание

б) Сбор ассоциаций к этим словам:

понимание

дружба

любовь

доверие

сила        

непониманиe

ненависть

злость

недоверие

бессилие

-4-

— Что объединяет эти два понятия?(ответ детей) (чувства, отношения, душа)

— В чём различие?

— Понимание вызывает положительные эмоции, а непонимание — отрицательные (ответы учащихся).

- А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, синий кружок – второе.

• Ты поссорился со своим другом?

1. Ты попытаешься объясниться с ним (с ней).

  1. Ты обижаешься и мстишь.

• С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

  1. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

• Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

  1. Ты все сваливаешь на других.

• Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идешь с ними гулять.

- Следующий  вопрос  для обсуждения: «Что значит работать сообща?» (каждый высказывает свое мнение).

Примерные ответы детей: работать сообща – это : участие каждого, нет равнодушных, выслушивать, не критиковать, понимать, не кричать, относиться ко всему спокойно, работать на результат и т.д. А главное правило: «Один за всех и все за одного».

  • А сейчас мы разберем с вами одну из ситуаций  на закрепление полученных знаний.

- 5 -                

Участники сидят на стульях, образуя круг. Педагог каждой группе      вручает задание на карточке(Существует ли доверие в отношении друг к другу?). Дети  должны в течение 1 минуты прочитать задание, обсудить, выслушав мнение каждого и принять верное решение. При этом учесть мнение каждого, согласуя решение.

- Что было важным в этом упражнении, чтобы понять друг друга? (быть внимательным, понимать и слушать друг друга) Главное научиться работать сообща.

- Что помогло вам понять друг друга?( ответ детей)

 

И заключительной частью нашего с вами сегодня занятия будет  заселение поляны человечками.

У всех учеников человечки разных цветов, разных размеров, с разной улыбкой на лице.

- Посмотрите на человечков, которые у вас в руках. Вы должны объединить и по какому-то принципу. Это вы определите сами.

-  Все  мы разные: у каждого свой характер, свои желания, своё отношение к ситуации. И, наверное, поэтому, нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что   нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания.

(дети прикрепляют своего человечка на полянку по своему принципу )

- Посмотрите, так как все человечки разные, получилась яркая дружная компания.  (Педагог приветствует вариант, когда дети объединили человечков не по росту, не по размеру, а по улыбкам)

Подведение итогов.

- В школе, как и везде, есть  разные люди: есть маленькие, большие, худые, полные, светлые, темные. Все мы разные.  Почему- то мы иногда смеемся над ними.  И нам нужно учиться уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Понимание – это результат совместных усилий общающихся людей, терпимость к чужому мнению, поведению.  Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение – всё это лежит в основе взаимопонимания.

- Мы с вами поняли, что понимание – это ступень к успеху.

  • В чем вы испытывали сложность при работе сообща?
  • Что помогло вам понять друг друга? (умение прийти к согласию, слушать и др.)

-6-

Круг «От сердца к сердцу»

Дети становятся в круг и исполняют песню:

Совершите чудо

Землю обмотали тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек...

Совершите чудо: руку протяните -

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!

Обогрейте словом, обласкайте взглядом -

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек!

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век.

Совершите чудо: пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!

-7-

Литература:

  1. Организация общешкольных мероприятий. Вологоград 2007 г.
  2. Внеклассные мероприятия. Вологоград.



Предварительный просмотр:

Аннотация:

Цель:

Учить детей проектировать свою деятельность.

Задачи:

1. Научить разрабатывать этапы проектной деятельности.

2. Развивать творческое мышление детей.

3. Воспитывать положительные качества взаимодействия

    в коллективе.

 

Участники:

Члены детской организации «Вега» (8-11кл.)

Время проведения:

Ноябрь 2009г.

Оборудование:

Компьютер, проектор, два ватмана, карточки, маркеры, магниты.

Ход занятия:

При входе на занятие дети получают красные, желтые кружочки, по этому способу разбиваются две группы по 6 человек.

- Сегодня на занятии мы научимся проектировать свою деятельность. №1                                          Для того,  чтобы наше занятие прошло более плодотворно, из числа вожатых я предлагаю выбрать одного эксперта и двух наставников.

-Правило для эксперта:

 Вы высказываете свое мнение в том случае, если не согласны с мнением группы.

-Правило для наставников:

Наставники могут оказать помощь своей группе в случае, если она необходима.

На экране проекторной доски  на слайдах дается формулировка проекта.

                                   

№2 -Проект – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

№3-Цель - это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

-В школе было проведено анкетирование среди учащихся

8- 11 классов, в результате, которого выявили следующие проблемы:

№4 

- Отсутствие радио в школе

-Необходимость создания зимней площадки для игр у школы                                        

-Оборудование катка и проведение вечернего досуга на катке                                                                        

-Недостаточное накопление материала в школьном музее о тружениках тыла

- Я предлагаю вам выбрать одну из вышеперечисленных проблем и решить ее путем проектной деятельности.

  - И так, мы начинаем. А начнем мы со структуры проекта.                    

                №5     Структура проекта

1.Введение (пояснительная записка). В нем вы должны обосновать значимость вашей проблемы,  указать сферу применения.

2.Аналитическая часть. Проанализировать создавшуюся ситуацию              

3.Целеполагание: цели и задачи. Определение цели - это важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что хочешь именно добиться. Неточно поставленная цель не позволяет добиться положительных результатов.

Задача- это конкретная часть цели, которую предстоит реализовать, или это действие, которое  вы принимаете, чтобы достичь цели проекта.

4.Содержание деятельности:                                                                                            подготовительный блок,                                                                                                             организационный блок,                                                                                                                          итоговый блок.

5.Механизм реализации: №, мероприятие, сроки, ответственные

6.Бюджет.                                                                                                                                    7.Ожидаемые результаты

№6 Инициативный проект разрабатывается группой лиц, лично заинтересованных в решении проектной проблемы, например, членами молодежной общественной организации и т.д.

№7 -Каждая группа выбирает руководителя проекта и секретаря.

 

№8 - На следующих этапах запрещается писать слова, предложения. Мы попытаемся в рисунке создать наш проект; рисовать будет секретарь, а  руководитель группы записывает каждый этап. После каждого этапа занятия  руководитель  группы выходит и проговаривает то, что  нарисовано.

№9- рисунок – ассоциация «Проблема нашего проекта» 5 минут

Выбирается проблема из слайда №4

№10- рисунок - ассоциация «Партнеры и противники нашего проекта» 3 минуты

Изобразить, кто сможет предложить свою помощь (родители, друзья, учителя), а кто-то наоборот будут противники вашей деятельности.

№11- рисунок - ассоциация «Цель и задачи нашего проекта» 3 минуты

Какую цель вы можете поставить для решения вашей проблемы и задачи, т.е. то, как вы будете достигать своей цели.

№12- рисунок - ассоциация  «Дело, деятельность, делаем»5 минут

Что вам нужно сделать, чтобы добиться ожидаемого результата. Здесь важно прописать и прорисовать каждый шаг ваших действий.

№13- рисунок – ассоциация  «Итог или результат деятельности» 3 минуты

Подведите итог по проделанной вами работе, и что вы ожидаете в результате всей деятельности.

№14- Дать название проекту. Название должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия. 2 минуты

 Внимательно просмотрите еще раз свой  проект, осмыслите и оцените.№5

Руководителям групп надо подготовить полную презентацию проекта, члены группы в случае необходимости могут помогать. 13 минут

   

Литература

1. В.П.Пахомов Социальное проектирование: общие рекомендации

2 А.П.Гузенко, О.В. Караваева Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.

3. ГОУ ДПО НИРО Кафедра теории и практики воспитания. СD-R «Теория и практика воспитания личности»

-5-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...