Разработки учебных занятий по ОПК
материал на тему

Соколова Наталия Владимировна

1. Урок-форум по теме «Семья – малая Церковь»;

2. «Христианские представления о нравственности. Заповеди Божии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-forum_semya_-_malaya_tserkov.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon zapovedi_bozhii.doc1.38 МБ
Office presentation icon zapovedi_bozhii.ppt277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Динской район ст. Новотитаровская 

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 29

имени Героя Советского Союза В. Т. Броварца

РАЗРАБОТКА УРОКА-ФОРУМА ДЛЯ 9 КЛАССА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Урок-форум

по теме «Семья – малая Церковь»

Занятие разработала

Лашко Наталия Владимировна

Учитель русского языка, литературы

и основ православной культуры

Новотитаровской МОУ СОШ №29

2010 год

Тема: «Семья – малая Церковь».

Цель: дать представления о православных ценностях семьи.

Задачи:

  1. Познакомить с ценностями православной семьи.
  2. Показать возможность красивых отношений между родителями и детьми;
  3. Продолжать расширять представления о православии, об исторических, духовных, социально-культурных ценностях православной культуры;
  4. Обогащать историко-культурологический словарь школьников.

Форма урока: урок-форум между детьми и родителями.

Тип урока: комбинированный, личностно-ориентированный.

Методы: дискуссия, словесные, наглядные, эвристический, поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор и компьютер, аудиозапись в исполнении Ж. Бичевской «Царские мученики», аудиозапись песни Ф. и А. Царикаевых «Дом».

Предварительная подготовка к уроку: учащимся подготовить материалы о житиях святых супругов (2 ученика), наизусть стихотворение-молитву (1 ученик).

На урок приглашён Лашко В.Н., потомок казака, служившего в личной охране Николая II.

Ход урока

I.Организационный момент.

    (Участники поделены на 2 группы: дети и родители).

 Учитель:

  -Сегодня наш урок - это  урок-форум детей и родителей. В процессе общения мы попытаемся понять, что такое семья, для чего она нужна, каковы ценности в семье.

 (На экране слайд со словами «Семья-это место творения дел любви каждым её членом и всеми вместе» Иоанна Златоуста). (Слайд № 1) 

II. Основная часть.

1.Слово учителя:

Человек пришёл в мир.… Явился на землю ещё один кратковременный странник, которому на пути к вечности предстоит пройти через многие испытания, определённые Промыслом Божьим.

     Как правило, по достижении совершеннолетия, человек стремится обзавестись семьёй и продолжить свой род. Возникает вопрос: как найти достойного спутника, способного разделить все радости и горести совместной жизни?

     От века человек ищет в семье своё маленькое земное счастье. От века семья является той частицей общества, где закладываются основы нравственности. Для людей православных семья-это ещё и малая Церковь. Хорошо, если крепка она благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и послушанием!

     Вновь и вновь возникают вопросы.…Как создать крепкую, здоровую, благочестивую семью? Как сохранить её среди скорбей и искушений земного странствия? Как оградить своих детей и воспитать их в благочестии и чистоте?

     Ответы на эти вопросы находим в животворящем учении Церкви.

     Учение Церкви есть тот самый спасительный якорь, который всегда поможет сохранить на плаву семейный кораблик во время житейских бурь и невзгод. Учение Церкви есть те самые врата, за которыми открываются сияющие дали блаженной вечности, куда и вселяет милосердный Господь благоугодивших Ему единомышленных супругов.

     У всех людей есть представление о том, что называется семьёй - и у тех, кто наслаждался её заботой, и у тех, которые были её лишены по разным причинам (сиротство, развод и т.д.).

      2. Беседа с детьми и родителями.

(Слайд № 2)

   Вопросы, адресованные родителям:

   -Что такое семья для Вас?

   -Что более всего  заботит Вас в семье?

   Вопросы, адресованные  детям:

   -Какое значение имеет семья для тебя?

   -Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой?

    Христианин должен так поступать с другим человеком, как хочет, чтобы с ним поступали.

   Вопросы для всех участников форума:

     -Чему учится человек в семье? (Уважению к старшим, заботе о младших; учится жизни за счёт передачи опыта от одного поколения к другому; семья - это единственное место, где человек проходит школу любви).

    - Каковы ценности в семье?

     На экране появляется слайд со словами «Семья выше всего, кроме Бога» (Слайд № 3).

- Как вы это понимаете? (Высказываются дети и родители).

     3. Знакомство с житием святых супругов.

   Учитель: Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности, семейного благочестия.

- Сегодня на уроке мне помогают юные исследователи. Именно они поведают нам о житиях святых супругов.

1 ученик: Послушайте о житии мучеников Адриана и Наталии.

(Слайд № 4)

     Адриан и Наталия жили в 4 веке. Правление императора Галерия началось с гонений на христиан, свидетелем мучений которых стал и Адриан. Их стойкость, их непреклонность и в то же время разумность их ответов настолько потрясли Адриана, что он, прокурор и следователь, не только не вынес страдальцам обвинительного приговора, но и обратился к писцам со словами: «Запишите и моё имя с этими святыми, так как и я-христианин!» Исповедав себя христианином, имперский прокурор присоединился к братьям по вере и отправился вместе с ними за решётку.

     Когда Наталия узнала со слов слуги, что её муж присоединился к последователям Христа, это, несмотря на ожидающие обоих страдания, сняло с её души тяжесть: ведь до сих пор ей приходилось держать свою веру в тайне, опасаясь, что она может навредить мужу на службе.

    Поспешив в тюрьму, Наталия умолила Адриана мужественно переносить грядущие пытки.

    Осознав накануне гибели мужа всю подлинную святость их брачного союза, Наталия обратилась к Адриану с мольбой, чтобы, переселившись после своей смерти в горние обители, он упросил бы Господа избавить её от повторного брака с другим.

     Позже, узнав, что её хотят выдать замуж за другого, Наталия покинула дом, села на корабль и поплыла туда, где хранились мощи Адриана.

     Достигнув храма, где покоились мощи её мужа, верная супруга достигла и предела своей жизни. Здесь, рядом с почившим, она и скончалась, и тем навеки соединилась с тем, кто святостью своей веры и страданий сделал их союз нерасторжимым. Так в очередной раз было подтверждено, что «крепка как смерть любовь».

   Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое «брак» по учению Церкви? ( Он несёт счастье и взаимопонимание, учит жертвенности-готовности отдать жизнь «за други своя»).

2  ученик: Образцом супружеской святости стали Пётр и Феврония.

На экране появляется слайд с иконой благоверных князя Петра и княгини Февронии (Слайд № 5).

    Пётр был младшим братом Муромского князя Павла, жена которого страдала(так гласит легенда) от нападений блудного пса, являвшегося ей в образе «неприязненного летящего змея». Это мерзкое чудовище и было убито шестнадцатилетним Петром. Пронзённый мечом змей окропляет юношу своей смертоносной кровью, отчего на теле Петра появляются язвы. В поисках лекаря, который мог бы исцелить его, Пётр приходит в далёкую рязанскую деревню, где живёт дева Феврония.

    Премудрая Феврония угадала в Петре своего суженого и, прежде чем исцелить его, велела передать ему свой «ультиматум»: «Если он не возьмёт меня в жёны, не буду лечить его». Пётр исцеляется с помощью изготовленной Февронией мази, но не выполняет поставленного ему условия-не хочет жениться на крестьянке.

    Пётр был наказан возвращением своей болезни. Однако под влиянием охватившей его безысходности Пётр на Февронии всё-таки женился и тем получил всецелое исцеление.

    Следующее испытание ждёт не только Петра, но уже их обоих. Восстали гордые муромские бояре, не желавшие  иметь своей госпожой простолюдинку. Но напрасно вынуждали они Петра отречься от своей жены: не пожелав разлучаться друг с другом, супруги покинули город вместе.

    Но в княжестве после этого начинаются такие распри, что бояре вскоре стали просить Петра и Февронию вернуться.

    Приблизившись к концу своего земного бытия, супруги принимают монашеский постриг «в едино время» и повелевают учредить для себя «в едином камени два гроба».

   Умерли они в соседних монастырях в один день и час. И напрасно пытались их, монаха и монахиню, похоронить в разных гробах: их тела чудесно обретались, в общем, заранее приготовленном ими, гробе.

   Учитель: Супруги желали умереть одновременно не только потому, что они продолжают любить друг друга, но ещё и потому, что браком, согласно воззрениям Церкви, муж и жена соединяются «в одно существо-в одного человека с одной душой, но в двух лицах».

   День памяти святых Муромских чудотворцев Петра и Февронии -                  8 июля (по старому стилю 25 июня).

Учитель:  Уважаемые участники форума, ответьте, пожалуйста, что объединяет эти житийные повествования? (Вера в Бога, любовь друг другу).

4.Знакомство с царской семьёй Николая 2.

На экране появляется слайд со словами святой мученицы императрицы Александры «Великое искусство жить вместе, любя друг друга нежно» (Слайд № 6). 

   Учитель: Одним из примеров семейной святости стала царская семья мучеников Николая II  и Александры с их детьми: великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией и наследником Алексеем.

    Совсем не случайно мы сегодня будем говорить об этой семье. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения  царя Николая II. А 17 июля 2008 года  - 90 лет со времени расстрела царской семьи.

     Сегодня на нашем  уроке присутствует гость и я хочу его вам представить. Антоненко Николай Николаевич, потомок казака, который нёс службу в царском конвое. О том, что известно ему о его прадеде, он и расскажет. (На экране появляется Слайд 7 со старинной фотографией Лашко И.А.)

Рассказ   Лашко В.Н., потомка казака, служившего в личной охране Николая II.

      Святой Николай II  был императором России до 1917 года.    

    Его супругой стала немецкая принцесса Аликс, в Православной Церкви получившей имя Александра.

Моя семья в некотором смысле тоже была связана с семьёй Николая II. Прадед по материнской линии Лашко Иван Амосьевич прослужил в личной охране императора около 10 лет. За верную службу был наделён землями в Титаровском курене, где и обосновался со своей семьёй. У него была большая семья – 9 детей. Его уважали. Он пользовался большим авторитетом в станице.     К сожалению, очень мало осталось из воспоминаний прадеда, но рассказы об отношениях в царской семье знакомы и нам.

    Вот о чём он рассказывал:

    «В императорской семье всегда царила атмосфера трепетной любви и заботы о ближнем.

    Отношение детей к Государю было изумительным. Он был для них и Императором, и отцом, и товарищем. Эти отношения переходили от преклонения как к монарху к нежному чувству как к отцу, а иногда и к товариществу, когда Государь, вдали от людских глаз, умел присоединиться к молодым забавам детей.

    Отношение детей к Государыне было как к строгой матери, которая любила их всем своим сердцем. Мать, в глазах детей, была как бы непогрешима. Они её обожали».

(Присутствующий гость Лашко В.Н. отвечает на возможные вопросы детей).

После рассказа  и ответов на вопросы дети прослушивают песню в исполнении Ж. Бичевской «Царские мученики». На экране Слайды 8-15.

   Учитель:  В 1917 году император Николай был вынужден отречься от престола, а после Октябрьской революции новой властью вся царская семья была сослана и 17 июля 1918 года   расстреляна в Ипатьевском доме в городе Екатеринбурге.

   Гость: Мой прадед тоже был приговорён к расстрелу в 1919 году  за оказанное сопротивление новой власти. Он был расстрелян на глазах у своей родни перед собственным домом.

Учитель: Нечеловечески жестокой оказалась новая власть по отношению к семье  Николая II. Но никто из её членов не позволил себе минуты слабости, никто не осудил императора-отца и мужа, никто не попытался бежать: семейные отношения были настолько святы и честны, что никому в голову не приходило предать, покинуть близких людей. Начав жизнь в любви, верности, благочестии, святые мученики Николай II, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия все вместе добровольно шли на свою Голгофу.

     Послушайте стихотворение-молитву, которую написала Великая княжна Ольга незадолго до расстрела. (Наизусть читает хорошо подготовленный ученик).

                           Пошли нам, Господи, терпенье

                           В годину бурных мрачных дней

                           Сносить народное гоненье

                           И пытки наших палачей.

                           Дай крепость нам, о, Боже правый,

                           Злодейство ближнего прощать

                           И крест тяжёлый и кровавый

                           С Твоею кротостью встречать.

                           И в дни мятежного волненья,

                           Когда ограбят нас враги,

                           Терпеть позор и оскорбленье,

                           Христос Спаситель, помоги.

                           Владыка Мира, Бог вселенной

                           Благослови молитвой нас…

                          И дай покой душе смиренной

                          В невыносимый страшный час.

                          И у преддверия могилы

                          Вдохни в уста Твоих рабов

                          Нечеловеческие силы-

                          Молиться кротко за врагов…

III. Рефлексивно-оценочный этап.

   Учитель: Многое мы услышали о православных семьях из рассказов ребят и повествования  гостя. Узнали, какие должны быть отношения между супругами и по отношению к детям.

   -Можете ли вы теперь ответить, каковы ценности в православной семье? (Вопрос адресован и детям и родителям).

- Уважаемые участники форума, хочется подарить вам «Мысли в подарок», где вы прочтёте выдержки  из личного дневника императрицы об отношениях в семье.

     Учитель: «Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самим дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно всё равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом-убежище для души».

Беседа о прочитанных «Мыслях в подарок»

Домашнее задание (на выбор): 1) подобрать материал о святых Кирилле и Марии, родителях преподобного Сергия, игумена Радонежского;

2) Подготовить ответ на вопрос, какие православные традиции значимы в вашей семье? Как они поддерживаются?

Комментирование оценок.

-Подвести итог урока хочется  Евангельской притчей о двух строителях: благоразумном, который построил свой дом на камне  и глупом, который построил свой дом на песке. «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились, на дом тот, и он не упал, потому что основан, был на камне», а дом на песке упал и «было падение его великое».

-Сегодня,  познакомившись с жизнеописаниями святых благочестивых семейств, мы смогли убедиться в том, что христиане, создавая свою семью, стараются уподобляться благоразумному строителю и созиждут свой дом  на «камне веры»  и тогда никакие невзгоды не могут поколебать его. Христианская любовь, жертвенность, самоотверженность просто поражает своей высотой, красотой, чистотой и бескорыстием. Они верили в Бога, надеялись на спасение и любили друг друга.

Так  пусть же: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ живет и сияет  в наших сердцах!!! (Слайд № 17)

                            Спасибо за урок!            


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...