Педагогическое эссе "Коучинговый подход в работе с детьми"
материал на тему

Резчикова Елена Борисовна

Работа участвовала в конкурсе центра "Восхождение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril4_esee.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Коучинговый подход в работе с детьми»

Учитель биологии МБОУ СОШ № 7

им. Героя России Крупинова А.А.

г. Городца Нижегородской области,

Резчикова Елена Борисовна.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

Я очень часто задумывалась над тем, почему судят об учителе по результатам ЕГЭ, победам на олимпиадах, но никак не смотрят на то, что порой до учащегося просто не «достучаться». Как правило, идут на олимпиады и сдают экзамен мотивированные учащиеся. Они, либо любят биологию, увлекаются ей с раннего детства, либо предмет необходим для поступления. Но есть те, которые сдают учебный предмет, как подстраховку. Им всё равно, сдадут они его или нет. Такие ученики абсолютно не думают, что принесут минус школе, огромное пятно окажется на репутации учителя. Рассудив таким образом, я подумала: « Себя необходимо как – то обезопасить от провала». Долгие годы я разжёвывала материал, давая основы и нюансы, которые могут быть в олимпиадных заданиях и в ЕГЭ, т.е. была обыкновенным тьютором.

 Причём оставалась после уроков, жертвовала своим личным временем и не всегда получала желаемый результат. Дети могли просто не выучить то, что уже разобрано, не говоря о том, чтобы найти дополнительную информацию. Наконец мне это всё надоело, я решила искать другой путь. Может  ещё долго бы  блуждала по лабиринтам неизвестности, но помог случай. Попала я, будучи в Москве, на лекции Ямбурга Е.А., Поташника М.М, и услышала о новой технологии обучения – коучинговый подход. Начала я с выстраивания логической цепочки и с вопроса: «Чего вы хотите добиться в ближайшем будущем? Может вам это вообще не нужно?» Когда они представили свою будущую профессию, почитали о ней на просторах Интернета, только тогда осознали, что нужно это им, а не мне. Все сначала должно происходить в сознании, потом воплощаться в реальность. Прочувствовали, что результаты необходимы им, и  это нужно для будущего. Чтобы достичь любой цели и реализовать стремления, независимо от того, насколько они широки или, наоборот, малы, первое, что необходимо сделать — определить чего конкретно вы хотите. Я предложила им представить картину желаемого будущего. Необходимо, чтобы учащийся сам находил дополнительный материал, который углублял бы знания, а не останавливался на достигнутом.

Есть много учащихся, которые увлечены изучением природы, кто - то читает о животных, кто – то о растениях, кому – то интересны физиологические процессы, а вот полного представления о картине живого у них нет. Нужно увидеть эту небольшую изюминку в обучаемом, а затем из крупиц составить целостную картину. Необходимо составить четкий план подготовки. Обычно начинаю с общих вопросов, но даю материал не сама, даю только элементы. Суть должны добывать сами учащиеся. Когда они уже знают общие вопросы, только тогда ориентирую их на частности.

Заинтересованные ученики креативны, умеют самостоятельно видеть проблему, продуцировать оригинальные идеи, обладают гибкостью ума и оригинальностью мышления, владеют разнообразными умениями и навыками, без которых никакая творческая деятельность невозможна.

 Главная  моя работа заключается в том, чтобы помочь ученику, путем применения различных методик и форм работы. Обучение веду в разных направлениях: взаимная деятельность, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Из перспективных форм деятельности при обучении биологии, я отвожу  организации проектно-исследовательской. Ребята выбирают интересующий натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищают свой творческий исследовательский проект или работу. Начинаю с того, что даю краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение обучаемых работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы. Все идеи, предложенные учащимися, записываю. Причём никогда сначала не делаю выводы, замечания, не комментирую, только иногда задаю наводящие вопросы. Работаю всегда с группой, где каждый предлагает свои идеи, устанавливает связи между ними, и чем больше идей, тем больше связей, причём причинно – следственных. Это  стержень групповой работы.

  Кроме того, у ученика должна быть сформирована коммуникативная компетентность, которая может сформироваться только тогда, когда  дети в группах общаются и постоянно взаимодействуют.  Большой поток информации вначале, во время первого этапа обучения обескураживает, захлестывает их. Сразу видно их обескураженность из этого потока новых слов, понятий, теорий, фамилий. Но через несколько дней вся информация начинает  раскладываться  по полочкам, образовываться система. Приходит понимание и осознание того, что все это уже известно, но необходимо что – то узнать ещё и доработать, только тогда складывается целостная картинка. Только теперь надо посмотреть на свою практику преподавания  по-другому, глазами  ученика. Что надо сделать нам, учителям, для того, чтобы   научить детей учиться, сделать их полноправными активными  участниками  образовательного процесса, чтобы  на выходе из школы получить личность успешную,   самостоятельную, способную к саморазвитию, самосовершенствованию. Только пропустив через себя все особенности групповой работы, я поняла, что для учеников  это наиболее эффективная форма обучения, так как при  умелом вдумчивом подходе для каждого ребенка можно найти способы для самовыражения и помочь ему стать успешным.

Я впервые столкнулась с понятием коучинг – как процессом активного взаимодействия детей, в ходе которого через обмен мнениями, рефлексивный диалог, учащиеся совершенствуют свои знания  и принимают решения о реализации  этих знаний на практике. Коуч – не советник. Это скорее товарищ и  друг, с которым ребёнок  можете обсудить проблему, которую он не можете обсудить больше ни с кем.

Коуч это еще поддержка. Ученику, обычно, нужна помощь, а не строжайший контроль. Вспомните, когда вам кто-то помог получить понимание в чем-либо. Что вы чувствовали тогда? Вы чувствовали прилив сил и желание немедленно начать действовать. Когда ученик делает сам без вашего контроля  - это его заслуга. Он точно знает, как это делать.  

Во время подготовки к коучинг занятиям, у меня были сомнения, смогу ли я создать такую обстановку на занятии, что ученикам захочется быть активными участниками, а не просто слушателями, смогут ли они продуктивно взаимодействовать друг с другом, решая учебные проблемы. Оказалось, что учащиеся готовы к активному обучению и очень хорошо работают в группе. Наверное, это требование времени, осознание необходимости перемен в обучении. Отсюда и желание получить новые знания, применить их на практике.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному:

1. Только в сотрудничестве мы сможем изменить существующие подходы и научить детей учиться.

2. Вместе с коллегами  необходимо разработать методы обучения детей с разной мотивацией. Когда мы вместе найдем способы привлечения этих детей к активному обучению, тогда каждый из них будет успешен и мотивирован на усвоение знаний.

3. Обязательно  предусматривать  на уроках разные  формы взаимодействия учеников, так как работая в группе,  каждый  ребенок, независимо от уровня мотивации, имеет возможность высказать свою точку зрения, быть услышанным.  Мнение каждого важно и ложится в основу принятого  группой решения  по какой-либо проблеме. Главное условие – соблюдать правила работы  в группе. Только пропустив через себя все особенности групповой работы, я поняла, что для учеников  это наиболее эффективная форма обучения, так как при  умелом вдумчивом подходе для каждого ребенка можно найти способы для самовыражения и помочь ему стать успешным.

 Результаты не заставили себя ждать, мои ученики являются победителями и призерами региональных, российских конкурсов и олимпиад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в работе с детьми

  Из личного опыта работы.   Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности  в форме группирования учащихся и различного построения п...

Инновационные подходы в работе с детьми

Из опыта работы воспитателя социально - реабилитационного центра Поповой Т.Н....

мой тренерский подход к работе с детьми и молодежью

в данной работе решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств и тактических построений....

Мой тренерский подход к работе с детьми и молодёжью.

Сущность и специфика деятельности тренера, по моему мнению, заключаются в умении найти особый подход к каждому спортсмену; создать необходимые условия для его развития; вселить веру в воспитанника, во...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...

Арт-педагогический подход в работе с детьми с ОВЗ .

В статье рассматривается артпедагогический подход  как практикоориентированное педагогическое направление, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы использования средств искусс...