Урок в 5 классе по теме:"Математическая модель"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Рязанцева Татьяна Александровна

Технологическая карта урока по математике по теме:"Математическая модель".

Презентация к уроку "Математическая модель".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

13 ноября 2014 года. Тема: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Учитель: Рязанцева Т.А

Слайд 2

№ РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 1 11 девочек 11 а 2 15 мальчиков 15 в 3 ВСЕГО: 26 учеников 11 а +15 в =26 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ № РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 1 11 девочек 11 а 2 15 мальчиков 15 в 3 ВСЕГО: 26 учеников 11 а +15 в =26

Слайд 3

№ РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 1 Как изменится математическая модель, если наш класс покинет 3 девочки? 2 Как изменится математическая модель, если к нам в класс добавить 4–х мальчиков? 3 Составьте математическую модель ситуации, в которой количество мальчиков и девочек в нашем классе было поровну? 4 Какую математическую модель ситуации мы можем составить на сегодняшний день, с учетом тех ребят, которые не смогли быть на уроке по причине состояния здоровья?»

Слайд 4

№ РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 1 Как изменится математическая модель, если наш класс покинет 3 девочки? 11 а -3 а = а (11-3)= 8 а 2 Как изменится математическая модель, если к нам в класс добавить 4–х мальчиков? 15 в +4 в = в (15+4)= 19 в 3 Составьте математическую модель ситуации, в которой количество мальчиков и девочек в нашем классе было поровну? (15 в -2 в )+(11 а +2 а ) =26 в (15-2)+ а (11+2)=26 13 в +13 а =26 13( в + а )=26 4 Какую математическую модель ситуации мы можем составить на сегодняшний день, с учетом тех ребят, которые не смогли быть на уроке по причине состояния здоровья?» (11 а-? )+(15 в-? )=?

Слайд 5

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В вазе лежат фрукты: апельсины и бананы Апельсины – а Бананы - в а + в =30 а =2 в а = в +10

Слайд 6

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСШИФРОВКА В нашей столовой а столов и в стульев в = 4а в = а+30 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Слайд 7

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСШИФРОВКА В нашей столовой а столов и в стульев в = 4а Стульев в столовой в 4 раза больше, чем столов в = а+30 Стульев в столовой на 30 больше, чем столов САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Слайд 8

РЕБЯТА, СПАСИБО ВАМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 9

Класс: 5 Тема урока : «Математическая модель». Тип урока : Урок открытия нового знания. Вид педагогической деятельности : Проблемное изложение. Педагогические средства : Проблемная ситуация, беседа, проблемные задачи. Ведущая деятельность , осваиваемая в системе занятости (на уроке): Учебная, познавательная. Форма организации совзаимодействия на уроке : Групповая. Цель урока : формирование и закрепление знаний обучающихся о математическом языке и математической модели. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - совместно с обучающимися актуализировать представления о математическом языке и математической модели. - совместно с обучающимися отработать навык составления математической модели по условиям заданий. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - развитие умений организации учебной деятельности, постановки целей, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. - развитие умений работать в группе. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения : - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. - развитие самостоятельности в приобретений практических умений. Техническое обеспечение: доска, компьютер, мультимедийный проектор.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике.

Класс: 5

Тема урока: «Математическая модель».

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид педагогической деятельности: Проблемное изложение.

Педагогические средства: Проблемная ситуация, беседа, проблемные задачи.

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке): Учебная, познавательная.

Форма организации совзаимодействия на уроке: Групповая.

Цель урока: формирование и закрепление знаний обучающихся о математическом языке и математической модели.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- совместно с обучающимися актуализировать представления о математическом языке и математической модели.

- совместно с обучающимися отработать навык составления математической модели по  условиям заданий.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умений организации учебной деятельности, постановки целей, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

- развитие умений работать в группе.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

- развитие самостоятельности в приобретений практических умений.

Техническое обеспечение:  доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ЭОР

Время

1.

Мотивационно-ориентировочный блок:

Учитель заранее записывает тему урока.

Идет приветствие  обучающихся.

На данном этапе можно отвести (2-3 минуты вопросам о трудностях с домашним заданием).

Ребята готовятся к уроку.

Идет приветствие учителя.

Слайд

1.1

Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение о классе:

В нашем классе есть Никита, Николай, Артём, две Софии и Рита.

Одна Ксюшечка, Лера, Серёжа и один Кирюшечка.

Две Юли, две Кристины, одна Даша.

Владислав, четыре Андрея и одна Саша.

Егор, Антон и три Ивана.

Сколько всех я насчитала?

Учитель задает вопросы: «Сколько всего ребят в классе вместе?

Учитель предлагает разделить мальчиков и девочек: Предлагаю мальчикам считать девочек, а девочкам пересчитать мальчикам. Узнаем, а сколько  девочек и мальчиков в нашем классе?» (При необходимости, стихотворение можно повторить ещё раз).

Можно перейти к оформлению,

Реальная ситуация

Математическая модель

1

11 Девочек

11 а

2

15 Мальчиков

15 в

3

Всего: 26

11а+15в=26

в котором количество мальчиков обозначить -15М, а количество девочек-11Д. Вспомнив о количестве всех ребят (26), можно отметить:

15М+11Д=26

(Записать на доске или продемонстрировать на слайде).

Данную жизненную и реальную ситуацию можно описать с помощью переменных а и в, то есть  используя  математический язык (то есть возвращаясь к  уроку, предшествующему данной темы).

Учитель задает вопросы: «А что мы с вами создали?

Учитель начинает объяснение, уже опираясь на тему урока.

Математическая модель-это выражение, полученное в процессе решения.

При составлении математической модели важно не только уметь составлять ее, но и выполнять обратную работу, то есть анализировать или расшифровывать и понимать, какую ситуацию описывает она.

«Данная ситуация является одним примером математического моделирования. То есть мы с вами, реальную ситуацию перевели на математический язык и создали математическую модель».

Ребята слушают стихотворение, записывая количество перечисленных имен.

Могут ошибаться с ответом. Среди перечисленных вариантов, выбираем правильный ответ.

Девочки считают мальчиков.

Мальчики начинают считать девочек.

Могут задавать примерные вопросы: «А для чего мы это делаем?»

Могут ошибаться с ответом, но обращаясь к теме урока, записанной на доске, могут ответить: «Математическую модель».

В тетрадях записываем тему урока: «Математическая модель»

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов, логические рассуждения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Рассуждения, подведение под понятие.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Рассуждения, подведение под понятие.

1.2

Проблематизация

1.3

Целеполагание

Слайд

2.

Организационно-деятельностный блок:

На одной ситуации останавливаться не стоит.

Создав одну модель, можно представить следующие ситуации: « Как изменится наша модель, если к нам в класс добавится некоторое количество мальчиков? Если наш класс покинет некоторое количество девочек? Какое количество нам не хватает, что бы мальчиков и девочек в нашем классе было поровну?

А какую  математическую  модель можем составить на сегодняшний день, с учетом тех ребят

Которые не смогли быть на уроке по причине состояния здоровья?»

Эти вопросы можно разделить для групповой работы.

Обучающимся раздаются карточки с заданиями для групповой работы.

Одно задание для 4-х ребят

(2 парты в группе).

Идет групповая работа.

2.1

Моделирование

2.2

Конструирование

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов, логические рассуждения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Рассуждения, подведение под понятие.

Слайд

2.3

Презентация образовательных продуктов

Учитель:  Кроме данной конкретной ситуации мы можно рассмотреть и другие.

Например: 

В вазе лежат фрукты:

апельсины и бананы

Апельсины – а

Бананы - в

И рассмотрим некоторые ситуации

а + в=30

а =2в

а=в+10

Попробуем расшифровать их.

Можно сравнить с ответами.

В качестве небольшой самостоятельной работы, можно попробовать самим проанализировать ситуацию:

В нашей столовой

а столов

и

в стульев

в = 4а

в = а+30

Ребята пытаются проанализировать математические модели, высказывают свои мнения.

Ребятам выдаются карточки для самостоятельно работы.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов, логические рассуждения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Рассуждения, подведение под понятие.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов, логические рассуждения.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Слайд

Слайд

Слайд

3.

Рефлексивно-оценочный блок

В заключительной части урока учитель подводит предварительные итоги. Все ли этапы урока проведены и затронуты (на доске этапы урока оформлены в виде лестницы).

Учитель предлагает ребятам провести свой анализ урока и выставить самостоятельно оценки себе и всей своей группе, в которой они работали на уроке.

Учитель предлагает оценить работу всего класса и работу учителя.

Ребята считают этапы проведенного урока и делают анализ. Проводят рассуждения, высказывают свои мнения.

Ребята начинают выставлять оценки себе и всей группе.

Ребята начинают выставлять оценки себе и всей группе.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Рассуждения, подведение под понятие.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

4.

Домашнее задание

Учитель анализирует предлагаемые домашние задания, делает короткие пояснения.

Ребята записывают домашнее задание.

ПЛАН  УРОКА:

1. Мотивационно-ориентировочный блок:

Актуализация знаний

Проблематизация

Целеполагание

2. Организационно-деятельностный блок:

Моделирование

Конструирование

Презентация образовательных продуктов

3. Рефлексивно-оценочный блок

4. Домашнее задание


Как изменится математическая модель, если к нам в класс добавить 4–х мальчиков?

Как изменится математическая модель, если наш класс покинет 3 девочки?

Составьте математическую модель ситуации, в которой количество  мальчиков и девочек в нашем классе было поровну?

Какую  математическую  модель ситуации мы можем составить на сегодняшний день,

с учетом тех ребят, которые не смогли быть на уроке по причине состояния здоровья?»

В нашем классе есть

Никита, Николай, Артём, две Софии и Рита.

Одна Ксюшечка, Лера, Серёжа и один Кирюшечка.

Две Юли, две Кристины, одна Даша.

Владислав, четыре Андрея и одна Саша.

Егор, Антон и три Ивана.

Сколько всех я насчитала?

П.16 (повторить)

П.17

№ 277 (Б)

№ 278

(А, Б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Системы линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций"

План-конспект урока-практикума по теме "Системы линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций"...

Урок по теме «Математическая модель»

Урок по теме «Математическая модель». При разработке технологической карты данного урока, была рассмотрена естественная ситуация (представляется действительная картина численности класса по количеству...

Теоретический тест по алгебре в 7 классе по теме "Математический язык. Математическая модель".

Тест предназначен для проверки знаний по теме "Математический язык. Математическая модель". В тесте содержатся вопросы теории....

математика.6 класс.объяснение новой темы.математическая модель.

laquo;Решение задач с помощью уравнений».Математика, 6 класс .                                 Тип уро...

Методическая разработка "Инклюзивный урок математики по теме: «Математическая модель»"

Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Основная задача инклюзивного образования – создание условий, при к...

Презентация к уроку в 7 классе по теме "Математическая модель"

Презентация к уроку в 7 классе по теме "Математическая модель"...