Формирование патриотизма у учащихся 6 класса в системе работы классного руководителя
проект (6 класс) на тему

Амирова Татьяна

Итоговая  работа по программе инвариантного блока Именного образовательного чека «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме «Формирование патриотизма  у учащихся 6 класса в системе работы классного руководителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая  работа

по программе инвариантного блока Именного образовательного чека

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

по теме «Формирование патриотизма  у учащихся 6 класса в системе работы классного руководителя»

Работу выполнил(а):

Амирова Татьяна  Александровна,

Учитель русского языка и литературы

МБУ СОШ № 13

г.о. Тольятти

 

                                                Работу проверила:

Педан Л. А.,

методист кафедры

социально-гуманитарных наук

Самара 2015

       Актуальность темы. Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (2009) усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 прописаны приоритетные  направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.

В современном обществе ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой потеряна вертикальная традиция преемственности поколений, с существенным снижением этического стандарта, выразившимся в повсеместном распространении коррупции, наркомании, в росте преступности, в сомнительных поведенческих примерах. Обострение проблемы приобщения к патриотическому воспитанию вызвано также появлением молодежных группировок с расистскими, инфернальными установками, готовых к насилию, вандализму и правонарушениям.

В настоящее время актуальность данной проблемы просматривается на социальном, теоретико-методологическом и практическом уровнях.

Социальная значимость формирования патриотизма у обучающихся обусловлена необходимостью выявления и комплексного изучения педагогических условий их формирования; теоретико-методологическая – недостаточной разработанностью проблемы патриотического воспитания в педагогике и началом исследований реализации ценностного подхода, практическая – потребностью выработать новый взгляд на проблему ценностей в современном российском обществе.

На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы образовательных организаций, современных требований общества к воспитанию подрастающих поколений  выявляются противоречия между:

– активным поиском обучающимися образцов-идеалов и недостаточным выражением в содержании воспитания привлекательных современных образцов служения идее, размышлений о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях, о предназначении человека на Земле;

– между возрастающими требованиями общества к формированию патриотического воспитания у обучающихся и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения в деятельности классных руководителей.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать профессиональную проблему: каково содержание работы классного руководителя по формированию  патриотического воспитания учащихся среднего звена?

Объект проектирования: процесс формирования патриотических качеств у учащихся 6 класса.

Предмет проектирования: система мероприятий как средство формирования патриотизма у учащихся 6 класса.

Понятийный аппарат:     

Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

     Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования,  религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

По мнению Л.С.  Выгодского, патриотизм включает в себя :

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

     Цель: создание условий для формирования патриотического воспитания у учащихся 6 класса в системе работы классного руководителя.

   Задачи:

1.) Обозначить пути формирования патриотизма у обучающихся;

2.) выявить основные методы, направления, формы работы по патриотическому воспитанию;

3.) подобрать методики изучения наличия патриотизма у современных школьников;

4.) определить содержание системы мероприятий по формированию патриотизма.

     При достижении поставленной цели и задач следует учитывать следующие целевые компоненты:

  •  Когнитивный (познавательный):

Формировать у учащихся  знание собственной истории, «малой родины», знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях,  достижениях, проблемах и др.

Мировоззренческо-ценностный:

Способствовать осмыслению учащимися Отечества как высшей социально значимой, духовно исторической и интегрированной ценности, убежденности в необходимости защиты национальных интересов России, возрождения ее силы и могущества.

Мотивационно-потребностный:

Формировать потребность в познании исторического прошлого и современного этапа развития России, понятий «гражданский и воинский долг», способствовать формированию патриотической мотивации в социально значимых видах деятельности, гражданской и патриотической позиции.

Деятельностно-поведенческий:

Содействовать социальной активности личности учащегося  в качестве субъекта общественной жизни, самореализация в одной или нескольких сферах общественной и государственной жизни.

Целевая аудитория: учащиеся 6 класса образовательного учреждения

Сроки реализации проекта: апрель 2015- май 2016.

Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа:

  1. Подготовительный (апрель-май):

-анкетирование;

-выявление на основе анкетных данных потребностей участников проектирования;

-информирование участников проекта;

-сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта;

-разработка системы мероприятий по патриотическому воспитанию.

  1. Практический (сентябрь-апрель):

-структурирование собранного необходимого информационного материала;

-моделирование системы мероприятий по формированию патриотического воспитания;

-участие учащихся в мероприятиях по формированию патриотического воспитания;

-разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности патриотизма у учащихся среднего звена;

-проведение промежуточного мониторинга эффективности внедрения проекта.

  1. Итоговый (май):

-рефлексия;

-итоговый мониторинг разработанной системы мероприятий по формированию патриотизма у учащихся 6 класса.

Основные направления реализации проекта: 

1. Духовно-нравственное.

2. Гражданско-правовое.

3. Социально – патриотическое направление.

4. Военно-патриотическое.

5. Спортивно-патриотическое.

6. Культурно-патриотическое.

Механизмы, средства и способы реализации проекта:

Направление

Сроки проведения

Мероприятия

Методы и формы

Духовно-нравственное

– октябрь

-октябрь-апрель

– февраль

– февраль,

май

– март

– Диспут «Что значит любить Родину?».

-«Моя малая Родина»

– Классный час  «Отец, Отчизна, Отечество».

– Уроки мужества, посвященные Дню Победы, Дню защитников Отечества.

– Конкурс сочинений «Память жива», посвященных Великой Отечественной войне.

-«Бессмертный полк»

Диспут.

Городской проект             ( исследовательская работа, проект « История моей семьи», «Мой прадед – участник Великой Отечественной войны»)

Тематические беседы.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Конкурс сочинений.

Выставка исследовательских работ учащихся о своих прадедах-участниках Великой Отечественной войны.

Гражданско-правовое

– октябрь

– ноябрь

– декабрь

– декабрь

– Правовая игра «Я гражданином быть обязан».

– Классный час  «Обязанность, долг, присяга».

– Конкурс мультимедийных презентаций «Я гражданин России».

– Конкурс видеорепортажей «Я гражданин России».

Правовая игра.

Просмотр документального фильма.

Конкурс презентаций.

Конкурс видеорепортажей.

Социально-патриотическое

– сентябрь

– ноябрь

– апрель

– Тематический классный час «Урок мира».

– Конкурс «Дружба народов мира».

– Неделя добрых дел. «Мир не обойдётся без тебя».

Тематическая беседа.

Творческий конкурс.

Помощь ветеранам ВОВ.

Военно-патриотическое

– февраль

– февраль

– Военно-спортивная игра «Зарница».

– Тематические классные часы «Есть такая профессия — Родину защищать».

Военно-спортивная игра.

Диспут, беседа.

Спортивно-патриотическое

– в течение года

– Участие в спартакиаде учащихся.

– Спартакиада допризывной молодёжи.

– Спортивные соревнования «Не перевелись на Руси богатыри».

Участие в спортивных соревнованиях школьного, районного и городского уровня.

Культурно-патриотическое

– январь

– февраль

– апрель

– май

– Оформление уголков «Мужество русского героя».

– Фестиваль солдатской  песни.

– Конкурс рисунков на тему «Сердцу милая Родина».

–Театрализованный конкурс «Литературные произведения о войне».

- «Колыбель Сталинградской битвы»

Составление плаката, проектирование стенда.

Песенное творчество.

Конкурс рисунков.

Театральные постановки из литературных произведений.

Экскурсия в город-герой Волгоград.

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня сформированности патриотических качеств школьников;

-вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Критерии оценки результатов реализации проекта:

1)Уровень сформированности патриотических качеств у учащихся (увеличение количества учащихся с высоким уровнем сформированности на 20%,отсутствие учащихся с низким уровнем сформированности)

Виды контроля

Кол-во человек

Уровень сформированности патриотических качеств

Высокий (человек-%)

Достаточный (человек-%)

Низкий (человек-%)

Входной

25

15(60%)

8(32%)

2(8%)

Промежуточный

Итоговый

2)Количество мероприятий, проводимых совместно с родителями (увеличение количества мероприятий, совместно проводимых с родителями на 20%, рост на 20% участия родителей)

Вид контроля

Количество мероприятий по плану

Количество мероприятий по факту

         % выполнения

    % участия родителей

Промежуточный

Итоговый

Способы предоставления результатов:

-система воспитательных мероприятий по формированию патриотизма у учащихся 6 класса;

-подборка сценариев мероприятий по формированию патриотического воспитания;

-подборка методик изучения наличия патриотизма у современных школьников;

-продукты воспитательной деятельности учащихся;

-аналитический отчет о результатах внедрения проекта по формированию патриотизма у учащихся;

-презентация результатов внедрения проекта на классном родительском собрании.

Ресурсное обеспечение:

         1. Научно-методические ресурсы

Научно-методическая часть работы по формированию ценностных ориентаций может быть обеспечена созданием методической копилки по различным направлениям (Семья, Родина, Школа и т.д.).

Для педагога важно повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с коллегами, психологом.

Современному учителю необходимо использовать доступность Интернет-ресурсов  для получения знаний по заданной теме.

Одним из важнейших факторов формирования патриотизма является работа с учащимися, поэтому одним из важнейших научно-методических условий является разработка серии классных часов.

1. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие / Под ред. Рожкова, М.И. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с. – (Воспитание и доп. образование детей).

2. Стефановская, Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006. – 192 с.

3. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 214 с.

2. Материально-технические ресурсы

Материально-техническая часть обеспечивается отчасти посредством творчества самого детского коллектива (например, выставка «Письма с фронта», создаваемая самими учащимися).

Материально-техническое обеспечение может включать также дидактические игры по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по патриотической тематике; книги по данной тематике; развивающие тетради, буклеты для родителей, раздаточный и демонстрационный материал, можно оформить фотовыставку и выставку детских работ, создать портфолио.

3. Информационные ресурсы

На сегодняшний день работа с молодежью не может строиться без современных технологий. Проблема внедрения информационных технологий в работу классного руководителя весьма актуальна.   Поэтому имеет смысл обратиться к самому доступному источнику информации – сети Интернет.

Наибольший интерес для учащихся представляют базы данных «Подвиг народа» - информация о 12 миллионах 670 тысячах награждений,  и «Мемориал» - 29 миллионов записей из архивных дел и 10 миллионов записей из Книг Памяти. Используя возможности этих проектов,  обучающийся может ознакомиться с наградными документами на своих родственников, выпускников школы – участников Великой Отечественной войны, а также с основными этапами Великой Отечественной войны и провести полноценное исследование разумно дополняя материалы из архивов школьного музея своими собственными исследованиями.

Еще одним источником информации, позволяющей заниматься поисковой деятельностью, являются печатные и периодические издания. Безусловно, ресурсы школьных библиотек весьма ограничены, но эту проблему можно решить разными способами. Наиболее простой из них – использование ресурсов электронных библиотек. Самой известной электронной библиотекой по военной тематике является «Militera», большое количество воспоминаний и описаний событий Великой Отечественной войны можно найти на страницах «Библиотеки Максима Мошкова», там же имеется и значительное количество ссылок на другие тематические электронные библиотеки. Кроме того, в интернете существуют десятки оцифрованных энциклопедий и изданий. Среди них Большая Советская Энциклопедия, История Второй Мировой войны, Военная энциклопедия и многое другое. Также не стоит забывать и про проект Википедия, на страницах которого достаточно подробно отображены многие этапы Великой Отечественной войны. Еще одним способом сбора материала является использование электронных каталогов больших библиотек.

 1. База данных "Подвиг народа" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.podvig-naroda.ru

2.  База данных "Мемориал" [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://www.obd-memorial.ru

3.  Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://www.big-soviet.ru

4.  Электронная библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lib.ru

5.  Электронная библиотека «Militera» [Электронный ресурс] // Режим доступа:   http://militera.lib.ru

           Список использованных источников и литературы.

  1.  Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Буторина, Т. С.   Овчинникова, Н. П. – СПб: КАРО, 2004.  

2.  Гуткина, Л.Д. Настольная книга классного руководителя [Текст] / Гуткина, Л.Д.  – М. : Педагогический поиск, 2004. – 144 с.

3.  Мелехова, В.Ю. Классный руководитель и современный подросток [Электронный ресурс] / Мелехова, В.Ю.  // Интернет-журнал «Эйдос», 2005 // Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2006/0901-9.htm

4.  Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. Пашкевич, И.А.  – Москва: Учитель, 2008.

5.  Попова, С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя [Текст] / Попова, С.И.  – М. : Педагогический поиск, 2005. – 176 с.

6.  Созонов, В.П.  Организация воспитательной работы в классе [Текст] / Созонова, В.П.  – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.

7. Черноусова, Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя [Текст] / Черноусова, Ф.П.  – М. : Педагогический поиск, 2004. – 160 с.


Приложение 1

Сценарий военно-спортивной игры «Зарница»

ЗАРНИЦА – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование военно-патриотической и спортивной работы в школе. В ходе игры школьники 5-8 классов делятся на команды и соревнуются в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами, учащиеся 11 классов помогают педагогическому составу в проведении мероприятия. С помощью игры мальчишки и девчонки получают возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Правила игры.

Играющие делятся на пять команд с одинаковым количеством человек (команда составляет 25человек из разных возрастных категорий), учащиеся 11 классов отвечают за проведение этапов игры, а преподавательский состав, выступает в качестве начальников служб гарнизона. Команды выбирают себе командиров, название, эмблему. Проводится торжественная линейка, выносится знамя, звучит гимн. На трибуне ветераны дают наказ играющим, командиры сдают им рапорта, игроки приветствуют их. Объявляется военное положение и ставится задача, командиры получают боевые листы с маршрутом. Команды вырабатывают тактику (участники между собой делятся на этапы, за которые они будут отвечать), начальники гарнизона приглашают участников на СТАРТ; ФИНИШОМ является стол, на котором команда при помощи клея должна собрать символику атрибута игры (за каждый пройденный этап, команда получает один элемент пазла). Целью команд является – символика игры. Каждая из команд должна действовать слажено, на этапы приходить вместе, если кто задерживается – ждать.

Цель: формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, духовно-нравственных ценностей, ответственности.

Задачи:

  1. Воспитание единого сплоченного коллектива.
  2. Выбор формы творческого самовыражения.
  3. Привлечение школьников к здоровому образу жизни.
  4. Подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков действия в экстремальных ситуациях, умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Программа мероприятия:

  1. Формирование команд.
  2. Торжественная линейка открытия военно-спортивной игры «Зарница».
  3. Представление команд.
  4. Прохождение этапов конкурса участниками игры.
  5. Подведение итогов и награждение победителей и призеров.

Основные этапы игры:

  1. Представление – эмблема, приветствие соперников.
  2. Полоса препятствий.
  3. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при переломах, ожогах, ранениях, кровотечениях.
  4. Переноска пострадавшего.
  5. Строевая подготовка.
  6. Одевание противогаза.
  7. Установка палатки.
  8. Укладка рюкзака.
  9. Инсценировка военной песни.
  10. Составление символики.

Организация проведения мероприятия:

Участие в подготовке игры “Зарница” принимают :

– администрация школы,
– учителя физической культуры и ОБЖ, 
– медицинский работник школы,
– классные руководители,
– учащиеся 11 классов.

У участников игры должны быть заранее приготовлены: название, эмблема, речевка, приветствие соперникам.

Ход мероприятия:

Открытие военно-спортивной игры «Зарница» производится у центрального входа в школу под звуки аккордов торжественного марша. Директор школы открывает праздник, приглашенные ветераны ВОВ поздравляют участников с началом игры.

I. Основные этапы игры.

1-й этап. “Представление – эмблема, приветствие соперников”

Каждый батальон, должен приветствовать своих соперников (заранее приготовленными приветствиями в стихотворной форме). Представить эмблему и рассказать о ее обозначении за это они получают пазл.

2-й этап. “Полоса препятствий”

Каждый участник команды по очереди пробегает полосу препятствий на время (на территории школы специально оборудованный участок). Подсчет времени всех участников суммируется и дается пазл.

3-й этап. “Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при переломах, ожогах, ранениях, кровотечениях”.

Команда получает задание, которое содержит в себе два вопроса (теоретический и практический). Читает и начинает оказывать мероприятия первой необходимой помощи. Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения поставленной задачи. Команда получает пазл.

4-й этап. “Переноска пострадавшего”

Участники должны перенести пострадавшего на носилках определенную дистанцию (четыре мальчика, одна девочка). Для начала они должны разложить носилки, уложить правильно пострадавшего (головой вперед) и перенести его. Организаторы учитывают правильность, время. Команда получает пазл.

5-й этап. “Строевая подготовка” Командир дает команду, по команде батальон должен показать свои навыки и уметь:

– строиться в одну шеренгу, в две, обратно;
– в одну колонну и по три;
– повороты: направо, налево, кругом, в пол оборота;
– движение строевым шагом с речевкой и песней.

Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения поставленной задачи. Команда получает очки и пазл.

6-й этап. “Одевание противогаза”

Участвуют пять человек от команды (четыре мальчика, одна девочка). По команде участники должны одеть противогазы правильно и быстро на время. Время засчитывается по последнему участнику. Команда получает очки пазл.

7-й этап. “Установка палатки”

Команды выбирают четырех человек, которые участвуют в конкурсе(три мальчика, две девочки). Участники конкурса, должны слажено и быстро, за короткое время правильно поставить и натянуть палатку. Команда получает пазл.

8-й этап. “Укладка рюкзака”

Участникам команд нужно выбрать по одному представителю от команды. Участник должен на время собрать рюкзак. Команда получает паззл.

9-й этап. “Инсценировка военной песни”

Каждая команда готовит домашнее задание – это песня военных лет. Песню нужно представить, обыграть.

Жюри судит конкурс по следующим критериям:

– оригинальность оформления;
– костюмы;
– массовка;
– аранжировка;
– качество выступления
– выбор песни.

Команда получает пазл.

10-й этап заключительный. “Составление символики”.

На заключительный этап вся команда должна прийти в полном составе, после чего начинает собираться картинка символики игры и склеивается. Начальники служб гарнизона оценивают конкурс.

Подведение итогов конкурса: победители определяются по времени секундомера и наименьшем наборе штрафных очков. Команды награждаются грамотами, ценными подарками. Также в соревнованиях выделяются и награждаются победители каждого этапа конкурса.


Задания для выполнения.

1.1. Оказание помощи пострадавшему при укусе ядовитой змеей.

1.2. Правильное наложение жгута.

2.1. Виды кровотечений.

2.2. Наложение  повязки на нос.

3.1. Понятие о переломах.

3.2. Иммобилизация при переломах костей предплечья.

4.1. Как различаются ожоги по степени тяжести.

4.2. Проведение пострадавшему искусственного дыхания и непрямым массажем сердца.

5.1. Классификация ран.

5.2. Повязка на голову в виде «чепца».

6.1. Оказание доврачебной помощи пострадавшему при ожоге I  степени.

6.2. Спиральная повязка на грудь при ранении.

7.1. Характеристика открытого перелома.

7.2. Остановка капиллярного кровотечения.

8.1. Характеристика артериального кровотечения.

8.2. Иммобилизация нижней конечности при переломе голеностопного сустава.


Картинка разрезается на детали (пазлы) и в конце игры собирается.

Описание: normal_DSC09931

        

                                                   Методика

на определение уровня сформированности патриотических качеств

у учащихся средней школы

Цель: определить уровень сформированности патриотических качеств у учащихся средней школы.

Инструкция: «Вам предлагаются утверждения. Пожалуйста, внимательно прочитайте эти утверждения и 4 варианта ответов. Во всех заданиях нужно выбрать один ответ, который вы считаете подходящим, правильным, и отметить его галочкой. Если вы ошиблись с ответом, можете зачеркнуть его и поставить новую галочку на правильном месте».

1. Я многим обязан своей стране.

□ я согласен с этим

□ мне трудно согласиться с этим в полной мере

□ так думает только старшее поколение

□ своей стране я ничем не обязан

2. Молодёжь готова защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

□ да, это относится ко мне в полной мере

□ всё будет зависеть от обстоятельств

□ большинство моих сверстников так не думает

□ нет, защищать страну профессиональное дело военных

3. Люди, которые критикуют происходящее в стране и предлагают способы позитивных изменений, являются истинными патриотами.

□ я согласен с этим утверждением

□ такие люди препятствуют сплочению общества

□ я не имею собственного мнения по этому вопросу

□ не могут считаться патриотами

4. День победы (9 мая) – государственный праздник.

□ День победы (9 мая) – это великий всенародный праздник

□ День победы (9 мая) – это праздник, который отмечают в семьях ветеранов войны

□ День победы (9 мая) – это праздник старшего поколения

□ День победы (9 мая) – это дополнительный выходной день

5. Мои сверстники, находясь за границей, стараются скрыть, что они россияне.

□ нет поводов скрывать, откуда ты приехал

□ в очень редких случаях это можно делать

□ это возможно в зависимости от страны, где находишься

□ так и надо поступать

6. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

□ это мне свойственно

□ испытываю волнение очень редко

□ я не настолько чувствителен

□ я люблю другую музыку

7. Некоторые мои друзья хотят жить за границей.

□ я хочу жить в своей стране (в России)

□ принимать решения буду в зависимости от обстоятельств

□ я буду жить за границей, если мне предоставят хорошие условия

□ я бы поступил также, так как там больше возможностей

Интерпретация уровней выраженности патриотических качеств.

Каждому ответу соответствует свой балл: 1 ответ – 4 балла, 2 – 3 балла, 3 – 2 балла, 4 – 1 балл.

Высокий уровень (25 – 28 баллов) – выражено устойчиво-положительное отношение к Родине. Чувство гражданственности и патриотизма развиты. Есть ощущение личной ответственности за судьбу страны.

Достаточный уровень (21 – 24 балла) – учащийся признаёт ценность заявленной категории (Родины). Для него значимо следование социально-одобряемым моделям поведения. В представлениях учащегося события в стране и на малой Родине имеют мало общего.

Низкий уровень (20 баллов и ниже) – к своей стране учащийся испытывает обывательское отношение.

Методика

на определение уровня сформированности патриотических качеств

у учащихся средней школы

Цель: определить уровень сформированности патриотических качеств у учащихся средней школы.

Характеристика класса: в 6б классе обучается 25 человек, возраст учащихся 11 – 12 лет. 13 девочек и 12 мальчиков. 18 полных семей и 7 неполных.

Анализ результатов.

Баллы

баллы

баллы

баллы

баллы

1

27

6

22

11

24

16

21

21

22

2

28

7

21

12

25

17

24

22

22

3

27

8

25

13

25

18

25

23

25

4

19

9

28

14

28

19

26

24

24

5

19

10

25

15

26

20

27

25

27

Средний балл по группе: 25.

Уровень сформированности патриотических качеств

Высокий

Достаточный

Низкий

Кол-во человек (%)

15(60%)

8(32%)

2(8%)

Статистика ответов по утверждению №7: «Некоторые мои друзья хотят жить за границей».

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Кол-во человек

14

7

2

2

 

Мини-исследование на понимание учащимися термина «патриотизм».

Цель: изучить уровень сформированности понимания у учащихся слова «патриотизм».

В мини-исследовании участвовало 22 ученика 6 «Б» класса.

Учащимся в течение 7 минут было предложено ответить письменно на вопрос: «Что такое патриотизм?»

Обработка результатов.

Понимание термина «патриотизм».

Понимают значение слова «патриотизм» – 10 человек (45%).

Не правильно дают формулировку слову – 10 человек (45%).

Не понимают значение слова – 2 человека (10%).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни...

Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни учащихся

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ....

Система работы классного руководителя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Мы сталкиваемся с проблемой  нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы  детей, с невниманием педагогов к процессу формирования здорового и...