Исследовательская работа 9 класс
проект (9 класс) на тему

Велижанская Валентина Викторовна

Исследование в области лёгкой промышленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_iz_sinteticheskih_volokon._plyusy_i_minusy.docx100.63 КБ

Предварительный просмотр:

IX Всероссийский конкурс научно – исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений имени Д.И. Менделеева

  1. Одежда из синтетических тканей.
  2. Плюсы и минусы

Автор:   Землянская Екатерина    Сергеевна, ученица 9 В  класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».

Руководитель:  Велижанская Валентина Викторовна,

 учитель технологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» .

Когалым, 2014г.

Содержание

                 Введение___________________________________________________________ _    3

  1. Одежда из синтетических тканей. Плюсы и минусы_______   5
  1. История возникновения тканей из синтетических волокон ____   5
  2. Современное производство синтетических волокон _________     6
  3. Влияние одежды из синтетической ткани на организм человека    8
  4. Синтетические ткани: плюсы и минусы ___________________     9
  1. Анкетирование ___________________________________   10

Заключение __________________________________________________________  13

Список литература ___________________________________________________   14

Приложение


Введение

Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто.

Сократ

Синтетические волокна – это волокна, добываемые путем синтеза из природных низкомолекулярных соединений.

О том, что синтетические ткани, применяемые для изготовления одежды,  постельного белья и других изделий, могут принести вред здоровью человека, разговор идет очень давно.    

Одежда, также как еда, вода, воздух, жилье, является неотъемлемой частью жизненного пространства человека.   Одежда - комфортная среда обитания человека, при условии, что она выполнена из экологически чистых материалов.

 Использование тканей из синтетических волокон позволило модельерам создать необычные, порой шокирующие своей не традиционностью, модели. Вспомним 60-е и 70-е годы. Многие вещи шились из популярнейших в то время синтетических тканей, таких как кримплен, дакрон и др., придающих вещам жесткий силуэт. Мужские рубашки ярких цветов из нейлона.

Но многие синтетические материалы наряду с  явными достоинствами обладают комплексом  серьёзных недостатков: высокая электризуемость, низкая гигроскопичность, повышенная теплопроводность. Эта проблема усугубляется тем, что в угоду моде, исчезли из обихода такие предметы женского туалета, как дневные сорочки - комбинации.

Теперь лёгкое платье выполняет лишь роль нижнего белья – очищает кожу от выделений (пота, отторгающихся частиц рогового слоя) и микрофлоры, оказывает непосредственное влияние на температуру кожи.

Цель работы: выявление плюсов и минусов одежды из синтетических  тканей, и её влияние на организм человека.

Задачи:

  1. Изучить негативные стороны одежды из синтетических тканей, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье.
  2. Найти и проанализировать статистические данные по интересующей нас проблеме.
  3. Провести опрос среди школьников, с целью выяснения их отношения к одежде из синтетических тканей.
  4. Попытаться найти компромисс между «вредными» веяниями и соображениями комфорта и безопасности.
  5. Разработать практические рекомендации по выбору одежды, которая сводит к минимуму наносимый  вред здоровью.

Гипотеза: некоторые современные синтетические виды тканей и одежда из них  негативно влияют на здоровье человека.

Объект исследования: ткани и одежда из синтетических волокон.

Предмет исследования: плюсы и минусы одежды из синтетических  тканей, и её влияние на организм человека.

Проводя исследование, мы использовали следующие методы:

  1. Изучение и анализ публицистики и научно-популярной  литературы по данной теме.
  2. Анализ статистических данных.
  3. Практическое исследование и сравнительный анализ по данной теме.
  4. Анкетирование, направленная беседа с учащимися, медицинским работником школы.

Работа имеет практическую значимость и актуальность: проведенное исследование содействует  пропаганде здорового образа жизни.


  1. Одежда из синтетических тканей. Плюсы и минусы

  Синтетические волокна создаются в лабораторных условиях без помощи солнца, воздуха, воды и земли, поэтому такие ткани считаются неодушевлёнными и не имеющими ничего общего с живой материей. Синтетика энергетически не защищена, так как не имеет своей личной энергетики, которая рождается исключительно в природных условиях. Для ответа на вопрос по теме исследования нам понадобилось изучить и проанализировать специальную литературу, рассмотреть статистические данные и провести анкетирование.

  1.  История возникновения тканей из синтетических волокон.

Идея искусственным путем создать волокна и нити, напоминающие натуральные, возникла давно. Сначала появилось желание воспроизвести нити, напоминающие натуральный шелк. Он ценился очень высоко и постоянно был в центре внимания алхимиков так же, как золото и другие благородные металлы. Почти  350 лет назад, в 1665 г., выдающийся английский физик Роберт Гук, законы которого положили начало науке о сопротивлении материалов, опубликовал трактат, в котором логически подошел к проблеме получения искусственного шелка. Гук писал: «Я часто думаю, что можно, по-видимому, найти пути искусственно получать клейкую массу, аналогично тому, как она образуется у шелковичного червя, или даже еще лучше. Если такая масса будет найдена, то, по-видимому, более легкой задачей будет найти путь вытягивания этой массы в тонкие нити. Я не буду указывать на пользу такого изобретения она совершенно очевидна…»  Ученый предположил, что получать искусственные волокна можно из отходов белковых веществ взамен натурального шелка [1].

     Следующим был патент, выданный в 1857 г. Эдварду Джозефу Хьюзу из Манчестера. Он предлагал получать волокно из смеси жира, клея, муки, масла, желатина и целлюлозы. Однако практически его идею воплотить в жизнь не удалось.

    Текстильные журналы того времени опубликовали ряд статей с предостережениями о последствиях использования одежды из искусственных волокон. Французское правительство вынуждено было закрыть компанию, но Шардонне продолжил работы по усовершенствованию технологии своего производства. И уже в 1889 г. на Всемирной выставке в Париже ученый представил новые образцы пряжи и тканей промышленного производства. Его методом получали искусственный шелк в Германии, Швейцарии и Бельгии.    

Наиболее широкое распространение получило вискозное волокно. В 1891г. молодые английские химики Чарльз Кросс и Эдвард Бивен открыли процесс получения вискозы: они предложили обрабатывать целлюлозу едким натром и сероуглеродом. Полученная жидкость после продавливания через отверстия и обработки кислотой давала тонкую и прочную нить.

    На практике полимеры синтезируют из таких соединений, как бензол, фенол, этилен, ацетилен, аммиак, синильная кислота, которые в огромных количествах производят на химических заводах путем переработки природного сырья нефти, каменного угля, газа. Такие волокна называют синтетическими.

С выпуска в 1932 г. поливинилхлоридного волокна в Германии в текстильной промышленности новая эра.

  1.  Современное производство синтетических волокон

Мир синтетических волокон многообразен. Производство этих волокон интенсивно развивается, причем более быстрыми темпами, чем производство искусственных волокон. Это объясняется доступностью исходного сырья, меньшей трудоемкостью производственных процессов, разнообразием тканей из таких волокон и их качеством [2]. 

В настоящее время производится тканей из синтетических волокон 56%, из натуральных волокон 39% и из целлюлозы 5% (Приложение 1).

В России разработан справочник гигиенических требований к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4.7/1.1.1286 – 03), в соответствие, которого проводится проверка текстиля на вредные вещества, согласно стандарту «100 ОКО - Тех» [3], (Приложение 2).

Если мы посмотрим на динамику и прогноз потребления хлопковолокна и синтетического волокна промышленностью на период до 2020 года, то увидим, что в процентном соотношении производство синтетического волокна на много превышает производство хлопковолокна [4], (Приложение 3).

В современном производстве одежды применяются множество видов синтетических тканей. Рассмотрим некоторые, часто используемые, из них:

  • акриловая ткань – это синтетический материал, изготовленный из стопроцентных акриловых нитей. Этот материал долгое время совершенно не гниет, выдерживает значительные колебания температур (от -30 до +50 градусов) и не подвергается деформации даже при длительной эксплуатации;
  • полиэстер - обладает отличными функциональными характеристиками. Это легкое, не дышащее, быстросохнущее, износостойкое сырье, которое прекрасно сохраняет форму, устойчиво к световому и тепловому воздействию и просто в уходе. Полиэстер – волокно на основе полиэфира. Внешне полиэстер напоминает шерсть;

Характеристики этих видов тканей достойны восхищения, они практичны, долговечны, устойчивы к внешним воздействиям, сохраняют форму, но для организма человека они оказывают негативное влияние. А как же натуральные ткани: хлопок, лён, шерсть и натуральный шёлк.  Их свойства предпочтительнее, чем синтетические:

  • комфортность в носке: изделие шелковистое, мягкое, с натуральным блеском;
  • высокая терморегуляция и способность впитывать влагу;
  • обладает антимикробными защитными свойствами, предотвращает размножение бактерий;
  • не вызывает аллергии;
  • высокая прочность в сухом и влажном состоянии;
  • высокая устойчивость в стирке;
  • экологически чистое производство, ведь огромное предпочтение человек отдаёт именно этим тканям, которые.

В таблице представлена сравнительная характеристика свойства  тканей из натурального и синтетического  волокна.

img4

  1.  Влияние одежды из синтетической ткани на организм человека

На сегодняшний день, когда технический прогресс движется семимильными шагами, остро встают вопросы экологии. Как известно, человеческое тело является неким энергоинформационным объектом, на который оказывают влияние различные частоты, вибрации, волны и другие факторы. Даже то, во что мы одеваемся, непосредственно сказывается на нашем физическом и духовном состоянии. Однако, к сожалению, не каждый знает, как влияет синтетическая одежда на организм человека [5].

  Известно, что состав ткани и её цветовая гамма, соприкасаясь с телом, передают определённую энергию. Основной проблемой в этом направлении является одежда, созданная из ненатуральной, искусственной синтетической ткани.

В чем вред ненатуральной (синтетической) ткани (?)[6].

1. При изготовлении синтетических тканей используется нефть и уголь, стекло и другие химические вещества, а при окраске — химические красители, все это, далеко не лучшим образом, влияет на организм человека.

2. Искусственные материалы не пропускают воздух,  нет пор, пропускающих воздух. В ненатуральных тканях кожа человека не может свободно дышать, нарушается свободное общение организма с воздухом, с солнцем, с землей — с окружающим миром, что важно для организма человека. Именно через общение с природными элементами — человек черпает первичную энергию. Представьте, весь день организм человека — заблокирован, закрыт, закупорен. А значит — не дышит, не видит, не слышит, не чувствует. Также, блокируется естественный выход влаги из организма, что очень важно.

3. Одежда из синтетических тканей имеет свойство накапливать статическое электричество. Электричество накапливается в тканях, вследствие чего к одежде прилипает пыль, одежда может искрить и бить током. Теперь, подумаем. Нужно ли нам носить на себе электрические заряды, как это может влиять на наш организм?

4. Синтетические и искусственные ткани не проводят тепло. Синтетика не согревает нас в холод, а летом в ней жарко. Нагретый телом воздух остается под одеждой, а перегретая кожа «задыхается» и потеет, поскольку включается механизм охлаждения.

5. В создании синтетических волокон в условиях искусственной лаборатории не принимают участия земля, вода, воздух и солнце. Поэтому синтетика является искусственным материалом, неодушевленным и не обладает свойствами живой материи.

6. Синтетика не имеет энергетической защиты в силу отсутствия своей собственной энергетики, рожденной в природных условиях.

  1.  Синтетические ткани: плюсы и минусы

В советское время покупателя всегда отталкивало слово «синтетика», которое ассоциировалось с чем-то низкокачественным, второсортным, для тех, кто не мог позволить себе купить одежду из натуральных материалов. Спору нет, синтетические волокна начала и середины 20-го века нельзя было назвать материалами высокого качества, но современные технологии производства доказали, что на сегодняшний день такая нелюбимая нашими родителями синтетика не уступает, а порой и превосходит натуральные ткани [7].

В общем, синтетические ткани, как и натуральные, имеют свои недостатки и достоинства, а какому из материалов отдать предпочтение — выбирать вам (Приложение 4).

В синтетической ткани оседают частички пыли, вредоносные микроорганизмы, бактерии, которые даже при регулярной стирке не удаляются полностью. Многие ворсистые ткани способны стать причиной аллергических реакций у детей.

 Синтетические волокна и красители способны долгое время выделять токсины, в отдельных случаях вызвать серьезные отравления.

 Ткань, состоящая из химических волокон или содержащая их большой процент, способна впитывать и на протяжении длительного времени удерживать запахи, в том числе, неприятные [8].

От качества ткани, используемой при пошиве одежды, зависит очень много - качество, долговечность, красота вещи. Поэтому покупая изделия легкой промышленности мы первым делом интересуемся составом - из каких волокон состоит ткань,  и исходя из этих знаний делаем предположения о том, как изделие послужит нам в будущем. Сейчас все чаще при выборе одежды люди хотят видеть в составе ткани натуральные волокна - хлопок, лен, шерсть, шелк - считается, что такая ткань больше отвечает санитарно - гигиеничными нормам и не принесет здоровью вреда. А вот синтетические волокна, как часто не заслужено, подвергаются дискриминации [9]...

На уроках технологии в разделе «Материаловедение» в седьмом классе мы изучали тему получение тканей из синтетических волокон и их свойствах [10]. Той информации, которая имеется в учебнике, не достаточно для того, чтобы иметь полное представление обо всех плюсах и минусах синтетического волокна.

Для подтверждения той или иной информации необходимо проводить наблюдения. Мы  решили разобраться  - какие же ткани являются оптимальными для повседневного ношения, а какие подходят только " по исключительным" случаям, какие ткани могут негативно повлиять на здоровье человека, а какие незаслуженно отправлены в список потенциально опасных.  

Двум девушкам было предложено поучаствовать в эксперименте. Во время учебного процесса, на протяжении шести уроков от них требовалось записывать изменения своего состояния под действием одежды из разных тканей. Одна девушка была одета в блузку из ткани  натурального происхождения – 100% хлопок, другая в блузку из ткани синтетического происхождения – полиэстер. Через пять часов был проведён анализ исследования. Девушка в блузке из натурального волокна описала своё состояние, как комфортное, без каких – либо изменений, а девушка в блузке из полиэстера жаловалась на ухудшение состояния. Уже после первого урока стало душно, тело было влажным, липким, появился неприятный запах пота, и это всё сопровождалось раздражённостью.  

Анализ данного наблюдения доказывает, что одежда из синтетических тканей оказывает отрицательное влияние на состояние человека.

  1. Анкетирование

Для подтверждения гипотезы исследования был проведён опрос в форме анкетирования  среди учащихся, в основном  девушек старшеклассниц, так как они знакомились  с видами тканей на уроках технологии, учителей и медицинских работников школы.  В анкетировании  приняли участие 75 человек: 10 учителей, 5 медицинских работников и 60 учащихся. Были подготовлены следующие вопросы (Приложение 6):

  1. Одежде, из каких тканей, натуральных или синтетических,  вы отдаёте предпочтение?
  2. В вашем гардеробе изделий, из каких видов тканей больше, натуральных или синтетических?
  3. Почему вы покупаете и носите одежду из синтетических тканей?
  4. Назовите негативные влияния одежды из синтетических тканей на организм человека.
  5. Откажетесь ли вы от модной одежды и аксессуаров, если узнаете, что они вредят вашему здоровью?
  6. Запретили  бы вы своему ребёнку носить одежду, вредную для здоровья?

На первый вопрос: «Одежде, из каких тканей, натуральных или синтетических,  вы отдаёте предпочтение?» - 67% ответили натуральным, а 33% - и тем и другим.

Ответ на второй вопрос: «В вашем гардеробе,  изделий  из каких видов тканей больше, натуральных или синтетических?» -  61%,   из синтетических тканей,  37% - из натуральных,  а 2% затруднились ответить на вопрос.

На третий вопрос: «Почему вы покупаете и носите одежду из синтетических тканей», 59% ответили, что это не дорого, 41% - практично в уходе, то есть, легко стирается, не нужно утюжить, не теряет цвет. Анализируя ответы на вопрос, я пришла к выводу, что основными  мотивами,  побуждающими приобретать и носить одежду, приносящую вред здоровью, является  практичность, не сложность по уходу за изделиями из синтетических тканей и низкая стоимость.

На вопрос о негативных влияниях одежды из синтетических тканей на организм человека ответили: при низких температурах воздуха холодно, а при высоких, наоборот жарко – 49%, не пропускает воздух, тело не дышит – 36%,  плохо впитывает влагу – 15% опрошенных.

«Откажетесь ли вы от модной одежды и аксессуаров, если узнаете, что они вредят вашему здоровью?» ответили: 52% - да, постараюсь покупать изделия из тканей менее опасных для здоровья, 39% - нет, красиво, модно, можно и потерпеть, не каждый день носим, и 9% не смогли ответить на вопрос. Проведя  анализ ответов, я сделала вывод, что более половины подростков способны отказаться от вещей, которые вредят здоровью. Наличие на данный момент в их гардеробе вредной одежды, говорит о том, что они не имеют полной информации о пагубном влиянии приобретаемых вещей.

На последний вопрос анкеты «Запретили  бы вы своему ребёнку носить одежду, вредную для здоровья?», 83% ответили положительно и всего лишь 15% - отрицательно, 2% затруднились ответить. Все-таки современное человечество осознаёт важность проблемы сохранения физического  здоровья детей.

        По результатам анкетирования (Приложение V)  видно, что большинство участников опроса имеют в гардеробе вещи, оказывающие отрицательное влияние на здоровье. Отказаться от одежды и аксессуаров, вредящих здоровью, сможет лишь половина опрошенных. Но большинство из них всё же запретили бы своему ребёнку носить вредную для здоровья одежду.

Анализируя  выше сказанное,  мы разработали некоторые рекомендации для производителей и потребителей одежды:

  • специалистам, которые разрабатывают одежду, учитывать влияние качества и состава ткани  на состояние человека и останавливаться в своих разработках на тканях из волокон, не приносящих вред организму;
  • уделять больше внимания качеству одежды, которую мы покупаем и носим, отдавая предпочтение тканям, состав которых известен;
  • придерживаться правила носить одежду, которая не угнетала бы эмоциональное состояние.

Заключение

Итак, нами проведена исследовательская работа по теме «Одежда из синтетических тканей. Плюсы и минусы». Исходя из результатов исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:

  • в современном дизайне одежды ее полезность отошла на второй план, уступив место новым технологиям, при которых достигается минимальная сибистоимость изделия;
  • технологии получения синтетических материалов являются вредными для организма человека;
  • синтетические волокна аллергены и вредны для здоровья человека;
  • большинство населения не имеют материальной возможности приобретать одежду из натуральных волокон.

Искусственная синтетическая материя практически не имеет плюсов: исключает наличие пор, что значительно ограничивает доступ воздуха, тем самым нарушая свободное общение тела человека с окружающим миром. Известно, что именно через природное общение человек может зарядиться первичной энергией. Следует отметить, что синтетические ткани закрывают и блокируют естественный выход из организма влаги, что является достаточно важным процессом жизнедеятельности.

  Одежда, изготовленная из синтетической ткани, накапливает в себе статическое электричество, в результате чего к такой одежде липнет пыль, она может бить током и вырабатывать искры. Можно лишь с ужасом предполагать все последствия носки на своём теле таких электрических зарядов.

  Следует отметить, что синтетическая ткань не способна проводить тепло, поэтому синтетика не охлаждает тело человека летом и не согревает его зимой.

Синтетика энергетически не защищена, так как не имеет своей личной энергетики, которая рождается исключительно в природных условиях.


Список литературы

  1. http://ovk-uchebn.3dn.ru/index/istorija_vozniknovenija_khimicheskikh_volokon/0-7
  2. http://t-stile.info/sinteticheskie-volokna/
  3. http://babybjorn.ru
  4. http://marketing.spb.ru
  5. http://vashaibolit.ru
  6. http://zdravnica.net
  7. http://organic.org.ua
  8. http://maminovse.ru/sintetika-v-detskoj-odezhde-plyusy-i-minusy.html
  9. http://textileclub.ru (Текстильная промышленность)
  10. Симоненко В.Д. учебник Технология 7 класс, изд. Вентана Граф, 2012.
  11. Журавлёва И., «Ткани», М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Исследовательская работа «История одной фотографии военного фотокорреспондента Павла Трошкина» Автор работы-Лукьянов Владислав, 4 класс "Д" ГБОУ «Школа № 463 им. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева» Руководитель работы-Корнеева Е.А.

Исследовательская работа  была представлена на Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся в 2017/2018 учебном году и признана "победителем". В 20...