Из опыта работы
методическая разработка на тему

Для подготовки к экзаменам мне помогает технология учебных циклов - технология, известная с 80х годов, один из авторов тенологии московский учитель Г.Г.Левитас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                                           Из опыта работы

                         С 2001 года в наших школах экзамен по математике в 11 классе сдается в форме ЕГЭ, сначала в порядке эксперимента, потом – сдавали желающие, теперь – все в режиме on-line, в общем, ребята семи моих  выпусков в той или иной форме сдавали единый экзамен. Подготовка к такому экзамену очень ответственное и сложное дело и для учителя, и для ученика. Давно в нашем методическом журнале «Математика в школе»  я натолкнулась на  статью Германа Григорьевича Левитаса , учителя московской школы, в которой он рассказывал о системе обучения математике-  «Технология учебных циклов». Мне понравилась идея  частого  контроля  знаний (в виде математических диктантов на 5-7 минут, самостоятельных, проверочных работ, работ – «малюток»)  – я стала видеть, как  дети усваивают учебный материал, над чем нужно работать. Позднее  в научно-методическом журнале «Полином» (за 2010 год) в разделе «Учим математике» появилась статья  Г.Г.Левитаса  « Преодоление неуспешности»,  где  подробно   освещалось, как можно эффективно и просто обучать ребят точным наукам. Со многими новыми  образовательными  технологиями мы знакомились в методических объединениях, изучали сами, но ни одна из них не отвечала сути моей работы так, как Технология  учебных циклов (ТУЦ) .

                        Технология учебных циклов  разработана в НИИ школьного оборудования и ТСО АПН СССР. Её авторами являются Е.Б. Арутюнян, М.Б.Волович,  Ю.А.Глазков и Г.Г Левитас. Она опробована в массовом  многолетнем эксперименте, начиная с 1982г;  проста в применении, эффективна, особенно в 9-11 классах, где идет целенаправленная подготовка к ЕГЭ. Естественно, у каждого учителя, даже начинающего, складывается своя, индивидуальная система работы, и каждый подбирает под себя оптимальную, на его взгляд, методику. Можно взять для себя элементы технологии, которые кажутся важными и нужными, и встроить в свою систему работы.

                       Учебный материал разбивается на учебные циклы.  Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала. Цикл может состоять из одного урока или из нескольких.  Учебный цикл (одноурочный) примерно выстроен так:

1)постановка домашного задания, инструктаж по его выполнению, знакомство с работой в классе;

2)повторение ( или работа над ошибками, или говорим о каком-то очень важном моменте нашей работы, помня, что внимание аудитории ослабевает уже через пять минут);

 3) проверка знания предыдущего материала и готовности к усвоению нового;

 4) сообщение нового материала;

 5) первоначальное  закрепление;

 6) тренировочное закрепление;

7) конечный этап цикла -  контроль теоретических знаний и итоговое закрепление в форме самостоятельной работы ( делается всегда на следующем или следующих уроках , у ребенка должно быть время для того, чтобы усвоить материал, сделать его своим). При обучении математике в старших классах цикл  -это несколько уроков.

Теперь о некоторых важных моментах.

                  1.В классическом строении урока математики обязательно присутствует устный счет. К сожалению,  из-за индивидуальных особенностей, разной успеваемости детей, время бывает потрачено впустую-активно работают те, кто умеет считать быстро. Поэтому эти пять минут в начале урока можно использовать

-для обучения эффективным приемам счета, рациональным способам решения задач . Например, задачи на уценку: книга стоила 425 руб., ее уценили на 8%. Найти стоимость книги.(425*0,92=391)

-для работы над ошибками. Проверены значимые работы, домашние, самостоятельные, выбраны типичные и индивидуальные ошибки, вместе рассматриваем и  обсуждаем каждую допущенную ошибку. Если допущенную ошибку подчеркнуть в тетради или тут же показать  правильное решение – как правило, толку меньше. .

                     2.Вижу кадр из старого фильма.

.. Идет урок. Учитель склонился над журналом, ручка скользит вдоль списка учеников, класс замер… К доске пойдет… Все дружно  выдохнули, один- обреченно пошел к доске.

Если к доске вышел неподготовленный ученик, учитель все внимание сосредоточил на нем, работая индивидуально, часть дорогого времени урока потеряна. Если ученик желает показать решение задачи, безусловно, нужно предоставить ему такую возможность. Вызов подготовленного ученика для решения неизвестной задачи тоже вряд ли оправдан (ребенок может плохо себя чувствовать, может волноваться по поводу низкой оценки).  При выполнении тренировочных упражнений после объяснения материала можно вызвать и затрудняющегося ученика, и всем вместе  обсудить решение задачи.

                       3.На уроках ТУЦ вопрос дисциплины снимается, дети работают заинтересованно, им нравится, что все получается, что можно попросить помощи у соседа, у учителя, что вся их работа оценивается.  Ученик больше устает, если не занят на уроке, если не понимает, что он делать.

                    4.Задания при самостоятельной работе  на уроках даются детям  по нарастанию степени трудности, каждый сделает столько, сколько сможет. Сильному и слабому ученику нужно готовить дополнительный материал в виде карточек, слабому с образцом или пошаговой инструкцией, сильному – с указанием или подсказкой.

                       5.Теоретический материал нужно обязательно учить, на уроке можно проводить письменный опрос по теории, предварительно опросив одного ученика устно ( в том числе и  для повторения материала всеми учащимися).

                       6.Задания для самостоятельной работы выстроены от простого к сложному ( авторы технологии говорят  «лесенкой трудности»), если понято и усвоено решение простых заданий , то к ним добавляются постепенно более сложные.

                      7.Контроль  степени усвоения фрагмента  учебного материала проводится с помощью математических диктантов в начале или в конце урока ( 7-10 минут), можно в виде самопроверки, взаимопроверки, проверки учителем. При этом- хорошая  накопляемость  оценок, дети видят наглядно результат своего труда.

                    8.Обязательный этап урока – изучение нового материала с помощью составления опорного конспекта на доске.

А) Учитель оформляет новый материал в виде конспекта на доске , излагая материал более подробно, но при этом оставляет возможность для самостоятельного изучения темы.

Б) Ученики сами составляют   конспект по плану, предложенному учителем, используя материал учебника. В)Составляют конспект вместе, используя ранее изученный материал и учебник.

                    9. Первоначальное (репродуктивное) закрепление - учащиеся решают задачи, подобные тем, которые были рассмотрены при объяснении нового материала. При первичном закреплении особое внимание  нужно уделять точности формулировок вопросов и ответов обучающихся,т.е. формированию грамотной математической речи.

                    В связи с внедрением ФГОС второго поколения,  где реализуется системно-деятельностный подход и в процессе работы формируются универсальные учебные действия – учителю как раз и поможет  ТУЦ. Без активной, методичной работы ребенка над учебным материалом усвоения знаний не произойдет, знания не станут его собственными. Ведь, как известно, математику нельзя изучать глядя, как это делает сосед по парте или учитель.  Успешность усвоения знаний  зависит от вложенного труда.

                                                   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...


 

Комментарии

Сёмина Вера Викторовна

Ирина Геннадьевна, Вы заинтересовали меня технологией учебных циклов. Спасибо. Попробую узнать о ней побольше, хотя какие -то элементы этой технологии применяю.