Обобщение опыта.
опыты и эксперименты на тему

Гарибян Ольга Фёдоровна

Компетентностно - ориентированные задания

как средство формирования ключевых компетенций 

учащихся на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garibyan_ug.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Компетентностно - ориентированные задания

как средство формирования ключевых компетенций  

учащихся на уроках математики.

Гарибян Ольга Фёдоровна,

                                                                         учитель математики

                                                                         ОУ «Пристанская школа» 

1.Актуальность и ведущая идея опыта

Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.  Поэтому современное российское образование находится в стадии серьезных преобразований, связанных с переориентацией на компетентностную парадигму. Это провозглашают все нормативные акты, направленные на модернизацию системы образования, в их числе:

- Комплексный проект модернизации образования;

- Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»;

- Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

В соответствии с данными нормативными документами меняются требования к результатам освоения образовательных программ. Они включают в себя не только знания, но и  умения их принять. В современных стандартах школьного образования говорится о «формировании у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций».

В условиях перехода на ФГОС второго поколения одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности.   Для этого  необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что в настоящее время  ученик с огромным трудом ставит цели и делает выводы, синтезирует материал и соединяет сложные структуры, обобщает знания, а тем более находит взаимосвязи в них. Как показывает анализ литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи насыщения образовательной среды условиями, способствующими   самореализации учащихся является такая организация работы учителя, в основе которой лежит формирование учебно-познавательной компетенции школьников на уроках математики посредством  использования  деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке.

Решение выявленных проблем вижу в разработке и использовании на своих уроках компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ), обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках. Ученик должен понимать,  зачем он выполняет подобное задание, для чего, чему он может научиться при его выполнении.      

Цель опыта: создание условий, содействующих формированию ключевых компетенций школьников посредством использования   компетентностно-ориентированных заданий  на уроках математики.

        Разрабатывая эту тему перед собой я поставила следующие задачи:

  • изучить основные идеи компетентностного подхода;
  • изучить структуру, виды (уровни) компетентностно-ориентированного задания;
  • разработать дидактический материал;
  • апробировать материал на уроках математики;
  • разработать систему критериев, показывающих уровень развития;
  • рассмотреть полученный результат.

Ведущая педагогическая идея заключается в  формировании у учащихся  умений, способностей и компетенций, необходимых как для продолжения образования, так и использования их в практической повседневной деятельности.

Новизна опыта заключается  в усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса, основанном на системном использовании компетентностно-ориентированных заданий на разных этапах урока математики. Кроме того создан дидактический материал.

2.Теоретическое обоснование.

Теоретическая база опыта основывается на разработках отечественных и зарубежных учёных, педагогов-методистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. 

Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

  1. Компетенции – «умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни» (определение QCA -Агентства по квалификациям и учебным программам Англии).

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Г. Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения даны следующие определения компетентности и компетенции:

Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

Компетенция: 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Ключевые слова в характеристике ключевых компетенций:

  • Искать: опрашивать окружение, консультация  учителя, получение информации;
  • Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относится к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и выработать своё собственное мнение;
  • Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты;
  • Приниматься за дело: включаться в работу, нести ответственность, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
  • Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Условия, в которых может быть сформирована успешность обучения:

  • Школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставят перед ним;
  • Школьник осознаёт мотивы своей учебной деятельности;
  • Школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает её последствия;
  • Школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Компетентностными называются те задачи, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Общекультурная и социальная значимость получаемого результата, это обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
  • Цель решения компетентностной задачи заключается не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы;
  • По структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределены некоторые из ее компонентов;
  • Возможно наличие нескольких путей решения.

Компетентностные задачи составлены так, что имеют проблемный характер и требуют применения знаний из разных разделов одной предметной области (математика) или из разных предметных областей, или же знаний из жизни. Разделяют три уровня компетентностно – ориентированных заданий:

  1. Уровень воспроизведения.  
  2. Уровень установления связей.
  3. Уровень рассуждения.

3.Педагогическая система опыта и его своеобразие. 

 Задачи-проблемы возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума.

Компетентностно-ориентированные задания  использую  на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции. Формировать ключевые компетентности учеников можно и  на разных этапах урока. Приведу несколько  примеров  применения компетентностно-ориентированных задач, как средство формирования ключевых компетенций учащихся.  Конечно, ориентиром в их  подборе и составлении для меня послужили  и задания контрольно- измерительных материалов ГИА и ЕГЭ.

 Развитие  ценностно-смысловой  компетенции. Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. У учащихся воспитывается чувство удовлетворения от установленной им возможности приложения математики к другим наукам. Они видят, например, что такие, на первый взгляд, «бесполезные» вопросы, как сумма членов  арифметической или геометрической прогрессии, имеют глубокий экономический смысл. А какие творят чудеса проценты! Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Осознать свою роль и предназначение, выбрать образовательную линию формирую у детей с помощью таких заданий:

- В семенах сои содержится 20% масла. Сколько масла содержится в 700 кг сои? Что вы слышали о полезности сои организму человека? Найдите ответ  в дополнительной литературе.

- Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека.

- У помидор «Розовый гигант» первые плоды созревают на 110 после посева. Когда надо  посеять  помидоры, чтобы  первые зрелые плоды были 10 июля?

- В астрономии используется единица измерения расстояния, называемая «световой год» и численно равная 9,46*10 (в 12 степени) км. Выразите в километрах расстояние от Солнца до центра нашей Галактики Млечный Путь, если известно, что оно равно 28 тыс. световых лет.

-К празднику купили 19 пирожных - корзиночек и эклеров. В 2 одинаковых коробках по 5 корзиночек. Остальные пирожные - эклеры - в 3 коробках. Сколько эклеров в 1 коробке?

- Сколько граммов спирта надо добавить к 600г 16%-ного  раствора йода в спирте, чтобы получить 10%-ный раствор йода?

В этом виде компетенции можно говорить и о профориентации, именно в школьные годы мы способствуем выбору детьми той сферы, которая им наиболее интересна.

 Общекультурная компетенция. Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач в стихах, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка. Для формирования грамотной, логически верной речи использую составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Провожу ролевые игры «Вы почтальон», «Вы администратор гостиницы», «Вы налоговый инспектор», где дети заполняют разные бланки с использованием имен числительных. Решаем задачи на изменение величин в процентах. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы каждому человеку, значение этой темы велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

- Каким бы чистым ни казался воздух, в нем всегда имеется пыль. Когда мы дышим через нос, пыли задерживается на 60 % больше, чем тогда, когда мы дышим через рот. Во сколько раз при дыхании через нос пыли задерживается больше, чем при дыхании ртом. Что вы знаете о политике нашего государства относительно проблемы чистого воздуха?

- Из жителей города одни говорят только на украинском, другие – только на русском, третьи – на обоих языках. По-украински говорят 85% всех жителей, а по-русски – 75%. Сколько процентов всех жителей этого города говорят на обоих языках?

- Население города ежегодно увеличивается на 1/50 наличного числа жителей. Через сколько лет население утроится? Какие социальные программы надо будет решать?

-Температура воздуха изменялась в течение дня от 7° до 26° Цельсия (дается график изменения температуры). Изобразите график функции, на котором будет изображена температура воздуха в градусах по фаренгейту, соответствующая температуре на графике.

Так же одним из способов развития данной компетенции является проведение проверочных работ, содержащих подобные задания,  в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста. Кроме того, решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении заданий. При подведении итогов урока акцентирую внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

Исследовательская компетенция.  Для формирования исследовательской компетенции учащимся предлагаю задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.

Для формирования данного вида компетенции подходят следующие задания:

-Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за 1 минуту разговора

1. Повременный

135 р. в месяц

0,3 р.

2. Комбинированный

255 р. за 450 минут в месяц

0,28 руб. за 1 минуту сверх 450 мин. в месяц.

3. Безлимитный

380 р.

0 р.

Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях. Ученику придется проверить разные варианты, сравнить их, выбрать из них наиболее оптимальный, такого вида задачи появились в материалах государственной аттестации.

- У Кристины есть билет в театр на вечерний спектакль. Если Кристина соберется за 15 минут и пойдет пешком со скоростью 6 км/ч, то опоздает на 10 минут. Если же Кристина соберется за 15 минут, а потом за ней заедет Антон, и они поедут со средней скоростью 20 км/ч, то в театр Кристина с Антоном прибудут за 3 минуты до начала спектакля. Определите, сколько времени остается до начала спектакля.

Решая подобные задания, мы формируем компетентность разрешения проблем,  целеполагание и планирование деятельности.

Информационная компетенция Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира. На этом этапе целесообразно использовать задачи прикладного характера. Тогда у учащихся будет не только формироваться информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Здесь следует учитывать  дифференцированный подход к учащимся, так как жизненный опыт учащихся разный.   – Узнайте у  ваших родителей итоги работы их предприятия за последние 3 - 5 лет. Постройте по этим данным  диаграммы. Сделайте вывод.

 Хорош прием решения расчетных задач на движении и стоимость. За одну – две недели до урока-практикума создаём банк данных, необходимых для урока. Дети собирают сведения, используя доступные им источники, учатся извлекать информацию, содержащуюся в диаграммах, графиках, таблицах и т. д. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.

 -Высота колокольни составляет 60 аршин. Переведите эту величину в метры, узнав соотношения этих мер длины.

Решение задач с элементами игры поможет в формировании рассматриваемых компетенций. Игра «Вы путешественник»: Внимательно рассмотрите схемы (рисунок – цена проката в сутки – износ), запишите формулу для нахождения стоимости проката.  Используя их,  составьте формулы стоимости проката каждой вещи, обозначив буквами нужные величины (стоимость проката – С, число дней – N) .

а)  C = N ∙ 100 + 50                      б)  C = N ∙ 300 + 100

Используя эти формулы, вычислите: а) сколько заплатили за прокат водного велосипеда, если его взяли на 12 дней? На 5 дней? На 7 дней?
б) Сколько заплатили за прокат надувной кровати, если её взяли на 10 дней? На 3 дня? На 8 дней?

-1 литр бензина в 2006 г. стоил 15 рублей. В 2007 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007 году? (ответ округлите до целых)

- Узнайте стоимость проезда Игрим –Приобье и заполнив таблицу стоимости билета в плацкартном вагоне вычислите сумму денег, затраченную группой из 12 учащихся на проезд туда и обратно?

месяц

Стоимость

Июнь

Июль

август

Для формирования информационной компетенции использую задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Таким образом, реализация данной компетенции, требует предварительной подготовки учителя и учеников, и  вполне возможна  на уроках математики.

Социально-трудовые компетенции.  Для развития этих компетентностей, использую игровые технологии. Выполняя  роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, а  в социально-трудовой сфере защищая права потребителя, покупателя, клиента, производителя ученики развивают свои умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.  Включаю  учащихся в игру «Строители»:  - Рабочий изготовил за смену 45 деталей вместо 36 по плану. Узнай сколько процентов фактическая выработка составляет от плановой?  Как бы ты, будучи руководителем, поощрил такого рабочего?

 - Из свежих груш получается 18% сушеных.  Сколько взяли свежих груш, если получилось 54 кг сушеных? Сколько получится сушеных груш из 120 кг свежих? Выясни  выгодно  ли заняться этим в наших условиях.

Задача « Ты художник»:  На координатной плоскости соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится фигура. Решение уравнения, запись значения корня вместо пропущенной координаты. Задача из серии «Предприниматель»: Ваше АО «Сладкий пирожок» работает на конкурентном рынке хлебобулочной продукции и занимается выпечкой ватрушек. Функция издержек выпечки ватрушек имеет вид:, где Q – количество ватрушек (в дес. шт.). Определите, свои издержки, если Q =2; 4;

 Коммуникативная компетенция.  Этот вид компетенции не является новым в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). На своих уроках я также использую эти формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Формируются умения:  диалога,  сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого, погашения конфликта.

Таким образом, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. 

  Как правильно составить компетентностно-ориентированные задачи? Чем отличается компетентностно-ориентированное задание от традиционного?  

 Во-первых, это деятельностное задание. Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию. В-третьих, оно строится на актуальном для ученика материале. В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами. Задачная формулировка содержит личностно-значимый познавательный вопрос -  действие. Например: изучите; используйте; определите; закончите; объясните; найдите; узнайте. Выделены аспекты  формируемых ключевые  компетенций. Обозначен стимул (если …, то …). Стимул мотивирует ученика на выполнение задания. Стимул должен быть кратким (не более трех предложений),  не отвлекать учащегося от содержания задания.  Указан источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные, т.п.). Определён инструмент проверки. В современных учебниках немного компетентностно-ориентированных заданий, но на базе имеющихся заданий можно разработать свои задания, формирующие определённые компетенции. Часто одна и та же задача способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетентностей.  Рассмотрим примеры составления компетентностно-ориентированных заданий,  используя задачи из учебника. Возьмем типовую задачу: «Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?» Эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей. Но,  если,  добавить к условию задачи вопрос, она станет таковой. Постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах).

-  Если упражнение «Продолжить числовую последовательность: 1; 3; 5; 7; 9;…»  дополнить заданием  «задать последовательность  следующими способами: формулой n-го члена; таблицей; графиком; словесным описанием», то оно становится компетентностно-ориентированным.

- Типовое упражнение из учебника алгебры 8 класса: Решить систему уравнений http://www.eidos.ru/journal/2011/im0425-07-03.PNG

Добавляем задание: «Выберите наиболее подходящий для этой системы способ решения из предложенных (метод подстановки, метод сложения, метод введения новой переменной, графический метод). Обоснуйте свой выбор». Так учебное задание превращается в компетентностно-ориентированное. Таким образом, задачи из учебника можно использовать в качестве основы для компетентностно-ориентированных заданий.

Составление личностно - значимых задач также помогает в достижении поставленной цели: «Отцу необходим ледник для хранения рыбы размером 2,4*6*2,5 м. Определи площадь льда, необходимого для заполнения ледника, если известно, что толщина льда в водоёме 40 см и 10% объёма теряется из - за неплотного прилегания кусков льда».

При работе с диаграммами хорошо брать данные с предприятий, где работают родители учеников.

- Бригада А.П. Букова  в 2007г. пробурила 2600м, в 2008г. – 60000м, а в 2009г. – 98000 м. Надо составить диаграмму для статьи в местную газету. Вид диаграммы выберите сами.

Особенности разработки компентностно-ориентированных заданий

В учебниках немного компетентностно-ориентированных заданий, но на базе имеющихся заданий можно разработать свои задания, формирующие ключевые компетентности. Рассмотрим пример использования задач из учебника, с помощью которых можно составить задания для формирования ключевых компетентностей учащихся.

  1. Возьмем типовую задачу.

«Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?»

Эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей. Если добавить к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах), задание становится задачей первого уровня, т.к. учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы.

  1. Если упражнение «Продолжить числовую последовательность: 1; 3; 5; 7; 9;…»  дополнить заданием  «задать последовательность следующими способами:

– Формулой n-го члена;
– Таблицей;
– Графиком;
– Словесным описанием», то оно становится компетентностно-ориентированным.

  1. Типовое упражнение из учебника алгебры 8 класса: Решить систему уравнений http://www.eidos.ru/journal/2011/im0425-07-03.PNG

Добавляем задание - Выберите наиболее подходящий для этой системы способ решения из предложенных (метод подстановки, метод сложения, метод введения новой переменной, графический метод). Обоснуйте свой выбор. Так учебное задание превращается в компетентностно-ориентированное

Таким образом, задачи из учебника можно использовать в качестве основы для компетентностно-ориентированных заданий. Использовать задачи можно, начиная с 5 класса.

Таким образом, компетентностно-ориентированные задачи имеют большое значение при формировании у учащихся ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, компетенции разрешения проблем. Но как правильно составить компетентностно-ориентированные задачи? Для составления данных задач необходимо учителю изучить аспекты ключевых компетентностей.

Особенности разработки и использования в учебном процессе компентностно-ориентированных заданий таковы:

Модель – схема

Компетентностно-ориентированного задания

  • Название задания
  • Аспекты формируемых ключевых компетенций
  • Стимул (если …, то …)
  • Личностно-значимый познавательный вопрос (задачная формулировка)
  • Источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные, т.п.)
  • Задания (вопросы) по работе по данной информации
  • Бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ)
  • Модельный ответ
  • Инструмент проверки (оценочный бланк, ключ)

Стимул мотивирует ученика на выполнение задания, включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации:

– мотивирует учащегося на выполнение задания;

– моделирует практическую, жизненную ситуацию;

– при необходимости может нести функцию  источника информации.

Стимул должен:

– быть кратким (не более трех предложений)

– не отвлекать учащегося от содержания задания.

Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, написать реферат, составить задачу и т.д. Часто одна и та же задача способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетентностей. Итак, единственным выходом для реализации компетентностного подхода через задачи для школьных учителей является составление самим компетентностно-ориентированных задач.

                                     

  1. Результативность опыта 

В процессе становления педагогического опыта был выделен основной критерий результативности  педагогической деятельности – уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся) по математике.

Анализ результатов уровня качества знаний в одних и тех же классах позволяет сделать вывод, что с использованием КОЗ на уроках математики, качество знаний ежегодно возрастает вследствие повышения мотивации обучающихся и формирования ключевых компетенций школьников.

Для диагностики мотивации учащихся была применена

«Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса».

Таблица 3.

Динамика уровня мотивации учащихся

Уровни

2013-2014 гг (5 класс)

2014-2015 гг (6 класс)

Высокий

5%

15%

Средний

45%

55%

Низкий

50%

30%

Таблица 4.

Динамика уровня обученности учащихся  по математике

2007-2008 гг

(5 класс)

2011-2012 гг

(9 класс)

Уровень успеваемости учащихся

100 %

100 %

Уровень качества знаний учащихся

35 %

47 %

Как видно из данных, приведенных в таблицах, возросло количество учащихся с высокой познавательной активностью. Деятельность по формированию учебно-познавательной компетенции на основе проблемного обучения позволила достичь определенных успехов. У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения математики.

Формирование учебно-познавательной компетенции, интереса к предмету позволило выделить группу учащихся, увлеченно занимающихся математикой во внеурочное время. Это проявляется в выступлениях учеников на городских олимпиадах.

Кроме того, в целях формирования и развития учебно-познавательной компетенции и формирования мотивации в изучении предмета ученики принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Автор опыта является школьным координатором Международного математического конкурса – игры «Кенгуру», Всероссийского конкурса – игры  «Инфознайка» в течение 5 лет. Данные об участии ее учеников представлены на диаграммах 1 и 2. Кроме того, ее учащиеся являются участниками олимпиады Олимпус (весенняя сессия 2012 г.). В Летнем туре 2012-2013 года Всероссийского Заочного конкурса «Познание и творчество» учащиеся заняли призовые места:  Чуйченко Алексей – призер (III место), Смолякова Евгения – лауреат (IV место).

Автор опыта активно размещает свои работы в Сети Интернет: ее методическая разработка «Определение квадратных уравнений. Неполные квадратные уравнения» размещена в Сети творческих учителей, ИнтерГуру, разработка «Уравнение x2=a» на сайте БелИПКППС в разделе «Виртуальный методический кабинет» «Творческая мастерская учителя», публикует свои материалы на сайте школы, имеет свой персональный сайт.

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.


Библиографический список

  1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 2000. – 505 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М.: Просвещение, 1989.-217с.
  3. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.
  4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления .– М.:»Лабиринт», 1999.-192 с.
  5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. / Интернет-журнал «Эйдос».
  6. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
  7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. 2004. № 5.
  8. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся.: Автореф. дис... докт. пед. наук. -М, 1971. -38с
  9. Матюшкин М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –M., 1972. – 208 с.
  10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.
  11. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 367 с.
  12. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками./Москва, 2002.
  13. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
  15. Ярулов А. А. Познавательная компетентность школьников. /Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 43-84.
  16. http://standart.edu.ru – Федеральные Государственные Образовательные Стандарты

Применение системы работы на практике, позволяет мне добиться следующих результатов:

- повышение креативного потенциала учащихся (от индивидуальных творческих работ к компьютерной презентации авторских проектов);

- рост познавательного интереса (желание участвовать не только в школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах, научно-практических конференциях;

-  участие в конкурсах и Интернет - проектах;

 -  успешная социализация выпускников: ежегодное поступление в ВУЗы на специальности физико-математического цикла.

Участие обучающихся в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, конкурсах, смотрах, соревнования, выставках, научно-практических конференциях и т.д.

Годы

Доля участников школьного уровня

Доля участников  муниципального уровня

Доля участников регионального уровня

Доля участников уровня федерального и международного уровней

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2008-2009

30

86

3

8

2

5

1

3

2009-2010

58

89

2

3

-

-

2

3

2010-2011

105

92

3

3

15

13

19

17

    Физика один из самых сложных для учащихся предметов, но  тот факт, что ребята не боятся пробовать свои силы в решении сложных задач, говорит о положительной мотивации и росте самоуверенности.  Расширяются формы самостоятельной деятельности учащихся: решение олимпиадных задач, научно-практические исследования, интеллектуально-творческие конкурсы, проекты, презентации.  

  Всё это способствует увеличению числа участников и качества представленных работ.

   

           

годы

Фамилия, имя обучающегося

Тема творческой работы

Экспертное заключение (отзыв, рецензия)

2008-2009

Леоненко Вячеслав

Сказки звёздного неба. Зодиак

Диплом фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

2009-2010

Суслова Марина и Нурумова Динара

Влияние изменения атмосферного давления на посещаемость занятий  и успеваемость учащихся нашей школы

 сертификат участников  районной НПК

2010-2011

2011 - 2012

Суслова Марина

Нурумова Динара

Нурумова Динара

Команда «Девчата»

Сипченко Ирина, Лыкова Ирина, Безбородова Кристина

Шапран Ксения

Гроза Юлия

Шапран Ксения

Бредгауэр Кристина

Бредгауэр кристина, Ромасюкова Екатерина, Родькина Юлия, баландина Яна, Александрова Елена

Шапран Ксения

Гроза Юлия, Шапран Ксения

Древние обсерватории мира и их значение в развитии астрономии.

Влияние изменения атмосферного давления на посещаемость занятий  и успеваемость учащихся нашей школы.

Конкурс «Учебный проект»

Сетевой проект «Что такое пища наша»

Районный конкурс печатной продукции «Космос»

Районная НПК «Зависимость скорости диффузии от свойств среды»

Районная НПК «Влияние качества воды на свойства  мыльных пузырей», Областная НПК

Конкурс «Учебный проект», в рамках Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолиоо» «Изучение явления  диффузии»

Районный конкурс печатной продукции «Космос»

Телекоммуникационный проект «Дорога к звёздам»

Международная игра – конкурс «Гелиантус – естествознание для старшеклассников»

Тринадцатый турнир им М.В.Ломоносова (заочный этап)

Диплом фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом участника конкурса «Учебный проект» фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Сертификат участника

Сертификат участника

Диплом

Диплом

Сертификат участника

Диплом лауреата

Призёр конкурса (грамота за 2-е место)

Диплом победителя

Призёр

Дипломы лауреата

 

 

Растёт число детей, посещающих   элективные курсы, на которых используются современные образовательные технологии, что даёт возможность учащимся проявить свои творческие способности.  

  И таких ребят становится всё больше. Уже в этом году 8 учеников  стали участниками заочного  Ломоносовского турнира из них два лауреата, которые прошли в очный тур данного турнира, 14 стали участниками международной игры – конкурса  «Гелиантус - 2011»   из них один победитель,  двое  стали дипломантами районной НПК,  принимают участие в сетевых проектах по физике и астрономии.
         
В 2008 году Гамеза Владимир ученик 11 класса занял 3-е место в муниципальном этапе олимпиады, а ученица 10 класса Майер Анна стала победителем муниципальном этапе олимпиады школьников, принимала участие в региональном этапе олимпиады школьников, где заняла 17-е место.

 Уже  несколько лет подряд мои ученики принимают участие  в Межрегиональной заочной  физико – математической  олимпиаде, которую проводит Всероссийская школа математики и физики «Авангард» результаты: 2 – призёра, 1- победитель, 3 – диплома участников. В этом году 8 учеников  стали участниками заочного  Ломоносовского турнира из них два лауреата, которые прошли в очный тур данного турнира.

Проводимая работа по физике позволяет  выпускникам достаточно успешно поступать в высшие учебные заведения, выбирая профессии связанные с физикой. За последние пять лет поступили в: Омский государственный университет путей сообщения – 2, Омский танковый инженерный институт- 1, Сибирский автодорожный институт – 6, Омский политехнический университет -3, Омский государственный педагогический университет – 4.

Накопленный материал творческих работ учащихся  помог мне создать задачник, где все задачи придуманы учениками и составить сборник творческих работ учащихся, в котором размещены кроссворды, ребусы, загадки, сказки.

  1. Перспективы

     Совершенствование моей профессиональной компетенции продолжаю на протяжении всего периода осуществляемой педагогической деятельности в школе на основе углубления моего профессионального, нравственного, общекультурного, творческого, рефлексивного потенциала, самосовершенствования.  Свою работу планирую исходя из:

  • современных аспектов развития образования в РФ (переход на новые стандарты, реализация деятельностного подхода в обучении и т.д.)
  • задач, над которыми работает школа (создание системы работы с одаренными детьми, повышение авторитета школы в социуме и т.д.)
  • образовательных потребностей обучающихся, (успешная сдача ЕГЭ, интерес к участию в олимпиадах и проектах и т.д.)
  • собственных методических интересов (деятельностный подход, компетентностные технологии, тестовые методики и т.д.).

Особое внимание уделяю проблеме использования активных методов

преподавания с целью формирования устойчивой потребности в обучении,

самообразовании. 

Используемая литература

  1. Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 216 с.
  2. Белозёрских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994. - №11. – с.22 – 26.
  3. Богословский В.В., Ковалёва А.Т., Степанова А.А. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981. – 537 с.
  4. Вешникова П.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. – М.: Просвещение, 1995. – 194 с.
  5. Винокурова Н.С. Управление процессом развития творческих способностей учащихся // Завуч. – 1998. - №4. – с.20 – 34.
  6. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – 296 с.
  7. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности. – М.: Просвещение, 1983. – 179с.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...