Разработка урока математики по теме: "Распределительное свойство умножения", 5 класс
презентация к уроку (5 класс) на тему

tsatourova_helen

Данный урок  является  уроком изучения новой темы  и основной акцент делается на формирование основных понятий и их закрепление в ходе выполнения упражнений. Использование  ИКТ  позволяет не только усилить наглядное представление  изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый  наглядный и практический  материал. Все это позволяет повысить плотность урока и оптимально увеличить его темп.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики МОУ гимназии №5  г. Сочи

Цатурова Елена Валентиновна

План-конспект урока математики  в 5 классе

«Распределительное свойство умножения.»

Авторы учебника – Виленкин Н.Я., Жохов В.И, Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика – 5. , М.: Мнемозина, 2009

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

   - обучающие: создать проблемную ситуацию для вывода распределительного свойства умножения,  научить применять это свойство для устного счета,  упрощения выражений, решения уравнений.

- развивающие: развивать монологическую речь обучающихся, поддерживать интерес к уроку математики через проблемную ситуацию,  развивать логическое мышление,  умения обрабатывать информацию, обобщать, анализировать, выделять главное, выбирать способы решения в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка результатов деятельности.

- воспитательные: развивать навыки групповой,  самостоятельной работы и работы в парах при выполнении различных заданий на уроке, повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива

  1. Тип урока: изучение нового материала (получения новых знаний).
  2. Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные, поисковые;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, продуктивный.

  1. Описание мультимедийного продукта - презентация Microsoft Office PowerPoint

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, мультимедийный проектор, (интерактивная доска  или экран), карточки-задания.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный  

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

 Ну-ка, проверь дружок, 

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Толька лишь оценку пять. 

Включаются в деловой ритм урока

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель ставит задачу:

 Даша собрала 5 корзинок с черешней по 3 кг, а Паша 4 корзинки по 3 кг.  Сколько кг. черешни собрали дети? Решите задачу с помощью выражения. (работа в парах)

 (Слайд  3)

Что можно сказать о выражениях  3∙ ( 5 + 4 )  и  3∙ 5 + 3 ∙ 4?

(Слайд 4, 5)

Проверьте, верны ли равенства:

(15+25) ∙ 4= 15 ∙4 + 25 ∙4

(23-12) ∙ 5= 23 ∙5 - 12 ∙5

(105-5) ∙ 23 = 105 ∙23 - 5 ∙23

(45+55) ∙ 7= 45 ∙7 + 55 ∙7

(33+17)∙ 9=32∙9 + 17∙9

(Слайд 6)

Сколько можно придумать таких верных равенств?

Выделите одинаковые числа в каждом равенстве одним цветом.

Что вы заметили?  Можно ли равенства 1-4 записать  его с помощью букв?

(Слайд 7,8)

Работают в парах, составляя выражение. Возможны следующие варианты выражений:

3∙ ( 5 + 4 )=27 или 3∙ 5 + 3 ∙ 4=27

   

Дети приходят к выводу: «Они равны, так как равны значения этих выражений»

Проверяют письменно, дают  ответы:

Да

Да

Да

Да

Нет

Сколько угодно.

Да,  можно, пишут:

(a + b) ∙ c = a ∙ c + b ∙ c

 (a - b) ∙ c = a ∙ c - b ∙ c

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Цель урока. Данные равенства верны для всех чисел, значит, они отражают свойства действий, которые называются   распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания.

Сегодня мы открыли  распределительное свойство умножения,  будем учиться применять это свойство в разных ситуациях .(слайд 9)

Записывают тему урока в тетрадь «Распределительное свойство умножения»

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: «Распределительное свойство умножения»

Найдите в учебнике   (стр . 85 п. 14) и запишите формулировку  распределительного свойства в тетрадь. (Слайд 10)

Вычислите устно, применяя распределительное свойство

(100+2) ∙ 22 =

(200-2) ∙ 15 =

90 ∙ 25 + 10 ∙ 25=

123 ∙ 27 - 23 ∙ 27=

23 ∙ 16 + 16 ∙ 27=

40 ∙ 87  - 39 ∙ 87=

(Слайд 11)

Пишут формулировку свойства и буквенную запись свойства в тетрадь.

2244

2970

2500

2700

800

87

Применение новых знаний на практике

Научить применять распределительное свойство при упрощении выражений

Используя распределительный закон преобразуйте выражение     4 ∙ х + 9 ∙ х  (слайд 12), ввод понятия буквенного множителя и коэффициента.

Подумайте, как, используя распределительный закон, упростить выражение 18у – 10у. Можно ли устно упростить выражения?  Как?

Упростите устно

7х + 2х=                              

 11у – 3у=

9а + 6а=                              

3с – 3с=

2а-4с=

4 ∙ х + 9 ∙ х = (4+9) ∙ х =13∙ х 

Сложить или вычесть коэффициенты, а буквенный множитель оставить.

0с=0

ловушка

Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы «Распределительное свойство умножения».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для  работы по новому материалу.

Работа в группах (Слайд 14):

1.Упростите выражение и найдите его значение:

5х + 8х при х = 13

12у – 6у при у = 6

9а + 7а при а = 16

39х – 5х -4х + 28 при х = 3

28 у – 18у + 6у при у = 2

2.   Решите уравнения

15а-8а=21

3х-х=12

4у+2у-у=20

2а+8а+37=107

Работают в малых группах в тетрадях. Затем проверяют себя по слайду 15, 16

Физпауза (зарядка для глаз)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Слайды 17-27

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Самостоятельная работа (карточки-задания)

Вариант I

Вариант 2.

Выполняют задания в тетрадях, проверяют по заготовке на ИД работы друг у друга. Оценивают успешность своей работы.

(слайд 29)

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- Что изучали сегодня на уроке?

- Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания.

- Где применяется это свойство?

-Распределительное свойство умножения.

- Формулируют свойства.

-При быстром и удобном счете.

-При упрощении выражений.

-При упрощении выражений.

         Информация о домашнем задании

  Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

По учебнику

Стр. 85 п. 14, № 563, №566, 586(а-г).

Записывают задания в дневники, задают вопросы.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и

взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то поднимите вверх 2 руки.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите вверх одну руку.

Если вы считаете, что вы не поняли тему, то опустите руку вниз.

Спасибо за урок.

Приложение 1 (КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ)

Самостоятельная работа по теме «Распределительное свойство умножение»

Вариант 1

  1. Упростите выражение и сопоставьте стрелками правильные ответы:

2а+ 11а

16а-10а

16а+10

15а+а+10а

28а+3

15а+а+10

13а

24а+3+4а

26а

  1. Представьте произведение  21х в виде суммы трех одинаковых слагаемых.
  2. Решите уравнение 4х+3х+2х=120.

Вариант 2

  1. Упростите выражение и сопоставьте стрелками правильные ответы:

7у+15у

11у

23у-12у

19у-3

12у+7у-у

20у+8

12у+7у-3

22у

15у+8+5у

18у

  1. Представьте произведение  35а  в виде суммы двух одинаковых слагаемых.
  2. Решите уравнение 11х+5х-7х=140.

Критерии выставления отметок:

7 заданий верно – «5»

5-6 заданий верно – «4»

4 задания верно – «3»

Менее 4-х – «2»