Внеклассное мероприятие
методическая разработка по истории на тему

Щербакова Ирина Николаевна

Память о холокосте - путь к толерантности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx107.11 КБ
Файл prilozhenie_no_1.docx15.72 КБ
Файл prilozhenie_no_2.docx19.62 КБ
Файл prilozhenie_no_3.docx20.62 КБ
Файл prilozhenie_no_4.docx15.82 КБ
Package icon holokost.zip2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Учитель : Щербакова И.Н.       МБОУ «Новосельская СОШ» Суздальский район

Предмет

История, обществознание

Класс

8-11

Тема

Память о Холокосте – путь к толерантности"

Цели

Образовательная  доказать, что толерантное отношение ко всем людям является необходимым условием для развития современного общества; показать, какие трагедии порождала нацистская политика.

Развивающая: продолжить работу над формированием умений анализа исторического

 источника; обобщения имеющихся знаний; уметь доказывать свою точку  зрения; выбору

 своей позиции, формирований  умений применения исторических знаний для осмысления

 сущности  современных общественных явлений.

Воспитательная: усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания у учащихся; развивать интерес к историческому прошлому своей страны; воспитывать  патриотизм.

Задачи

  • -Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцидов;
  • воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма;
  •  формирование у учащихся интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
  • стимулирование и активизация поисковой, научно-исследовательской и творческой деятельности школьников по теме;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и

культурного наследия в мировой истории.

 

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или  таблицы)

Коммуникативные.

Умение эффективно сотрудничать в группе.

Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Условия реализации

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

http://www.kontakte-kontakty.de/russisch/gorewa.php

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕВРЕЙСКИЙ МИР"

http://jhistory.nfurman.com/teacher/index.htm

http://24smi.org/news/19623-neofashizm-i-neonacizm-istoriya-vozniknoveniya-ras.html

Учебники 1)«История России» 9 класс Данилов А.А., 2) Всеобщая история 9 класс. Автор Сороко-Цюпа.

1.        Аудиоколонки колонки.

2.        Видеопроектор.

3.        Персональный компьютер.

4.        Принтер.

5.        Экран.

Основные понятия

ксенофобия, шовинизм, неонацизм, антисемитизм

Форма проведения урока

Работа в группах,  фронтальная работа,

индивидуальная.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.         Организационный этап. Цель этапа: мобилизация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку,

эмоциональный настрой.

Учитель включает презентацию (Слайд 2)

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения  в деятельность (хочу узнать) (Слайд № 2)

Ребята читают Эпиграф к уроку(Слайд 2):  Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь.

                                                                                                   Пастор Мартин Нимеллер

1.По эпиграфу к уроку предположите о чем мы будем говорить.

2.Что из истории вы знаете об этой трагедии

3. откуда берет свое происхождение геноцид? Когда он начал распространяться?

Обсуждение и представление знаний полученных на прошлых уроках.

Понимание значения перехода к фашизму. Усвоение понятий:  ксенофобия, шовинизм, неонацизм, антисемитизм

Познавательные.  приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Коммуникативные.  применяют правила делового сотрудничества

Регулятивные. 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

2.        Этап подготовки учащихся к активному усвоению. Стадия вызова.

Цель: активизация знаний учащихся, подготовка их к активной самостоятельной деятельности

В начале нашего занятия я хочу, что бы  вы прочитать письмо, бывшей Советской военнопленной Горевой  Екатерины Семеновны, которая оказалась в лагере фашистов.

(Письмо ею было написанно в знак благодарности общественному фонду который поддерживыет бывших заключенных концлагерей.  Россия, Москва Январь 2012 г)

Приложение № 1

Слайд 3 Памятник жертвам Холокоста в Иерусалиме

1)Что помогло  Горевой  Е., совсем молоденькой девушке, выжить в таких нечеловеческих условиях?

2) Как вы думаете, кому посвящен памятник (Слайд 3), кто на нем изображен?

3) Предположите  цель нашего урока?(Слайд 4),

Обсуждение и представление знаний

Целеполагание. Постановка целей

III. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели:  подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий 

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и  для постановки проблемой задачи, которую надо решить. Ребята читают историческую справку о событиях «“Хрустальной ночи”. Приложение № 2, слайды 5,6,7

На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода к идеи нацизма и расового превосходства?

Обсуждение  в классе, предложенных вопросов.

•        Откуда берет свои истоки фашизм?

• Какие события послужили началом «“Хрустальной ночи”,

•        Была ли актуальна в германии идея арийского превосходства?

•        Таким образом, о чём мы сегодня будем с вами говорить?

IV этап.  Этап усвоения новых знаний. Стадия осмысления.

Цель этапа: самостоятельный поиск информации,  критическое осмысление. Формирование умений работы с историческими документами.

Организует усвоение нового материала.  Предлагает ребята прочитать статью из книги : ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕВРЕЙСКИЙ МИР"

http://jhistory.nfurman.com/teacher/index.htmЧасть седьмая: Катастрофа.

глава 181.

Адольф Гитлер (1889-1945) и нацизм. «Майн кампф». Арийская раса. Нюрнбергские законы.

Приложение № 3

Слайд № 8

Несмотря на всю тяжесть положения людей которые подвергались геноциду. Хочется рассмотреть с вами удивительные факты из жизни евреев, Для это я попросила 2 ребят подготовить сообщения.

Задает вопросы: 1)как вы думаете, что объединяет эти две истории?

2) А вам приходилось слышать ругательства по отношению к людям не европейского типа внешности: «Россия для русских», такие слова мы можем услышать, как и от отдельно взятых людей, недовольных эмигрантами из стран Азии, как и от целых организаций, которые создаются для того, чтобы «освободить Россию», которые имеют другую национальность, цвет кожи, разрез глаз. И таких организаций становится все больше. Давайте подумаем с вами над вопросом, что же заставляет людей неистово верить в эту пропаганду,  имеет ли она под собой какое то серьезное обоснование и на сколько законны требования этих групп людей « в освобождении России от не русских». Слайды 11, 12

Для этого я попросила вас принести Конституцию РФ. Найдите в конституции статьи которые бы определяли наше отношение к другим нациям.

Слайд 13

Ребята работают с текстом

Выступление учащихся Слайд 9,10

Работа с текстом

- Мы познакомили со статьями, к какому выводу мы можем с вами прийти. на сколько законны требования националистов?

- перед вами на столах лежит  текст с Отличительные черты русского неофашизма. Давайте теперь попробуем сопоставить русский нацизм с немецким и найти , если есть схожие черты Приложение № 4

1)Что лежало в основе бешеной ненависти Гитлера к евреям?

2)  Почему же идеология расового превосходства, так была распространена в Германии.

3)что представляли собой сами «арийские ценности»?

1 ученик

Хесси Тафт - идеальный арийский ребёнок

В 1935 году шестимесячная Хесси Тафт была выбрана "идеальным арийским ребёнком" нацистским журналом «Sonne ins Hause", всё бы ничего, вот только она была еврейкой.

В 1935-м, когда девочке было всего полгода, а в Германии вовсю шли антиеврейские погромы, Полина Левинсон отвела дочь к известному берлинскому фотографу Гансу Баллину, который и сделал тот самый снимок. Через несколько месяцев Левинсон пришла в ужас, обнаружив фотографию Хесси на обложке нацистского журнала.

"Мама пошла к фотографу, чтобы спросить, зачем он послал фото на конкурс без ее согласия, - вспоминает Хесси Тафт. - Тот ответил, что сделал это специально: зная, что мы евреи, он решил доказать, что нацистская расовая теория не стоит и выеденного яйца, поскольку сами вожди Третьего рейха не смогут отличить еврейского ребенка от арийского".

Шутка фотографа удалась - фотографию выбрал для журнала сам Йозеф Геббельс, министр пропаганды нацистской Германии.

Фотография имела такой успех, что попала не только на обложку журнала, но и на открытки, которые разошлись по всему Третьему рейху. Нацисты так и не установили личность девочки.

2 ученик

Во время Второй мировой войны, когда все страны потеряли десятки тысяч своего еврейского населения, Дания потеряла десять человек! Это стало возможно благодаря датскому духу. Когда фашисты издали приказ, что все евреи Дании обязаны носить нашитую на одежду шестиконечную звезду Давида, все датчане как один нашили себе на одежду этот знак, и члены королевской семьи – в первую очередь.

Ребята выделяют следующие статьи:

В соответсвии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ - носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

В соответствии с ч. 3. ст. 5 Конституции РФ - федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.... равноправии и самоопределении НАРОДОВ в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции РФ - республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

В соответствии со ст. 69 Конституции РФ - Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

- Закон РФ запрещает разжигание рассовой ненависти и в случае нарушения этого закона человеку может грозить реальный срок наказания

Анализ статьи и оформление полученный сведений в таблицу

Слайд № 14

IV этап. Стадия рефлексии – проводится в виде написания синквейна

          Этап закрепления новых знаний. Подведение итогов.

          Цель: самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме, осмысление результатов своей работы.

Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.

Комментирует домашнее задание.

Составление синквейна

Учащиеся подводят итог своей работе, постановка новой проблемы.

Д/з: Написать эссе на тему: Как в современной России можно противостоять фашизму.

1. В первой строке – одно слово, как правило, центральное понятие темы. Существительное. Это тема синквейна.

2. Во второй строке – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3. На третей строчке – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или

составленная фраза в контексте темы.

5.Последняя строчка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Как бы нам не нравилось соседство с не русскими людьми, как бы нам не казалось, что все беды от них мы должны помнить о том, что идеология расовой ненависти утопична и неприемлема для развитой многонациональной страны.



Предварительный просмотр:

Уважаемые господа!

Сообщаю. Вам, что я получила от Вас гуманитарную помощь 300 евро. Примите от меня, Горевой Е.С., благодарность за внимание, память. Благодарность также жителям Вашей страны.

В начале войны мне было 17 лет. Молодежь нашей страны активно принимала участие. Вначале рыли окопы под Москвой, а потом нам на двоих давали пилу и топор, и мы валили лес. Надо было обрубить сучья, сложив в кучи, стволы распилить и сложить в кубометры. Норма была 6 куб., и мы справлялись. Пробыла на лесоповале 6 месяцев, осень и зиму, а потом пошла добровольно на фронт после окончания школы радистов.

Забрасывали нас в тыл врага на парашютах. В августе 1944 г. было неудачное приземление, на территории Венгрии, в лесу. Сразу били очень сильно, по подошвам ног палкой, а потом передали в гестапо. Там тоже избивали, вышибли зубы. Наши войска в том месте стояли в трех километрах. Снаряд угодил в гестапо, и нас, заключенных, отвезли в тюрьму города Будапешта. Дальше путь лежал в тюрьму Австрии, а оттуда в концлагерь Равенсбрюк. Это был ноябрь 1944 г. Все увиденное подсказало, что выход из лагеря только один: через трубу крематория. В мыслях было одно: ступить на свою землю и умереть на ней.

В лагере было 32 барака. В одном из них был барак, где с одной стороны жили военнопленные, а с другой стороны – политические, как Ирма и Роза Тельман и другие. Мой номер SU-79265. Каждый день нас выгоняли на плац лагеря для проверки. Если кто-то не мог идти, выволакивали и бросали на землю в конце строя. Надзирательницы с хлыстом в руке без конца кричали, чтобы люди стояли строго по линейке. Стояли часами, пока они не подсчитают всех. В лагере я работала в кессель-колонне. В телегу ставили баки железные с едой. Одни держали дуги спереди, другие подталкивали сзади. Однажды впереди не удержали дугу, и телега покатилась к крематорию, а там в штабелях стояли голые трупы. Телега угодила в них и они рассыпались. Крематорий не успевал сжигать трупы.

В начале 1945 г. пришел транспорт с заключенными. Были дети из концлагеря Освенцим из Польши. Детей хотели уничтожить. Узнал об этом наш блок военнопленных. К нам присоединились некоторые из других стран. Мы пошли к коменданту лагеря и просили, чтобы нам отдали детей. Нам сказали, что кормить их не будут. Нам отдали детей. Мы каждый день отрезали от своего кусочка хлеба с опилками кусочек для детей. На ручках были наколоты лагерные номера. Дети остались живы под нашим чутким наблюдением.

После освобождения наши женщины взяли детей и усыновили. У некоторых детей нашлись родители. С некоторыми мы поддерживаем связь. В Москве есть усыновленная Лиля. Ей было три года, даже не помнит родителей и из какой страны. Мама ее погибла в Освенциме. Галю из Белоруссии тоже усыновили бывшие военнопленные. Мария из Подмосковья. В Ленинграде – Стелла.

Еще раз выражаю Вам чувства самой глубокой признательности и благодарности за Ваши добрые дела. Если что не так, извините.

Е. С.

http://www.kontakte-kontakty.de/russisch/gorewa.php

        



Предварительный просмотр:

Kristallnacht, буквально – “Хрустальная ночь”, известна также как “Ночь разбитых витрин”. Так называют волну антиеврейских погромов, прошедших в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года и охвативших всю Германию, аннексированную Австрию и Судетскую область Чехословакии, незадолго до этого оккупированную германскими войсками. Спровоцированная главным образом руководителями нацистской партии, членами СА (Sturmabteilungen: буквально “Отряды нападения”, обычно известные как “штурмовые отряды”) и гитлеровской молодежной организацией, “Хрустальная ночь”получила свое название от осколков стекла, покрывших улицы Германии и положивших начало погрому. Это были осколки разбитых окон синагог, домов, магазинов и частных учреждений, принадлежавших евреям, разворованных и разрушенных во время этого насилия.

Впоследствии германские руководители объявили, что “Хрустальная ночь” была спонтанным взрывом общественности в ответ на убийство Эрнста фон Рата, секретаря немецкого посольства в Париже. Гершель Гриншпан, 17-летний еврей из Польши выстрелил в дипломата 7 ноября 1938 года. За несколько дней до этого немецкие власти выселили тысячи польских евреев, проживавших в Германии, с территории рейха. Гриншпан узнал, что его родители, жители Германии с 1911 года, оказались в их числе. Получив отказ на въезд в Польшу, родители Гриншпана вместе с другими евреями, депортированными из Германии, оказались в лагере для беженцев около города Збоншин, что на польско-германской границе. Находящийся в это время нелегально в Париже отчаявшийся Гриншпан, очевидно, искал пути отмщения за случившееся. Он вошел в германское посольство и выстрелил в дипломатического представителя, назначенного вести его дело.

Фон Рат скончался 9 ноября 1938 года, через два дня после покушения. Так случилось, что этот день совпал с годовщиной “Пивного путча”, произошедшего в 1923 году и отмеченного как знаменательный день в календаре национал- социалистов. Руководство партии нацистов, собравшееся в Мюнхене на торжественную церемонию, решило использовать этот случай как предлог для начала антисемитского произвола. Министр пропагандлы Йозеф Геббельс, главный зачинщик погрома, объявил собравшейся нацистской “Старой гвардии”, что “мировое еврейство” устраивает заговор с целью совершения покушения, “фюрер решил, что … выступления не должны быть подготовлены или организованы партией, но до какой бы степени не дошел их беспредел, им не будут препятствовать.”

Слова Геббельса были восприняты как команда начать погром. После его речи присутствовавшие на торжестве руководители региональных нацистских организаций выработали инструкции для своих отделений на местах. Насилие началось в разных частях рейха поздним вечером 9-ого и ранним утром 10-ого ноября. В 1 час 20 минут ночи Рейнхард Гейдрих, будучи начальником полиции безопасности (Sicherheitspolizei) послал в полицейские управления и участки, а также руководителям СА срочную телеграммму, содержащую распоряжения по поводу предстоящего бунта. Отделения СА и гитлерюгента по всей аннексированной Германией территории разрушали еврейские дома и частные предприятия, члены многих подразделений переодевались в гражданскую одежду, чтобы поддержать измышления будто бы беспорядки являлись “реакцией возмущенной общественности”. Несмотря на явно выраженную стихийность насилия и местный оттенок, который приняли погромы в различных регионах рейха, руководством к действию были специальные инструкции Гейдриха, предупреждавшие о том, чтобы “стихийные“ бунты не затронули жизнь или имущество нееврейских граждан; иностранцы (даже евреи) не должны были стать жертвами насилия. Предписывалось также накануне варварского разрушения синагог и других владений еврейских общин вывезти из них все архивы и передать их Службе безопасности (СД). Кроме того, было приказано руководству полиции арестовать столько евреев, сколько могли вместить местные тюрьмы, главным образом интерес вызывали молодые здоровые мужчины

Сотни синагог на территории Германии и Австрии были сожжены той ночью на виду у всех, включая пожарных, которым было приказано вмешиваться только в случае угрозы распространения пожара на здания, расположенные рядом с синагогами. СА и члены организации гитлерюгент разграбили и разбили витрины приблизительно 7 500 магазинов, принадлежавших евреям. Во многих районах еврейские кладбища стали особым объектом надругательства. Серьезным разрушениям подверглись Берлин и Вена – города, где проживали две наиболее многочисленные еврейские общины Германии. Толпы солдат СА слонялись по улицам, нападая на еврейские дома и подвергая евреев публичному унижению. Хотя убийство не упоминалось в приказах, в ночь с 9 на 10 ноября по меньшей мере 91 еврей был убит. Полицией было зарегистрировано большое число изнасилований и самоубийств.

По мере распространения погрома отделения СС и гестапо (тайной государственной полиции), следуя инструкциям Гейдриха, арестовали до 30 000 еврейских мужчин и впоследствии отправили их в Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и другие концентрационные лагеря. Определенно, “Хрустальная ночь” была первым шагом к массовому заключению евреев в тюрьмы, основанием для которого была лишь их расовая принадлежность. Сотни умерли в заключении в результате жестокого обращения, которому они подвергались. Большинство заключенных было освобождено через 3 месяца с условием, что они покинут Германию. Несомненно, события “Ночи разбитых витрин” послужили толчком для эмиграции евреев из Германии в последующие месяцы.

Сразу после погрома многие немецкие лидеры, такие как Герман Геринг, раскритиковали поступившие к ним данные о значительных материальных потерях, понесенных вследствие антисемитских волнений. При этом они отметили, что если бы не их усилия, то немецкие страховые компании, а не евреи-предприниматели, должны были бы воззмещать убытки. Тем не менее, Геринг и другие руководители партии решили воспользоваться возможностью и ввести определенные меры для устранения евреев, а также предполагаемого еврейского влияния на экономические сферы Германии. Немецкое правительство сделало немедленное заявление о том, что «эти евреи» сами виновны в погроме и наложило штрафные санкции в количестве 1 миллиарда рейхсмарок (около 400 миллионов американских долларов по курсу 1938 года) на немецкую еврейскую общину. Правительство рейха конфисковало все страховые выплаты тем евреям, чьи частные предприятия и дома были разграблены или разрушены, тем самым вынуждая еврейских предпринимателей самим нести ответственность за издержки по восстановлению.

В последующие недели руководители Германии обнародовали массу законов и постановлений, разработанных с целью лишения евреев имущества и средств к существованию. Многие из этих законов навязывали политику “ариизации” – передачу еврейских промышленных предприятий и имущества в “арийское” владение как правило за копеечную цену. Далее законодательство запретило евреям, уже не имевшим права работать на государственных предприятиях, применять свои профессиональные знания в частном секторе и искало дальнейшие пути вытеснения евреев из жизни общества. Германское руководство исключило еврейских детей из немецких школ. Евреи Германии лишились возможности иметь водительские права и владеть автомобилями; в дополнение к этому закон внес ограничения на пользование общественным транспортом. Евреи больше не допускались в “немецкие” театры, кинотеатры и концертные залы.

События “Хрустальной ночи” означали один из самых важных поворотных моментов национал-социалистической антисемитской политики. Историки отмечают, что после погрома осуществление антиеврейской политики стало интенсивно концентрироваться в руках СС. Более того, пассивность, с которой немецкое население отнеслось к погрому, явилось сигналом для нацистского режима, означавшим готовность немецкого общества к более радикальным шагам. Нацистский режим расширил и укоренил меры, направленные на вытеснение евреев из немецкой экономики и социальной жизни на ближайшие годы, постепено продвигаясь к политике насильственной эмиграции, а в конечном итоге к реализации плана “Германия “свободная от евреев”” путем депортации всего еврейского населения “на восток”. Таким образом, “Хрустальная ночь” представляет собой существенный перелом в преследовании евреев нацистской Германией, кульминацией которого явилось стремление к физическому уничтожению всех европейских евреев.

http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005201



Предварительный просмотр:

http://jhistory.nfurman.com/teacher/index.htmЧасть седьмая: Катастрофа.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕВРЕЙСКИЙ МИР" р. И.Телушкин Адольф Гитлер (1889-1945) и нацизм. «Майн кампф». Арийская раса. Нюрнбергские законы. глава 181.

Гитлер был антисемитом даже в большей степени, чем расистом. Хотя японцы и немцы явно не принадлежали к одной расе, его не мучила совесть после создания с ними военного союза и провозглашения желтолицых обитателей Японии «почетными арийцами». Между тем Гитлер никогда бы не объявил «почетными арийцами» евреев, даже если бы это было в интересах Германии. Задолго до того, как начать убийства евреев, он подверг ряд крупнейших немецких ученых жестокой травле лишь за то, что те были евреями. Они были вынуждены эмигрировать; ирония судьбы в том, что один из них, Альберт Эйнштейн, прибыв в Соединенные Штаты, сыграл там видную роль в создании атомной бомбы.

Что лежало в основе бешеной ненависти Гитлера к евреям? Ни одна из объемистых биографий Гитлера не отвечает с уверенностью на этот вопрос. Нет ни одного свидетельства того, что Гитлер когда-либо претерпел что-либо дурное от евреев; кстати, именно врач-еврей героически боролся за то, чтобы сохранить жизнь его матери. Однако очевидно, что иудаизм и его представления о Б-ге вызывали у Гитлера ту же лютую ненависть, что и сами евреи. Именно евреи, говорил он Герману Раушнингу, принесли в мир своего «тиранического Б-га» и Его «отрицающие жизнь Десять заповедей»; именно этим Десяти заповедям с их бесчисленными запретами Гитлер объявил войну. Только уничтожив всех до единого евреев, можно надеяться на полное искоренение еврейской идеи единого Б-га и единой морали, считал Гитлер.

По мнению Гитлера, евреи продолжают придерживаться своих «еврейских идей» даже в тех случаях, когда принимают христианство или отказываются от иудаизма в пользу коммунизма. В этом Гитлер отличался почти от всех прежних антисемитов; он рассматривал христианство и марксизм как очевидную диверсию еврейства против арийских ценностей.

Но что представляли собой сами «арийские ценности»? Немногими из них, что удается четко сформулировать, являются опять же ненависть к евреям и иудаизму; важная роль здоровых белокурых людей; необходимость совершенствования граждан, которые должны беспрекословно подчиняться своему верховному вождю-фюреру, и идеология, возвеличивающая доисторического человека в его связи с почвой и культурой. Идеология Гитлера была не столько продуманной философской системой, сколько эмоциональной реакцией на тот мир, в котором Германии пришлось плохо.

Германия, несомненно, несла главную ответственность за развязывание Первой мировой войны. И когда война кончилась, победители наказали ее тем, что заставили выплачивать крупные репарации. Союзники резко ограничили и размеры германской армии. Эти договоренности, достигнутые в Версале, Гитлер неизменно называл унизительными для Германии.

Первоначально в нацистской партии состояло лишь несколько десятков человек, но численность ее членов быстро росла, что объясняется как созданным в массовом сознании образом Гитлера, так и его способностью нажить политический капитал на экономическом хаосе и стагнации, которые охватили Германию 1920-х гг. Экономический кризис был общемировым, но в Германии он имел особенно разрушительные последствия, так как потеряли работу миллионы людей. Кроме того, еще несколькими годами раньше (к 1923 г.) инфляция, достигшая астрономического уровня, обесценила личные сбережения немцев. Известный пример: человеку, в течение двадцати лет вносившему платежи в пенсионный фонд, была выплачена вся причитавшаяся ему сумма — и на полученные деньги он смог купить лишь две булки. В столь драматической экономической обстановке призывы Гитлера — «я дам вам работу» и «это евреи всадили нож в спину Германии» — нашли своих внимательных слушателей. В 1923 г. несколько сот немцев поддержали поднятый Гитлером в Мюнхене мятеж против правительства Баварии. Он начался в огромном пивном зале и поэтому стал известен как «Пивной путч». Выступление Гитлера было быстро подавлено, но, к несчастью, германское правительство обладало значительно более мягким характером, чем он сам. Гитлера приговорили к пятилетнему тюремному заключению, но по истечении всего девяти месяцев он был освобожден под обязательство не предпринимать более подобных действий. В тюрьме он написал книгу «Майн кампф» («Моя борьба»), где изложил свой политический символ веры. В последующие годы, особенно после прихода Гитлера к власти, эта книга постоянно тиражировалась (к 1939 г. было издано 5,2 миллиона экземпляров). Например, полагалось, чтобы каждая немецкая пара, сочетающаяся узами брака, приобретала эту книгу.

Широко распространенный миф объясняет приход Гитлера к власти тем, что он обвинил евреев во всех бедствиях, обрушившихся на Германию. Однако уже вскоре после Второй мировой войны политолог Ева Гайхман на основании документов показала, что Гитлер завоевал власть в основном в результате экономических трудностей страны. Кстати, во время предвыборных кампаний он несколько ослаблял акцент на своем антисемитизме (немцы и так знали, что он ненавидит евреев), поскольку опасался, что яростный характер его ненависти к евреям заставит избирателей среднего класса отвергнуть его как политического маньяка. Гитлер никогда не получал абсолютного большинства голосов на демократических выборах, но в июле 1932 г. нацисты завоевали больше голосов, чем любая другая партия Германии. В январе 1933 г. президент Германии Гинденбург назначил Гитлера на пост канцлера.

В течение полугода после этого с демократией в Германии было покончено. Придя к власти, Гитлер почти тотчас начал гонения на евреев. Он закрыл для них такие профессии, как юриспруденция, где широко были представлены евреи, он объявил о поддержанном правительством бойкоте принадлежащих евреям магазинов и выставил там вооруженных боевиков, чтобы испугать потенциальных покупателей. Задним числом можно сказать, что многим немецким евреям, которые пострадали от первых антисемитских акций нацистов, попросту повезло, потому что санкционированная сверху дискриминация вынудила их покинуть Германию, когда это было еще возможно. Живший в Бруклине по соседству с нами пожилой еврей рассказывал, что в 1934 г. он был жестоко избит в автобусе мужчиной в нацистской униформе, но ни один из пассажиров уже не вступился за него. И через несколько дней он покинул страну. Однако примерно половина евреев осталась в Германии, надеясь, что все изменится к лучшему. Позднее в горькой еврейской шутке была дана такая оценка: «Пессимисты отправились в изгнание, а оптимисты — в газовые камеры».

В 1935 г., через два года после прихода к власти, Гитлер расширил антиеврейскую политику. Нюрнбергские законы лишили германского гражданства всех проживавших на территории Германии евреев и объявили незаконными браки и сексуальные контакты между евреями и немцами. Последующее законодательство запретило неевреям работать на евреев, а евреям — учиться вместе с неевреями.

Виднейший немецкий философ XX в. Мартин Хайдеггер поддержал такую политику и был назначен ректором Фрайбургского университета. Хайдеггер, похоже, относился к той категории антисемитов, которые могут сказать о себе: «Некоторые из моих самых близких друзей — евреи», — поскольку единственной женщиной, которую он когда-либо любил, была еврейка, политолог Хана Арендт (см. «Процесс над Эйхма-ном»).

В 1941 — 1945 гг. уничтожение евреев оставалось для Гитлера столь же (если не более) неотложной задачей, как и победа в войне. Когда в 1944 г. нацисты были вынуждены оставить Грецию, для эвакуации их войск были отправлены почти все вагоны Германии, но, однако, даже в такой ситуации не был тронут ни один из составов, занятых доставкой евреев в лагеря смерти. Когда нацисты запретили все гражданские железнодорожные перевозки, чтобы обеспечить подвижным составом летнее наступление на юге России, то запрет не коснулся лишь поездов в лагеря смерти. Политика ликвидации евреев в действительности отрицательно сказывалась на военной экономике нацистов, так как более практичным было бы использовать рабский труд евреев. (Хотя и с теми, кого использовали как рабов, обращались столь жестоко, что большинство умирали в первые же месяцы.) Когда в сентябре 1942 г. нацистский генерал барон Курт фон Гриенанф предложил придерживаться «принципа уничтожения евреев в наикратчайшие сроки, но без ущерба для осуществления важных военных работ», то он был понижен в должности шефом СС Гиммлером, который увидел в этом предложении скрытую попытку помочь евреям.

По-видимому, антисемитизм был самой сильной страстью в жизни Гитлера. В своем последнем обращении к немецкому народу, сделанном за день до самоубийства, он призвал по-прежнему оказывать «жестокое сопротивление мировому отравителю всех народов, международному еврейству».



Предварительный просмотр:

Территория распространения

Большую популярность фашизм и нацизм получили у молодежи центральной и восточной Европы. Фашистским настроениям поддались и некоторые страны латинской Америки.

В Парагвае, Аргентине, Чили в 50-х – 80-х годах прошлого века процветали неофашистские настроения. Но большое количество крайне-правых группировок зародились в Европе. Несмотря на то, что этот континент на себе почувствовал последствия неправильного мышления, именно на нем снова начали возникать группировки, которые называют себя последователями фашистов и нацистов.

Но самое парадоксальное то, что сегодня наибольшее количество неофашистских банд действует в странах бывшего СССР. Внуки и правнуки солдат, которые всем миром признаны героями за истребление нацизма, вступают в ряды радикалов, чьи видения мирового порядка не отличаются от видений Гитлера.

Неофашизм и неонацизм в России

На постсоветском пространстве больше всего под влияние фашизма, как ни странно, попали Украина и Россия.

Русский неонацизм характеризуется антисемитизмом и расизмом. Неонацисты в России являются противниками христианской веры, они убеждают, что истинно русская вера – это славянское язычество. Христианство на Руси якобы было навязано евреями и является вражеской религией.

Кроме религиозного вопроса остро стоит вопрос расовый. Неонацисты проводят политику расовой дискриминации и истребления «грязных» рас. В современной России под дискриминацию со стороны крайне-правых радикалов попали выходцы из Кавказа.

Официально Россия противостоит такому явлению, применяются различные меры для выявления и предотвращения распространения нацистской идеологии на законодательном уровне.

Деятельность, символика, лозунги

Неонацисты и неофашисты осуществляют незаконную деятельность. Отдавая дань фашистским идеалам, радикалы для достижения своих целей используют силовой вариант. Основной задачей современных фашистов и нацистов является истребление людей других наций.

Неонацисты и неофашисты используют в своей деятельности символику своих предшественников – это свастика, Кельтский крест и Мальтийский крест. Иногда видоизменяют и модернизируют. Флаги имеют черный или красно-черный цвета. Российские неонацисты иногда используют цвета национального флага с изображением свастики.

У неонацистов есть несколько лозунгов, которыми они также позаимствовали у родоначальников движения. Основной лозунг это «Зиг хайль» (Да здравствует победа). Кроме этого используется фраза «HeilHitler!», которую иногда пишут в цифровом варианте как 88 или 14/88.

Мировое сообщество вынесло уроки истории. Неонацистские и неофашистские организации повсеместно запрещаются и разгоняются. Мало кто хочет повторения ужасов Второй мировой войны. Меры, принимаемые сейчас для борьбы с радикальной идеологией, не позволяют сторонникам крайне-правых настроений открыто заявлять о своих желаниях. Это уже победа в борьбе с этим явлением. Но до окончания войны со сторонниками шовинизма и ксенофобии еще далеко.

http://24smi.org/news/19623-neofashizm-i-neonacizm-istoriya-vozniknoveniya-ras.html



Подписи к слайдам:

Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем.
Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь.
                                                                                                   Пастор Мартин
Нимеллер
Когда синагога в
Оберрамштадте
горела во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”), пожарные, вместо того чтобы тушить пожар, защищали от возгорания соседний дом. Местные жители смотрят как рушится синагога.
Оберрамштадт
, Германия, 9-10 ноября 1938 года.
— US
Holocaust

Memorial

Museum
,
courtesy

of

Trudy

Isenberg
Выполнила:
учитель истории и обществознания
МБОУ «
новосельская
СОШ»
Щербакова И.Н.
Память о Холокосте – путь к толерантности
Фотография
Гершля

Гриншпана
(1921-1943?),
Фотография
Гершля

Гриншпана
(1921-1943?), уроженца
Гановера
(Германия), сделанная после его ареста французскими властями за покушение на немецкого дипломата Эрнста фон
Рата
..
http://www.ushmm.org/wlc/ru/media_ph.php?ModuleId=10005201&MediaId=671
Цель:
усвоение
уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в обществе;

Отличительные черты русского и немецкого фашизма
Территория
Религия
Лозунги
Символика
Отношение к людям другой нации
Вывод
Россия
Отношение к христианству отрицательное, основная религия - язычество
Основной лозунг это «Зиг
хайль
» (Да здравствует победа). Кроме этого используется фраза «
HeilHitler
!», которую иногда пишут в цифровом варианте как 88 или 14/88.
 
свастика, Кельтский крест и Мальтийский крест
расовая дискриминация и истребление «грязных» рас
Фашизм в современной России, мало чем отличается от фашизма Германии 30-х – 40-х годов
Германия
Отношение к христианству и иудаизму отрицательное, основная религия -католицизм
«Зиг хайль»
свастика, Кельтский крест и Мальтийский крест
расовая дискриминация и истребление «грязных» рас
Памятник жертвам Холокоста в Иерусалиме.
Адольф Гитлер (1889-1945)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Ирина Николаевна, Вами проделана большая исследовательская работа по этой теме, теперь Вам из собранного материала надо бы выбрать рассказы о конкретных людях, без обобщенного вступления, без таблиц и целей, просто сочинения , воспоминания. О холокосте редко поступают работы, у Вас очень ценный и объёмный материал, но по положению надо не в такой форме. Хорошо бы сделать приложение с фотографиями, если возможно. Это могут быть фотографии людей, места лагерей, экспонаты музеев, наградной материал, данные с сайтов Подвиг народа и Мемориал. Тогда этот материал будет доступен и молодому поколению, они и должны хранить память военных лет. Спасибо за работу и участие в проекте Вахта памяти!