доклад на МО "Уроки устной речи"
материал на тему

доклад об особенностях проведения уроков устной речи в коррекционной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО  

учителей начальных классов

МОГКОУ СКШ №19

учителя Котовой В.Ю.

Уроки устной речи у учащихся младших классов школы VIII вида

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Известно, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно осложняют ход и качество мышления ребенка, что неизбежно проявляется не только в когнитивной, но и социально-эмоциональной сфере. Продолжая мысль о взаимосвязи мышления и речи необходимо подчеркнуть, что нарушения познавательной деятельности затрудняют анализ ситуации общения, использование имеющегося речевого опыта, его применение в новых условиях коммуникации, хотя этот опыт ребенок легко использует в привычных для него ситуациях. Кроме того, потребность в общении у умственно отсталого ребенка заметно снижена из-за несформированности познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.

Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции умственно отсталых детей отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребенка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

Нарушения общения в совокупности порождают проблемы связанные с успешностью социальной адаптации. Затруднения в установлении контактов с людьми как в сфере делового, так и личного общения, становятся причиной неуверенности, беспокойства, неудовлетворенности индивида собой и окружающим миром. Такое состояние усугубляет существующие и может стать причиной новых конфликтов, что осложняет деятельность человека, его отношения с окружающими людьми.

Дети с умственной отсталостью развиваются по тем же законам, что и дети с нормальными интеллектуальными возможностями, их жизнь и социальный опыт складываются под влиянием общественных отношений и связей, поэтому направленное формирование речи у этой категории детей следует также рассматривать в контексте развития навыков коммуникации и общения.

Коммуникация в психологии и педагогике рассматривается как смысловой аспект взаимодействия, общение выступает как форма жизнедеятельности. Круг его проявлений, составляющие его акты чрезвычайно широки. Именно в общении ребенок получает возможность самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности.

Информационно-коммуникативная функция общения является основой организации любого учебного процесса, который применительно к специальной школе выполняет разнообразные коррекционные задачи, среди них особое внимание уделяется средствам развития речи у детей с умственной отсталостью. Несмотря на многолетний позитивный опыт специальной педагогики, все же в ней недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативных умений, основная цель которых связана с выявлением информационных отношений между людьми как активными субъектами. Для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы воздействия участников коммуникативного процесса.

Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков. С этой целью в программу для 0 — IV классов школы VIII вида (1997, ред. И.М. Бгажнокова) введен курс «Устная (разговорная) речь» (автор Э.В. Якубовская). Программа включает в себя несколько подразделов, которые и определяют структурные единицы урока: «Аудирование», «Общение и его значение в жизни», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения». По каждому разделу программы даются рекомендации. Задачи названного курса заключаются в том, чтобы ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения.

Специальные уроки развития речи традиционно включались в учебные планы школ для детей с нарушениями интеллекта, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики умственно отсталого ребенка. Но на таких уроках, называющихся «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности» («Программы подготовительного и 1 — 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», 1999, под ред. В.В. Воронковой) развитие речи проводится на основе формирования элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширения и обогащения представлений детей об окружающем мире. Таким образом, работа строится отстранено от состояния речи самого ребенка, а восприятие и анализ объектов окружающего мира при отсутствии речевых средств значительно препятствует их осмыслению. В свою очередь недоразвитие сенсорно-перцептивной деятельности требует дополнительных усилий со стороны учителя при предъявлении и анализе объектов восприятия. Целью таких занятий является исправление дефектов тех или иных компонентов речи (фонематического слуха, лексики и др.), тогда как проблема овладения речью, как средством для ситуативной коммуникации не рассматривается.

Основное отличие курса «Устная (разговорная) речь» заключается в принципиально ином подходе, определяющем смысловую направленность обучения на основе языковых обобщений и речевых закономерностей. В качестве основы обучения создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов. В этом контексте определяется объем, последовательность, содержание программных тем, в том числе и тем, связанных с явлениями и предметами окружающей действительности, например: «Улица и мы», «Разговор в транспорте», «Играю с детьми», «Гуляю в парке», «Иду в магазин» и др. Расширение тематического репертуара позволяет использовать речь не только как средство для усвоения познавательной информации, но и как объект изучения собственной речевой деятельности. С учетом сниженной мотивации речевой деятельности у детей с умственной отсталостью, важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке. Включенные в учебник темы речевого общения являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от возможностей детей, их интересов, социального статуса. Темы и задания на страницах учебника представлены для детей в текстовой форме, многие из них будут повторяться от занятия к занятию, и учащихся постепенно смогут их читать самостоятельно, начиная с чтения со слоговой разбивкой. На страницах учебника в пунктирных рамках дан речевой материал, который будет помогать читать учитель. Также даны образцы инициирующих и ответных диалогических реплик, уместных в той или иной ситуации, планы для устных ответов учащихся, основы предложений для дополнения и последующего использования в высказываниях детей. Обучение устной речи ориентировано на развитие речевой коммуникации учащихся как способности общаться с окружающими людьми в различных ситуациях. В каждом классе решаются специфические задачи, так во втором классе расширяются возможности понимания учащимися обращенной речи, в том числе за счет включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи, совершенствуются диалогические умения школьников, а также много внимания уделяется развитию у них умения участвовать в контекстном диалоге, составлять развернутые связные высказывания с опорой на план. Также актуальными остаются задачи развития интонационной и жестово-мимической выразительности.

Большая часть времени на уроках «Устной (разговорной) речи» отводится формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. Использование игровых форм организации урока с опорой на спонтанный опыт и создание образцов речевых конструкций и действий в общении, наиболее эффективно, т.к. именно игровые элементы позволяют привлекать внимание детей к речи, ее эмоциональным компонентам, адекватному восприятию их содержания, ответным эмотивным реакциям.

Естественно, что вне зависимости от тематической направленности уроков, специфика коррекционной работы по развитию речи сохраняется, т.е. уроки «Устной (разговорной) речи» строятся на основе коррекции недостатков произношения, словарного запаса, исправления недостатков в построении предложений и связной речи. Помимо этого проводятся специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика), служащие основой для создания коммуникативных действий: выражение благодарности, просьбы, приветствия и др.

Направления, этапы и пути развития речи учащихся с нарушениями интеллекта определены специальной методикой обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида (А.К.Аксенова, 1999).

Для усиления и развития экспрессивных характеристик устной речи в программу введен такой раздел, как «Выразительность (эмоциональность) речи», ориентирующий учителя на специально спланированную работу в этом направлении. Она подразумевает поэтапное формирование таких качеств речи, как сила, темп, тон, мелодика.

Динамичная игра-драматизация побуждает ребенка обращать внимание не только на речь, ее выразительность, но и регулировать собственное поведение в ситуации общения: уважение к собеседнику, соблюдение правил и требований речевого этикета. Для реализации названного направления по регуляции речевой деятельности учащихся в программе представлен раздел «Культура общения», в 3-4 классах он дополняется разделом «Речь и ее значение в жизни». Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга, для передачи информации, преодолевают речевую замкнутость, учатся самостоятельно выражать мысли, исправлять многообразные речевые ошибки.

Пример планирования и реализации речевой ситуации на тему «Перед сном»:

  • 1 урок — Разучивание колыбельной.
  • 2 урок — Правила речевого этикета перед сном.
  • 3 урок — Составление диалогов по теме речевой ситуации.
  • 4 урок — Игра-драматизация по теме речевой ситуации.

Задачи:

  • активизировать и обогатить запас представлений о пожеланиях перед сном, учить детей правильно использовать их;
  • учить организовывать высказывания содержательно и интонационно исходя из ситуации общения;
  • учить построению связного высказывания с опорой на план и без него;
  • закреплять умение строить простые предложения;
  • формировать творческое воображение игровыми и речевыми средствами.

Сюжет: Фея (волшебница) сна просит учащихся помочь детям далекой страны, которые не умеют правильно себя вести перед сном, поэтому к ним не прилетают добрые, интересные сны.

Оборудование определяется контекстом урока.

Урок 1. «Разучивание колыбельной песни».

  1. Организационный момент.

Учитель: Дети, к нам собирается необычная гостья. Мне кажется, она уже приближается. Что вы слышите? (Музыкальный фон.)

Дети: свободные ответы.

  1. Знакомство с темой речевой ситуации.

Учитель: Я открою вам секрет. Кто знает, что такое секрет?

Дети: свободные высказывания, выбор самого точного ответа.

Уч: Да, секрет - это что-то тайное, о чем знает один человек или совсем немного людей. Мой секрет в том (загадочная интонация), что к нам на облаке плывет фея. А кто такая фея?

Д: свободные суждения, выбор ответов, обобщение.

Уч: Правильно, феи живут в сказках и делают волшебные дела, помогают героям сказки. Фею можно называть волшебницей. Придумайте предложение о феях или волшебницах, которые встречались вам в сказках.

Д: составление предложений по мотивам известных сказок, использование в предложениях слов фея, волшебница.

Уч: Наша фея необычная, ее дела спрятаны в загадке. Послушайте загадку и доскажите последнее слово:

День уходит навсегда,
Закрываем мы глаза,
И тогда приходит он,
Интересный добрый ... (сон).

Д: варианты ответов с объяснением (какие слова в загадке помогли догадаться).

Уч: Ребята, а что такое сон?

Д: свободные высказывания.

Уч: Правильно, чтобы каждый из нас мог учиться, работать, делать полезные дела мы должны вовремя ложиться спать. Кто расскажет, что ему чаще всего снится ночью?

Д: короткие рассказы.

Уч (выбор сюжетов из рассказов детей и обобщение): Да, сны бывают добрые, спокойные, интересные, а бывают тревожными и даже страшными. Знайте, что добрые сны приходят к тем, кто хорошо учился, хорошо трудился, а еще к тем, кто днем делал добрые дела. Фея знает об этих делах и посылает таким людям в награду волшебные сны.

А вот и звонок колокольчика, давайте встречать фею. Покажите, что вы вежливые дети. Как правильно приветствуют гостей?

Д: приветствуют фею (каждый индивидуально).

Уч: Здравствуй милая, добрая фея. Спасибо за то, что ты прилетела к нам днем. Ребята, мне кажется, что в глазах феи грусть. (Вопросительная интонация.) Попробуйте расспросить о том, что ее печалит.

Д: вопросы и высказывания в адрес феи.

Уч: (Рассказ феи) Спасибо за то, что вы готовы помочь. Я прилетела сюда из одной далекой страны. Там случилась очень большая беда: все дети разучились правильно вести себя перед сном, и теперь никому из них я не могу посылать добрые сны. Если вы хотите помочь, покажите и расскажите мне, как нужно вести себя перед сном, а я все запомню и передам детям, живущим в той стране.

Д: свободные высказывания, совместное решение о помощи.

  1. Динамическая пауза.

Уч: Фея, не грусти. Поиграй с нами, мы расскажем тебе о наших снах. Игра «Мои любимые сны»: под музыкальный фон ученики «засыпают», тот, кого касается фея сна, «просыпается» и рассказывает о своем любимом сне («Мне снится ...», «Я вижу во сне ...»).

  1. Знакомство с колыбельной песней:

Уч: Ребята, вам понравилась музыка феи?

Д: свободные высказывания.

Уч: Фея, мы с ребятами хотим показать тебе, как укладываем спать свои любимые игрушки и поем им особые песни. Эти песни называются «колыбельные».

Д: берут подготовленные куклы или мягкие игрушки, усаживаются в круг, подражают учителю, принимая позу убаюкивания.

Речевая разминка: произнесение фрагмента колыбельной «Баю, баю, бай» с различной интонацией и силой голоса (подражая учителю), хором и индивидуально.

В ходе разминки дети делают выводы об интонации и силе голоса, подходящих для произнесения колыбельной.

Знакомство с текстом колыбельной:

Ю.Горей

Спи, моя хорошая,
Баю, баю, бай,
Куколка, любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.

Работа с текстом и интонацией колыбельной.

Уч: К кому обращается эта колыбельная? (К куколке.)

О чем мы просим ее? (Мы просим куколку спать, закрывать глазки.)

Что мы обещаем куколке в песне, чтобы она уснула? (Мы ее разденем, положим в кровать, а завтра снова будем с ней играть).

Какие мы ласково называем куколку? (Мы называем куколку хорошая, любимая.)

Как вы думаете, такую песенку можно спеть только куколке или кому-то еще?

Д: ответы на вопросы учителя с использованием лексики колыбельной.

Разучивание колыбельной.

  1. Итог занятия.

Уч: (фея) Спасибо, ребята, вы очень мне помогли. Сегодня ночью я спою вашу песенку непослушным деткам. А вам ночью пришлю добрые, волшебные сны.

Расскажите утром маме, учительнице о том, что вам приснилось. До встречи!

Уч: Давайте попрощаемся с феей. Фея, мы очень рады были с тобой познакомиться. До новой встречи!

Д: прощаются с феей («До свидания», «До встречи», «Прилетай еще», машут рукой).

Уч: Давайте уложим наши игрушки спать и еще раз споем им колыбельную.

Д: укладывают спать игрушки, говорят им ласковые слова (учитель поощряет использование иных вариантов, не из колыбельной}, поют колыбельную хором.

Урок 2. Уточнение правил речевого этикета перед сном.

  1. Сообщение темы урока.

Уч: Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке устной речи?

Д: свободные высказывания, обобщенный ответ о теме речевой ситуации (с помощью учителя), повторение колыбельной.

  1. Беседа о правилах поведения перед сном.

Уч: Ребята, мне кажется, что на прошлом уроке мы не всё успели рассказать фее о том, как правильно вести себя перед сном. Перед сном мы всегда прощаемся со своими близкими и говорим при этом необычные, специальные слова. Какие слова вы говорите своим близким перед сном? (Учитель поощряет ответы, не повторяющие ранее звучавшие фразы).

Д: свободные ответы на поставленный вопрос.

Уч: Чем можно заниматься перед сном?

Д: свободные ответы на поставленный вопрос.

  1. Обобщение опыта учащихся.

Чтение учителем рассказа «Перед сном» (из книги «Веселый этикет»). 

Уч: Послушайте рассказ о том, как ложатся спать брат и сестра в одной семье. Подготовьтесь объяснить, чье поведение кажется вам правильным.

Обсуждение рассказа.

Уч: Как зовут героев рассказа?

Назовите остальных членов семьи.

Как вел себя перед сном брат?

Как вела себя сестра?

Кто из них поступал правильно, почему?

Д: ответы на вопросы учителя.

Закрепление словаря по теме урока.

Уч: Послушайте рассказ еще раз и запомните, что говорили друг другу перед сном в этой семье.

Д: воспроизведение пожеланий перед сном, услышанных в рассказе.

Уч: Давайте составим словарик пожеланий перед сном, чтобы использовать их на следующих уроках и научиться по-разному выражать свои добрые пожелания к близким.

Д: воспроизводят ранее звучавшие пожелания, записываются на доске или на большом листе (учителем или учеником).

  1. Динамическая пауза.

Уч: (музыкальный фон) Вы когда-нибудь видели как спят котята?

Д: свободные ответы.

Уч: Представьте себе что вы котята, которые устали и решили отдохнуть.

Этюд «Спящий котенок»: «котята» ложатся на ковер, глаза закрыты, лапки сложены, мерно поднимается и опускается животик.

  1. Составление рассказа «Перед сном» по серии картин.

Уч: (интонация раздумья) Ребята, мы сегодня так много важного сказали, а фея не смогла прилететь. Я предлагаю составить рассказ о том, как нужно ложиться спать. Фея ночью прочитает его, а потом расскажет непослушным детям из далекой страны.

Д: свободные высказывания.

Уч: Составить рассказ нам помогут картинки. (Предъявление серии картин в произвольном порядке.) Расскажите, что вы видите на каждой из них.

Д: высказывания по содержанию картин.

Уч: Как вы думаете, картины правильно стоят по порядку?

Д: участие в обсуждении выбранной последовательности.

Уч: Как бы вы назвали рассказ?

Д: участие в обсуждении, выбор подходящего названия.

Уч: Давайте составим предложение по первой картинке, как можно сказать по- другому? (Наступила ночь. — Уже поздно.) Аналогичная работа по составлению предложений к остальным картинкам, фиксация каждого условно-графическим изображением.

Уч: Кто запомнил весь рассказ?

Ответ одного ученика.

Уч: Кто сможет рассказать без картинок?

Ответ одного ученика.

Уч: Кто попробует рассказать еще раз, другими словами?

Ответы нескольких учеников.

  1. Итог урока.

Уч: Давайте оставим для феи наш рассказ (символический план). Как фея узнает о том, что каждый из вас делает перед сном?

Я предлагаю каждому нарисовать, как он ложится спать, что делает перед сном.

Что можно изобразить на таком рисунке?

Д: свободные высказывания («Я попробую нарисовать...», «Можно нарисовать...», «Я нарисую, как...»)

Уч: Подготовьте рисунки к следующему уроку.

Урок 3. Составление диалогов по теме речевой ситуации.

  1. Организационный момент.

Уч: Какое задание вы получили на прошлом уроке устной речи?

Д: ответы на поставленный вопрос.

Уч: Достаньте свои рисунки.

Д: подготовка к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

Уч: Мне очень хочется поскорее узнать, что нарисовал каждый из вас. Расскажите.

Д: демонстрация детьми рисунков (Рассказ. «Я нарисовал, как...», «Перед сном я обычно...»). Обсуждение рисунков товарищей («Мне нравится...», «Я думаю...»).

  1. Повторение рассказа из предыдущего урока.

Уч: (с таинственной интонацией) Ребята, сегодня ночью мне приснилось, что фея сна прилетела в наш класс и прочла рассказ, который мы с вами составили на прошлом уроке. Он ей очень понравился.

Уч: Кто из вас помнит рассказ, который мы составили на прошлом уроке для феи?

Учитель предлагает воспроизвести рассказ:

  • с опорой на картинный план;
  • с опорой на символический план;
  • с подстановкой имени героя (мальчик — девочка);
  • от первого лица.
  1. Динамическая пауза.

Уч: Вы отлично потрудились. У вас получились такие интересные рассказы! После трудной работы, когда человек устал, он хочет отдохнуть, поспать. Как мы можем увидеть, что человек хочет спать?

Д: свободные высказывания.

Уч: Как можно показать, что человек хочет спать?

Д: высказывают предложения.

Этюд «Спать хочется» (с музыкальным фоном). Характерные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

  1. Составление диалогов по теме речевой ситуации.

Уч: (бодро) Мы отдохнули, у нас появились новые силы. Мы очень много знаем о том, как нужно вести себя перед сном. Давайте используем наши знания в игре.

Учитель определяет сюжет первого диалога и действующих лиц.

Предлагается первая реплика. Совместно с детьми моделируется ход диалога, интонация, мимика и жесты героев.

Диалог представляется несколькими учениками. Действия «актеров» оцениваются «зрителями», оценки аргументируются. Следующие диалоги предлагаются учениками, в них используются слова, выражения и колыбельная прошлых уроков.

Урок 4. Игра-драматизация по теме речевой ситуации.

  1. Организационный момент.

Уч: Ребята, сегодня у меня на столе оказалось странное письмо. Посмотрите, оно адресовано нашему классу. Давайте откроем его?

Д: свободные высказывания.

Уч: (читает письмо про себя, радостно сообщает) К нам сегодня собирается в гости наша старая знакомая, фея. Вспомнили, какая?

Д: свободные высказывания.

  1. Создание игровой ситуации.

Уч: (предъявляет фею, обращается к ней) Здравствуй фея! Мы очень рады новой встрече.

Д: приветствия в адрес феи.

Уч: (От имени феи.) Я очень благодарна вам за помощь. Дети в далекой стране научились правильно ложиться спать, теперь я с радостью посылаю им добрые сны. Я так давно не была у вас в гостях, а мне хочется узнать, чему вы научились за это время.

Покажем фее наши умения?

Д: свободные высказывания.

  1. Игра-драматизация «Перед сном».

Уч: Давайте разыграем для феи сценку. (По аналогии с прошлым уроком.) Какие герои будут в ней участвовать?

Обсуждение сюжета и новых героев, создание образа с помощью необходимых атрибутов (для бабушки — очки, для папы — галстук).

Примеры сюжета (бабушка и дедушка укладывают спать непослушного внука)

Примерные действия и реплики героев в соответствии с сюжетом. Использование речевых оборотов, обсуждавшихся на предыдущих уроках по теме.

Игровые действия по сюжету.

Включение в действие новых героев, изменение и дополнение сюжетной линии.

Свободные действия учеников в соответствии с темой игры (например, игра может быть продолжена несколькими группами, с включением игрушек, как действующих лиц).

  1. Итог.

Уч: (фея) К сожалению, мне пора возвращаться. До свидания.

Д: прощание с феей.

Учитель и ученики высказывают свои впечатления от игры. Ученики оценивают действия свои и товарищей.

Список литературы:

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. — М., 1999.
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Веселый этикет» — Ек., 1997.
  3.  «Программы для 0 - 4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта)» / под ред. И.М.Бгажноковой — М., 2011.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию «Исторический подход в исследовании истории обучения устной речи глухих учащихся»

Данный доклад поможет изучить и отследить развитие дефектологии как науки в разных странах мира....

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

Доклад «Развитие устной речи у детей со сложной структурой дефекта »

У учащихся коррекционной школы 8 вида имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых различных сторонах речевой деятельности. Их активная устная речь и...

Доклад для личного состава Отдела МВД России по Тихорецкому району с целью обучения навыкам прямого перевода устной речи посредством русского жестового языка.

Содержание доклада может быть интересно сотрудникам органам внутренних дел, которые имеют дело с гражданами, имеющими нарушения слуха и речи....

Устная часть ЕГЭ - как стимул к овладению устной речью.

Сегодня, когда в связи с меняющимся содержанием ЕГЭ, внимание к обучению российских учащихся устному речевому общению на иностранном языке вновь возрастает, возникает необходимость активной разработки...

Доклад на тему: Последовательность методических действий про подготовке к устной речи

Доклад на тему: Последовательность методических действий про подготовке к устной речи. Доклад подготовлен к заседанию районного методического объединения учителей иностранного языка....

Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"

Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...