Образовательная программа Творческого объединения « Кудесники» Срок реализации: 5 лет.
рабочая программа на тему

Ворушилина  Татьяна  Евгеньевна

Образовательная программа

Творческого объединени  " Кудесники"  

 Срок реализации: 5 лет.

                    Разработала:   Ворушилина Татьяна Евгеньевна

                    Педагог       дополнительного  образования

                     МАУ ДО ЦДТ    2015год    г. Курганинск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utverzhdennaya_kudesniki_2015g.docx90.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

центр детского творчества г. Курганинска

Рассмотрено:                                                                                             Утверждаю:

на  методическом совете                                                                          директор МАУ ДО ЦДТ                                                                    

от  __________20____г.                                                                            г. Курганинска

протокол №___                                                                                          ______________Г.А. Дунай

                                                                                                                     приказ №___

                                                                                                                     от «       »__________20____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«КУДЕСНИКИ»

  Направленность:  художественная

Уровень: ознакомительный

 Рассчитана на детей от 7- 13 лет

Срок реализации:   5лет (1008 часов)

Разработала:

Ворушилина  Татьяна Евгеньевна

педагог

дополнительного образования

                                                                    

Курганинск 2015г.

                                               Пояснительная записка

         Декоративно-прикладное искусство - одно из самых древних видов народного творчества, украшающего наш быт, радующего наш глаз. В нём сочетаются различные виды рукоделия: рисование, различные виды росписи, аппликация, мозаика, работа с природным материалом, различные виды конструирования из бумаги, оригами, модульное оригами и т.д. 

             Программа «Кудесники» имеет художественную  направленность.

Она предназначена для развития художественных навыков, творческих способностей ребёнка, организации его досуга. Программа поможет    раскрыть   талант, эстетический вкус ребенка, развить его стремление к эксперименту и творчеству. В ней представлен широкий спектр работ с различными материалами, неожиданные способы их использования, известные и мало известные приемы их обработки и многое другое. Эта работа таит в себе большие возможности сближения ребенка с окружающим миром и      формирование первых трудовых навыков.

     Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач

воспитания детей. В различных видах труда детей младшего школьного возраста содержатся истоки раннего выявления способности, дарования личности, правильного выбора дальнейшей профессии. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность,  художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности  ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, в особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Программа разработана на основе типовой программы начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Типовая программа  для школ не даёт простора  для творческого поиска  с учетом меньшего количества учебного времени.  

Новизной данной программы является комплексное  знакомство  с   правилами  рисования, аппликации, ручного труда по различным техникам декоративно-прикладного творчества.

Актуальность программы  «Кудесники» определяется запросом со стороны детей и их родителей, а также в их активном участии при реализации всех разделов программы. Это вызвано интересом детей и их родителей к тому или иному виду деятельности, а у педагога индивидуальному подходу к каждому воспитаннику с учетом личностных и возрастных особенностей ребенка.  Общее увлечение родителей и детей любым видам декоративно-прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Кроме того, материалы, необходимые в деятельности, предусмотренные программой, доступны и не требуют значительных затрат.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественный вкус, образное и пространственное мышление, развитие мелкой моторики рук.

Занятия детским творчеством:

  • улучшают творческое развитие и эмоциональное состояние детей;
  • развивают усидчивость,  гибкость мышления, фантазию, способствуют формированию интереса к занятиям декоративно-прикладным творчеством;
  • создают условия  для развития творческого потенциала ребёнка, выявляют  его способности;
  • обеспечивают индивидуальный подход к каждому воспитаннику;
  • закрепляют  интерес к декоративно-прикладному творчеству;    

формируют жизненно важные навыки: видеть красоту в окружающем нас мире, позитивный настрой, творческую активность, желание творить своими руками.                                                                                                                      

      Всё это необходимо современному  человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из различных материалов, ребёнок готовиться быть созидателем - творцом доброго мира.

Разделы программы «Кудесники» представляют собой времена года, в которых все виды деятельности повторяются и реализуются согласно этим временам года -  рисование, аппликация, точечная роспись, квиллинг, поделки из природного материала, изонить.      

Все блоки программы работают в тесном переплетении между собой.  

Цель программы на весь курс обучения:

  • научить изготавливать композиции, аппликации, панно в различной технике и из разнообразных материалов (краски, бумага, природный материал, нить), опираясь на знания, умения, навыки и опыт учащихся.

Задачи: 

Обучающие:

  • Формировать знания о разнообразных видах изобразительного искусства.

  • Научить различным видам  техники  работы с красками, бумагой, природным материалом, нитью.
  • Обучать основным правилам и приемам создания композиций через изобразительные средства - рисунок, цвет с учетом идейного замысла.

  • Учить находить новые способы для художественного изображения и передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  • Научить искусству цветовых сочетаний и цветоведения.
  • Научить практическим навыкам работы с ножницами, линейкой, шаблонами, трафаретами и другими инструментами.
  • Учить осваивать навыки организации и планирования работы по изготовлению поделки.
  • Научить самостоятельно выполнять творческие работы.

Развивающие:

  • Развивать творческий потенциал обучающихся и  дальнейшее развитие его креативных способностей.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать колористическое видение.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Формировать способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
  • Развивать  интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Воспитательные:

  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
  • Воспитывать интерес и внимание к окружающему миру.
  • Воспитывать желание и стремление сделать-смастерить своими руками.
  • Формировать  самостоятельность.
  • Воспитывать умения детей общаться в коллективе, умение работать в группе.
  • Воспитывать в детях любовь к родной стране, её природе, людям.

   

Отличительной особенностью программы «Кудесники» является использование многообразие приемов и методов, которые позволяют детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал, реализовать права каждого учащегося на выбор содержания способов и темпа освоения образовательной программы.

Возраст учащихся

Возраст детей от 7-13 лет. Программа затрагивает 3 этапа возрастной периодизации учащихся: младший школьный возраст (7-10 лет), младший подростковый возраст (11-13 лет), средний школьный возраст (13-15 лет). При формировании групп учитывается степень заинтересованности и мотивации к данной предметной области.  В объединении могут заниматься все желающие, как девочки, так и мальчики на основе принципа добровольности и свободы выбора детей.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 5 лет. Предусматривает учебную нагрузку: 1 год обучения – 144час./год; 2 год обучения  и все последующие - 216час./год. В целях увеличения охвата детей данная программа реализуется на ознакомительном уровне и направлена на повышение психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность.              

Форма и режим занятий

  •  наполняемость групп – 12-15 человек;
  • периодичность проведения занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю (144час.); 2 год обучения – 3 раза в неделю (216час.); 3 год обучения – 3раза в неделю (216час.); 4 год обучения – 3 раза в неделю (216час.);          5 год обучения – 3 раза в неделю (216час.);                
  • продолжительность занятий  – 45 минут;
  • продолжительность перемен – 10 минут.

Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении основополагающих дидактических принципов:

  • наглядности;
  • системности;
  • доступности предлагаемого материала;
  • перехода от простого к сложному;
  • индивидуального подхода.

 Форма занятий групповая и индивидуально-групповая. Возможно использование таких форм обучения как беседа, демонстрация презентаций, журналов, пособий; конкурсы, выставки.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения дети должны знать:

  • виды изобразительного искусства;

  • разнообразные техники выполнения работ, с использованием различного материала;

  • основные приёмы создания композиций через изобразительные средства;

  • алгоритм технологического процесса выполнения творческой работы;

  • термины и понятия, предусмотренные программой.

К концу обучения дети должны уметь:

  • использовать различные технические приёмы при выполнении творческой работы;

  • работать с ножницами, линейкой, шаблонами, трафаретами и другими инструментами;

  • планировать работу  и организовывать своё рабочее место;

  • работать индивидуально, в группе, в коллективе.

Формы подведения итогов работы.

Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку, накопление знаний.

  1. Предварительное выявление уровня знаний. Осуществляется в 1-й год обучения, в начале года, с целью определить кругозор учащихся, уровень их знаний и умений.

Форма диагностики – беседа, викторина, игры.

  1. Текущая (промежуточная) проверка осуществляется в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки –

обучающая.  Формы такой проверки могут быть различными, они зависят от содержания учебного плана, его сложности и особенностей, по выбору педагога.

  1. Итоговая диагностика – это учет знаний, умений и навыков обучающихся, приобретённых на всех этапах образовательного процесса. Проводится в конце каждого года обучения. Это диагностирование уровня знаний в соответствии с поставленной целью.

Форма: диагностика уровня полученных знаний в течение учебного года.

                                                      1-й год обучения

Цель:  

научить выполнять простейшие работы в разнообразной технике, с использованием различного материала.

Задачи:

обучающие:

  • научить работать с ножницами, линейкой, шаблонами, трафаретами и другими инструментами;

  • научить выполнять композиции из разнообразного материала; 

  • научить подбирать материалы для творческой работы;

  • помочь приобрести элементарные трудовые навыки и необходимые практические навыки о законах композиции;

  • научить видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы и изделия;

развивающие:

  • развивать понимание искусства, способности к художественному творчеству;
  • развивать фантазию, внимание, память, воображение;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;

воспитательные:

  • воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целесообразное расходование времени на занятиях, а также доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать уважение к творчеству народных мастеров;
  • воспитывать потребность в искусстве.

Ожидаемые результаты 1-го года обучения (144 час./год)

Учащиеся  должны знать:

  • виды и жанры изобразительного искусства;
  • правила изобразительной грамоты;
  • разнообразные техники выполнения творческих работ;
  • правила смешивания основных цветов и правила работы с гуашевыми, акварельными красками;
  • разнообразные виды аппликаций,  квиллинг, модульное оригами, изонить, точечную роспись;
  • технологию изготовления изделий из бумаги, природного материала;
  • название и назначение инструментов, правила безопасности труда и личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать своё рабочее место;
  • пользоваться шаблоном, трафаретом, экономно размечая предметы на листе бумаги; 
  • пользоваться стекой и печаткой; 
  • пользоваться кистью, красками, выполнять простейшие работы из разнообразного материала;
  • следовать устным инструкциям педагога. 

Учебно-тематический план

1-й год обучения (144 час./год)

Разделы программы

кол-во часов

теория  

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Краски  Осени.

50

14

36

2.1 Учимся рисовать

8

2

6

2.2 Азбука аппликации

8

2

6

2.3 Квиллинг

8

2

6

2.4 Точечная роспись

6

2

4

2.5 Модульное оригами

6

2

4

2.6 Поделки из природных  материалов

4

2

2

2.7 Изонить

4

2

2

2.8 Подготовка к выставкам (В*)

6

-

6

3.

Волшебница – Зима.

30

12

18

3.1 Учимся рисовать

2

-

2

3.2 Азбука аппликации

4

2

2

3.3 Квиллинг

4

2

2

3.4 Точечная роспись

4

2

2

3.5 Модульное оригами

4

2

2

3.6 Поделки из природных  материалов

6

2

4

3.7 Изонить

4

2

2

3.8 Подготовка к выставкам (В*)

2

-

2

4.

Весна – красна

30

8

22

4.1 Учимся рисовать

4

-

4

4.2 Азбука аппликации

2

-

2

4.3 Квиллинг

4

-

4

4.4 Точечная роспись

4

2

2

4.5 Модульное оригами

6

2

4

4.6 Поделки из природных  материалов

4

2

2

4.7 Изонить

4

2

2

4.8 Подготовка к выставкам (В*)

2

-

2

5.

Лето во все цвета одето

32

-

32

5. 1 Учимся рисовать

2

-

2

5. 2 Азбука аппликации

2

-

2

5.3 Квиллинг

6

-

6

5.4 Точечная роспись

10

-

10

5.5 Модульное оригами

6

-

6

5.6 Поделки из природных  материалов

2

-

2

5.7 Изонить

2

-

2

5.8 Итоговые занятия. Подготовка к выставкам. Выставка (В*)

2

-

2

Итого:

144ч.

36ч.

108ч.

Содержание программы

  1. Вводное занятие

Теория: введение в образовательную программу «Кудесники» 1-го года обучения. Знакомство с различными жанрами изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет и другие. Знакомство с разнообразием материала для лепки, для рисования, для аппликации, для поделок из бумаги, а именно с красками, фломастерами, маркерами, карандашами.  Для работы с природным материалом (семена деревьев, крупы), с пластическим материалом (солёное тесто, пластилин, мягкая масса). Инструкция по ТБ и правила поведения на занятиях. Диагностирование.

  1. Краски Осени

Теория: азбука рисования, портрет. План рисунка. Я строю дом. Знакомство с традиционными и не традиционными способами рисования. Знакомство с искусством работы с бумагой, с разнообразными видами аппликации (салфетная мозайка). Выбор сюжета для работы, подготовка природного материала. Правила работы с природным материалом. Выполнение и хранение панно.

Практика: знакомство с материалом для рисования; рабочее состояние, карандашей, красок, выявление особенностей материала. Обучение приемам традиционного и не традиционного  рисования.   Показ способов рисования    (линия, цветовое пятно) – комбинированный способ. Выполнение упражнений по рисованию  различными способами, обучение технике раскрашивания с помощью гуаши, акварели, маркеров, карандашей и т.д. Обучение технике сочетания света, при рисовании пейзажа, натюрморта, портрета и т.д. Выполнение разнообразными способами вырезания, склеивания, приклеивания деталей для создания простых плоскостных аппликаций;  салфетная мозайка. Технология  изготовления панно, открыток, закладок, рамок, паспарту, шкатулок, панно из семян «Мой ласковый и нежный зверь».

  1. Волшебница Зима

Теория: знакомство с элементарными приёмами традиционного рисования, правилами безопасности при работе с ножницами,

знакомство с разнообразием природного и бросового материала, организация рабочего места. Правила работы с линейкой, ножницами и клеем.

Практика: упражнения в вырезании и склеивании простых по форме предметов, способы изготовления творческих работ из природного материала - миниатюры из засушенных листьев, семян и зёрен;  алгоритм выполнения простых аппликаций.

  1. Весна - красна

Теория:  знакомство со способами скручивания бумажных полосок. Изучение базовых элементов.

Практика: выполнение разнообразными способами вырезания, склеивания, приклеивания деталей для создания простых плоскостных аппликаций;  салфетная мозайка. Технология  изготовления панно, открыток, закладок, рамок, паспарту, шкатулок с помощью скрученных полосок; изготовление плоскостных узоров с помощью использование элементов квиллинга, в изготовлении и оформлении открыток, шкатулок, панно.

  1. Лето во все цвета одето

Практика: технология складывания бумаги по технике «Модульное оригами» и основные способы выполнения работы, способы соединения деталей между собой для получения того или иного образа. С помощью скрученных полосок; изготовление плоскостных узоров использование элементов квиллинга, в изготовлении и оформлении открыток, шкатулок, панно.

2-й год обучения

Цель:

учить изготовлению простых сюжетных композиций и декоративных аппликаций из бумаги, ткани, природных и бросовых материалов и т.д.

Задачи:

обучающие:   

  • научить работать с ножницами, линейкой, шаблонами, трафаретами и другими инструментами;
  • научить выполнять простые сюжетные композиции из разнообразного материала;
  • научить подбирать материалы для творческой работы;
  • помочь приобрести элементарные трудовые навыки и необходимые практические навыки о законах композиции;
  • учить видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы и изделия;
  • совершенствовать навыки вырезания, раскрашивания, склеивания деталей;
  • изготовление композиций, аппликаций и панно из различных материалов;
  • учить доводить начатое дело до конца.

развивающие:   

  • развивать фантазию, внимание, память, воображение;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;
  • способствовать развитию у детей творческих способностей: вкус, чувство цвета, композиционное решение, выбор художественного образа;

воспитательные:   

  • воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целесообразное расходование времени на занятиях.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения (216 час./год)

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы, личной гигиены при работе с материалами и инструментами;
  • отличительные свойства материалов, с которыми работают;
  • выразительные средства: объем, рельеф, форма и пропорции, линия, пластика и динамика, цвет;
  • основы композиции и цветоведения;
  • отличительные особенности разнообразных способов выполнения творческих работ;
  • технологию выполнения росписи по дереву;
  • технологию выполнения работ из бумаги (аппликация, модульное оригами, квиллинг) и история их возникновения;
  • правила сушки растений и дальнейшего их использования в панно, коллажах.

Учащиеся должны уметь:

  • организовать своё рабочее место;
  • свободно пользоваться инструментами для выполнения творческих работ;
  • самостоятельно комбинировать различные способы и приемы лепки, рисования, аппликации для достижения выразительности образа;
  • выполнять различные виды аппликаций – предметную, орнаментальную (вытынанка), обрывную, мозаичную, плоскостную (декупаж), объёмную;
  • выполнять изделия по инструкционным картам, эскизам и рисункам.

Учебно-тематический план

2-й год обучения (216 час./год)

Разделы программы

кол-во час.

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Краски Осени

70

24

46

2.1 Учимся рисовать

8

4

4

2.2 Азбука аппликации

8

4

4

2.3 Квиллинг

10

4

6

2.4 Точечная роспись

12

4

8

2.5 Модульное оригами

12

2

10

2.6 Поделки с природным материалом

10

2

8

2.7 Изонить

8

4

4

2.8 Подготовка к выставке (В*)

2

-

2

3.

Волшебница - Зима

64

8

56

3.1 Учимся рисовать

6

-

6

3.2 Азбука аппликации

6

2

6

3.3 Квиллинг

12

2

10

3.4 Точечная роспись

8

2

6

3.5 Модульное оригами

14

2

12

3.6 Поделки с природным материалом

4

-

4

3.7 Изонить

12

-

12

3.8 Подготовка к выставке (В*)

2

-

2

4.

Весна - красна

36

10

26

4.1Учимся рисовать

8

2

6

4.2 Азбука аппликации

6

-

6

4.3 Квиллинг

6

2

4

4.4 Точечная роспись

6

2

4

4.5 Модульное оригами

4

2

2

4.6 Поделки с природным материалом

-

-

-

4.7 Изонить

4

2

2

4.8 Подготовка к выставке (В*)

2

-

2

5.

Лето во все цвета одето

44

10

34

5.1 Учимся рисовать

8

2

8

5.2 Азбука аппликации

6

2

4

5.3 Квиллинг

6

2

6

5.4 Точечная роспись

6

-

6

5.5 Модульное оригами

4

-

4

5.6 Поделки с природным материалом

6

2

4

5.7 Изонить

6

2

4

5.8 Итоговые занятия. Подготовка к выставке. Выставка (В*)

2

-

2

Итого:

216ч

54ч

162ч

Содержание программы

2-й год обучения (216час./год)

  1. Вводное занятие  

Теория:

введение в образовательную программу 2 го года обучения, в прекрасный мир изобразительного искусства. Знакомство детей с категориями добра, красоты в окружающем мире и сфере человеческих отношений через разнообразие изобразительных средств искусства; знакомство с жанрами изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет и другие. Знакомство с разнообразием материала для лепки, для рисования, для аппликации, для поделок из бумаги–краски, фломастеры, маркеры, карандаши, уголь, сангина, пастель и т.д. Знакомство с особенностями работы с природным материалом (семена деревьев, крупы), с пластическим материалом (солёное тесто, пластилин, мягкая масса); знакомство с правилами поведения на занятиях. Инструкция по технике безопасности. Диагностирование.

  1. Краски Осени

Теория:

освоение базовых знаний, умений и навыков по изобразительному искусству. Что такое композиция рисунка, план рисунка? Основные правила композиции. Понятие перспективы. Техника раскрашивания. Радиальный способ. Набрызг. Шаблоны, трафареты.

Практика:

организация рабочего места; техника безопасности рисования акварельными и гуашевыми красками, карандашами, пастелью и т.д. Раскрашивание основных форм (круг, квадрат, овал, треугольник). Закрепление рисования дальнего, ближнего плана. Технология нанесения набрызга на рисунок. Изготовление панно «Узоры Кубани».

  1. Волшебница - Зима

Теория:

освоение основных правил в аппликации: приёмы вырезания, приклеивания деталей к поверхности, подбор цветовых сочетаний. Технология изготовления торцевания, декупажа, ажурной аппликации (вытынанка). Способы работы с бисером. Технология изготовления панно. Что такое симметрия в природе? 

Знакомство с основными свойствами бумаги. Технология складывания бумаги по технике «Модульное оригами» и основные способы выполнения работы: способы соединения деталей между собой для получения того или иного образа. Технологические карты.

Практика:

организация рабочего места; техника безопасности при пользовании инструментами на занятиях по аппликации. Уроки вырезания по кругу, по контуру. Уроки склеивания деталей. Выполнение простых плоскостных аппликаций. Подбор фона, изготовления фона. Изготовление панно

«Ажурная аппликация» (вытынанка), панно «Сказочный домик», «Весна» (салфетная мозайка), панно «Зимняя олимпийская сказка» (торцевание), «Зимние цветы» (бисер). Организация рабочего места; изготовление модулей из бумаги для изображения фигур зверей, человека, различных предметов. Изготовление модуля «Совёнок», «Пингвин».

  1. Весна - красна

Теория: технология применения квиллинга в декоре открыток, панно, шкатулок. Закрепление правил работы с линейкой, ножницами и клеем.

Практика: организация рабочего места; изготовление плоскостных узоров с элементами квиллинга; изготовление открыток, шкатулок. Изготовление панно «Осенний букет», «Лебеди», «Голуби», «Павлин», «Изящные снежинки», «Снегурочка и Дед Мороз».

  1. Лето во все цвета одето

Теория: знакомство с разнообразием природного и бросового материала.  Способы и технология  изготовления творческих работ из природного материала.

Практика:

организация рабочего места; подготовка инструментов и приспособлений, необходимых  для изготовления композиции из природного материала. Изготовление аппликаций  из семян и зёрен. Создание миниатюр из засушенных цветов. Создание панно из семян «Тебе мой город».

                                                  3-й год обучения

Цель:

учить выполнять сложные сюжетные композиции, и декоративные аппликации из  бумаги, ткани природных и бросовых материалов и т.д.

Задачи:

обучающие:

  • закрепление знаний, умений и навыков работы в различных видах декоративно-прикладного искусства, с использованием разнообразных материалов и приемов работы с ними;

развивающие:

  • развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение; обогащать визуальный опыт детей;

воспитательные: 

  • самостоятельно комбинировать различные приёмы работы с различными материалами.

Ожидаемые результаты  3-го года обучения (216 час./год)

Учащие должны знать: 

  • технологические приемы, применяемые при комбинировании различных материалов;
  • название ручных инструментов и материалов, правила по ТБ;
  • правила разметки по шаблонам, линейки и угольника;
  • выполнение технологических приёмов при изготовлении поделки;
  • элементарные правила изобразительной грамоты;
  • способы росписи предметов в технике «точечная роспись»;
  • способы выполнения рисунка с помощью нити (техника «изонить»);
  • виды аппликаций: предметная, орнаментальная, обрывная, мозаичная, плоскостная, объёмная;
  • технологию изготовления поделок из природного и бросового материала;
  • понятие и технику декупаж, как разновидность аппликации;
  • понятие и технику вытынанка – узоры из бумаги, как разновидность ажурной аппликации;
  • разновидности работы с бумагой: квиллинг, модульное оригами, салфетная  мозайка, торцевание, скрапбукинг.

Учащие должны  уметь:

  • выполнять основные технологические приемы, используемые при изготовлении объёмных композиций;
  • применять фантазию и выдумку при сочетании различных техник;
  • анализировать свои работы;
  • правильно  организовывать  свое рабочее место;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов;
  • свободно пользоваться инструментами во время изготовления вытынанки (ажурной аппликации);
  • самостоятельно анализировать изделия готовые поделки;
  • различать и  практически использовать разные виды аппликаций: предметная, орнаментальная, обрывная, мозаичная, плоскостная, объёмная;
  • изготавливать коллаж из разнообразных природных материалов;
  • выполнять простые способы работы с бумагой в технике квиллинг, модульное оригами; самостоятельно выполнять эскизы для готовых работ;
  • выполнять рисунки в технике «точечная роспись»;
  • выполнять простые и усложнённые изображения с помощью нити «изонить».

Учебно-тематический план

3-го года обучения (216 час./году)

Разделы программы

3 год обучения

кол-во час.

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Краски Осени

70

24

46

2.1Учимся рисовать

8

2

6

2.2 Азбука аппликации

10

4

6

2.3 Квиллинг

10

4

6

2.4 Точечная роспись

10

4

6

2.5 Модульное оригами

8

2

6

2.6 Поделки из природного материала

8

2

6

2.7 Изонить

14

6

8

2.8 Подготовка к выставке (В*)

2

-

2

3.

Волшебница - Зима

64

8

56

3.1 Учимся рисовать

8

2

6

3.2 Азбука аппликации

8

2

6

3.3 Квиллинг

10

-

10

3.4 Точечная роспись

12

2

10

3.5 Модульное оригами

12

2

10

3.6 Поделки из природного материала

12

-

12

3.7 Изонить

-

-

-

3.8 Подготовка к выставкам (В*)

2

-

2

4.

Весна - красна

36

6

30

4.1Учимся рисовать

-

-

-

4.2 Азбука аппликации

6

2

4

4.3 Квиллинг

6

-

6

4.4 Точечная роспись

4

-

4

4.5 Модульное оригами

4

2

2

4.6 Поделки из природного материала

8

2

6

4.7 Изонить

6

-

6

4.8 Подготовка к выставкам

2

-

2

5.

Лето во все цвета одето

44

10

34

5.1 Учимся рисовать

6

2

4

5.2 Азбука аппликации

6

2

4

5.3 Квиллинг

6

2

4

5.4 Точечная роспись

10

4

6

5.5 Модульное оригами

6

-

6

5.6 Поделки из природного материала

6

-

6

5.7 Изонить

-

-

-

5.8 Подготовка к выставке. Выставка (В*)

4

-

4

Итого:

216ч

50ч

166ч

Содержание программы

  1. Вводное занятие  

Теория:

введение в образовательную программу 3-го года обучения.  Использование нетрадиционных способов рисования (кляксография, монотипия). Повторение и закрепление видов изобразительного искусства – графика. Способы рисования тушью. Технология изготовления шкатулок, закладок, рамок и паспарту на основе заданной формы. Знакомство с модулем кусудамы и его способы изготовления. Знакомство с понятием «миниатюра» и её изготовление из природных и бросовых материалов. Точечная роспись, изонить, история создания, техника изготовления. Инструкция по ТБ. Правильная посадка за столом. Диагностирование.

  1.    Краски Осени

Теория:

повторение и закрепление тёплой и холодной гаммы цветов, цветоведение. Нетрадиционные техники рисования – точечная роспись, монотипия. Техника раскрашивания гуашью, акварелью, углём, сангиной, пастелью. Способы работы с бумагой (аппликация, вытынанка, квиллинг, модульное оригами)

Практика:

организация рабочего места для работы с красками, бумагой, нитью, природным материалом. ТБ работы с карандашами, красками, тушью, ножницами, бумагой, нитью. Рисование элементов хохломской росписи, выполнение вытынанки – ажурного вырезания из бумаги, шкатулки в технике квиллинг, роспись кухонной утвари (точечная роспись) и т.д.

  1. Волшебница - Зима  

Теория: 

рассказ о поэтапном выполнении работ в процессе рисования, в технике квиллинг, торцевание, модульное оригами (кусудами), точечная роспись по стеклу, техника  и алгоритм выполнения панно из природного материала.

Практика: 

организация рабочего места; подготовка к работе необходимого инструмента и материала. Изготовление рисунков по теме: «Формы и виды посуды». Открытие работы «мастерской Деда Мороза», изготовление поздравительных открыток с элементами украшения  квилинг,  «скрапбукинг». Роспись по стеклу «Зимние цветы». Изготовление панно «Снежинка» из природного материала.

  1. Весна - красна

Теория:

технология выполнения простых плоскостных аппликаций, создание композиций «Стильные штучки». Технология выполнения декупажа, композиции в технике «квиллинг», создание объемного предмета (модульное оригами), основные способы выполнения фигур из нити (изонить).

Технология работы с засушенным материалом. Методы подготовки фона картин. Создания миниатюр из засушенных цветов. Особенности изготовления аппликации из семян и зёрен.

Практика:

уроки вырезания по кругу, по контуру. Уроки склеивания деталей, приёмы склеивания. Построение композиции для создания панно. Выполнение простых плоскостных аппликаций в натюрморте, пейзаже в сочетании разнообразных техник – декупаж, вытынанка, салфетная мозайка, торцевание, скрапбукинг. Изготовление композиции «Букет фиалок» (квиллинг), панно «Птички» (точечная роспись), «Павлин» (модульное оригами), панно «Мандала» (из природного материала), «Звезда» (изонить).   

  1. Лето во все цвета одето  

Теория:

закрепление и повторение способов работы по рисованию, в техниках изонить, скраббукинг, квиллинг, точечная роспись, модульное оригами, работа с природным материалом.

Практика:

организация рабочего места, подготовка необходимого материала. Изготовление плаката «Мы дети Галактики», открыток, изготовленных в различной технике, панно «Пасха в кубанской семье», точечная роспись панно «Петушок», модульное оригами «Бабочка», аппликации из природного материала «Киска», «Мой верный друг». Подготовка к итоговой выставке. Выставка.

                                                  4-й год обучения

Цель:

учить составлять коллективные сложные сюжетные композиции, с использованием разнообразных техник из бумаги (квиллинг, модульное оригами), природного и бросового материала, выполнять работы в техниках «точечная роспись», «изонить».

Задачи:

обучающие: 

  • научить самостоятельно комбинировать различные приёмы работы с различными материалами;
  • способствовать обогащению визуального опыта детей при изготовлении композиций;
  • расширить знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества, многообразием материалов и приёмами работы с ними;
  • углубить приобретённые детьми знания, умения и навыки;

развивающие: 

  • отрабатывать  мастерство изученных техник;
  • приобщить к исследовательской работе, используя эвристический метод обучения;
  • развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

воспитательные: 

  • воспитывать культуру поведения в  коллективах, умение работать в группах;
  • воспитывать желание и стремление сделать-смастерить своими руками;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Ожидаемые результаты 4-го года обучения (216час./год)

Учащиеся должны знать:

  • название материалов, используемых при изготовлении композиций;
  • технологические приёмы, применяемые при комбинировании различных материалов;
  • название инструментов и материалов; ТБ работы с ними;
  • правила работы с шаблонами, линейкой, угольником;
  • правила работы с технологическими картами;
  • элементарные правила изобразительной грамоты;
  • виды аппликации: предметная, орнаментальная, обрывная, мозаичная, плоскостная, объёмная;
  • понятие декупаж;
  • понятие «вытынанка»;
  • правила изготовления коллажа из сухих растений;
  • правила выполнения сложных композиций.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные технологические приёмы при изготовлении объёмных декоративных композиций;
  • применять и сочетать различные техники;
  • правильно организовать своё рабочее место;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов;
  • вырезать свободно и симметрично;
  • применять изученные правила изобразительной грамоты во время создания работы.

Учебно-тематический план

4-го года обучения (216 час./год)

Разделы  программы

4 год обучения

кол-во час.

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Краски Осени

70

24

46

2.1Учимся рисовать

8

2

6

2.2 Азбука аппликации  (бисер)

10

4

6

2.3 Квиллинг  (объёмный)

12

6

6

2.4 Точечная роспись  (кухонная доска)

10

4

6

2.5 Модульное оригами

8

2

6

2.6 Поделки из природного материала

(семена)

8

2

6

2.7 Изонить

10

4

6

2.8 Подготовка к выставкам (В*)

4

-

4

3.

Волшебница - Зима

64

8

56

3.1 Учимся рисовать

8

-

8

3.2 Азбука аппликации

12

2

10

3.3 Квиллинг

12

2

10

3.4 Точечная роспись

12

2

10

3.5 Модульное оригами

8

-

8

3.6 Поделки из природного материала

-

-

-

3.7 Изонить

8

2

6

3.8 Подготовка к выставкам (В*)

4

-

4

4.

Весна - красна

30

10

20

4.1Учимся рисовать

6

2

4

4.2 Азбука аппликации

-

-

-

4.3 Квиллинг

4

2

2

4.4 Точечная роспись

-

-

-

4.5 Модульное оригами

6

2

4

4.6 Поделки из природного материала

6

2

4

4.7 Изонить

6

2

4

4.8 Подготовка к выставкам (В*)

2

-

2

5.

Лето во все цвета одето

50

10

40

5.1Учимся рисовать

4

2

2

5.2 Азбука аппликации

4

2

2

5.3 Квиллинг

6

2

4

5.4 Точечная роспись (обложка)

6

2

4

5.5 Модульное оригами

6

2

4

5.6 Поделки из природного материала

6

-

6

5.7 Изонить

8

-

8

5.8 Подготовка к выставке. Выставка (В*)

10

-

10

Итого:

216ч

54ч

162ч

                                       Содержание программы

  1. Вводное занятие  

Теория: 

введение в образовательную программу. О правилах выполнения коллективных сложных сюжетных композиции, с использованием разнообразных техник из бумаги (квиллинг, модульное оригами), природного и бросового материала, работы в техниках «точечная роспись», «изонить». Изготовление коллажей.

  1. Краски Осени

Теория:

знакомство с технологиями: рисования животных, выполнение панно «Русские сказки» (бисер), «Шкатулка «Осенний букет» (квиллинг), работ в технике «изонить», «Кухонная доска» (точечная роспись). Закрепление правил работы с различными предметами и техникой безопасности в процессе работы.

Практика:

самостоятельное изготовление поделок из разнообразных предметов (бумаги, бисера, природного материала и т.д.)

  1. Волшебница- Зима  

Теория: 

знакомство с уроками анималиста, закрепление умений украшения предметов в технике «вытынанки», объёмного квиллинга, точечной росписи, модульного оригами. Техника выполнения окружности, треугольника, квадрата, ромба, звезды (изонить).

Практика:

работа в «Мастерской Деда Мороза»

  1. Весна - красна

Теория:

знакомство со спектром «Радуга-дуга», холодная и тёплая гамма цветов, упражнения работы с акварелью. Подготовка материала к выполнению конкурсных работ в разных техниках.

Практика:

изготовление работ из природного материала «Мой ласковый и нежный зверь», подарки мамам к 8 марта, изготовление поделок по теме: «Пасха в кубанской семье».

  1. Лето во все цвета одето  

Теория:

правила использования разнообразных техник для выполнения панно «Мой ласковый и нежный зверь», «Космос», «Весна. Портрет», «Обложка для книг», «Цветок в горшке», «Открытка ветерану».

Практика:

Подготовка к итоговой выставке «Смотрите, я делаю сам»

5-й год обучения

Цель:

учить составлять индивидуальные сложные сюжетные композиции, с использованием разнообразных техник из бумаги, бисера, семян, природного и бросового материала с применением ранее изученных техник.

Задачи:

обучающие:

  • научить выполнять самостоятельно подарки своими руками, используя изученные техники рукоделия по выбору (квиллинг, декупаж, скраббукинг, аппликация из бисера и зёрен, салфетная мозайка, торцевание, изонить, точечная роспись);
  • обучать основным правилам и приемам создания композиций через изобразительные средства - рисунок, цвет с учетом идейного замысла;

развивающие:

  • развивать творческий потенциал обучающихся и  дальнейшее развитие его креативных способностей;
  • развивать художественный вкус;

воспитательные:

  • воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целесообразное расходование времени на занятиях, а также воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • воспитывать интерес и внимание к окружающему миру.

Ожидаемые результаты 5-го года обучения (216 час./год) и способы их проверки.

К концу 5 года обучения дети должны знать:

  • разнообразные виды декоративно-прикладного искусства: квиллинг, декупаж, скраббукинг, аппликация из бисера и зёрен, салфетная мозайка, торцевание, изонить;
  • понятия о жанрах изо искусства, правилах композиции, правилах перспективы  в рисовании;
  • освоить техники  торцевание и шариковую мозайку;
  • алгоритм работы с   бисером;

обучающиеся должны уметь:

  • приготовить материал для работы в технике торцевание и салфетная  мозайка;
  • работать с бисером и зёрнами;
  • самостоятельно, применяя свою фантазию  опыт и знания  выполнять открытки, закладки, подарочные рамки для фото, панно;
  • принимать участие в подготовке к выставкам и конкурсам в каждом разделе  с учетом календарных праздников;
  • организовывать своё рабочее место.

Учебно-тематический план

5-й год обучения (216 час./год)

Разделы программы

5 год обучения

кол-во час.

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Краски Осени

72

26

46

2.1 Учимся рисовать

6

2

4

2.2 Азбука аппликации  (вытынанка)

8

4

4

2.3 Квиллинг   ( картины)

12

4

8

2.4 Точечная роспись (по стеклу и керамике)

12

4

18

2.5 Модульное оригами

8

2

6

2.6 Поделки из природного материала

12

4

8

2.7 Изонить

14

6

8

2.8 Подготовка к выставке (В*)

2

-

2

3.

Волшебница – Зима

64

8

56

3.1 Учимся рисовать

8

2

6

3.2 Азбука аппликации

16

2

14

3.3 Квиллинг

10

-

10

3.4 Точечная роспись (шкатулка, сундук)

14

-

14

3.5 Модульное оригами

8

-

8

3.6 Поделки из природного материала

6

2

4

3.7 Изонить

8

2

6

3.8 Подготовка к выставке (В*)

2

-

2

4.

Весна - красна

30

10

20

4.1 Учимся рисовать

4

2

2

4.2 Азбука аппликации (скраббукинг)

6

2

4

4.3 Квиллинг (панно)

8

2

6

4.4 Точечная роспись (предметы быта)

8

2

6

4.5 Модульное оригами

-

-

-

4.6 Поделки из природного материала

4

2

2

4.7 Изонить

-

-

-

4.8 Подготовка к выставке (В*)

2

-

2

5.

Лето во все цвета одето

44

10

34

5.1 Учимся рисовать

6

2

4

5.2 Азбука аппликации

10

4

6

5.3 Квиллинг ( открытка)

8

2

6

5.4 Точечная роспись. «Чехол для телефона»

4

-

4

5.5 Модульное оригами    

-

-

-

5.6 Поделки из природного материала (зерно)

6

-

6

5.7 Изонить

10

4

6

5.8 Подготовка к выставке. Выставка (В*)

2

-

2

Итого:

216ч

56ч

160ч

                  Содержание программы

  1.  Вводное занятие  

Теория: 

введение в образовательную программу «Кудесники» 5-го года обучения. Выбор индивидуального маршрута детьми. Инструкция по ТБ и правила поведения на занятиях. Диагностирование.

  1. Краски Осени

Теория:

Практика:

  1. Волшебница – Зима

Теория:

Практика:

 

  1. Весна – красна

Теория:

Практика: 

     V. Лето во все цвета одето  

Теория:

Практика:

Методические рекомендации

             Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом      знаний,   умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе   детей с педагогом, а так же их самостоятельной  творческой  деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с различными материалами, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная  задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки, смекалки и творчества детей в  атмосфере эстетических переживаний и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребёнка. Материал подобран таким образом, чтобы предоставить возможность для              творческого поиска, тесно переплетая между собой все разделы, взаимо -дополняя друг друга. В программе используется личностно-ориентированная и проектная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности. Предполагает  совершенствование условий и организации безопасности учащихся, взаимодействия педагогов, родителей и учащихся. Программа предусматривает, преподавание материала по «восходящей спирали», то есть  периодическое возвращение к определенным приёмам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие  возможности, но и  решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

           Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым  в процессе обучения. Для реализации программы  используются разнообразные формы и методы проведения занятий.  Это беседы, из которых дети  узнают много новой информации,  практические задания для закрепления осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видео материалов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.

                                           

Список литературы:

1. Ален Дон «Объёмные поделки из бумаги» М. издательство  Ниола ПРЕСС 2009год.

2. М. Быстрицкая «Цветы от коллажа к декупажу» ЭКСМО- 2008год 

3. А. Быстрицкая «Бумажная филигрань»

4. Белякова О.В. Поделки из природного материала.  АСТ Москва 2008год.

5.  Бойко Е.А.  Квилинг, или бумажная филигрань. Полиграфиздат Москва 6009год.

7. Голубева  Н. Аппликация из природных материалов. Москва Культура и 8радиции 1997год.

9. Т. Геронимус «Школа мастеров».  Авторская программа.

10. Гульянц Что можно сделать из природных материалов. Москва 1984год.

11. Галанова Т.В. Ажурная бумага. Энциклопедия ОООАСТ-ПРЕСС СКД 2006год.

12. Дубровская Н. В.  «Рисунки спрятанные в пальчиках»  «Детство-Пресс» (наглядно- методическое пособие); 2003год

13. Дженикс Д. Узоры из бумажных лент

14. Жукова Л. Азбука русской живописи. Издательство Белый город 2002год.

15. Запаренко В. Энциклопедия рисования ОЛМА _ПРЕСС 2000год.

16. Зайцева А. Стильные штучки в технике декупаж. Москва АСТ-ПРЕСС.

17. Кулакова. Л. Цветы из бумаги. Москва АСТ_ПРЕСС 2006год.

18. Каца Е.А. Поздравительные открытки своими руками. Москва АСТ-ПРЕСС2006год.

19. Кузин В.С. Изобразительное искусство Дрофа-2002год (рабочая тетрадь)

20. Кейлинова В.А. Оригинальные картины из зёрен .КОИТЭНТ 2009год.

21. Ляукина м. Камешки для начинающих. Дрофа + ПРЕСС-2005год.

22. Лыкова И.А. Большая книга детского творчества. М,ОЛМА МЕДИА групп-2007год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Образовательная программа творческого объединения "Занимательная лингвистика"

Занятия позволяют показать воспитанникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятел...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"

Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....

Образовательная программа творческого объединения "Журналист" "Игровая журналистика"

Образовательная программа «Игровая журналистика» разработана для детского объединения  «Журналист» и направлена на развитие мотивации личности к познанию творчества, адаптации ребёнка к жизни в с...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ФАНТАЗИЯ"

Программа художественно-эстетической направленности...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...