Проектная работа "История одной фотографии"
проект по теме

Сорокина Светлана Владимировна

Практико-ориентированный проект был выполнен к 70-летнему юбилею Великой Отечественной Войны. В результате  данного проекта была создана книга памяти "История одной фотографии", посвященная воину ВОВ, герою- Шулегину Михаилу Ивановичу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В 2015 году наша страна празднует юбилей 70-летия Великой Отечественной Войны. Наш класс решил оформить уголок «Бессмертный полк», ребята получили задание собрать и подготовить материал для уголка.

С самого раннего детства в семейном альбоме я видел фотографию, моего прапрадеда Шулегина Михаила Иванович, знал о его подвиге, к тому же, мне всегда была интересна тема войны, победоносных сражений, военного оружия. Поэтому я с удовольствие начал собирать всю информацию о дедушке для школьного уголка.

Материала оказалось так много, что мы с мамой решили создать  книгу для семейного архива и для школьного музея. Информацию собирали из семейного архива, воспоминаний родственников, литературных и интернет источников.

Для себя я решил, что знание и изучение истории семьи и страны очень важно для развития в каждом человеке чувства верности Отечеству, готовности защищать интересы Родины в мирное и военное время.

Но с чего же начались поиски? Поисками места захоронения начала заниматься моя бабушка Клавдия Николаевна много лет назад. Почти сразу возникли трудности. Дело в том, что в похоронке был указан адрес: Псковская область, Островский район, деревня Пустынька. Стала обзванивать военкоматы г.Острова и г.Пскова и получила ответ: на этой территории захоронение с таким именем нет. И не мог там погибнуть дед в 1942-м году, потому что там почти до конца 1943 года стояли немцы. Видно напутала что-то военная канцелярия.

Тогда она пошла в районную библиотеку г.Советский и стала искать любую информацию о Северо-Западном фронте. Из книги воспоминаний фронтовиков, которая так и называется « На Северо - Западном фронте» узнала мы о деревеньке Пустынь, в которой было то всего несколько домов, но за ней была железная дорога, ведущая к Валдаю. И если немцы смогли бы прорваться здесь, их эшелоны двинулись на Москву и Лениград. Ближе к лету подоспел ответ из Новгородского военкомата: Шулегин Михаил Иванович похоронен в братской могиле у села Кузьминское Новгородской области Половского района.

Летом 22 июня 2003 года в 4 утра прибыл поезд на станцию Старая Русса, в этом поезде была бабушка Клава, дедушка Миша и их дети, в том числе и моя мама. Утро этого дня было туманное и дождливое…

Днем они поехали в село Кузьминское на братскую могилу, где и был похоронен сержант Шулегин Михаил Иванович.

Спустя несколько лет были созданы два крупных интернет сайта, где размещается информация о боевых подвигах и потерях: электронный банк документов на сайте «Подвиг народа» ( http://www.podvignaroda.ru/) и обобщенный банк данных содержащий информацию о защитниках Отечества (http://www.obd-memorial.ru/). Из этих интернет источников мы получили информацию о месте захоронения и дате гибели документально подтвержденную.

В доме моей бабушки Клавдии Николаевны на стене, среди множества фотографий детей и внуков висит одна, с краю, но как будто именно она возглавляет этот строй из снимков улыбающихся детей. Это фотография моего прапрадедушки Шулегина Михаила Ивановича (баба Клава является ему внучкой). На этой фотографии дедушка с перебинтованной головой, но словно улыбаясь, сжимает ручку пулемета, и продолжает воевать. В этом бою он был дважды ранен, но не покинул поле боя.

 Газетную вырезку с фронтовым снимком и со стихами М.Матусовского под ним прапрадед Михаил Шулегин успел прислать с фронта своим близким незадолго до гибели, а потом пришла похоронка…

СТОЙКОСТЬ

Он Встает передо мною

Бледный, с пересохшим ртом,

С обагренной головою,

Перевязанной бинтом.

В узкой амбразуре дзота

Землю видел он свою

И не встал от пулемета

Дважды раненый в бою.

Он сражался, сдвинув брови,

До победного конца.

Две полоски цвета крови

Украшают грудь бойца

Тридцать псов лежат в могиле.

Так боец рубеж хранит.

Этой твердости и силе

Позавидует гранит

(М. Матусовский)

Увидев фотографию и газетную вырезку, я начал расспрашивать у бабушки, как они попали в нашу семью, она рассказала, что когда его дочь Соня, стала взрослой она пошла, учиться в Горьковский педагогический институт. И вот однажды по радио она услышала выступление Михаила Матусовского и написала ему письмо, не надеясь на ответ. Сколько было тогда таких, кто не дождался с фронта своих отцов. А ответ пришел. Завязалась переписка, отыскали даже военного корреспондента Петра Бернштейна и он написал о том, что «…встречался с ним лишь один раз. Это был очень смелый, приветливый, разумный и красивый человек…командование было о нем самого лучшего мнения…». П.Бернштейн отыскал в своем архиве негативы, сделал снимки для всех детей погибшего пулеметчика – так они получили последний привет с Северо – Западного фронта.

Сам же Михаил Иванович родился в Ивановской (на сегодня Костромской) области в деревне Торзать в 1908 году. Из восьми братьев дед был не самым   рослым,  но физически очень крепким, сильным и смелым. На медведя ходил один и вообще очень часто в лесу пропадал. Он ушел на фронт со вторым призывом. Был июль, стояла жара, и деревенские работы были в самом разгаре. Посыльный принес повестку на фронт прямо на покосы. Остались у него дома жена Александра Алексеевна и четверо детей: три дочки – Паня, Зина и Соня, сын Коля 6-ти лет. А пятый – Павел, родился, когда дедушка уже воевал под городом Старая Русса. В начале войны много мужчин ушло на фронт, а вернуться домой к семьям и родным смогли уже не все…

Из деревни Торзать на фронт ушло 360 мужчин, а вернулось живыми 75...

После того что я узнал мне стало интересно, где воевал дедушка, какие сражения велись во время нахождения Михаила Ивановича на фронте. Из собранной информации я узнал о том как и когда образовался Северо-Западный фронт, что его значение в защите Москвы и Ленинграда о сложном положении бойцов и тяжелой обстановке фронте в период с 1941 по 1943 гг.

Великая Отечественная Война.

Северо-западный фронт.

Северо-Западный фронт  был создан в первый день Великой Отечественной войны. Его войскам с первого же дня войны пришлось отражать вероломное нападение фашистской Германии и в течении двух с половиною лет войска фронта вели ожесточенные сражения на важном направлении, на старинных русских землях, где каждый город, каждое село связаны с тысячелетней историей России. Здесь, под Демянском и Старой Руссой, советские войска надолго сковали сильную группировку врага, нанесли ей тяжелые потери.

Войска фронта помогали героической обороне Ленинграда, участвовали в общем наступлении под Москвой, притягивали на себя значительные силы и не допускали их переброски на другие, наиболее важные направления. В тяжелых длительных и кровопролитных боях  под Новгородом,  Старой Руссой, Торопцом и Холмом, на заснеженных полях, в лесах и среди болот, родилось и закалилось братство по оружию, которое помогало громить немецко-фашистских захватчиков.

В июне, июле и августе 1941 г. войска Северо-Западного фронта осуществили сильные контрудары под  Старой Руссой. Небольшие соединения 11-й армии после долгих и кровопролитных  боев сумели разбить и отбросить танковые и моторизованные дивизии противника, с полным основанием это сражение можно отнести к числу выдающихся контрударов советских войск первых месяцев войны. .Так в ходе летних боев 1941 г. войска Северо-Западного фронта сорвали намерение немецко-фашистского командования с ходу прорваться к Ленинграду армия фронта  сыграла важную роль в защите ближних подступов к северной столице.

Следующий этап боевых действий войск фронта (сентябрь 1941г.). В этот период враг пытается прорваться к Бологому, важному узлу коммуникаций, связывающих Москву с Ленинградом. И в сентябре 1941 г. армиям фронта удалось окончательно остановить немецкие войска и улучшить положение. В октябре 1941 г. Северо-Западный фронт вместе с войсками Калининского и Западного фронтов сорвали план вражеского командования обойти Москву с севера. Активные действия войск фронта не позволили противнику перебросить свои резервы из-под Демянска и Старой Руссы к Москве и Ленинграду, когда там происходили решающие события.

Крупными боевыми успехами для войск Северо-Западного фронта ознаменовалось начало 1942 г. Усиленный фронт нанес в январе 1942 г. мощный удар в направлении Торопца, Великих Лук и Холма и разгромил врага. Войска 11-й и 34-й армий вместе предприняли наступление с целью окружения и ликвидации демянской группировки противника.  Соединение советских войск 15 февраля 1942 г. в районе отсекли таким демянскую вражескую группировку войск от его главных сил.  Окружение крупных сил врага стало фактом. В окружении оказалась около 70 тыс.  немецких солдат и офицеров. Это было одно из первых окружений таких крупных сил в ходе Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

Снабжение окружённых немецких войск с середины февраля проходило по воздуху. На территории «котла» находилось два действовавших аэродрома. Регулярные поставки провизии и вооружения укрепили силы немецких захватчиков. К тому же в это время снаружи создавалась ударная группа противника, которая, 21 марта 1942 года начала наступление в районе Старая Русса, пытаясь пробить внешнее кольцо советского окружения. Одновременно удар был нанесён и  изнутри «котла». В результате чего,          21 апреля 1942 года, был организован «Рамушевский коридор» (от названия деревни Рамушево) шириной 6—8 км, через который можно было поддерживать сообщение с  Демянском. Этот «коридор» стал для немецких войск «дорогой смерти». Советские же войска так и не смогли повторно замкнуть кольцо. Покончить с «демянским котлом»  нашим войскам удалось лишь в феврале 1943 года. Но до этого времени шли ожесточенные бои за каждую деревню, улочку, каждый метр леса. Отвоеванные с большими потерями с обеих сторон населенные пункты по нескольку раз могли переходить «из рук в руки».  Так при очередной попытке взять деревню Пустыня, находящуюся на возвышенности, недалеко от села Кузьминское в 60-ти километрах от города Старая Русса и погиб  18 сентября 1942 года мой дедушка Шулегин Михаил Иванович…  Старший сержант Шулегин Михаил Иванович служил в 202 стрелковой дивизии 11 армии Северо-западного фронта.»

Дополнительную информацию о дедушке (когда погиб? где похоронен?) мы нашли и в интернет источниках,а именно на сайте «Мемориал» (obd-memorial.ru).  

Из «Книги памяти» Костромской области мы нашли сведения о дате и месте призыва, дате гибели и месте  захоронения Михаила Ивановича.

В этой же книге есть сведения и о родных братьях дедушки: Шулегине Иван Ивановиче 1921 г.р. и Шулегине Федоре Ивановиче 1927 г.р.

Также на сайте была ссылка на «Именной список безвозвратных потерь» за период с 18 сентября по 22 сентября 1942 года   составленный штабом 202 стрелковой дивизии.

Именной список  - это документальное подтверждение даты и места гибели дедушки, а также мы узнали  военное звание и должность сержанта, командира отделения Шулегина Михаила Ивановича. В этом списке его отчество указано неверно (Игнатьевич), но по всей указанной информации, в том числе и о ближайших родственниках, мы понимаем, что   в этом списке мы нашли именно нашего дедушку.

Но это все сухие факты сводок с фронта, мне же хотелось узнать о том что чувствовали солдаты на войне, в какой обстановке они воевали 7и жили. Так я снова обратился к творчеству М. Матусовского, он был военным корреспондентом газеты и нашел стихотворение, которое во всех оттенках передает, что чувствовали воевавшие на Северо-Западном фронте солдаты.

Северо-Западный фронт.

А память готова взорваться опять,

Лишь только её вы затроньте.

Вы знаете, где нам пришлось воевать?

На Северо-Западном фронте.

Над нами обугленный тлел небосвод

То в красном, то в белом накале.

Всю сырость псковских и демянских болот

С собой мы в подсумках таскали.

Здесь леший беседовать с нами привык,

Качаясь на ёлочных лапах.

Из нас ни один ещё санпропускник

Болотный не вытравил запах.

Нам в грязь приходилось деревья валить,

Тащить по грязи волокуши.

Тогда ещё бог не успел отделить

Как следует воду от суши.

Автобусы юзом ползли под откос,

Обратно вскарабкаться силясь.

Имея две пары ведущих колёс,

Вовсю пробуксовывал «виллис».

Мы жили в промозглых сырых погребах,

В серые шинели одеты.

Курили сырой филичёвый табак

И ели сырые галеты.

Ни вешки какой, ни столба со звездой

Нельзя водрузить на могиле.

В траншеях, заполненных ржавой водой,

Мы мёртвых своих хоронили.

Три дня самолёта с продуктами нет.

Покрепче ремень засупоньте.

Мы знаем теперь, где кончается свет —

На Северо-Западном фронте.

Сквозь серенький морок и вечный туман

Тащились обозные клячи.

У «эмок», засевших по самый кардан,

Летели к чертям передачи.

В фашистской протянутой к нам пятерне

Торчали мы вместо занозы.

И если поэзия есть на войне,

Мы были страницею прозы.

По этой лежнёвке прошлёпав хоть раз,

Трёхтонки нуждались в ремонте.

Нелёгкое дело разыскивать нас

На Северо-Западном фронте.

Кому приднепровские степи сродни,

Кто верен снегам Ленинграда.

Но эти замшелые кочки да пни

Кому-то отстаивать надо.

Поскольку наш фронт города не берёт,

Нас всем обделяло начальство.

И сводки Советского информбюро

О нас сообщали не часто.

Протёрты у нас на коленях штаны,

Слиняли давно гимнастёрки.

И если бывает фасад у войны,

То мы — фронтовые задворки.

Мы, встав здесь однажды, не двигались вспять,

Решив не сдаваться на милость.

Наверно, поэтому нас убивать

По нескольку раз приходилось.

Окопы уходят в траву без следа.

До дна высыхают болотца.

Быстрей, чем мгновенья, мелькают года —

Но ЭТО со мной остаётся.

И вижу я вновь, как при сильной грозе,

И лес, и высотку напротив —

И снова, и снова теряю друзей

На Северо-Западном фронте.

В доме бабушки всегда интересовались Великой Отечественной войной, на полках много фильмов и книг о сражениях тех лет,  автобиографий военных командиров участвовавших в сражениях. Но с тех пор как нашли и побывали на братской могиле, где захоронен дед Михаил Иванович, на полках все чаще стали появляться книги о Северо-Западном фронте, которые зачитываются вечерами, пытаясь найти детали сражений, воспоминания участников тех событий, чтобы сейчас, спустя 75 лет,  хотя бы мыслями пройти по тому пути, которым шел наш дед до деревеньки Пустыня…

Нам внукам они часто рассказывают о дедушке, но в этом году на 9 мая они снова поедут в г.Старую Руссу, село Кузьминское на братскую могилу, но не одни, в этот раз они берут с собой  уже ни детей, а внуков и я наконец-то смогу сам увидеть места где так храбро сражался мой дедушка…

Изучение истории страны периода Великой Отечественной Войны, знакомство с произведениями Михаила Матусовского, написанных в это трагическое время, а также изучение семейной истории дало мне возможность более глубже осознать  значимость победы, которую с таким трудом и ценной собственной жизни добились наши деды, прадеды и прапрадеды в том числе и Шулегин Михаил Иванович. Остро почувствовать тяжесть военного времени, трагедию людей, и в тоже время их яростное желание одолеть врага и принести покой, мир и тишину нашей Родине.

Я горжусь советскими воинами,  проявившими любовь к Родине, мужество, воинское умение и самопожертвование. С чувством глубокого уважения я вспоминаю героев тех дней.

Я горжусь подвигом своего дедушки, горжусь его стойкостью, храбростью, отвагой и благодарен Михаилу Ивановичу за мир и покой на нашей земле…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильченко А. Демянский котел. Упущенная победа Красной армии. - М: «Яуза-прес», 2008.
  2. История второй Мировой войны 1939-1945 г. г- М: Воениздат, 1975.
  3. Симаков А. Демянский котел. – В.Н: «Виконт», 2010.
  4. Утенков Ф. На северо-западном фронте 1941-1943. – М: Наука, 1969.
  5. Матусовский М. Это было недавно, это было давно. – М: Художественная литература, 1970.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2015 год Иван Оропай « ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ»

Слайд 2

Окружение демянской группировка немецко - фашистских войск в начале 1942 года и образование « Рамушевского коридора» к маю 1942 года

Слайд 3

Письмо Михаила Матусовского

Слайд 9

Письмо П.Б. Бернштейна (военного фотокорреспондента

Слайд 11

Вырезка из ежедневной газеты северо-западного фронта «за родину!» от 15 августа 21942 года



Предварительный просмотр:

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ПРОЕКТНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В РАМКАХ «ПРОЕКТНОЙ ДЕКАДЫ - 2015»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«История одной фотографии»

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТО Шулегина М. И.jpeg

Автор: Оропай Иван Александрович,

Обучающийся 3 «г» класса

Муниципального общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная

 школа № 1г.Советский»

Руководитель: Сорокина Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

 

г.Советский

2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………….стр. 3
  2. Методика исследования………………………………………………………стр. 4
  3. Результаты исследований и их обсуждение………………………..…….….стр. 5
  4. Выводы……………………………………………………………………..…стр. 10
  5. Заключение……………………………………………………………………стр. 11
  6. Список использованной литературы………………………………………...стр.12
  7. Приложение……………………………………………………………………стр.14

ВВЕДЕНИЕ.

В этом году к юбилею 70-летия Великой Отечественной Войны мы в классе решили оформить уголок «Бессмертный полк», класс получил задание собрать и подготовить материал для уголка.

С самого раннего детства в семейном альбоме я видел фотографию, моего прапрадеда Шулегина Михаила Иванович, знал о его подвиге, к тому же, мне всегда была интересна тема войны, победоносных сражений, военного оружия. Поэтому я с удовольствие начал собирать всю информацию для школьного уголка.

Но собранной информации оказалось так много, что мы с мамой решили создать  книгу памяти для семейного архива и для школьного музея, написать статью в школьную газету и создать проект.

Цель проекта:  Изучить  историю фотографии прапрадеда из семейного архива, создать  о нём книгу памяти «История одной фотографии» для семейного архива и школьного музея, написать статью в школьную газету и оформить уголок в классе к 70-летию Победы и подготовить выступление на классный час.

Задачи проекта: 

  1. Собрать и изучить информацию об истории фотографии прапрадеда, о его судьбе среди родственников.
  2. Изучить литературные и интернет источники по теме.
  3. Подготовить презентацию для выступления на классном часе.
  4. Выступить на тематическом классном часе с докладом «История одной фотографии», на основе собранной информации.
  5. Оформить  книгу памяти «История одной фотографии» для семейного архива и школьного музея, статью в тематический выпуск школьной газеты «Голос».

Гипотеза проекта: Собранная информация об истории фотографии прапрадеда, о его судьбе, позволит оформить книгу памяти «История одной фотографии» для семейного архива и школьного музея, подготовить  статью в тематический выпуск школьной газеты «Голос» и выступление на тематический классный час. Если весь собранный материал, будет оформлен в книгу, статью и уголок, то значит, будет доступен для всех, заинтересованных ребят.   Все смогут прочитать и прикоснуться к истории Великой Войны, узнать о стойком, храбром и отважном герое  из нашей семьи, погибшим защищая  Родину. Знание и изучение истории страны и семьи важно для развития у детей чувства верности Отечеству, готовности защищать интересы Родины в мирное и военное время. Именно на это и направлен проект.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

  1. Сбор информации, опрос родственников.
  1. Опрос  бабушки - Клавдии Николаевны (она начала заниматься поисками места захоронения моего прапрадеда Шулегина Михаила Ивановича) и других родственников.
  2. Изучение семейного архива: жизнь прапрадеда, историю семьи, детей;  его писем  с фронта и  документов.
  3. Изучение документов:  

а) Писем  Михаи́ла Льво́вича Матусо́вского (советский поэт-песенник) и военного корреспондента Петра Бернштейна,  

б) Ежедневной красноармейской газеты (фрагмента) северо-западного фронта №227 от 15 августа1942 года.

  1. Изучение литературных источников.
  2. Изучение интернет источников.
  3. Изучение творчества Михаила Матусовского, поиск и оформление стихотворений «Стойкость» и «Северо-Западный фронт».
  1. Оформление собранной информации.
  1. Подготовка доклада «История одной фотографии», на основе собранной информации, для выступления на классном часе.
  2. Подготовка презентации  для выступления на классном часе.
  3. Создание и оформление статьи в тематический выпуск школьной газеты «Голос».
  4. Оформление материалов для классного уголка «Бессмертный полк».
  1. Оформление   «Книги  памяти».
  1. Сочинение текста для книги, на основе собранной информации
  2. Оформление фотографий и документов
  3. Создание карты «Окружение демянской группировки немецко-фашистских войск в начале 1942 года и образование «Рамушевского коридора» в мае 1942года»  на основе изучения исторических и литературных источников о ВОВ, Северо-Западном фронте, 11-й армии, 202 стрелковой дивизии.
  4. Создание и распечатка книги «История одной фотографии».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

  1. Сбор информации, опрос родственников.

Свою работу я начал с опроса   бабушки.  В доме моей бабушки - Клавдии Николаевны, на стене, среди множества фотографий детей и внуков висит одна, с краю, но как будто именно она возглавляет этот строй из снимков, улыбающихся детей. Это фотография моего прапрадедушки Шулегина Михаила Ивановича (баба Клава является ему внучкой). На этой фотографии дедушка с перебинтованной головой, но словно улыбаясь, сжимает ручку пулемета, и продолжает воевать. В этом бою он был дважды ранен, но не покинул поле боя.

Газетную вырезку с фронтовым снимком (прил.1) и со стихами М.Матусовского под ним прапрадед Михаил Шулегин успел прислать с фронта своим близким незадолго до гибели, а потом пришла похоронка…

Именно бабушка  начала заниматься поисками места захоронения своего деда,  моего прапрадеда Шулегина Михаила Ивановича. Она рассказала,  как возникли трудности в поисках,  потому что в похоронке был указан адрес: Псковская область, Островский район, деревня Пустынька. После того как она обзвонила военкоматы г.Острова и г.Пскова и получила ответ: на этой территории захоронение с таким именем нет. И не мог там погибнуть дед в 1942-м году, потому что там почти до конца 1943 года стояли немцы, она пошла в районную библиотеку г.Советский и стала искать любую информацию о Северо-Западном фронте. Из книги воспоминаний фронтовиков, которая так и называется « На Северо - Западном фронте» узнала о деревеньке Пустынь, находящейся в наше время на территории Новгородской области. Ближе к лету подоспел ответ из Новгородского военкомата: Шулегин Михаил Иванович похоронен в братской могиле у села Кузьминское Новгородской области Половского района.

Из её рассказов я узнал о жизни  прапрадеда, историю  его семьи, детей. Михаил Иванович родился в Ивановской (на сегодня Костромской) области в деревне Торзать в 1908 году. Из восьми братьев дед был не самым   рослым,  но физически очень крепким, сильным и смелым. На медведя ходил один и вообще очень часто в лесу пропадал. Он ушел на фронт со вторым призывом. Остались у него дома жена Александра Алексеевна и четверо детей: три дочки – Паня, Зина и Соня, сын Коля 6-ти лет. А пятый – Павел, родился, когда дедушка уже воевал. Старший сержант Шулегин Михаил Иванович служил в 202 стрелковой дивизии 11 армии Северо-западного фронта.

Бабушка показала мне бережно хранимые письма  с фронта и  документы. А также такие невероятные документы:

а) Письма   Михаи́ла Льво́вича Матусо́вского (советского поэта-песенника) и военного корреспондента Петра Бернштейна, а точнее переписку моей прабабушки  с ними. Бабушка рассказала, что когда дочь Михаила Ивановича - Соня, стала взрослой и училась в Горьковском педагогическом институте, услышала она однажды выступление Михаила Матусовского и написала ему письмо, не надеясь на ответ. Сколько было тогда таких, кто не дождался с фронта своих отцов. А ответ пришел (прил.2). Завязалась переписка, отыскали даже военного корреспондента Петра Бернштейна и он написал о том, что «…встречался с ним лишь один раз. Это был очень смелый, приветливый, разумный и красивый человек…командование было о нем самого лучшего мнения…» (прил.3, 4). П.Бернштейн отыскал в своем архиве негативы, сделал снимки для всех детей погибшего пулеметчика – так они получили последний привет с Северо – Западного фронта (прил.5).

б) Фрагмент той самой Ежедневной красноармейской газеты северо-западного фронта №227 от 15 августа1942 года, с фронтовым снимком (прил.1) и со стихами М.Матусовского под ним, присланный моим прапрадедом. Читая этот «Кусочек истории можно узнать не только историю нашей фотографии, но и некоторые события  ВОВ.

СТОЙКОСТЬ  (М. Матусовский)

Он встает передо мною

Бледный, с пересохшим ртом,

С обагренной головою,

Перевязанной бинтом. 

В узкой амбразуре дзота

Землю видел он свою

И не встал от пулемета

Дважды раненый в бою.

Он сражался, сдвинув брови,

До победного конца.

Две полоски цвета крови

Украшают грудь бойца.

Тридцать псов лежат в могиле.

Так боец рубеж хранит.

Этой твердости и силе

Позавидует гранит.

Изучение литературных источников.

После того что я узнал,  мне стало интересно где воевал дедушка, какие сражения велись во время пребывания Михаила Ивановича на фронте. Из собранной информации я узнал о том,  как когда образовался Северо-Западный фронт, его значение в защите Москвы и Ленинграда, о сложном положении бойцов и тяжелой обстановке на фронте в период с 1941 по 1943 гг.

«Северо-Западный фронт  был создан в первый день Великой Отечественной войны. Его войскам с первого же дня войны пришлось отражать вероломное нападение фашистской Германии и в течение двух с половиною лет войска фронта вели ожесточенные сражения на важном направлении, на старинных русских землях, где каждый город, каждое село связаны с тысячелетней историей России.

Здесь, под Демянском и Старой Руссой, советские войска надолго сковали сильную группировку врага, нанесли ей тяжелые потери. Войска фронта помогали героической обороне Ленинграда, участвовали в общем наступлении под Москвой, притягивали на себя значительные силы и не допускали их переброски на другие, наиболее важные направления. В тяжелых длительных и кровопролитных боях  под Новгородом,  Старой Руссой, Торопцом и Холмом, на заснеженных полях, в лесах и среди болот, родилось и закалилось братство по оружию, которое помогало громить немецко-фашистских захватчиков.

Крупными боевыми успехами для войск Северо-Западного фронта ознаменовалось начало 1942 г. Усиленный фронт нанес в январе 1942 г. мощный удар в направлении Торопца, Великих Лук и Холма и разгромил врага. Войска 11-й и 34-й армий вместе предприняли наступление с целью окружения и ликвидации демянской группировки противника.  Соединение советских войск 15 февраля 1942 г. в районе отсекли демянскую вражескую группировку войск от его главных сил.  В окружении оказалась около 70 тыс.  немецких солдат и офицеров. Это было одно из первых окружений,  таких крупных сил в ходе Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (прил.11)

Снабжение окружённых немецких войск с середины февраля проходило по воздуху. На территории «котла» находилось два действовавших аэродрома. Регулярные поставки провизии и вооружения укрепили силы немецких захватчиков. К тому же в это время снаружи создавалась ударная группа противника, которая, 21 марта 1942 года начала наступление в районе Старая Русса, пытаясь пробить внешнее кольцо советского окружения. Одновременно удар был нанесён и  изнутри «котла». В результате чего, 21 апреля 1942 года, был организован «Рамушевский коридор» (от названия деревни Рамушево) шириной 6—8 км, через который можно было поддерживать сообщение с  Демянском. Этот «коридор» стал для немецких войск «дорогой смерти». Советские же войска так и не смогли повторно замкнуть кольцо. Покончить с «демянским котлом»  нашим войскам удалось лишь в феврале 1943 года. Но до этого времени шли ожесточенные бои за каждую деревню, улочку, каждый метр леса. Отвоеванные с большими потерями с обеих сторон населенные пункты по нескольку раз могли переходить «из рук в руки».  Так при очередной попытке взять деревню Пустыня, находящуюся на возвышенности, недалеко от села Кузьминское в 60-ти километрах от города Старая Русса и погиб  18 сентября 1942 года мой дедушка Шулегин Михаил Иванович…  

 Изучение интернет источников.

Спустя несколько лет были созданы два крупных интернет сайта, где размещается информация о боевых подвигах и потерях: электронный банк документов на сайте «Подвиг народа» (http://podvignaroda.mil.ru/)  и обобщенный банк данных содержащий информацию о защитниках Отечества (http://www.obd-memorial.ru/). 

Из этих интернет источников мы получили информацию о месте захоронения и дате гибели моего прапрадеда, документально подтвержденную.

Дополнительную информацию о дедушке (когда погиб? где похоронен?) мы нашли и в интернет источниках, а именно на сайте «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/ .

Из «Книги памяти» Костромской области мы нашли сведения о дате и месте призыва, дате гибели и месте  захоронения Михаила Ивановича.

В этой же книге есть сведения и о родных братьях дедушки: Шулегине Иван Ивановиче 1921 г.р. и Шулегине Федоре Ивановиче 1927 г.р. (прил. 6, 7)

Также на сайте была ссылка на «Именной список безвозвратных потерь» за период с 18 сентября по 22 сентября 1942 года   составленный штабом 202 стрелковой дивизии (прил.8,9,10).

Именной список  - это документальное подтверждение даты и места гибели дедушки, а также мы узнали  военное звание и должность сержанта, командира отделения Шулегина Михаила Ивановича. В этом списке его отчество указано неверно (Игнатьевич), но по всей указанной информации, в том числе и о ближайших родственниках, мы понимаем, что   в этом списке мы нашли именно нашего дедушку.

Но это все сухие факты сводок с фронта, мне же хотелось узнать о том что чувствовали солдаты на войне, в какой обстановке они воевали и жили.

Так я обратился к творчеству М. Матусовского.(прил.12) Он  был военным корреспондентом. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского, а главное – его стихотворения и песни.

Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944). В его творчестве я нашел стихотворение, которое во всех оттенках передает, что чувствовали, воевавшие на Северо-Западном фронте, солдаты.

Собранной информации оказалось так много, что мы с мамой решили создать и книгу памяти «История одной фотографии» для семейного архива и для школьного музея, написать статью в тематический выпуск школьной газеты «Голос» и создать проект, подготовить доклад и презентацию «История одной фотографии», для выступления на классном часе. Мама помогла мне оформить страничку классного уголка «Бессмертный полк».

Оформление   Книги  памяти «История одной фотографии». 

Чтобы издать книгу  мы сочинили текст на основе собранной информации.

Отсканировали и  отредактировали, собранные документы и  фотографии. Нарисовали карту «Окружение демянской группировки немецко-фашистских войск в начале 1942 года и образование «Рамушевского коридора» в мае 1942года»  на основе изучения исторических и литературных источников о ВОВ, Северо-Западном фронте, 11-й армии, 202 стрелковой дивизии.

Оформили все с помощью компьютера (текстовых и графических редакторов). Распечатали и оформили книгу.

ВЫВОДЫ.

В доме бабушки всегда интересовались Великой Отечественной войной, на полках много фильмов и книг о сражениях тех лет,  автобиографий военных командиров участвовавших в сражениях. Но с тех пор,  как моя семья нашла и побывала на братской могиле, где захоронен дед Михаил Иванович,  на полках все чаще стали появляться книги о Северо-Западном фронте.  Эти произведения зачитываются семейными вечерами, пытаясь найти детали сражений, воспоминания участников тех событий, чтобы сейчас спустя 75 лет  хотя бы мыслями пройти по тому пути, которым шел наш дед до деревеньки Пустыня…

Нам внукам, они часто рассказывают о дедушке. В этом году на 9 мая бабушка снова поедут в г.Старую Руссу, село Кузьминское на братскую могилу, но не одни, в этот раз они берут с собой  уже ни детей, а внуков. И я наконец-то смогу сам увидеть места, где так храбро сражался мой дедушка…

Изучение историю фотографии из семейного архива,  историю страны периода Великой Отечественной Войны, знакомство с произведениями Михаила Матусовского, написанными в это трагическое время, дало мне возможность осознать  значимость победы, которую с таким трудом,  ценной собственной жизни добились наши деды, прадеды и прапрадеды. В том числе и мой предок -  Шулегин Михаил Иванович. Я как будто пережил те события, смог почувствовать тяжесть военного времени, трагедию людей, и в тоже время их яростное желание одолеть врага и принести покой, мир и тишину нашей Родине.

Я горжусь советскими воинами, проявившими любовь к Родине, Мужество, воинское умение и самопожертвование.

Собранная информация позволила мне создать  Книгу памяти «История одной фотографии» для семейного архива и школьного музея, написать статью в школьную газету, оформить уголок в классе к 70-летию Победы и подготовить выступление на классный час. Теперь  эта история будет доступна для всех. Не только наша семья, но и другие люди смогут прочитать и прикоснуться к истории Великой Войны, узнать о стойком, храбром и отважном герое  из нашей семьи, погибшим защищая  Родину.

С чувством глубокого уважения я вспоминаю героев тех дней…

Я горжусь подвигом своего дедушки! Горжусь его стойкостью, храбростью, отвагой!

Я  благодарен Михаилу Ивановичу - за мир и покой на нашей земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В сборе информации и оформлении проектной работы мне помогали бабушка Клавдия Николаевна, мама - Мария Михайловна Оропай и мой учитель Светлана Владимировна.

Весь накопленный материал стал основой для создания одноименной книги «История одной фотографии», которая будет передана в музей школы, а также была написана статья в школьную газету «Голос» и оформлен классный уголок «Бессмертный полк», посвященный 70-летию Великой  Победы.

Думаю, что посетив этим летом памятные места захоронения моего прапрадеда, я дополню «Историю одной фотографии».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильченко А. Демянский котел. Упущенная победа Красной армии. - М: «Яуза-прес», 2008.
  2. История второй Мировой войны 1939-1945 г. г- М: Воениздат, 1975.
  3. Симаков А. Демянский котел. – В.Н: «Виконт», 2010.
  4. Утенков Ф. На северо-западном фронте 1941-1943. – М: Наука, 1969.
  5. Матусовский М. Это было недавно, это было давно. – М: Художественная литература, 1970.
  6. «Подвиг народа» (http://podvignaroda.mil.ru/) 
  7. «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "История одной фотографии"

Классный час для обучающихся 6 класса в рамках Дня матери. Задача:формирование положительного отношения к ценности “Нравственность” через воспитание ответственного отношения к семье....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ В ОУ.

Повышение  профессиональной компетентности  и совершенствование педагогического мастерства; эффективная  организация обмена  опытом....

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

В журнале «Здоровье» № 2 за 1967 год была опубликована фотография и надпись: «1942 год. Сталинград. Санинструктор Галина Николаевна Каримова выводит из-под огня раненого бойца Павла Михайловича Нестер...

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

В журнале «Здоровье» № 2 за 1967 год была опубликована фотография и надпись: «1942 год. Сталинград. Санинструктор Галина Николаевна Каримова выводит из-под огня раненого бойца Павла Михайловича Нест...

Исследовательская работа «История одной фотографии военного фотокорреспондента Павла Трошкина» Автор работы-Лукьянов Владислав, 4 класс "Д" ГБОУ «Школа № 463 им. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева» Руководитель работы-Корнеева Е.А.

Исследовательская работа  была представлена на Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся в 2017/2018 учебном году и признана "победителем". В 20...

История одной фотографии

Презентация об Алекее Дымкове...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Я с таким интересом читала историю фотографии, листала и читала Ваши страницы, хотела скорее увидеть фотографию солдата войны, страницу фронтовой газеты, а Вы не сделали приложение! Почему? Как жаль! Как-то и работа не так воспринимается. Надо дополнить. Обязательно включить фотографию, можно памятник, фронтовые приказы. Вы, конечно, это сделаете со временем. Мы будем ждать! Ведь так мы лучше сохраним память о героях войны. Спасибо за участие в проекте "Вахта памяти"!

Сорокина Светлана Владимировна

Спасибо большое за комментарий и добрые слова. Впервые на сайте, ещё пробую все вносить. Конечно же у нас есть и книга, и фото, постараюсь все загрузить. Спасибо за пожелание!

Шекунова Ирина Дмитриевна

Светлана Владимировна, у Вас интересная работа, много фактов и документов, работа написана от сердца. Можно нажать на сноску редактировать и дополнить. Эту работу могут использовать другие учителя на Уроках мужества перед детскими выступлениями о своих семейных реликвиях. Спасибо еще раз за участие в проекте!