Главные вкладки

    технологическая карта урока-путешествия 5 класс "О чём рассказывают гербы и эмблемы"
    план-конспект занятия (5 класс) на тему

    Рубан Наталья Сергеевна

    Конспект и дидактические материалы к уроку по теме: "О чём рассказывают гербы и эмблемы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_ur._uch._goda.docx292.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока № 23, 24 изобразительного искусства

    5 класс по теме: «О чём рассказывают гербы и эмблемы»

    Тип урока: урок изучения новых знаний и способов деятельности.

    Время реализации урока: 45 минут.

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Цель урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

    Задачи

    •        Знакомство с формами, символикой фигурами гербов

    •        Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

    •        Развитие ассоциативно - образного мышления, навыков работы с художественными материалами.

    •        Воспитание чувства патриотизма

    Формируемые УУД

    Личностные:

    •        Формирование основ художественной культуры.

    Метапредметные:

    •        Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

    •        Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

    Предметные:

    • Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

    •        Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. Выполнение макета герба в технике аппликация.

    • Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.

    Ресурсы:

    •        Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2015.

    • Материалы: клей, ножницы, цветная бумага, шаблоны, карточки-задания.

    Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.

    • Зрительный ряд:

    Презентация, включающая фрагмент фильма «Рыцарский турнир».

    Иллюстрации гербов: России, Новосибирской области, г. Татарска

    Рисунки рыцарей, гербов.

    Музыкальный ряд: Вивальди «Осень»

    Ход урока


    п. п.

    Этапы урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1

    Организационный этап.

    8.55 – 8.56

    2 сл. Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться: «Доброе утро!”

    Доброе утро хочу всем сказать

    Нужно урок наш с улыбки начать!

         Меня зовут Наталья Сергеевна, мы вместе с вами сегодня будим путешествовать во времени. Итак, отравляемся. Просмотрите фрагмент фильма и попытайтесь сформулировать тему нашего урока  

    Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку.

    Просмотр отрывка фильма

    Регулятивные: создание благоприятного психологического настроя на работу

    Коммуникативные:

    Планирование учебного

    сотрудничества с учителем и

    одноклассниками

    2

    Введение в тему. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    8.56 – 9.00

    Идет фрагмент фильма «Ромео и Джульетта» где звучат стихи Уильяма Шекспира:

    3 сл. - Скажите, чем и зачем рыцари украшали свои боевые щиты, шлемы, флаги и попоны лошадей?

     4 сл. - Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

    5 сл. - Чтобы вы хотели нового узнать, по теме? Но сначала проверим что вы уже знаете. Для этого поработаем в группах (по 4).

     6 сл. Вспомним правила работы в группе (если не знают) 

    Назначим старшего в группе.

    Заполните таблицу №1, из конверта красного цвета. (Знаю, хочу узнать, узнал) пожалуйста, возьмите таблицу и посмотрите, какие графы можете заполнить.

    5 сл. В течение 1 минуты заполните первые две графы, по теме нашего урока и выберите человека из группы, который представит результат. Пожалуйста, 1 группа и так далее…
    Пригодятся ли полученные знания в жизни?

    Что формирует это задание?

    Настраиваются на урок, самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока.

    Гербами и эмблемами. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

    Значение символов, которые появились в Средние века, в эпоху рыцарей.

    Правила работы в группе

    1. В группе нужен ответственный.

    2. Все члены группы работают вместе.

    3. Один говорит, другие слушают.

    4. Высказывайте своё несогласие.

    5.  Не понял, не молчи.

    Мы познакомимся с искусством составления гербов.

    Мы можем узнать:

    - историю возникновения искусства геральдики;

    - познакомиться с составными частями герба;

    - значением символов и цвета в гербе.

    Мы можем научиться «читать герб»; использовать свои знания для самостоятельного применения.

    В каждой стране, области, городе есть свои отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем понимать более полно их значение, «читать герб».

    Умение (перечисляют УУД) ….

    Регулятивные:

    целеполагание;

    Познавательные: самостоятельное выделение –

    Формирование познавательной

    цели.

    Познавательные:

    Умение структурировать

    знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

    Коммуникативные:

    сотрудничество с учителем и

    одноклассниками

    3

    Актуализация знаний.

    9.00 – 9.06

    У вас на столах находятся знаки, которые определяют вашу принадлежность к группе героев, в гости к которым мы отправимся: I ряд – рыцари; II ряд – ремесленники; III ряд – современники. По ходу урока заполняем листы самооценки. За каждый правильный ответ в листе самооценки ставим плюс в 1-ю колонку. Если вам понравилась активная работа кого-то из одноклассников впишите его фамилию во 2-ю колонку.

    У Вас на столах в конверте син цв. – три текста. Задание, каждой из групп: нужно найти свой текст, выполнить задание к нему и представить результат одноклассникам.

    На выполнение задания отводится 2 минуты.

    7 сл. Итак, отправляемся в гости к Рыцарям. Какими знаниями по теме урока вы можете поделиться.  Все ребята по ходу рассказа из конверта кр. цв. в карточке №2 выполняют задание на соотнесение понятия и его определения

    Ребята, как правильно произносится слово гЕрба ил гербА. Где мы можем это узнать?

    Продолжаем.

    8 сл. Соотнесли понятия и определение, проверим, обменяемся с соседом по парте карточкой, оценим (поставим+) в лист самопроверки соседа. 30 сек.  на проверку. 

    Что формирует это задание?

    Читают текст выполняют задание.

    Рассказывают о понятиях:

    Герб – немецкое слово, означает - «наследство»

    Герб – это условное изображение, символ и отличительный знак государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

    Работа со словарями (словарь ударений) и в сети интернет. ГербЫ

    Геральдика – искусство составления гербов возникла в XIV - XV века

    Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы.

    Эмблема – это условное, символическое изображение какого-либо понятия или идеи (например, голубь – эмблема мира)

    Взаимопроверка и оценка.

    Умение (перечисляют УУД) ….

    Познавательные:

    Умение структурировать

    знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

    Коммуникативные:

    сотрудничество с учителем и

    одноклассниками

    4

    Первичное усвоение новых знаний.

    9.06 – 9.12

    9 сл. Отправляемся в гости к ремесленникам. Что вы можете рассказать по теме урока.

     Карточка №3 задание 1. 1 мин. на выполнение зад-я

    Если вы нашли все элементы, то ставим +. Заносим результат в лист самооценки.

    10 сл. Проверяем. 30 сек на проверку.

    Ребята, обратите внимание на доску, я прорисую форму щитов под их названием.

    Постарайтесь запомнить и воспроизвести форму в карточке №3 задание 2. (убираем рис.).  Проверим. Кто не справился с рисованием по памяти выполняет рисунок с доски.

    За каждое правильное соответствие форм ставим плюс. Заносим результат в лист самооценки.

    Что формирует это задание?

     Чтобы нам смастерить герб для рыцаря нам нужно изготовить его элементы.

    Герб состоит из следующих элементов:

    а) намёт
    б) корона
    в) щитодержатель
    г) щит
    д) мантия

    ж) девиз

    1. Рассмотрим иллюстрации на стр. 136 – 137 учебника и запишем элементы герба в столбик рассматривая его сверху вниз. В карточке №3 зад 1.

    2. Что является центральным и основным элементом герба, подчеркните его. Щит

    Щиты бывают разной формы:

    -итальянская;

    -французская;

    - немецкая;

    -варяжская;

    -исландская.

    3. Зарисуйте форы щитов под их названием, в карточке №3 зад-е 2.

    Умение (перечисляют УУД) …

    Регулятивные:

    целеполагание.

    Познавательные:

    Построение логической цепи

    рассуждений;

    Коммуникативные:

    Инициативное сотрудничество в

    поиске и выборе информации.

    5

    Первичная проверка понимания

    9.12 – 9.18

    11 сл. Мы перемещаемся в современное время и слово нашим современникам, что вы можете сообщить по теме урока.

    12 сл.__________________________ Как вы думает в каких случаях используется гимн.

    Работа в парах. На выполнение 1 мин.

    13 сл. Проверка (элементы герба РФ)

    Как вы думаете где можно найти информацию о геральдических символах нашей области и района

    А сейчас на уроке, каким источником информации вы воспользовались? 14, 15 сл.

    Кто знает сколько лет нашему городу?

    16 сл. ФИЗМИНУТКА

    В наше время каждая страна имеет свою геральдическую символику.

    Задают вопрос одноклассникам. Перечислите символику нашей страны. Флаг, Герб, Гимн.

    В торжественных случаях используют гимн.

    Рассмотрите герб РФ из каких элементов он состоит, запишите их название, заполняя карточку №4.

    Как вы думаете есть ли герб с нашей области и районе и как они выглядят?

    Одноклассники могут описать герб НСО и Татарского района.

    В сети интернет, в историко-краеведческом музее г. Татарска, в школьном историко-краеведческом музее.

    Сетью интернет, приготовили сообщение о гербах НСО, Татарского района

    14, 15 сл. Сообщения…

    Татарску в этом году 105 лет.

    ФИЗМИНУТКА

    Коммуникативные:

    сотрудничество с учителем и

    одноклассниками.

    Познавательные:

    Умение структурировать

    знания, осознанно и произвольно

    строить речевое высказывание.

    6

    Первичное закрепление

    9.18 - 9.33

    Для этого возьмём Конверт №3 где есть разрезной план выполнения практической работы (правила работы с клеем и ножницами). Составим план работы (работа в группе).

    17 сл. Проверим верно вы составили.

    Распределение ролей в группе при выполнении практической работы.

    Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

    На выполнение практической работы отводится 10 мин.

    Что формирует это задание?

    18 сл. Вспомним какую цель мы перед собой ставили в начале урока?

    Мы достигли своей цели?

    В карточке №1 у нас заполнены 2 колонки можем ли мы что-то вписать 3-ю колонку, если да, то на заполенение1 мин. Что вписали? Гр. 1,2,3…

    Что формирует это задание?

    Выполните в группе практическую работу. Составьте макет герба Татарского района по образцу в технике аппликация.

    Что для этого нам нужно сделать?

    1. Составить план работы.
    2. Распределить обязанностей (ролей) в группе.
    3. Вспомним правила работы с клеем и ножницами.

    Проверка плана.

    1. Взять бумагу цветная и белую, карандаш, ножницы, клей.
    2. Вырезать детали.
    3. Составить композицию из цветной бумаги на листе белой бумаги.

    3. Приклеить цветные детали к основе.

    Выполнение практической работы.


    Умение (перечисляют УУД) ….

    Изучение значение элементов герба формы и цвета

    Достигли

    Заполняют таблицу.

    Озвучивают УУД

    Коммуникативные:

    сотрудничество с учителем и

    одноклассниками.

    Познавательные:

    Умение структурировать

    знания, осознанно и

    произвольно строить речевое

    высказывание, применять знания на практике в художественно-творческой деятельности.

    7

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    9.33 - 9.35

    19 сл. Придумать эмблему класса, выполнить эскиз эмблемы

    Придумать герб своей семьи, выполнить его эскиз

    Выбор задания

    Личностные: самоопределение

    8

    Рефлексия (подведение итогов занятия)

    9.35 - 9.40

    20 сл. Оцени себя в бланке самооценки.

    Если ты считаешь, что справился с практическим заданием и тебе нравится твоя работа, прикрепи свой герб рядом с рыцарем.

    21 сл. Спасибо за сотрудничество!

    Оценивание деятельности за урок.

    Выражение своего эмоционального отношения к результату урока.

    Организация выставки детских работ.

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    познавательные;

    Личностные: смыслообразование


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"

    Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...

    Технологическая карта урока «Путешествие» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык» учителей МБОУ СОШ № 13 Калининой О.Е. и МБОУ ООШ № 6 г.Балаково Саратовской области Бердниковой Н.П.

    Урок  общеметодологической  направленности, призванный воспитывать культуру общения и выражение эмоций, а также интерес к культуре изучаемого языка, способствует формированию у учащихся ...

    Технологическая карта урока-путешествия "Путешествие по треугольникам" 5 класс (по адаптированной програме)

    Изучение геометрического материала тема "Треугольники". Урок повторения и закрепления изученного....

    Технологическая карта урока «Путешествие в мир гимнастических упражнений».

    Закрепить универсальные учебные действия и умения выполнять гимнастические упражнения  посредством    методов и средств  физической культуры и спорта....

    Технологическая карта урока-путешествия Мексика и Австралия. Репортаж «Орел или решка».

    Страноведение.Стили жизни – Lifestyles ( 9ч+1ч)Урок№7Учебник: Spotlight 7Тема: Урок-путешествие Мексика и Австралия. Репортаж «Орел или решка».Тип: Комбинированный...