ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС (ТЕОРИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)
статья на тему

Привалова Маргарита Алексеевна

ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В  КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 (ТЕОРИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avp.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В  КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 (ТЕОРИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕРМИНАМИ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

        Более тысячи лет назад восточный математик Муххамед Бен Мусса аль – Хорезми написал учебник «Арифметика индусскими цифрами». По нему европейцы научились счету с помощью десяти цифр и узнали правила действия над ними.

Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике Аль – Хорезми привел такие методы счета, которые легко усваивает даже ребёнок, и арифметические действия можно производить, не задумываясь над их смыслом. В последствии арифметику в десятичной системе счисления долгое время называли словом «ал-хорезм», которое затем трансформировалось в «алгоритм».

 Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

 С развитием науки и техники человечество осознавало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбивать на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, относящийся не только к арифметике.

История развития алгоритмов прошла длинный путь от интуитивного понимания и стихийного применения до осознания закономерностей и практического использования в современных компьютерах и компьютерных системах.

 Необходимость алгоритмов в различных сферах деятельности человека:

  • в кулинарных книгах собраны рецепты приготовления различных блюд;
  • любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по применению;
  • каждый шофер должен знать правила дорожного движения;
  • массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда, когда был придуман порядок сборки машины на конвейере.

Известный русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что знания должны быть приобретены усилиями мозга, а не памяти. Действительно, гораздо полезнее попытаться самому составить определение термина, чем заучить его наизусть, не затрудняя себя его осмыслением. Сформулированные самостоятельно, «пропущенные через себя» понятия запоминаются гораздо лучше, а главное – надолго. Характер заданий постепенно усложняется от класса к классу. В старших классах количество терминов и понятий увеличивается, поэтому для более продуктивной работы на уроке при работе с терминами можно применять следующие методы:

  • Ассоциативный метод заключается в постепенном переходе от непосредственных ощущений и восприятий – через их разложение на элементы и связывание – к представлениям и понятиям.
  • Индуктивный метод сходен с ассоциативным, однако с принципиально важными добавлениями: исходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению.
  • Дедуктивный метод предполагает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов. Учитель направляет работу на усвоение обучающимися не только наглядных существенных признаков, отношений между ними, которые отличают одну группу социальных явлений от других. То есть, формирование понятия происходит постепенно по мере изучения его существенных признаков и в конце изучения курса у обучающихся будут сформированы обобщенные понятия.
  • Инвентивный метод заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения, для выработки новых классификационных объектов. Введение нового термина мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт.
    Учитель ставит задачи: использование этого термина; актуализация соответствующих знаний и умений, на базе которых формируется термин; выявление более общего понятия, из которого дедуктивно вывести искомый термин.

Алгоритм изучения исторических терминов

I этап.  Выделение признаков термина. (Усвоение сущностных черт, структуры понятия).

1. Задание учащимся: установите соответствие между термином и его признаками.

Предлагаются термины:

А – реформа, Б – революция

Признаки:

1) разрушение основ существующего строя;

2) активное политическое действие народных масс;

3) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни;

4) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса;

5) сохранение фундаментальных основ существующего строя.

2. Задание: Выберите признаки термина из списка

Понятие: традиционное общество. Признаки:

  1. развитие ресурсосберегающих технологий;
  2. сословное деление общества;
  3. появление массовой культуры;
  4. низкая социальная мобильность;
  5. преобладание коллективистических взглядов.

3. Задание: Из приведенных слов составь определение понятия:

(личное, должностное лицо, служебное, использование, обогащение, положение, цели).

II этап. Осмысление понятия.

Примеры заданий:

  1. составьте однокоренные слова с данным термином (право – правда, правило, справедливость);
  2. подберите слова – синонимы к данному термину (конституционная монархия, парламентская монархия, ограниченная монархия);
  3.  найдите общее понятие для приведенных слов (живопись, театр, музыка, литература – искусство);
  4. исключите лишнее понятие (конфуцианство, ислам, христианство, буддизм – конфуцианство);
  5.  составьте предложение с данным термином (социализация, глобализация);
  6. обращение к этимологии данного термина (любомудрие – философия, стоящий на краю – маргинал, власть толпы – охлократия);
  7. Подберите слово противоположное к данному термину (регресс – прогресс).

 Таким образом, одним из наиболее продуктивных способов по, пониманию и запоминанию многообразия терминов и понятий в курсе истории и обществознания является работа по изучению семантического значения слова, такая деятельность позволяет обучающемуся от бессознательно «зазубривания» термины перейти к осознанному пониманию их значение, а также основываясь на ране полученных знаниях самому формулировать определения понятиям имеющим иностранное происхождение не используя дополнительных источников информации, а также самому формулировать термины и понятия.

Литература

  1. Актуальные вопросы методики обучения обществознания в школе. - М., 2012.
  2. Баранов, П.А. Историко-обществоведческое образование в современной школе / П.А.  Баранов. - СПб., 2012.
  3. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе / Л.С.  Бахмутова. - М., 2011.
  4. Волкова, Т.И. Методика работы с историческими и обществоведческими понятиями / Т.И.  Волкова –М., 2011.
  5. Гора, Б. Повышение качества обучения истории в средней школе / Б.  Гора - М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование контрольно-оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО в педагогическом колледже.

Фонды оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются ...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Кейс-метод как эффективная форма обучения на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС

КЕЙС-МЕТОД.  Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е ...

Принцип наглядности как закономерность единства и взаимосвязи теории и практики обучения истории и обществознания

Наглядность основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок больше мыслит образами, ч...

План работы над темой самообразования "Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС"

В индивидуальной теме по самообразованию намечены основные направления работы учителя истории и обществознания по повышению мотивации у учащихся к обучению...

Представление педагогического опыта работы по теме «Деятельностная система в обучении истории и обществознания» Зотовой Н.А., учителя истории и обществознания МБОУ «Сувинская СОШ»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты аспекты повышения эффективности уроков истории и обществознания. Представлен метод планирования и организации учебного ...