Проект «Березка русская моя»
проект на тему

Федулова Светлана Ивановна

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Березка русская моя»

Актуальность: 

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Проблема: 

 Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель: ознакомление старших дошкольников с березой как символом России.

Задачи: 
 - познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
-развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
-формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
-воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы: 

Деятельность педагога: 
- беседы;
- познавательные рассказы воспитателя;
- НОД;
-чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
-использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
-музыкальная.

Деятельность детей: 
 - экспериментирование;
- речевые игры, описательные рассказы;
-дидактические игры с предметными картинками;
-игра по модели строения дерева;
-подвижные игры;
-игры с мячом;
-художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
-музыкальная

Взаимодействие с родителями воспитанников:
 - консультации, рекомендации, памятки;
- практические задания;
-совместные мероприятия

Подготовительный и аналитический этапы прошли в сентябре 2013 года. С октября по апрель будет проходить основной этап.

Презентационный этап намечен на май 2014 г.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.

Основной этап работы.

Дата

Основные виды деятельности

работы

Задачи

Участники

Октябрь

Трудовой десант

НОД

Тема: «Береза – символ России».

Экскурсия в осенний парк «Встреча с русской красавицей»

 Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.

Заготовление берёзовых пеньков и спилов.

 Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к Родине.

Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Развивать словарный запас по определению характера музыкального произведения. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Муз.руководитель

Воспитатели

Дети

Ноябрь

"Березовая рапсодия" - изготовление панно на срезе березы.

 Экспериментирование «Рассматривание бересты под лупой»

Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка   Г. Вихарева.

 Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.

Дать детям представление о том, что белый цвет коры- это  бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Стимулировать формирование музыкальных способностей. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Муз.руководитель

Воспитатели

Дети

Декабрь

 Заучивание стихотворения
С.Есенина «Белая берёза»

Экспериментирование «Какой стороной дышат листья?»

Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.

Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения; выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Январь

Наблюдение за берёзой на прогулке.

Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка

Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»

Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять умение петь индивидуально и коллективно.

Расширять представление детей о системе потребностей  живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.

Воспитатели

Дети

Муз.руководитель

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Февраль

НОД

Тема: «Домашний доктор»

К.Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»


Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».

Формировать представления  о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.

Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.

Расширять представление о потребности растения в воде.

Закрепить умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно.

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Муз.руководитель

Воспитатели

Дети

Март

Памятка «Береги зелёного друга»

Альбом «Люблю русскую красавицу»

П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения

Экспериментирование «Жизненный цикл растений»

Распространение экологических знаний среди родителей.

Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.

Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.

Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Апрель

НОД

Тема: «Символика нашей России»

Наблюдение за цветущей берёзой на прогулке.

Консультация «Берёзкины слёзы»

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Хоровод «Ай, да, березка!», музыка Т. Потапенко.

 Расширять представления детей об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье); воспитывать  любовь к родной Отчизне,  чувство гордости за свою страну Россию.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.

Расширение экологических знаний среди родителей.

Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.

Совершенствовать певческий голос и вокально- слуховую координацию.

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Дети

Муз.руководитель

Воспитатели

Дети

Продукт проекта
-
мини-музей "Берёза-Берегиня" (созданный совместно с детьми и  родителями): панно на срезе берёзы, альбом «Люблю русскую красавицу», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;

- вернисаж детских рисунков «Белая берёза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...