Сценарий заседания МО
учебно-методический материал на тему

Егорова Руфина Григорьевна

Данное заседение прошло в рамках общешкольного конкурса "Лучшее школьное методическое объединение". По итгоам данного мероприятия МО учителей русского языка и литературы стало победителем, поэтому сценарий и видеоматериалы были направлены на районный конкурс, в котором учителя школы заняли 1 место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий заседания методического объединения учителей русского языка и литературы.

Тема: Формирование культуроведческой компетенции  учащихся 5-11 классов при изучении лексики на уроках русского языка  и литературы.

Цель: повышение методической грамотности учителей русского языка и литературы в области формирования культуроведческой компетенции в образовательном процессе.

Задачи:

1.Определение места учебных предметов «Русский язык» и «Литература»  в воспитании у школьников уважения к родной речи как явлению культуры и основного средства общения.

2.Составление методических рекомендаций по использованию наиболее оптимальных методов и приемов формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка и литературы.

Ведущий: Миронова С.В., руководитель МО        

Ход мероприятия:

  • Видеоролик . С. Маршак «12 месяцев».
  • Вступительное слово Мироновой С.В.

Эмоциональное введение:

Всем известный эпизод из сказки  С. Маршака  « 12 месяцев». Для читателей и детей автор ставит нравственные проблемы: добра и зла, равнодушия и внимания и т.д. Но мы, словесники, для себя можем найти и ещё одну проблему: проблему формирования у школьников правильной, грамотной речи. Письменная и устная речь должна быть конкретной, образной. Особенно это важно в условиях современной жизни, когда технические средства вытесняют живую речь, когда, общаясь по скайпу, «ВКонтакте», «Одноклассниках», выходя в Интернет, люди забывают о настоящем общении, о звучащей  речи, о речи яркой, певучей, эмоциональной.

Целые часы проводя в социальной сети, наши ученики не заботятся о слове, не пытаются его сохранить, донести его красоту до слушателя. Не

понимают того, что русское слово – это часть нашей национальной культуры, это наша история. Это слово, на котором говорили наши предки, которое звучало в момент их великих свершений.

На экранах монитора мы видим орфографические и грамматические ошибки. На уроках мы встречаемся с тем, что ребята не могут правильно высказать  свою точку зрения, оформить свои мысли. Уже не приходится говорить  о том, что словарный запас  наших учеников очень беден, а о понимании истории слова, о знании его происхождения и вовсе говорить не приходится.

Одной из главных задач учителей словесности была и остается

задача по формированию грамотной речи как части общей культуры.

Именно этой проблеме посвящено очередное  заседание нашего методического объединения.

  • Объявление темы.

Тема: Формирование культуроведческой компетенции  учащихся 5-11 классов при изучении лексики на уроках русского языка  и литературы.

О культуроведческой компетенции говорить сухими, обыденными  словами нельзя, поэтому предлагаю следующую форму нашего заседания: творческая мастерская.

4.Постановка цели и задач занятия.

5.Обоснование формы заседания:

Итак,  мы все с вами находимся в творческой мастерской, мы  с вами мастеровые в области нашего русского языка (на доске  высказывания великих мастеров слова  о русском языке). Какими же инструментами мы будем творить,  добиваться цели нашей работы? Если для художника - это краски и кисти, для композитора – ноты и музыкальные инструменты, то для нас -это высказывания наших великих соотечественников о русском языке. Они для нас как инструменты. Причем все эти высказывания подобраны нашими учениками. Еще нашими рабочими материалами будут лингвистические словари, научно - популярная и методическая литература по теме нашего занятия, журналы « Русский язык в школе», дидактические материалы, нормативные документы и , конечно, слово, над которым мы работаем на своих уроках ежедневно, и особенно при изучении лексики.

Итак, в нашей мастерской работают две группы:

1.Теоретики.

2. Практики.

6. 1 этап работы: обращение к примерной программе основного общего образования по русскому языку. ( Дается время группам- 2 минуты)

Вопрос: Примерная программа по  русскому языку для основной школы о содержании культуроведческой компетенции и о роли предмета в ее развитии.

Теоретики.

Куриленко Н.А.: Мы уже знакомились с программой по русскому языку, которую будем реализовывать при переходе на новые стандарты. Сделаем это ещё раз. Начнем с определения компетенции.

 В разделе «Общая характеристика» сказано о культуроведческой компетенции: Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Из раздела «Основные содержательные линии»

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование
языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование  
культуроведческой компетенции.

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

Формирование культуроведческой компетенции напрямую связано с развитием УУД, определённых государственными стандартами второго поколения. И прежде всего- метапредметных. Ещё раз назовём их:

  • Познавательные
  • Регулятивные.
  • Коммуникативные.

7.Примерные вопросы для обсуждения, для возможной дискуссии; примерные ответы:

Куриленко Н.А.: Хочу задать вопрос присутствующим. Какие УУД  развиваются особенно активно в ходе формирования  культуроведческой компетенции?

МироноваС.В.: В ходе формирования культуроведческой компетенции особенно активно развиваются личностные УУД, а именно:

- способность осознавать себя гражданином;

- патриотические чувства;

- гордость от того, что ты принадлежишь русскому народу и говоришь на великом русском языке.

Чурсина Е.Е.: Как вы понимаете определение « Культуроведческая компетенция». Каковы ее составляющие?

Прусакова Н.В.: Хочу продолжить разговор о культуроведческой компетенции, тесно связав это понятие с УУД. Умение говорить – это коммуникативная способность, которой в ФГОС уделяется особое внимание как метапредметному учебному действию. Кроме того, речевые навыки характеризуют школьника как личность.

Мкртчан И.Н.: Как можно соотнести понятия «культуроведческая  компетенция» и  «культура речи»?

ЕгороваР.Г. : Конечно, эти понятия близки между собою, но тем не менее они разные. Культура речи – это только часть культуроведческой компетенции, которую нельзя сводить лишь к умению правильно пользоваться речью. Культуроведческая компетенция – это довольно широкое понятие. Это не только умение красиво говорить, это не только любовь к слову и внимательное отношение к нему, но это еще и осознание своего языка как части национальной культуры. Это умение видеть связь между развитием языка и развитием страны, связывать изменения в языке с историей народа, с особенностями его жизни, культуры.

КуриленкоН.А.: Я хочу добавить, что одним из приемов формирования этой культуры является усиление коммуникативно- деятельностной направленности русского языка.

8. Миронова С.В.: В связи со сказанным подошло время назвать наиболее оптимальные формы и приемы деятельности  при изучении  темы «Лексика». Этому вопросу мы уделяем особое внимание в соответствии с проблемной темой нашего методического объединения «Развитие творческих способностей учащихся через широкое использование инновационных технологий как условие формирования личности». Итак, какие же  педагогические средства являются результативными при изучении русского языка, в том числе его лексики?

  • Урок – диспут;
  • Урок-дискуссия;
  • Урок – презентация;
  • Урок – конкурс;
  • Урок – концерт;
  • Урок – экскурсия в музей слова;
  • Урок-семинар по теме «История слова и история страны»;

Интегрированные уроки русского языка и истории «Устаревшие слова и развитие нашего государства»,

Конкурс чтецов,

Урок – исследование по теме «У слова своя история»,

Урок - экскурсия по памятным местам русского языка;

Урок – словесности, показывающий единство русского языка и литературы;

Урок – конференция.

Я бы хотела задать вопрос к практикам: Есть ли у вас свои личные находки по этому вопросу?

9. Творческое представление фрагментов уроков названных форм, а также приемов и видов деятельности.

Работу в нашей творческой мастерской продолжают практики.

Чурсина Е.Е.: Да, есть. Для меня такими находками являются методы проблемного обучения. Например, такой вид работы, как составление писем, дневников от лица литературных героев произведений, в которых  русское слово является нашим национальным достоянием.

Люблю проводить уроки-конкурсы. При подготовке к ним во время       индивидуальной работы с учащимися необходимо обращать особое внимание на лексическое значение слова, на использование его многозначности, на употребление его в переносном  значении, когда слово становится тропом: метафорой, олицетворением, эпитетом и т.д.

Если, например, в стихотворении используются устаревшие слова, фразеологические обороты, нужно объяснять их значение, обращая особое внимание на звукопись произведения, на правильное произношение слов, на логическое ударение. Без всей этой работы слово не может зазвучать образно, ярко , как должно звучать великое русское слово.

Иной раз появляется необходимость сообщить об истории того или иного слова, о том, как работал над своим произведением автор, каким событиям,  каким героям оно посвящено, показать роль  произведения в русской литературе и в культуре в целом. Хочу продемонстрировать фрагмент урока-конкурса, проведённого по творчеству М.Ю. Лермонтова.

(Стихотворение читает Ж. Юзбашян, ученица 10 «Б» класса)

Прослушав  стихотворение, мы еще раз вспомнили основные события биографии М.Ю. Лермонтова. Это помогает лучше понять содержание стихотворения.

Мкртчан И.Н.: А я считаю наиболее оптимальным использование элементов технологии диалога искусств. Это позволяет проводить интегрированные уроки, на которых история русского языка, конкретного слова может быть связана с историей нашей отечественной науки, архитектуры, музыки и страны в целом.

Предлагаю для обсуждения эпизод одного из моих уроков:

- Молчат гробницы, мумии и кости,-

 Лишь слову  жизнь дана:

 Из древней тьмы , на мировом погосте,

Звучат  лишь Письмена.

        И нет у нас иного достоянья!

        Умейте же беречь,

        Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

        Наш дар бессмертный - речь.

Это стихотворение известного поэта И.А.Бунина «Слово». В нём, ребята, говорится о великом значении слова в нашей жизни. А что надо делать, если мы не знаем какое-либо слово? Правильно, надо обращаться к словарям. Чтобы, например, правильно  написать слово «подлинник», давайте обратимся  к Этимологическому словарю, из которого узнаем, что это слово исконно русское, а не заимствованное, возникло в 14в., так назывались длинные палки, которыми на Руси выбивали правду. Такая работа со словом, ребята, помогает улучшить нашу орфографическую грамотность.

Да, именно работе со словом уделяю особое внимание на уроке. Детям нравится искать ответы на вопросы  в различных словарях.

Например, на уроке русского языка в 5-м классе, посвященном 1150-летию празднования Славянской Письменности и культуры, дети работали в группах, выполняя различные задания. Одной из групп было предложено подобрать синонимы к слову  «монах», используя  Словарь синонимов. Другая группа рассказала, как возникли и что означают выражения «несолоно хлебавши», «кричать на всю Ивановскую», «дело в шляпе», воспользовавшись  Фразеологическим словарём. Работая с этими словами, дети  узнают историю страны, приобретают очень важные в их возрасте навыки культурного поведения, что особо ценилось на Руси. Работа со словарями отражает тесную связь русского слова с русской историей.

Жемчужнова Е.Ю.: Выражая своё отношение к  выступлению Ирины Невадаевны, хочу сказать, что я тоже часто в своей работе использую диалог разных культур и искусств.

 Урок по теме « Лексические средства выразительности пейзажных зарисовок в романе М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». В начале урока прозвучало несколько монологов о великом сыне России, и о его произведениях как  о национальном достоянии народа.

Перед чтением стихотворения учащимся было  дано задание: найти экспрессивно-окрашенную лексику и выписать в тетрадь.

При раскрытии самой темы использовалось художественное чтение.

(Исполнение отрывка из романа под  сопровождение гитары учениками 10 «Б» класса Кузиной Е. и Найчуком Я.).

 10. Комментарий к заданиям культуроведческого характера

( ГИА, олимпиады)

Теоретики.

Куриленко Н.А.: Да, действительно, формирование культуроведческой компетенции- одна из важных задач учителей словесности. Как вы видите на экране, одним из компонентов  этой компетенции является освоение норм русского речевого этикета.

Это особенно важно в условиях межнационального государства, а также в связи с научно-техническим прогрессом.

Для нас эта работа очень важна и потому, что в последнее время увеличилось количество заданий на ГИА, олимпиадах, именно связанных с культурой русской речи.

Обращаюсь к практикам: У вас на столах есть сборники ГИА. Обратите внимание на задания А 2, А3, В1 и т. д.

 Часть 3(С) включает одно задание с развернутым ответом:  сочинение – рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих умений:

-речевых  навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника;

- способности понимать читаемый текст ( адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нем);

- умения определять тему текста, позицию автора;

-способности формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

-умения выстраивать композицию своего высказывания, выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

- навыков соблюдения  при письме норм русского литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

Указанные задания проверяют знания учащихся разделов «Лексика и фразеология», «Орфоэпия», изучение которых особо способствует формированию культуроведческой компетенции.

      Жемчужнова Е.Ю. Я хотела бы остановиться на задании В8 ЕГЭ по русскому языку. Выполняя его, необходимо найти в тексте средства выразительности - тропы, определенные разряды лексики и художественные приемы. На первый взгляд, самое трудное - это запомнить содержание наиболее замысловатых терминов: парцелляция, анафора, литота и т.д. На деле это как раз не самое сложное. Проблемы обычно начинаются при попытке определить, какое же выразительное средство замаскировалось в том или ином предложении. Некоторые из этих средств на поверку оказываются совершенно обычными речевыми элементами. Поэтому не стоит пытаться непременно найти элемент "художественности", ведь в задании идет речь не о художественных, а о языковых средствах выразительности. Чтобы выпускники не заблудились в трех соснах (точнее в девяти терминах, которые содержатся в каждом задании), работу по подготовке к выполнению данного задания начинают с момента перехода учащихся на вторую ступень обучения. Своеобразной тренировкой служат и предметные олимпиады, содержащие немало заданий по лексике, средствам художественной выразительности.

Мкртчан И.Н. Продолжу разговор об олимпиадных заданиях, проверяющих  речевые навыки обучающихся. В начале октября  на школьной олимпиаде   по русскому языку были задания, которые проверяют знания темы «Лексика», например: подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы.

1. Вещий,  внимать, глагол, глас, грядущее, десница, днесь, зеница, изречь, лик, око, отрок.

2. Слушать, голос, будущее, пророческий, правая рука, сказать, лицо, слово, зрачок, глаз, юноша, сегодня.

В книге К. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

Или другое задание: Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меда крынку,

Вдруг на Мишку – вот напасть –

Пчелы вздумали напасть …

Эти задания вызывали трудности у детей. На заседании МО от 30. 10. 2013года было предложено: в целях развития речевой культуры обучающихся, а    также качественной  подготовки их  к ГИА, к конкурсам и олимпиадам активизировать работу по изучению тем раздела русского языка «Лексика и фразеология», использовать на уроках и во внеклассной работе современные формы и приёмы, учить самостоятельно работать с разными видами лингвистических словарей и с другой научной литературой.

11.Представление  составленного практиками раздаточного материала.

Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами осветили очень важную тему, она запланирована нами не случайно, ведь от ее решения зависит успешная реализация новых образовательных стандартов, формирование личности, успешная ее социализация, развитие метапредметных УУД, прежде всего коммуникативных.

Итогом нашей работы в творческой мастерской станет продукт,  который произвели наши практики.

Жемчужнова  Е.Ю.: Нам было дано задание: выделить составляющие культуроведческой компетенции. Внимание на экран! Продуктом стала эта схема.

Мкртчан И.Н.: Мы в ходе нашего заседания обобщали, соединяли, анализировали все сказанное и создали методические рекомендации и библиографическую карту. (Зачитать и раздать)

12.  Рефлексия.

Миронова С.В.: Надеюсь, уважаемые коллеги, все эти рекомендации помогут нам в нашей работе. И, чтобы поставить точку в сегодняшнем заседании, давайте проведем рефлексию.

Сканворд.

  • Второе слово в словосочетании « Культуроведческая …»
  • Наука о языке.
  • Синоним к слову « общность» ( языка и народа).
  • Раздел науки о правилах произношения.
  • Первоэлемент русской культуры.
  • Одна из форм проведения уроков при изучении лексики.
  • Единица языка.
  • Оценка занятия.

13. Заключительное слово ведущего.

Спасибо! Поскольку мы говорили сегодня о культурологической компетенции, о слове, закончить  наше заседание хочу стихотворением А.Ахматовой «Мужество» :

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

14.Принятие проекта решения МО:

1.Считать развитие культуроведческой  компетенции одной из основных задач учителей словесности.

2.При изучении лексики активнее применять формы и приемы деятельности, способствующие формированию культуры речи.

3.В работе использовать практические материалы проведенного заседания.

Спасибо всем участникам сегодняшнего мероприятия! Желаю, чтобы выводы и рекомендации, прозвучавшие в ходе нашего заседания, помогли вам в предстоящей работе. К данной  теме мы ещё не раз будем обращаться, делясь своим опытом. Её мы отразим в программе по русскому языку для основной школы, которую нам предстоит составить в мае-августе 2014 года в связи с переходом на новые образовательные стандарты.   А пока желаю вам удачи в выполнении принятых решений и в формировании культуроведческой компетенции у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий заседания КВМ.

  Разработка внеклассного мероприятия по математике для 5-го класса. Заседание клуба "Веселых математиков"....

Сценарий заседания интеллектуального кафе «Тетрадь в клеточку» по математике.для учащихся 10-11

Представлен сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, целями которого являются активизация  мыслительной деятельности обучающихся, формирование творческих способностей, организ...

Сценарий заседания семейного клуба «День Матери – праздник любви и благодарности».

Цели:поднимать социальную роль и статус женщины-матери в обществе;воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помогать им;помочь детям через игру вступить в реальную жизнь, а мамам отвле...

Сценарий заседания клуба любителей английского языка "SUCCESS" по теме"Весь мир-театр"

Данный сценарий поможет учителям английского языка провести внеклассное мероприятие по теме "Театр"....

Сценарий заседания дискуссионного клуба «А что могу сделать я?».

Цель мероприятия : воспитание позитивного отношения к миру; формирование гражданской позиции; диалоговой культуры....

Сценарий заседания Научного Общества Любознательных "Границ.Net"

Сценарий заседания Научного Общества Любознательных "Границ.Net"...