Методические рекомендации «Ритмическая декламация»
учебно-методический материал по теме

Скирман Светлана Юрьевна

Методические рекомендации раскрывают особенности  исполнения ритмодекламаций  у детей,  весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, эстетическое восприятие музыки, творческое воображение, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. 

Рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования по хореографии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества п. Карагайлинский»

«Ритмическая декламация»

Методические рекомендации

                                     

                                           Автор-составитель:

                                                      Скирман Светлана Юрьевна,

педагог дополнительного образования

Киселевск, 2016г

Автор-составитель:     Скирман        Светлана       Юрьевна,  

педагог  дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ п.К

   

Методические рекомендации раскрывают особенности  исполнения ритмодекламаций  у детей,  весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, эстетическое восприятие музыки, развивает чувство ритма,  творческое воображение, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. 

Рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования по хореографии.

Содержание

Введение………………………………………………………

4

1. Ритмодекламация………………………………………….

6

2. Координационно-подвижные игры ………………………

6

3. Музыкальные пальчиковые игры…………………………

7

4. Заключение…………………………………………………

8

Список литературы…………………………………………..

10

Приложение…………………………………………………..

11

21

                                                                           

                                                                              «Все, что находится во взаимосвязи,

                                                         должно преподаваться в такой

                                                                    же взаимосвязи».

(Я. А. Коменский).

Введение

      Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

      Исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением.  Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речью. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, он  не научится контролировать свою речь.

      Ритмическая декламация в хореографии способствует общему развитию  учащихся, корректирует и  исправляет недостатки общей и речевой моторики, расширяет кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригирует познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывает положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизирует творческие способности, способствует эстетическому воспитанию.

      Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

      Основная задача ритмической декламации  – обогащение практической деятельности:

Важными задачами музыкально-ритмической  деятельности являются:

  • развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
  • развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
  • повышение работоспособности и двигательной активности;
  • развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на слух;
  • развитие творческих способностей.

1. Ритмодекламация

      В современной  методике обучения хореографии  ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха и чувства ритма у детей, что  дает детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен, поэтому строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов, а через выбор, который ребенок делает сам, из множества предлагаемых и знакомых вариантов. В этом случае нет опасности потерять собственную индивидуальность, так как, подражая, ребенок, особенно с нарушениями в развитии, обучается и совершенствуется, переживая радость эстетического познания себя и мира. Каждое мгновение урока становится для ребенка интересным, лично-значимым и ценным. Все это помогает повысить интерес детей к занятиям, пробудить фантазию, активизировать творческие струнки каждого ребенка.

                               2. Координационно-подвижные игры

(музыкальные и речевые)

      Такие игры  крупномасштабно дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

- игры-команды;

- массажные;

- тонизирующие;

- пластико-ритмо-речевой театр.

      Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

3. Музыкальные пальчиковые игры

      Ценность  пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо -звуковыми модуляциями разговорной речи.  Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто - смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Пальчиковые игры:

• развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

• «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

• повышают общий уровень организации ребёнка.

• направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

      Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего  возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Текст  проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. В старшем  возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково -речевой театр.

4. Заключение

      Процесс творчества безграничен – возникают новые идеи, выразительные образы. Дети, не имеющие возможности реализовать себя во многих других видах деятельности, пробуют себя в творчестве, учатся жить в обществе, общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.

      Важно, чтобы отношения педагога  с ребенком были доверительные. Увлечь ребенка и укрепить веру в свои силы – вот задача педагога.

Так отчего же ритмодекламация так нравится всем детям? 

  • Во-первых, передача ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребенка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения. 
  • Во-вторых, это доступность и удобство исполнения. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе. 

  • В-третьих, благодаря чередованию во многих ритмодекламациях   голосовые мышцы детей успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряженность, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения. 

Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, эстетическое восприятие музыки, творческое воображение, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. 

Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех упражнениях важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения.

Список литературы

1. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. [Текст] / О.С. Боромыкова – Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2006-125 с.

2. Руднева, С., Фиш, З. Ритмика. Музыкальные движения. [Текст] / С.Руднева, З. Фиш  – М: Просвещение, 2010 – 86 с.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. [Текст] / А.И. Буренина - Санкт – Петербург: Детство, 2006-125 с.

4. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. [Текст] / Г.П.

Гусев – Владос, 2004-69 с.

Приложение

«Котятки»

1. Мы пушистые котятки / кошачьи движения

Носим тёплые перчатки

В них мы прячем коготки / сжимают и разжимают пальчики

Ну – ка ну – ка, посмотри!

Цап – царап, цап……….. / «царапаются»

2 .Умываемся мы чисто / по тексту

Моем ушки быстро - быстро

Лапкой шёрстку ловко трём

Песню ласково поём /поочерёдно вытягивают руки

Мяу – мяу……………… /мягкие перед собой

3. Слышим мы, скребётся кто – то / рука к ушку

И выходим на охоту / крадутся на носочках вперёд

Догоняем воробья /лёгкий бег на место спинками

Только ловим не всегда /развести ручки

Фыр – фыр – фыр………. /сжимать и разжимать пальчики

4. Лишь хозяйка скажет: «Киска» / поглаживают ручки поочерёдно

Молочка нальёт нам в миску / ладошки –мисочкой

Язычком начнём лакать / «лакают»

А потом ложимся спать /присели, ручки под щёчку

Мур – мур – мур……………

Цап – царап!!!

«Ребята –медвежата »

1. Мы весёлые ребята,          шагают как медвежата.

Мы ребята – медвежата.

Любим громко мы рычать,

В перевалочку шагать. Р-р-р-р!

2. Любим мы повеселиться,

На полянке в пляс пуститься.

И кружиться нам не лень,

Мы танцуем целый день. Р-р-р-р!

3. Разомнём мы ножки наши,

И присядочку вам спляшем.

Мы присядем: раз и раз,

Посмотрите все на нас. Р-р-р-р!

4. Спляшем вам ещё немножко,

Будем громко топать ножкой.

А, когда настанет миг,

Вы услышите наш рык: р-р-р-р!

«Осеняя пляска»

1. Я с листочками хожу.

Всем листочки покажу.

Вот так, вот так

Всем листочки покажу.

2. Я листочками машу,

Я с листочками пляшу.

Вот так, вот так

Я с листочками пляшу.

3. Я с листочками кружусь,

Всем гостям я покажусь.

Вот так, вот так

Всем гостям я покажусь.

4. А теперь, мои друзья,

За листочки спрячусь я.

Вот так, вот так

За листочки спрячусь я.

«Снежки»

на мотив песни «Ах, вы, сени» сл. Н. Зарецкой.

1. Мы снежочки в руки взяли

По дорожке побежали.

Побежали малыши,

Все нарядны, хороши.

2. Мы снежочки поднимаем

И над головой качаем.

Покачайся надо мной,

Мой снежочек озорной.

3. Потанцуй-ка, ты, снежок,

Снежный маленький дружок.

Потанцуй, не зевай,

И за нами повторяй.

4. Мы снежочки не покажем,

Где их спрятали не скажем.

Все снежочки у ребят

За спиною тихо спят.

5. Мы положим все снежочек

Отдохни-ка ты чуточек.

Ты лежи и не вставай,

Баю – баю, баю – бай.

6. Вот как встанем мы на ножки,

И возьмём его в ладошки.

Мы их к ёлке поднесём

И под ёлочку вернём

«Умывашки»

1. Буль, буль, буль – журчит водица.

Все ребята любят мыться!

Вот так! Хорошо, хорошо!2 раза

2. Руки с мылом мы помыли!

Нос и щёки не забыли!

Вот так! Хорошо, хорошо! 2 раза

3. Не ленились вымыть уши!

После вытерлись посуше!

Вот так! Хорошо, хорошо! 2 раза

«Малыши»

1. Малыши, малыши –

Дружные ребятки.

Малыши, малыши –

Вышли на зарядку.

Вот так, вот так!

Вышли на зарядку.

2. Раз, два, три, раз, два, три.

Ноги поднимайте.

Раз, два, три. Раз, два. Три.

Весело шагайте.

Вот так, вот так!

Весело шагайте.

3. Раз, два, три. Раз, два, три,

Потянитесь дружно.

Раз, два, три. Раз, два, три.

Закаляться нужно.

Вот так, вот так!

Закаляться нужно.

4. Раз, два, три. Раз, два, три,

Сели и привстали.

Раз, два, три. Раз, два. Три.

Ноги крепче стали.

Вот так, вот так!

Ноги крепче стали.

5. Раз, два, три. Раз, два, три.

Дружные ребятки.

Раз, два, три. Раз, два, три,

Сделали зарядку.

Вот так, вот так!

Сделали зарядку.

«Наши детки»

1. Вот как пляшут наши детки.

Наши детки – малолетки:

Ручками хлоп да хлоп,

Ручками хлоп да хлоп.

2. Вот как пляшут наши детки,

Наши детки – малолетки:

Ножками топ да топ,

Ножками топ да топ.

3. Вот как пляшут наши детки,

Наши детки – малолетки:

По коленкам хлоп да хлоп,

По коленкам хлоп да хлоп.

«Гопачек»

1. Чёк, чёк, каблучок!

Чёк, чёк, каблучок!

Посмотрите, как красиво

Мы танцуем гопачок.

2. Чёк, чёк, каблучок!

Чёк, чёк, каблучок!

Ручки весело танцуют

Наш весёлый гопачок.

3. Чёк, чёк, каблучок!

Чёк, чёк, каблучок!

Приседают и танцуют

Наши дети гопачок.

«Ленточки»

1. Ленточки красивые,

Красные да синие.

Дружно мы сейчас

Всем покажем вас!

Дети выполняют «пружинку», держа ленточки перед собой.

2. Ленточки красивые,

Красные да синие.

Пляска началась,

Вейтесь возле нас!

Дети размахивают ленточками над головой.

3.Ленточки красивые,

Красные да синие.

Вам совсем чуть – чуть

Надо отдохнуть.

«Мы идём»

Мы идём, мы идём, громко песенки поём,

Мы идём, мы идём , громко песенки поём.

Прыгнем раз и прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда.

Прыгнем раз и прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда.

Мы идём, мы идём,

Громко песенки поём. 2 раза.

«Лесная полька»

1.Танцевали польку мишки,
Косолапые топтыжки,
И при этом напевали
«Тра-ля-ля» и хохотали.

Припев. Полечка лесная,
Ты совсем простая.
Скачут по лужайке
Мишки, словно зайки.

2. Услыхали топот звери.
Мишки пляшут – неужели?
На лужайке все собрались,
Танцем мишек восхищались.

3. Зайцы тоже в пляс пустились,
В польке белки закружились.
И пока все не устали,
Звери польку танцевали.

«Я гармошечку танцую»

1. Я гармошечку танцую

1, 2, 3, 4, 5.
Пою песню заводную
Выходи ко мне плясать

2. В нашем доме у Тимошки
Есть красивая гармошка
Пятки вместе, носки врозь,
Потанцуй лениться брось.

3. Мы с подружкою гармошку
Будем вместе танцевать
А мальчишки ту гармошку
Будут с нами повторять.

«Ковырялочка»

1. Носок, пятка, перетоп
Носок, пятка, перетоп
Вот какие молодцы
Мы танцоры, удальцы!

2. Ставлю ногу на носок
А потом на пятку
И три раза постучу
Глядя на ребяток.

3. Ковырялочку, ребята
Я хочу вам показать
Вы попробуйте за мною
Все движенья повторять

                                                   «Гномы» 

1.   Утром гномы в лес пошли.  
(шаг на месте)
По дороге гриб нашли.  

 (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -  

              (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!    (руки вперёд, затем в сторону)
2.  И пока грибы срывали,    

    (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опаздали.    

    (руки к щекам и покачать головой из

                           стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...

"Ритмическая декламация, как средство развития вокальных данных детей"

Ритмическая декламация - это, прежде всего, внутреннее эмоциональное переживание содержания слова и его эстетической и выразительной ценности. Ритмическая декламация оказывает огромное влияние на разв...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...