"Ритмика, как основа танца"
учебно-методическое пособие на тему

Лагунова Валентина Александровна

Данное учебное пособие предназначено  в помощь  преподавателям  хореографии ДМШ и ДШИ.  В работе представлены теоретический и практический материал по  книгигам:Г. Горцева "Аэробика. Фитнес. Шейпинг", Т.Ф. Кореневой "В мире музыкальной драматургии".  Упражнения, песни-игры, этюды,  инсценированные песни, которые  рсаположены в учебном пособии взяты из собственного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valya_posobie.docx202.41 КБ

Предварительный просмотр:

Данное пособие предназначается в помощь преподавателям ритмики

 в ДМШ и ДШИ.

        Музыкальный материал, опубликованный в этом пособии, накоплен в течении многолетней работы с детьми  младшего школьного возраста.

        Материал пособия  расположен по разделам, в каждый из которых входят упражнения различной степени сложности. Таким образом, педагогу предоставляется возможность выбора упражнений с учетом подготовленности, способности восприятия  и состава  группы.

        Группы по ритмике формируются из детей различной подготовленности к обучению и различной одаренности. С одной стороны, это осложняет работу преподавателя, но с другой - такое множество дарований в одной группе могут положительно влиять друг на друга, так как в этом возрасте одним из основных принципов обучения является подражание и дети многому могут  учиться друг у друга.

        Замечательно, если у преподавателя есть помощник - концертмейстер, с которым они работают в согласии и взаимопонимании.   В процессе планомерных занятий наступает скачок в развитии ребенка - и концертмейстер за инструментом может своей игрой помочь движению детей, подчеркивать особенно ответственные и значительные моменты исполняемого музыкального произведения (например, ладовую окраску, яркий аккорд, акцент или изменение темпа и многое другое).

        Ритмика в ДМШ и ДШИ, как предмет, входит в комплекс музыкально - теоретических дисциплин.

        Одной из основных задач на уроке ритмики является изучение и закрепление музыкально - теоретических сведений, полученных на уроках  музыкальной грамоты. Эта область, то есть работа над метроритмом, занимает центральную часть урока. Большое внимание на уроке уделяется осанке и умению красиво, легко, изящно двигаться в характере музыки. Для этого предназначаются ритмические упражнения, над которыми необходимо работать на каждом уроке. Весь комплекс упражнений разучивается не сразу, а постепенно, от урока к уроку прибавляя упражнения и оттачивая движения. Лишние и неточные движения в процессе разучивания убираются, происходит дифференциация движения. Как правило, урок заканчивается игровыми или танцевальными упражнениями - после кропотливой напряженной работы происходит эмоциональная разрядка.

        Для успешного осуществления поставленных задач, для большей заинтересованности,  занятия  с детьми строятся на основе игрового метода. Это касается любого вида упражнений на уроке ритмики.

        В работе соблюдается концентрический принцип изучения материала. Музыке принадлежит главенствующая роль. Музыкальный материал тщательно отбирается из произведений композиторов - классиков, народной, современной и детской   музыки. Это имеет большое значение в деле воспитания художественного вкуса и чувства красоты у детей.

I   Содержание и методика занятий с детьми младшего школьного возраста

        Первый месяц работы с группой - вводный период, введение в предмет ритмика. За это время преподаватель знакомится с детьми, устанавливает контакт с ними, проверяет их способности, особенности характера, поведения. Постепенно намечается план работы, происходит выбор тех или иных упражнений для работы с данной группой детей.  

  1. Марши

Марш является необходимым на уроке, его четкий ритм хорошо настраивает на работу, дисциплинирует, организовывает детей.

         В связи с этим чрезвычайно полезно начинать урок с маршировки. Дети двигаются по кругу, стараясь сохранять интервалы между собой. Для начала можно предложить детям игру-считалочку:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто-куда!

        Это упражнение с произнесением текста можно исполнять в начале урока без музыкального сопровождения, и в дальнейшем периодически вспоминать и повторять его. Это способствует развитию у детей памяти, внимания и исправлению дефектов речи. Затем постараться маршировать под музыку. Для начала выбирать несложные марши (например, марш «Энтузиастов» из к/ф «Веселые ребята»)

        Не следует на первых порах сразу же от всех детей добиваться четкого исполнения, т.к. у каждого ребенка в силу различных индивидуальных особенностей это будет происходить в разные сроки. Научиться точно маршировать под музыку - эта работа происходит на протяжении длительного времени. Постепенно эта задача усложняется, появляется вступление и остановка с концом музыки, а затем добавляется переход на другой вид движения (например, бег или подскоки).

        С каждым уроком мы осваиваем, прибавляем новое задание.  Например:

 1 вариант  

Вступление -  маршировка на месте

I часть - марш вперед

II часть - переход на подскоки.

Окончание  - остановиться на конец музыкальной фразы.

2 вариант

Игра-считалочка для выбора командира.  ( преподаватель встает в круг и, вместе с детьми произносит считалочку. На ком считалочка заканчивается, тот и командир)

Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я —

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять —

Всех начну считать опять.

Вступление - марш на месте. Командир марширует лицом к своим солдатам.

I часть - командир ведет колонну детей за собой, сначала по кругу, затем выбирает произвольное направление (например, змейкой). И снова выводит детей на круг.

II часть – марш на месте, высоко поднимая колени.        

Это чрезвычайно полезное упражнение, которое можно периодически повторять в течение года.

3 вариант.

Вступление – берутся за руки лицом в круг.

I часть – марш вперед, высоко поднимая колени (8 шагов). Марш назад, высоко поднимая колени (8 шагов)

II часть – марш вперед, высоко поднимая колени (4 шага). Марш на месте (4 шага).

Марш назад, высоко поднимая колени (4 шага). Марш на месте (4 шага).

  1. Комплексы ритмических упражнений

        Начиная с 4-ого - 5-ого уроков, начинаем осторожно вводить ритмические упражнения (работа с концертмейстером).

Для начала необходимо научить детей строиться в ряды - каждый должен знать свое место в ряду и уметь  сохранять дистанцию. Очень удобно строиться в шахматном порядке. С детьми этого возраста целесообразно начинать с песенных упражнений, они охотно поют, выполняя движение вместе с вами. И, наконец, на каком-то этапе вы увидите результат - пение ребенка совпадает с самостоятельно выполняемым  движением.  Например:  песенное упражнение «Бабка Ёжка, выгляни в окошко».  

ВСТУПЛЕНИЕ.

Дети стоят в шахматном порядке.

На неведомых дорожках                        (маршируют)

Где растет зеленый лес                           (руки вверх, в стороны, вниз)

Избушка там на курьих ножках          (руки складывают домиком над головой)

Да сосны вьются до небес                         (встают на носочки и тянут руки вверх, работая                                               интенсивно пальчиками)

Кто в избушечке живет?                           (руки в стороны, поднимают плечи вверх)

Песню громкую поет?                            ( руки в стороны, плечи опускают вниз)

Там Бабушка Яга                                      ( корпус наклоняют вперед, руки вперед)

Костяная нога                                            (корпус прямо, руки закрывают на пояс)

ПРИПЕВ.

Бабка Ёжка,                                              ( выставляют попеременно правую и левую ногу вперед на пятку)

Выгляни в окошко                               ( руки вперед с наклоном корпуса, корпус выпрямляется и руки на пояс)

Не боимся мы тебя, тру-ля-ля, тру-ля-ля (прыжки вправо по два прыжка в каждую точку)

Выходи скорей гулять, будем петь и танцевать ( прыжки влево по два прыжка в каждую точку)

ПРОИГРЫШ.

Ноги в 6 позиции, шаг вправо, левой ногой топают со звуком «УХ». Шаг влево, провой ногой топают со звуком «УХ».

Это уже ощутимый шаг вперед в развитии ребенка.

        Каждому преподавателю предоставляется возможность творчески подойти к этой задаче - подобрать песни доступного детям содержания и хорошего музыкального материала. Движения на этом этапе могут быть самыми простыми, но для развития двигательных навыков ребенка и их связи с музыкой чрезвычайно полезны.

Песенка-игра «Паровозик» (музыка Шаинского «Голубой вагон»)

1 вариант.

Дети встают лицом в круг вместе с преподавателем. В руках у него пластмассовый кирпичик-вагончик. Исполняя песенку, дети на сильную долю каждого слова передают по кругу «вагончик».

2 вариант.

Дети встают лицом в круг. У каждого второго в руках «вагончики». Исполняя песенку, дети на сильную долю каждого слова одновременно передают по кругу «вагончики». Преподаватель может усложнять задание, предлагая ускорение и замедление темпа движения.

        Постепенно достигается четкость, выразительность, красота движения. Ритмический комплекс не обязательно выполнять в начале урока, преподаватель сам почувствует момент проведения упражнений. (Возможны варианты на каждом уроке).

        Упражнения разучиваются постепенно, по частям; закрепляя выученную часть, можно добавлять следующую. Преподаватель должен стремиться творчески подходить к любому виду занятий. Например, можно предложить выполнять упражнения вместе с «учителем». Каждый, хорошо выполняющий упражнение ребенок может стать «учителем». Или устроить конкурс на лучшее исполнение упражнения. Один ребенок или небольшая группа выполняют упражнение - остальные - «комиссия» смотрят и делают замечания. Конечно, это отнимает много времени. Но иногда этому виду работы можно уделить внимание. С одной стороны, дети учатся наблюдать, анализировать, оценивать работу своих товарищей, с другой стороны, им предоставляется возможность самим «выступить», исполнить упражнение красиво, точно, выразительно. Увидев результат, убеждаешься, что время было потрачено не зря.

        

        3  Упражнения с музыкально-теоретическими  заданиями

        В ритмике в любом упражнении, будь то танец  или игра, всегда должен соблюдаться основной принцип - органическая связь движения с музыкой. Эта цель достигается различными путями, но в каждом упражнении есть своя Доминанта.

        Если при исполнении ритмических упражнений не заостряется внимание на средствах музыкальной выразительности, то в упражнениях с музыкально - теоретическими  заданиями работа над метро- ритмом является доминирующей. Можно ненавязчиво вводить теоретические термины, знакомить с теоретическими понятиями. В качестве хорошо зарекомендовавших себя упражнений приводим следующие примеры.

1. Строение музыкального произведения, фразировка,

 пространственное мышление.

«Колыбельная» Муз. Р. Паулса, сл. Э. Аспазия.

        Музыкальный размер ¾. Сначала разучивается песня со словами.

        Исходное положение: дети стоят в три шеренги  с интервалом два шага.

         У первой девочки в каждой шеренге в руках кукла, они будут укачивать ее. Остальные держат руки перед собой, чтобы дирижировать ими.

ВСТУПЛЕНИЕ. 8 тактов. Все стоят в 6 позиции.

1-й такт: На «раз»-  все делают шаг правой ногой в сторону. Первые девочки качают куклу вправо, остальные дирижируют руками, отводя их вправо на сильную долю.

На «два-три» - пауза, левая нога на носке.

2-й такт:  На «раз» - переносят тяжесть корпуса на левую ногу. Первые девочки качают куклу влево, остальные дирижируют руками, отводя их влево на сильную долю.

На «два-три» - пауза, правая нога на носке.

Выполняют покачивание вправо и влево 7 тактов.

8-й такт:  Подставляют левую ногу в 6 позицию.

1 -4-й такт: Первые девочки синхронно обходят вокруг вторых девочек по линии танца и останавливаются лицом к ним. Шаги выполняют на полу пальцах четко, ритмично, на каждый счет.

5-й, 6-й такт: Первые девочки подают в руки вторым девочкам куклы.

7-й, 8-й такт: Первые девочки встают на свое место, остальные стоят в 6 позиции.

И так далее, пока кукла не вернется в руки первой девочки.

Григ.  Ариетта.

        Дети стоят в произвольном порядке, каждый выбирает себе позу (их заколдовала злая колдунья). С первыми тактами музыки, появляется добрая фея. Она плавно legato двигается между фигурами и в конце фразы останавливается,  дотрагивается до заколдованной фигуры, как бы «оживляет» её. Движение продолжает ожившая фигура и т. д. (при желании можно передавать предмет – волшебную палочку).

Музыкально-ритмическая игра «По лесным дорожкам»

        Музыкальный размер 2/4.

ВСТУПЛЕНИЕ.  Дети стоят по кругу против часовой стрелки на равных расстояниях друг от друга.

Преподаватель произносит слова: «Осени пришла пора, в лес шагает детвора»

1-8 такт.  Дети шагают по кругу, высоко поднимая колени (до конца музыкальной фразы).

Преподаватель произносит слова: «По лесным дорожкам побежали ножки».

1-8 такт.  Бег на носочках (до конца музыкальной фразы).

Преподаватель произносит слова: «Ой, смотри, грибочки! Присели под пенечки».

1-8 такт. Дети поворачиваются лицом в круг, поочередно приседают вниз, и поочередно поднимаются вверх, начиная с ребенка, к которому преподаватель коснулся рукой (до конца музыкальной фразы).

Преподаватель произносит слова: «Мишку дети увидали, и как мишки зашагали».

1-8 такт: Дети шагают по кругу, раскачивая корпус поочередно вправо и влево (до конца музыкальной фразы).

Преподаватель произносит слова: «Увидали зайчика, запрыгали как зайчики».

1-4 такт. Дети прыгают по 6 позиции против часовой стрелки. Руки перед грудью, кисти вместе опущены вниз - лапки зайчика.

5-8 такт. Дети прыгают по 6 позиции по часовой стрелке. Руки перед грудью, кисти вместе опущены вниз - лапки зайчика.

Преподаватель произносит слова: «Вот и лиска у сосенки – как лиски все девчонки».

1-8 такт. Поочередно и плавно выдвигают руки вперед, шагают на носочках, изображая лисичку (до конца музыкальной фразы).

Преподаватель произносит слова: « На полянке все собрались, веселились и смеялись».

1-4 такт. Друг на друга показывают пальчиком и смеются.

5-8 такт. Держатся за животики и смеются (до конца музыкальной фразы).

Преподаватель произносит слова: «Закапал дождик тут и там, все разбежались по местам». (Дети врассыпную убегают из круга, прячась от дождя)

        

Л. Бетховен  Контрданс C-dur

        Исходное положение: дети стоят по кругу, руки на поясе.

1 - 8 т.         Все дети бегут по кругу против часовой стрелки восьмыми и                                         останавливаются. При повторении музыки  - бег по часовой стрелке.

9 - 16 т.         Один ребенок бежит восьмыми змейкой по кругу, обегая каждого стоящего в кругу ребенка либо спереди, либо сзади. В конце музыки останавливается за спиной ребенка (к которому привела его музыка) и, положив руки ему на плечи, предлагает продолжить движение змейкой в противоположном направлении.

        Таким образом можно играть несколько раз, каждый раз выбирая нового ведущего.

        В приведенных упражнениях происходит знакомство детей с музыкальными фразами различной протяженности. Дети двигаются, исполняя ритмический рисунок, таким образом, происходит освоение длительностей. А кроме того, дети учатся распределять свои движения в пространстве в общении друг с другом.

2. Музыкальные размеры 2/4,  3/4,  4/4.

Дирижирование. Слабые и сильные доли.

        На первом этапе к знакомству с музыкальными размерами 2/4  и 3/4  очень удобно подходить с исполнения долей хлопками:

        - сильная доля -  хлопок,

        - слабая доля -  лёгкое постукивание двумя указательными пальцами.

        -  сильная  - легкая и т. д. (Л.Бетховен, Отрывок из концерта №4, II ч. )

        - сильная - легкая, легкая и т. д. (Польская народная песня, J.Pleyel, Менуэт)

        1-ое предложение

        хлопок  перед собой,  легкие доли - тоже перед собой

        2-ое предложение

        хлопок над головой, легкие доли - перед собой

        3 - е предложение

        хлопок за спиной, легкие доли - перед собой.

        После таких подготовительных упражнений постепенно переходим к дирижерскому жесту, а в дальнейшем к осмысленному исполнению ритмического рисунка (“запись жестами”, исполнение шагами - как бы играя на клавишах, шаги с дирижерским жестом).  Целесообразно давать это подготовительное упражнение в сопоставлении размеров 2/4 и  3/4.

        На уроке ритмики большое внимание уделяется обучению детей красиво, выразительно, передавая характер музыки, дирижировать обеими руками в размерах 2/4,  3/4, 4 /4 .

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Квартет.

Музыкальный размер 2/4. Выбирается квартет. У каждого ребенка своя ритмическая задача.

1-й ребенок:  Хлопает в ладоши на два такта.

На «Раз-и-два-и»  - хлопок;

На «Раз-и- два-и» - удерживает ладони.

 

2-й ребенок:  Хлопает в ладоши на один такт следующим образом:

На «Раз-и-два-и»- хлопок,  

На «Раз-и-два-и» - хлопок.

3-й ребенок: Хлопает в ладоши на каждую долю:

На «Раз-и» - хлопок, на «Два-и» - хлопок,

 На «Раз-и» - хлопок, на «Два-и» - хлопок,

4-й ребенок: хлопает ритмический рисунок песни:

Преподаватель разучивает все четыре ритмических рисунка со всеми детьми. После того, как дети безошибочно выполняют это задание, преподаватель формирует квартет. Остальные дети играют роль зрителей и внимательных слушателей, анализируют выступление квартета.

 Г.Ф. Гендель    «Пассакалия»

        Упражнение «Змейка» (или «Голова - хвост»)

Дети строятся в одну шеренгу, друг за другом. 1-ый ребенок - «Голова змейки», все остальные, стоящие за ним - «хвост». Ведущий  «голова» двигается в произвольном направлении, точно так же за ним двигается «хвост» до остановки в конце музыкального предложения. После остановки все дети поворачиваются в обратную сторону и теперь  «головой» становится последний ребенок. На повторении музыки движение повторяется с новой «головой». Это очень удобное и полезное упражнение на тему «знакомство с длительностями».

1-ая вариация - движение  ♫, легато, как ручеек.

2-ая вариация - подскоки

3-я вариация - пружинки  (одна пружинка на триоль)

                                                   3

4-ая  вариация  - «ветер»

 «Снежинки»

        Этот пример интересен тем, что Снежинки исполняют ритмический рисунок легкими изящными шагами врассыпную, движения рук произвольные. В конце музыкальной фразы  снежинки плавно опускаются на землю.

1 вариант.  Одна  «Снежинка» легкими шагами  бежит в любом направлении, в конце музыкальной фразы кружится и плавно опускается на землю (приседает). Затем следующая «Снежинка» и т.д.;

2 вариант.  Все «Снежинки» бегут по кругу,  соединяются в кружочки по 4 человека, кружатся и на конец музыкальной фразы плавно опускаются на землю (приседают).

3 вариант.  Все «Снежинки» легкими шагами бегут врассыпную по залу, изображая «Вьюгу», движения рук энергичные. Собираются в большой круг, кружатся и  в конце музыкальной фразы «Вьюга» затихает. «Снежинки» медленно опускаются на землю, движения рук плавные.

К. Геншальс  «Вереск»

                Сочетание различных по характеру музыкальных построений (форма рондо) с определенными двигательными заданиями.

        Исходное положение:  Дети стоят врассыпную, по желанию каждый ребенок в свободной позе.

        Рефрен   1-ая фраза (1 -2 т.) Начинает движение один ребенок. У него в руках предмет (лента, цветок или другой предмет). Двигаясь , он, лавируя между стоящими детьми, подходит к другому ребенку и останавливаясь в конце фразы передает ему предмет. На 2-ую фразу (3 - 4 т.) - двигается следующий ребенок и т.д.  Обратить внимание детей на 3-ю фразу - там имеется кратковременная остановка в 6-ом такте. Тот, кому достанется 3 -я фраза, должен чуть-чуть приостановиться и затем продолжить движение к следующему ребенку.

        1 эпизод - маршевого характера. Дети, маршируя меняют свое местонахождение в пространстве, двигаясь в произвольном направлении и в конце останавливаются - застывают на новом месте.

        Рефрен - движения те же.

        2 эпизод - стоя на своих местах дети записывают ритмический рисунок жестами. В дальнейшем возможно исполнение ритмического рисунка шагами.

        Рефрен - движения те же.

        Заключение - 5-ю шагами дети поворачиваются вокруг себя.

        На последние 2 такта - поклон.

А. Эшпай Менуэт

Удачный пример для первоначального знакомства с длительностями  , ♫, в размере 3/4 , а также с понятиями затакт, мотив, фраза.

Возможно исполнение ритмического рисунка с дирижированием, затакт – шаг назад.

В.Волков  Солнечный зайчик

Этот пример предназначен для знакомства с группой из 4-х   .Следует обратить внимание детей на затакт. Прослушать, продирижировать и разобрать строение этой пьесы. Прохлопать и записать условными жестами ритмический рисунок. Группу   - предложить сыграть пальчиками на ладошке другой руки (удобнее начать с указательного пальца по направлению к мизинцу).

Можно предложить детям прочувствовать ровные движения шестнадцатыми (бусинки, горошинки) на любой другой части своего тела: например, сыграть по ноге или по головке, по щечкам и т.д. обеими руками.

  -  исполнить хлопками

  -  сжать руки в кулачки

Когда дети хорошо запомнили эту мелодию и справились с записью жестами – попробовать исполнить этот ритмический рисунок в движении.

  • -  сыграть пальчиками

  -  пробежать

  -  прыгнуть на обе ноги

Примеры на более сложные задания

при исполнении ритмического рисунка

 «Ритмический контрапункт»:

                а) Песня «

Дети поют песню, а паузы заполняют хлопками (♩).

                б) Песня   «». 

        Прослушав и разобрав  это произведение исполнить его с пением со словами,  хлопками (♪) заполняя   и ♩.

        Идем вдвоем и песенку поем,

        Поем о том, как мы живем в краю родном.

        Ручей журчит, мохнатый шмель жужжит,

        Кругом цветы и мотыльки и бабочки,

        И облака плывут издалека,

        А мы идем и весело поем,

        Поем о том, как мы живем в краю родном.

                в) Л. Бетховен    Контрданс Es-dur

        Упражнение «Не зевай»

Можно исполнять стоя по кругу или сидя на стульях.

т. 1         - 8         -Дети по одному , по очереди хлопают дополнительные восьмые (на ♩ -                                          одна ♪; на ♩. - два  )

т. 9 - 10                -Тот ребенок, чья очередь наступила, плавно поднимает руки над головой и                                           хлопает  три раза ()

т. 11 - 12        - Плавным движением опускает руку вниз.

т. 13 - 16        - Хлопки с дополнительными восьмыми продолжаются по очереди.

       

    г) Р. Роджерс «Эдельвейс»

        Прослушав музыку, проанализировать и постараться запомнить строение песни, выделить вступление, середину и отметить повторение первой темы (двухчастная репризная форма). Исполнить музыку, двигаясь шагами по кругу и отмечая дополнительные четверти хлопками. Обратить внимание детей на 17-ый такт – шаг-перескок. Если это движение не удается усвоить детям, можно ограничиться только первой частью или заменить шаг-перескок хлопками.

                           д) К.Черни  «Этюд»

        Игра на освоении пунктирного ритма.

Все дети стоят по кругу лицом к центру. Перед началом упражнения выбираются четверо ведущих  (т.к. в этюде четыре проведения темы).

т. 1                - 1-ый ведущий четырьмя  подскоками приближается к другому ребенку и                                         останавливается перед ним на …..  На дополнительные три восьмушки хлопает         по ладошам  этого ребенка.

т. 2                - теперь они вдвоем направляются и так же приглашают хлопками следующих         двух детей.

т. 3 - 4                 - Все четверо детей подскоками врассыпную двигаются внутри круга и с                                           окончанием музыки возвращаются на свои места.

        I часть повторяется еще раз.

        Движение - приглашение начинает следующий  (2) ведущий. В дальнейшем приглашение начинает 3-ий ведущий и при повторении 4-ый ведущий.

Перед детьми ставится задача не только четко и точно исполнить ритмический рисунок этюда, но также суметь распределить свое движение в пространстве, а также постараться вовлечь в игру всех детей.

                е) В. А. Моцарт   «Дуэт»

 Упражнение «Три задачи»

Одновременное сочетание длительностей ♩, ♫, .

- движение головой : вниз - вверх.

♫  - соединить перед собой руки, соприкасаются только подушечки пальцев. Ровными восьмыми поочередно соединяются подушечки обеих рук:   большие пальцы,  указательные пальцы, средние пальцы,        безымянные пальцы, мизинцы

и движение в обратном направлении.

-  шаги.

        Сначала эти движения разучиваются раздельно. Следующий этап - соединение по 2 движения. И наконец, можно попробовать исполнить одновременно три движения: руки - голова - ноги.

Л.Бетховен Контрданс Es-dur

Дети стоят по кругу лицом к центру.

1-8 т. каждый ребенок по очереди хлопками отмечает дополнительные восьмые (в ♩.  -  2 восьмые, в  - одна восьмая).

На каждого ребенка приходится только один такт.

9-10 т. ребенок, чья очередь подошла, выбегает в центр круга и хлопает над головой  -  .

11-12 т. возвращается на свое место.

13-16 т. так же как 1-8 такты.

Ритмический рисунок

( запись жестами, исполнение шагами с дирижированием)

В примерах:                    Немецкая песня

                                                       Прощание короля

                                                       Домик над рекой

                                                       Польская мелодия

Прорабатываются различные сочетания длительностей  ,, , , ,  , , ,      в размере 4/4.

Примеры на двухголосие, канон

  1. Г. Ф. Гендель  «Ария»

                I часть  - запись жестами

                II часть :  верхний голос - выучить отдельно хлопками.

                                         нижний голос текучее, непрерывное движение восьмыми .

        Разделить детей на 2 группы: ручеек и камешки.

Предложить детям двигаться как ручеек, огибать камешки. Камешки неподвижно стоят на месте. Потом можно поменяться ролями. И, наконец. Попробовать соединить оба голоса: двигаться восьмыми, как ручеек и одновременно хлопать ритм верхнего голоса.

  1. Ф.Э. Бах  Полонез

        Разговор двух действующих лиц:

        верхний голос (хлопки) - нежный, мягкий;

        нижний голос (шаги) - непреклонный, твердый.

Сначала проучивается каждый голос и только потом соединяются вместе.

В.А. Моцарт  Дуэт

Этот  пример удобен для знакомства с полифонией тем, что почти на протяжении всей пьесы нижний голос двигается четвертями. Это облегчает координированное движение рук и ног. Над тактами 6 и 14 следует поработать более тщательно                     (♩. ).

  1. Канон «Братец Яков»

        Исполняется с пением.

Сначала разучивается песня со словами, можно сольфеджировать.

Затем пение соединяется с движением. Дети делятся на пары. Пара стоит лицом к зрителям у противоположной стены.

        т. 1 - 2         Пара двигается 8-ю четвертями по направлению к зрителям.

                                         ♩♩♩♩ / ♩♩♩♩/

        т. 3 - 4        Дети расходятся в разные стороны, повернувшись друг к другу спиной.

                                        ♩♩/♩♩

         т. 5 - 6        Повернувшись спиной к зрителям,  дети двигаются ритмическим                                                         рисунком к противоположной стене.  ♩♩ / ♩♩

        т. 7 - 8        Повернувшись друг к другу дети сходятся и оказываются в исходном                                                 положении   ♩♩/♩♩.        

        Когда движения хорошо выучены, песня исполняется каноном (на 2 или 4 голоса).

  1. James Hook  Гавот

        Этот 2-х  голосный пример можно исполнять в движении разделившись на две группы и предварительно выучив с названием нот каждый голос.

  1. Песни – игры

        Этот вид упражнений можно отнести к одному их самых любимых детьми. Как правило, в конце урока оставшиеся 10 - 15 минут посвящаются разучиванию танцев или песен - игр. Ниже приводятся несколько примеров песен - игр.

Л. Бетховен    «Малиновка»

Участники:

мама - малиновка,

ребенок - шалун,

остальные дети  - хор.

Разыгрывается в ролях эта песня.

«Мотылек»

Участвуют два ребенка, остальные дети наблюдают.

1-ый ребенок - мотылек, спит,

2 -ой ребенок - просит крылья, затем улетает в дальнюю страну, прилетает назад и возвращает крылья мотыльку.

Мотылек добрый, не пожалел дать на время свои крылышки.

Эти две песни обладают воспитательным значением, и на это следует обратить внимание детей, разучивая и разбирая содержание песен.

М. Ройтерштейн  «Веселый день»

        Участники - звери

         При исполнении ритмического рисунка (во вступлении и в отыгрышах)  используются шумовые инструменты (у каждого зверя свой инструмент, о котором поется в песне).

Венгерская народная песня 

«Тихий уголок»

        Сначала следует разучить с детьми песню со словами.

        Исходное положение: дети стоят по кругу парами.

        т. 1 - 2            - крайние от центра дети уходят вперед по кругу от своей пары, двигаясь ритмическим  рисунком, и останавливаются в конце фразы;

        т. 3 - 4           -  дети, стоящие ближе к центру ритмическим рисунком догоняют свою         пару.        

        Музыка повторяется сначала.        

        т. 1 - 2          - теперь убегают дети стоящие ближе к центру;

        т. 3  - 4         - догоняют дети, стоящие с краю. В конце четвертого такта пары         поворачиваются лицом друг к другу.

        т. 5        -  - пары расходятся в разные стороны, отходя на небольшое расстояние друг от друга (движение спиной).

                                  - подходят друг к другу;

        т. 6                 - - дети, взявшись за руки, хороводом кружатся со своей парой;

        т. 7 - 8      - ритмическим рисунком взявшись, за руки дети пробегают вперед по                         кругу ;

        т. 5 - 8      -  движения повторяются.        

В. Мурадели «Солнечный зайчик»

        В этой песне появляется более сложный ритмический рисунок с ♬♩.

Вступление        - исполнение ритмического рисунка хлопками.

  ♬♩        - хлопки у правого ушка;

(ти-ри-ти)

  ♬♩        - хлопки у левого ушка;

окончание        - ♬♩ ♫│d  - хлопки перед собой

Запев  - свободное движение в пространстве.

        Дети поют и шагами исполняют ритмический рисунок с остановкой в конце фразы.

Припев -  дети скачут подскоками врассыпную.

Т. Попатенко  «Береза»

        Участники:

1. ожившие «березы» танцуют

2.«Заря» (можно выбрать несколько детей)

«Березы» исполняют свободный танец, импровизируют движения. Руки - ветви «березы». Дети стараются двигаться, исполняя ритмический рисунок с остановкой в конце фразы. После слов: «И горят снежинки в золотом огне» - «березы» застывают в красивой позе, а «заря» обходит березы по очереди и осыпает их новым серебром.

Заключение

        Для проведения занятий по ритмике необходимо иметь просторный класс  для движения, но т. к. маленьким детям трудно простоять весь урок на ногах, для каждого ребенка должен быть приготовлен стул. В процессе занятия периодически сажать детей на стулья, чередовать движение со спокойным отдыхом. Во время такого отдыха знакомить детей с новым музыкальным материалом, разучивать текст песни, обсуждать содержание песни и т.д. В целях более успешного проведения занятий в классе должен быть инвентарь для упражнений с предметами (флажки, мячи, палки, ленты, шумовые инструменты, платки и др.). Форма одежды детей - свободная, не стесняющая движения, но обязательно - тапочки- чешки. Стопа ноги должна очень чутко контактировать с полом. Особенно это важно для исполнения ритмических рисунков - двигаться , ступать так, как будто играешь на клавишах, создаешь музыку.

Как правило, в начале года на 1-ое занятие дети приходят с большим желанием заниматься с горящими глазами, и задача преподавателя заключается в том, чтобы не разочаровать детей, не отбить у них охоту приходить на уроки ритмики. В этом состоит одно из сложнейших таинств преподавателя, требующего от него  больших знаний предмета и мастерства преподавания.

        Платон в «Трактате о Государственности» пишет, что «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проведен опытом веков. Он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души»

           Разнообразные взаимодействия музыки и движения, их органическая связь между собой, а также передача средств музыкальной выразительности через движение тела является специфической особенностью учебного предмета РИТМИКА.


Содержание

От автора  ……………………………………………………………………………..    1 стр.

Содержание и методика занятий с детьми дошкольного

 и младшего школьного возраста

1. Марши……………………………………………………………………………….    3 стр.

2. Комплексы гимнастических упражнений…………………………..    5 стр.

3. Упражнения с музыкально-теоретическими заданиями…….   7 стр.

    а) Строение музыкального произведения, фразировка,

     пространственное мышление.

   б) Музыкальные размеры 2/4, ¾, 4/4, сильная и слабые

       доли, дирижирование.

   в) Примеры на более сложные задания при исполнении

       ритмического рисунка. Ритмический контрапункт.

   г) Примеры на двухголосие. Канон

4. Песни-игры………………………………………………………………………….. .  18 стр.

 5.  Заключение………………………………………………………………………..  20 стр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ритмике и бальному танцу

Программа по ритмике и бальному танцу для начальной школы....

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам для детей 4-5 лет".

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам 4-5 лет" поможет педагогу-хореографу организовать работу с детьми дошкольного возраста. В ней подробно описа...

Использование логоритмических, ритмопластических, корригирующих и коммуникативных игр и танцев на уроках ритмики в начальной школе.

Статья содержит материал по использованию игротерапии на уроках ритмики. Новые формы музыкально-ритмического обучения и воспитания помогут в коррекции физического и психического состояния учащихся с о...

Методические рекомендации для студентов по дисциплине "Ритмика и основы хореографии"

Методические рекомендации для студентов, изучающих дисциплины ритмического цикла, содержат два раздела: 1. Описание основных и танцевальных движений для детей дошкольного и младшего школьного воз...

Методические рекомендации для студентов по дисциплине "Ритмика и основы хореографии"

Материал содержит рекомендации (в помощь студентам специальности 050601 Музыкальное образование) по проведению утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ...

Рабочая программа "Основы танца"

Рабочая программа "Основы танца", для детей обучающихся в коррекционной школе...

Программа "Основы танца"

Программа для детей коррекционной школы "Основы танца"...