Практико-значимый проект: «Природа - наш дом».
методическая разработка на тему

Бурмистрова Юлия Алексеевна

материал к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktiko-znachimyy_proekt.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта 

1. Полное название проекта: «Природа - наш дом».


2. Автор проекта: Бурмистрова Ю.А.


7. Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный. информационно- практико - ориентированный


8. Направление деятельности проекта:  экологического воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста


9. Цель: развитие экологической культуры  у детей


10. Краткое содержание проекта:


1.
 изучение разнообразия экологической  среды;


2. накопление информации об уровне экологического благополучия окружающего мира;


3..создание детской экологической тропы в ДОУ;


4. обучение дошкольников умениям беречь окружающий мир;


5.организация интегрированных занятий по экологии;


6. организация работы площадки простейшего экспериментирования;


7. создание родительского клуба: «На встречу природе»

8.создание эколого-краеведческой комнаты.

11. Место проведения:_________________________________________________.

14. Количество участников проекта: 35 человек . (18 детей, 2 воспитателя. 15 родителей).
15. Возраст детей: 5-6лет


16. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях)


17. Ожидаемые результаты (продукт проекта):


• повышение экологической культуры дошкольников, формирование навыков экологически нравст венного поведения;
• расширение кругозора воспитанников;
• развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;
• развитие творческого мышления у детей;
• организация работы «Уголка живой природы»  в группе;
• преобразование предметно-развивающей среды  группы (сюжетно-ролевая игра, наглядный дидактический материал);
• оптимизация сотрудничества с родителями;
• вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка укрепление заинтересованности родителей сотрудничестве с детским садом.


Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач: 

∙        развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

∙        воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

∙        формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

∙        Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

∙        Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

∙        Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

∙        Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

      ∙        создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

∙        повышение экологической грамотности педагогов;

∙        обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;

∙        экологическое просвещение родителей.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей, На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)

Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

Система работы с детьми в каждой возрастной группе: 

∙        посезонное планирование занятий;

∙        создание эколого - развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);

∙        организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);

∙        чтение художественной литературы;

∙        совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей, акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

∙        выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);

∙        игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;

∙        создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями,  методическое и информационное обеспечение и т.п.).

Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы.

Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

∙        Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д.

Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с живыми организмами и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием.

Под руководством увлеченных своим делом специалистов дети занимаются в изостудии, театральной студии, музыкальной и других. В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление поделок из природного и бросового материала, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), иллюстрирование художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваются тематические выставки детских работ.

Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного, организуют конкурсы и викторины.

Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок:

∙        экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др.

∙        малые архитектурные формы – «сельский дворик», сенсорная дорожка, искусственный водоем и др.

∙        мини-стадион и игровые площадки.

Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.

Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задача работников детского сада и родителей заключается в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», музыкотерапию и ароматерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья.

Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку, волейбольную, футбольную и баскетбольную площадки, яму для прыжков, спортивные модули и «дорожку здоровья».

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А.Сухомлинский. 

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ:

Первый этап: накопление информационной базы.

1. «Дары осени» (сбор природного материала на прогулке). 

2. Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».

 Занятия:

 Цикл занятий по изоэкологии:

1. «На лесной полянке» ( материал —желуди, каштаны).

2.«Кто живет в лесу?» (конструирование из шишек).

3.«Золотая осень» (аппликация из осенних листьев).
.

 Цикл занятий «Осень в зеркале искусства»:

«Художники об осени», «Писатели о природе осенью».

3.Экологическое воспитание:


1.Занятие: «Лекарства из растений»

2.Выставка «Чудеса природы».

12Совместная деятельность детей и родителей: 


1. Изготовление карточек с изображением растений и элементов дизайна для оформления выставки в «Уголке природы» в группе.


2. Разработка эскизов костюмов лекарственных растений.

Открытое занятие для родительского клуба: «Дары осени».

Второй этап.

Наблюдения в природе и работа в повседневной жизни

  1. Цикл наблюдений 6 «Изучаем жизнь природы зимой»
  2. . Разработка и оформление календаря наблюдения за птицами.

 Экологическое воспитание:


 1.Оформление «Уголка природы» элементами детского дизайна.

 2.. Участие детей в подготовке материально - технической базы для выступления на собрании родительского клуба.
.- Занятия:

1. Школа юных экологов.


2. Изоэкология:  «Рассказы о природе»,  Изготовление книжек-малышек (2 занятия).  «Лесная аптека на службе у человека».
 

Совместная работа с родительским клубом:

 «Разработка карты лекарственных растений п. Лесного и его окрестностей»
Образоварилыиые проекты

 Экологическое воспитание

Цикл занятий: «Животные зимой», «Поменяемся местами» (интегрированное занятие: экологическое воспитание + театрализованная деятельность), «Поможем птицам и зверям» фотосъемка сюжетов для доклада, «Как помочь зимой животным?»(выступления родителей)

Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей:

1.Оформление сюжетной композиции для центра простейшего экспериментирования: «Живые ёжики» (проращивание овса)

2. Разучивание инсценировки : «В мире животных» (предварительная работа к досугу)

3.Изготовление костюмов лекарственных трав. Животных(предварительная работа к досугу

Третий этап.

Наблюдения в природе и повседневной жизни:

  1. Цикл наблюдений: «Изучаем жизнь природы весной»
  2. Оформление картотеки наблюдений

Занятия:

1.Изоэкология.

«Кому нужна вода?»

«Жаворонки»(изготовление «жаворонков» из теста и выпечка на кухне детского сада)

2. Досуг «День птиц».

3.Интегрированные занятия: «Прогулки в лес», «Как вести себя в лесу», «Лес просыпается»

4. Досуг: «День земли».

Работа с родителями:

  1. Выставка совместных рисунков родителей и детей на тему: «Птицы».
  2. Оформление материала  «Фотогаллерея»  по экологическому воспитанию.
    Изготовление макета: « Наш поселок-зеленый край»
    Выращивание рассады.
  3. Оформление эколого-краеведческой комнаты с использованием материалов проекта (карта лекарственных трав, фотогаллерея, рисунки, поделки, макет: «Наш поселок-зеленый край».

Заключительные мероприятия проекта:

  • Интегрированное занятие: «Наш поселок-зеленый край» (дети + родители).
  • Семейные традиции в изучении родного поселка с использованием фотоматериалов; оформление цветника детского сада рассадой летников, выращенной детьми и родителями.  
  • Выставка рисунков: «Лесной край».
  • Проведение экскурсии в  эколого –  краеведческую комнату и уголок «Наши любимцы» (попугаи, черепахи, морская свинка, лягушка, золотая рыбка).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"

В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений.  Большое внимание в ...

Практико-значимый проект «Условия формирования благоприятного психологического климата в группе студентов»

Работа содержит рекомендации по определению и формированию благоприятного психологического климата в группе студентов, а также практические показатели его оценки с использованием ряда психологических ...