Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
методическая разработка на тему

План самообразования на межаттестационный период. 2013-2017 годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2013-17_uch_god.docx61.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа имени  Р.З.Сагдеева»

Буинского муниципального района Республики Татарстан

Индивидуальный план самообразования

на 2013 – 2017  учебные годы

учителя истории и обществознания

                              Рахматуллиной Талии Илясовны

Тема школы: «Совершенствование качества образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС»

Тема ШМО: «Повышение эффективности качества обучения на основе новых подходов в условиях модернизации российского образования»

Тема самообразования:  «Изучение и применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознание».

                                 

« Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

А. Дистерверг

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

            Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. ».

Думаю, что самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и т.п. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

            Определю составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие меня к самообразованию:

        Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у меня возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

        Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Я не могу из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. У меня есть желание большего. Хочется, чтобы работа была интересной и доставляла удовольствие.

        Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

        Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

В чем заключается для меня суть процесса самообразования? Я самостоятельно добываю знания из различных источников, использую эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

 Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

 Интернет.

 Видео, аудио информация на различных носителях.

 Курсы повышения квалификации.

 Семинары и конференции.

Работа над темой начата в 2013 году. Предполагаю закончить работу над темой в 2017 году.

Направления работы по реализации плана самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически ознакомиться содержанием журналов « Преподавание истории в школе» и «История. Первое сентября ».

4. Систематический выписывать журналы «Мәгариф» ( или «Гаилә һәм мәктәп»).

5. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания.

6. Продолжить изучение и применение Сингапурских методик

2013 - 2017

регулярно

регулярно

регулярно

1 раз в три года

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области  психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения  истории .

2. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей истории, обществознания.

3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

4. Посещать  уроки  коллег и участвовать в обмене опытом.

5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

6. Проводить открытые  уроки, выступать с докладами или делиться опытом работы  с коллегами  по работе.

 7.Выступать с докладами  по   теме   самообразования.

регулярно

регулярно

   

регулярно

регулярно

регулярно

несколько раз в год

по плану  ШМО

Информационно-технологические технологии

1. Создание презентаций и базы презентаций к урокам силами учителя и обучающихся;

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

регулярно

Источники самообразования:

  1. Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
  2. Ресурсы сети Интернет.
  3. Участие в семинарах, конференциях, лекториях, мероприятиях по обмену опытом, мастер-классах, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Тема по самообразованию:

Изучение  и применение  технологии  критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания.   

  Актуальность темы:  

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира. 

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». 

 Цель  самообразования:

Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

                   Задачи: 

  1. Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории, обществознания.
  2. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности технологию развития критического мышления.
  3. Изучить психологические и возрастные особенности школьников.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок, авторских цифровых образовательных ресурсов.
  • выработка методических рекомендаций по применению технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания;
  • доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.       

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2013- 2014

1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла.

2.Подписка на методическую литературу «Преподавание истории в школе»», «Первое сентября. История», через Интернет

3.Изучение литературы:

1) Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования. 

2) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3) Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001.

4) Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. 
5)
Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.- М. Первое сентября, 2001. 
6)
Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001. 
7)
Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. - М. Изд-во ИОО, 1997. 
8)
Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил.С- Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997. 
9)
Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.

10) Анатолий Гин «Приемы педагогической техники» - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012 и др.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2013 -2014

Выступления на заседании школьного МО учителей  социально-гуманитарного цикла

Мониторинг знаний учащихся по истории и обществознанию.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2016- 2017

2015-2017

2014- 2017

1) Обобщение опыта на заседании ШМО.

2) Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Использование технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания».

3) Открытые уроки для коллег школы, для районного МО учителей истории и обществознания, завучей по учебной и воспитательной работ, других представителей общественности (по запросу администрации школы) с использованием методики, развивающих   критическое  мышление у школьников.

4) Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2016-2017

1) Выступление на заседании районного МО учителей истории и обществознания.

2) Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3) Консультативная помощь  учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018-2019

1) Принять участие в районном фестивале педагогического опыта.

2) Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном и на персональном сайте.

   Организация самоконтроля:

  • Четко планировать свою работу;
  • Осуществлять систематический контроль за своей работой;
  • Организовывать дифференцированный подход к деятельности обучающихся;
  • Более эффективно осуществлять работу по самообразованию;
  • Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;
  • Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся.


Выводы по реализации методической темы  2008-2012 гг.  В течении пяти лет я работала над следующей темой: «Инновационные технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся». Почему такую громкую тему выбрала? Сейчас очень много пишут о Сингапурской системе образования, которая направлена на новые технологии. Читаю в СМИ: «Процветание страны было бы невозможно без обновления системы образования. Приоритетные направления преобразований – это новые стандарты, в основе которых ключевые компетенции. Это новые технологии обучения, направленные на развитие самостоятельности, навыков работы в сотрудничестве, креативности, исследовательских и проектировочных умений, информационной компетентности. Новые ценности образования – умение уважать других людей, гражданская ответственность, глобальное мышление, активная жизненная позиция». А мне необходимо выбрать методическую тему… и я решила, что будет правильнее, если я поставлю целью изучить, проанализировать, практически применить в моем городке, в моей общеобразовательной школе новые, инновационные технологии, созданные лучшими методистами и учителями-мастерами. То есть акцентировать на современных технологиях особое внимание. И попытаться их адаптировать под себя, своих учащихся обычной школы. А из опыта моих детей знаю, что моим школьникам импонируют активные формы работы, которые на наших уроках и внеурочной деятельности практикуются. Так и возникла эта методическая проблема в 2008 году.

Опишу реализацию в своей практике методической проблемы.

Во-первых, собственным примером: неравнодушием, активной жизненной позицией, пониманием пытаюсь доказать, что «дорогу осилит идущий».

Во-вторых, изучая современные технологии на различных курсах в ИРО, являюсь тьютором и экспертом по обществознанию, будучи участником Фестиваля школьных учителей в Елабуге, входя в Ассоциацию творческих учителей РТ и общаясь с интересными людьми, занимаясь самообразованием , анализируя свою профессиональную деятельность, пытаюсь внедрить в свою работу.

На сегодня мне импонируют технологии развития критического мышления, проблемное обучение (Лернер, проблемно-блоковый урок), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, Анатолий Грин).

Остановлюсь на опыте применения в практике технологии критического мышления.

Как известно, программа была разработана Международной ассоциацией чтения, проект ORAVA университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита ( информация появилась в 2001 г.). В основе программы лежат идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о творческом сотрудничестве учителя с учеником, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому виду информации, а также исследования по культурологии, философии образования, психолингвистике Д.Дьюи, Н.Хомского. В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.

Побуждению к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Ученик вспоминает (вызывает из памяти) все, что ему уже известно по данной теме, определяет свой уровень знаний (ничего не знаю, знаю кое-что), для того, чтобы увязать имеющиеся знания с новыми.

Очень важным является демонстрация знаний – активная мыслительная деятельность с помощью устной и письменной речи, бесконфликтный обмен мнениями.

II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Моя задача на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания. Направляю на получение новой информации по теме, поддержание активности учащихся и интереса.

Важно классифицировать полученную информации по категориям знаний, соотнесение новой информации с установившимися представлениями (критический анализ, сравнительный анализ, синтез), поддержка усилий по отслеживанию собственного понимания.

III.Стадия рефлексии. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен» (отсутствие информации по каким-либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты. Данная технология предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности и благодаря которым учащиеся могут активно работать на уроках и приобретать знания.

Применяю на уроках следующие: прием «мозговой штурм», прогнозирование по ключевым словам, рисуем кластеры, пишем мини-сочинения по пяти словам, составляем таблицу “Знаю – Хочу узнать – Узнал», устраиваем перекрестную дискуссию, пишем синквейны, эссе.

Технология критического мышления дает возможность ученикам размышлять, принимать различные идеи и мнения, способствует активности учащихся в учебном процессе, убеждает учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. Также выражает веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.

Тема сочетается с организацией обучения в малых группах, в парах, методом проектов, проблемным обучением в старших, развивающим обучением. При планировании уроков исхожу из реальных познавательных потребностей школьников, подбираю литературу, задания, проблемные ситуации, наглядность, графическую информацию, создавая при этом условия для проявления школьниками творческих возможностей.

Особенно актуальной эта тема является еще и потому, что я работаю в профильных классах социально-гуманитарного профиля, где учатся ребята, ориентированные для поступления на отделения финансовой, психологической, исторической, юридической направленности.

Так, участвуя в профессиональном конкурсе «Учитель года-2012» на муниципальном этапе  жюри конкурса и приглашенной общественности был показан  мастер-класс  по обществознанию по теме «Семья как социальный институт»  с применением технологии критического мышления.

Будучи на Всероссийском фестивале  школьных учителей в Елабуге в одной из секций поделилась опытом работы по инновационным технологиям и была награждена дипломом «За инновационную позицию в работе II Всероссийского фестиваля» ( август 2011 года).

  Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: на уроках, практических и творческих занятиях, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

Роль компьютерного образования в историческом образовании учащихся многообразна. Она проявляется в следующем:

- помощь учащимся в эффективном усвоении исторической информации, ее систематизации;

- предоставление ученику максимально возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;

- содействовать становлению объемных и ярких представлений о прошлом,

- моделирование социальных процессов. В конечном счете, компьютер помогает идентифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, повышать мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряженность в процессе работы, предоставляя учащемуся помощь в виде консультации или предложенных вариантов выбора ответа.

Указанные особенности компьютерных систем подтолкнули меня к изучению и применению их в обучении истории. Использую компьютер на этапе подготовки к урокам, при подготовке тестового, дидактического и раздаточного материала, а также как эффективное средство обучения на основе компьютерных образовательных программ на определенном этапе изучения и закрепления материала. Сначала стараюсь ответить на вопрос: что же ученик, какое место он займет на уроке с ИТ? Как бы не воспринял все это только как развлечение. Поэтому стараюсь привлечь ребят к сбору материала (фото, видео, аудио). При работе с ребятами на компьютере стараюсь помнить о гигиенических требованиях для учащихся (10-20 минут в зависимости от возраста). И наконец, определяю свою роль на таких занятиях.  Например.

-На комбинированных (диалоговых) уроках сочетаю объяснение с использованием ИТ и работу учеников (индивидуальную, парную и групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиапрезентации.

 -На уроках-лекциях по изучению нового материала использую ИТ в качестве иллюстративного материала, включаю текст, аудио- и видеоматериалы. На уроках-семинарах учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ.

-На уроках изучения новой темы предлагаю самостоятельное изучение нового материала, отдельных тем и контроль полученных знаний на уроке с помощью подготовленной мною мультимедиапрезентации.

- При оказании помощи заболевшему ученику по необходимости записываю на компакт-диск материалы урока, общаемся с учениками в Глобальной сети: ВКонтакте, в майле.  ИТ применяю и во внеурочной деятельности: при организации предметных недель ( игры, викторины, КВН и т.д.), при проведении исторических праздников и научно-практических конференций.

 Использую компьютер на этапе подготовки к урокам, при подготовке тестового, программного обеспечения  на определенном этапе изучения и закрепления материала. Второй год в моем кабинете работает интерактивная доска «Panasonic” с удивительными возможностями.  Для ее более успешного применения в декабре 2012 года прошла обучение в городе Казани по работе с Интерактивными досками. А также ранее, в ноябре 2012 года, обучалась в МГУ «Информационно-методическом центре» Буинского муниципального района по программе «Основы ИКТ — компетентности педагогических работников».

Зная, что наши дети большую часть своего свободного времени проводят в Интернете, пошла и я. С детьми общаемся и получаем информацию, работаем и в Контакте, и в Майле, и на моем блоге  http://taliarahmatullina.blogspot.ru/

Оценив вполне естественный интерес ребят к компьютерным технологиям, привлекаю их в проектную деятельность.

Так, например, Низамутдинова Тансылу и Ткачук Алексей (9класс)  в 2009году, участвуя на 4ой Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи-страница многовековой истории Отечества» свой рассказ сопровождали презентацией.

Фахрутдинова Земфира (10а) в 2009-2010 уч. году приняла участие в Конкурсе законопроектов и эссе в рамках Парламентского урока сопровождала свою работу «Пешеходный переход» компьютерной презентацией.

На интегрированный открытый урок, апрель 2010 года,  в рамках зонально-практической конференции «Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» в диалоге культур» Ткачук Алексей (10б) подготовил презентацию о культовых сооружениях города Буинска.

На открытом уроке «Гражданин и выборы» в рамках «Парламентского урока» Низамутдинова Тансылу (11а) , Синчугова Оксана и Даутов Тимур (10б), сентябрь 2010года, подготовили видеофильм и презентацию о политической активности современной молодежи.

На открытом уроке «Права ребенка», октябрь 2010 года,  Низамутдинова Тансылу (11а) подготовила презентацию по «Конвенции по правам ребенка».

Для Парламентского урока «Права ребенка», состоявшегося в октябре 2011 года 11-классники подготовили и презентации, и вырезали отрывки из фильмов.

Для участия на районном этапе Республиканского (заочного) конкурса педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям» мы отсняли с учащимися видеофильм , подготовили презентацию о своей работе как руководителя кружка «Краевед» и многие другие.

Для участия на муниципальном, республиканском уровнях конкурса «Учитель — года 2012» все  конкурсные мероприятия сопровождались презентациями, подготовленные мною самостоятельно.

При оценке достижений российских школьников ( в рамках международных программ TIMSS и PISA ) обнаруживается , что наши школьники хорошо знают материал, но не умеют с ним работать. Поэтому более приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед учениками. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов и во внеурочной деятельности ( в частности, в проектной деятельности).

1)     Попыталась сформировать свою систему работы, которая предполагает несколько этапов.

На первом этапе выявлению уровень общеучебных умений и навыков своих учеников. Анализ полученной информации позволяет мне ставить конкретные цели и задачи (самое главное - изменение состояния ученика: его знаний, мыслей, чувств, поведения), строить прогнозы и планировать учебную деятельность.

Следующий этап – это организация образовательного процесса на основе инновационных и традиционных технологий. Применяю разнообразные методы обучения: словесные ( рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой), наглядные ( метод иллюстраций), практические ( упражнения, лабораторные и практические работы), метод дидактической игры, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный методы обучения. Выбираю методы работы от познавательных возможностей учащихся разных классов.

Далее – разрабатываю материалы для текущей и итоговой оценки и коррекции результатов обучения. Применяю и тестовые задания, и письменные упражнения, и графические упражнения, и исследовательские работы.

Современному учителю невозможно работать не занимаясь самообразованием, не получая знания и опыт преподавателей курсов повышения квалификации на базе ИРО РТ, не используя ресурсы информационно-коммуникационных технологий. В этом я убеждаюсь все больше и больше. В качестве слушателя очно-заочных курсов тьюторов, я разработала контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по обществознанию и ГИА по истории, которые явились итогом моего обучения на заочном этапе данных курсов. В 2011 году сдала экзамен по обществознанию в формате ЕГЭ (95 баллов).

Мы живем в третьем тысячелетии. Это время глобальных перемен, которые затрагивают и современную педагогику. В последние годы появилось множество разнообразных направлений новых педагогических технологий, особое место среди которых занимает интеграция. Считаю, у интегрированных уроков большое будущее.   Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Создается  у  школьника целостное представление об окружающем мире. Интеграция как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении.  Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметный и межпредметный. Вероятно, именно этот уровень следует признать высшим,ведь цель интегрированного преподавания в том и заключается,чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём. И на этом этапе нужно контролировать процесс формирования "сопряжённого" мышления, отмечать тот момент, когда оно стало внутренней - потребностью ученика. Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость. Например, урок - издание газеты или  научного альманаха в 11 классе по теме: «В условиях социалистической модернизации». Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты.

С особым интересом, и считаю, результативными являются уроки интегрированные с историей и литературой, обществознанием и литературой, историей и обществознанием. Например, «Отечественная война 1812 года в лицах»: нам внеклассном мероприятии  историю интегрировали  с литературой в 11 классе.

 А самым удачным считаю урок обществознания, литературы и французского языка   «Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» в диалоге с культурным пространством». Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.   Урок был представлен  на обозрение общественности дважды: в рамках зональной научно-практической конференции ( апрель 2010 года) и завучам Буинского района во время районного семинара завучей, на базе нашей школы( май 2010 года). Урок получил высокую оценку присутствующих на зональном семинаре учителей, районном семинаре завучей  и работников ИМЦ города.  Они подчеркнули, с позиций развития личности интеграция создает условия для:

-выхода на более высокий уровень осмысления;

-совершенствование индивидуально-личностного аппарата познания;

-развития свободы мышления;

-формирование креативности учащихся.

Разработка данного урока вошла в сборник «Новые технологии образования в повышении качества знаний», вышедшая под эгидой МОиН РТ, ГАОУ ДПО «ИРО РТ», ИМЦ Буинского муниципального района РТ в 2010 году ( в унисон моей методической теме).

Являясь тьютором и экспертом по проверке части 2 бланка по обществознанию, накопила немалый опыт по подготовке выпускников по подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ по данному, востребованному предмету.  Как работать с неадаптированным обществоведческим текстом,  как писать эссе,  прием« текст с дырками»  части В и др. вопросы и задания становятся объектом разбора на районных и Российских семинарах, на которых главным вопросом выступает подготовка к экзамену по обществознанию.

Например,  - Открытый урок-практикум на районном семинаре учителей истории и обществознания : как решать часть2 ЕГЭ по обществознанию по теме «Гражданское государство и правовое государство» ( апрель 2011г),

Доклад.  Как решать ЕГЭ части «С». Из опыта работы ( апрель 2011 года),

 Открытый урок-практикум на районном семинаре учителей истории и обществознания : как решать часть2 ЕГЭ по обществознанию по теме «Гражданское государство и правовое государство» (апрель 2010г.),

 Из опыта работы. Как решать ЕГЭ части «С». Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания (апрель 2010г),

Также делилась опытом работы, наработками на семинаре «Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию в 11 классе с участием Аксеновой В.В., учителя , руководителя Центра дистанционного обучения города Москвы, сентябрь 2011 года.

Моя большая часть учебной нагрузки приходится на старшую школу, школу социально-гуманитарного профиля, необходимым является планирование индивидуального образовательного маршрута, используя потенциал научно-методических центров, института повышения квалификации, а также возможности самообразования.    Доклады и открытые уроки на семинарах на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания:

-Доклад «Из опыта работы с одаренными детьми»

С 2011 года являюсь руководителем районного методического объединения учителей истории. Неоднократно выступала с распространением своего опыта на семинарах, собраниях, форумах, конференциях различного уровня: школьном, муниципальном, республиканском, всероссийском. Кроме того, имею публикации   в журналах.  Каждый учитель, работающий творчески накопивший определенный опыт преподавательской деятельности, прошедший через откровения педагогических находок не может остаться в стороне со своим багажом творческих открытий. Ежегодно выступаю по актуальным вопросам обучения и воспитания на районных и республиканских семинарах и конференциях, показываю открытые уроки и внеклассные мероприятия с опорой на новые технологии.

Уроки республиканского уровня:        --Открытый урок в 11а и 10б классах «Гражданин и выборы» в рамках Парламентского урока, с участием депутата Госсовета РТ, председателя комитета по законности и  правопорядку Ягудина Шакира Шахметовича, представителя городского самоуправления , заведующего Отдела Образования г. Буинска. Урок получил высокую оценку Ягудина Ш.Ш.(сентябрь 2010),

Открытый урок в 11а классе посвященного Международному Дню защиты прав ребенка , с участием Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Сабурской С.Х. и о бщественных помощников Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. В Буинском муниципальном районе помощник Македонская Н.А. и Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан Удачиной Г.Л., 2010 год,

Парламентский урок по теме: «Права ребенка» с участием помощника депутата Шайхутдинова Р.Р. и представителем администрации Буинского муниципального района ( сентябрь 2011 года),

На республиканском этапе конкурса «Учитель года 2012» показала урок по обществознанию по теме «Религии  мира» ( март 2012).

Всероссийский уровень:    --  я поделилась  опытом, наработками при подготовке к ЕГЭ ( написание эссе, задач , работа с неадаптированным текстом)  на семинаре «Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию в 11 классе с участием Аксеновой В.В., учителя , руководителя Центра дистанционного обучения города Москвы.

 Зональный уровень:    --   Открытый урок на зональном семинаре учителей литературы и русского языка, учителей истории и обществознания, заместителей директора по учебной работе «Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» в диалоге с культурным пространством». Интегрированный урок по обществознанию, литературе, французскому языку ( февраль, май 2009).

Районный уровень:     ---Открытый урок в 10а « Где рождаются законы?» в рамках Парламентского урока, с участием депутата местного самоуправления Хамидуллиной Гульнары Завдятовны и представителя ИМЦ Буинского муниципального района РТ Шайхаттаровой Зульфии Асхатовны ( октябрь 2009)

         Открытый урок-практикум на районном семинаре учителей истории и обществознания : как решать часть 2 ЕГЭ по обществознанию по теме «Гражданское государство и правовое государство» (апрель 2010)

         Как решать ЕГЭ части «С». Из опыта работы, выступление (апрель 2010). Я остановилась на опыте групповой коммуникации, формулировке учителем проблемного вопроса, написания синквейнов и эссе, обучения умений понимать и интерпретировать содержание исходного текста и др.

         Провела  мероприятие , посвященное памяти событий в Беслане,  в рамках месячника «Экстремизму – нет!», проводимый Буинским районным исполнительным комитетом ( октябрь 2011). С участием всех руководителей государственных структур города.

        - Была соведущей в районном мероприятии, посвященном печальной дате – Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, в котором приняли участие руководитель Буинского районного исполнительного комитета -Даутов Салим Фагимович, начальник управления социальной защиты- Садретдинова Лилия Назимовна, начальник управления пенсионного фонда – Залялов Рафик Галеевич, начальник отдела военного комиссариата- Тухватуллин Радик Харисович, начальник Буинского горнизона пожарной охраны – Шарафутдинов Расых Анварович, председатель Совета ветеранов, пенсионеров Буинского муниципального района – Дементьев Николай Иванович, а также сами ликвидаторы техногенных катастроф.

Реализуя данную методическую тему мои учащиеся  добились следующих результатов:

Результаты учащихся в исследовательской деятельности:

1. Низамутдинова Тансылу 2009 г., Лауреат  Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи - страница многовековой истории Отечества»

2. Ткачук Алексей, 2009г.,Лауреат Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи-страница многовековой истории Отечества»

3. Ибатуллин Булат, 2009г., Грамота Московского юридического общества в номинации «За самое ясное изложение мыслей» на 4ой Всероссийской олимпиады будущих судебных ораторов»

4. Назиева Анжела,2009г., Конкурс законопроектов и эссе в рамках Парламентского урока, 1место – районный тур.

5. Фахрутдинова Земфира, 2009г., Конкурс законопроектов и эссе в рамках Парламентского урока, 1место – районный тур.

6. Гаврилова Татьяна, 2010 г., Поисково-исследовательская работа «Время уходит. Память остается», 1место - в районе.

- Поисково-исследовательская работа «Время уходит. Память остается», 2 место - в Республиканском туре.

7. Фомина Ольга, 2012 г., Исследовательская работа «Моя семья в истории страны», 1 место – районный тур.

- Победитель районной научно-исследовательской конференции «История семьи в истории страны».

8.        Гибадуллина Камилла ( 2012 г.) была награждена Дипломом III степени « За отличные знания в области уголовного права» Институтом социальных и гуманитарных знаний

9.        Синчугова Оксана, 11 класс, победила в городском конкурсе сочинений среди учащихся «Экстремизму — нет!», 2011 год

10.        Рахматуллина Айгуль, 11 класс, победила в районном конкурсе сочинений среди общеобразовательных учреждений района «Учимся жить в многоликом мире», в рамках месячника «Экстремизму — нет!», 2012 год.

11.        Карасева Яна, 7 класс, победитель районного этапа конкурса плакатов, посвященного Парламентскому уроку, 2012 год,

12.        Кайдалова Арина, 2 класс, в  районном конкурсе плакатов среди учащихся общеобразовательных учреждений района «Мы вместе» , в рамках месячника «Экстремизму — нет!» заняла 2 место, 2012 год.

Успехи  моих учащихся на олимпиадах разного уровня:

Предмет

Уровень

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-13

история

Район

Гибадуллина Камилла, 9а-призер

Шарафутдинова Резеда, 10а- призер

Карасева Яна, 7а, победитель

Республика

Общество-знание

Район

Хайруллова Ляля, 9б- призер,

Низамутдинова Тансылу, 10а-победитель,

Сагирова Диляра, 11а-победитель,

Низамутдинова Тансылу, 11а-победитель

Гибадуллина Камилла, 9а-победитель,

Сагдеева Ильсеяр, 10а-победитель,

Синчугова Оксана, 11б-победитель

Гибадуллина Камилла, 10 кл-победитель,

Сагдеева Ильсеяр, 11 кл-победитель

Мухаметзянова Динара, 8б, победитель

Республика

Низамутдинова Тансылу, 11а-призер

Гибадуллина Камилла, 9а-призер

Право

Район

Сагирова Диляра, 11а-победитель

Назиева Анжела, 9а-победитель,

Синчугова Оксана, 10б-призер,

Низамутдинова Тансылу, 11а-победитель

Гибадуллина Камилла, 9а-победитель,

Загрутдинов Фирнат, 11б-победитель

Республика

Сагирова Диляра, 11а-призер

Гибадуллина Камилла, 9а-призер

Экономика

Район


Результаты   по реализации новой методической темы. Олимпиады.

Предмет

Уровень

2013-14

2014-2015

2015-2016

2016-2017

история

Район

Карасева Яна, 8а, победитель

Галиуллина Гузель, 11 класс, победитель по истории РТ

Карасева Яна, 9 кл, победитель

Сысоев Артем, 8 кл, победитель

Карасева Яна, 10а, победитель

Республика

Карасева Яна, 8а, призер

Галиуллина Гузель, 11 кл, призер олимпиады по истории Татарстана (2место)

Общество-знание

Район

Гибадуллина Камилла, 11 кл-победитель

Галимзянова Лилия, 10кл, грамота «За хорошие знания»

Мухаметзянова Динара, 9б, «За хорошие знания»

Галимзянова Лилия, 11 кл, победитель

Мухаметзянова Динара, 10, «За хорошие знания»

Попондополо Яков, 9кл, победитель

Валеев Ринат, 8 кл, победитель

Мухаметзянова Динара, 11 класс, победитель

Хуснутдинова Дилюза, 9 кл, победитель

Фомин Антон, 7а, победитель

Республика

Гибадуллина Камилла, 11 кл-призер

Право

Район

Карасева Яна, 8а, победитель

Мухаметзянова Динара Ранисовна, 10 кл, победитель

Садыков Ильхам, 9а кл, победитель

Хуснутдинова Дилюза, 8 кл, победитель

Мухаметзянова Динара, 11 класс, победитель

Хуснутдинова Дилюза, 9 кл, победитель

Республика

Хуснутдинова Дилюза, 9 кл, участник

Экономика

Район

Рыбаков Илья, 8а, победитель

Результаты учащихся:

1. Межрегиональная предметная олимпиада КФУ по дисциплине «Обществознание»: Мухаметзянова Динара, 9 класс, 1 место, 2014

2.   Открытая  республиканская научно-практическая конференция школьников «Бикколовские чтения», 2013                        - Дон Алла, 10 класс , 1 место, тема: «Дети и война»,

- Ванина Елена, 9 класс, 2 место, тема: «Ф. Замалеева».

3. Полуфинал Республиканской игры «Умники и умницы», 2014

- Дон Алла, 10 класс, сертификат

- Галиуллина Гузель, 10 класс, сертификат.

4. Всероссийская олимпиада знатоков Европейского Союза: Мухаметзянова Динара, 9 класс, победитель заочного тура, 2014

5. Городское мероприятие за круглым столом «Подросток и закон», посвященный Международному дню борьбы с коррупцией:   команда школы заняла 1 место, 2013

6. Городская интеллектуально-познавательная игра для старшеклассников «Знатоки»:

команда заняла 2 место, 2014

7. Районный конкурс сочинений «Я – избиратель»: Дон Алла, 10 класс, 2 место, 2014

8. Районный конкурс сочинений «Я – депутат», 10 класс, Валиахметова Гузель, 2 место, 2014

9. Городской антикоррупционный квест для старшеклассников, команда 10 класса, победитель

10. 1 региональная научно-практическая конференция школьников на основе естественно-научных дисциплин «Моя малая Родина», Дон Алла, 11 класс, 3 место, 2015 год

11. Международный детско-юношеский литературный конкурс «70 стихов о войне и победе», Дон Алла, 11 класс,  диплом Победителя, 2015 год

12.  III Республиканская игра «Умники и умницы» - 2016, Карасева Яна, Попондополо Яков, участники игры (команда нашей школы ежегодно принимает участие)

13. Муниципальный этап республиканского конкурса творческих работ «Граждании. Общество. Государство», Валиуллова Алия – 1 место, Салахов Риналь, 1 место

Мои достижения по реализации методической темы:

  1. Районный конкурс «Мой лучший урок (занятие) с использованием сингапурской технологии», победитель, 2014 год
  2. Показываю открытые уроки и классные часы:

А) Классный час в 11 классе, в рамках семинара заместителей директоров по воспитательной работе,

Б) Урок-практикум в 11 классе, по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, в рамках семинара завучей по учебной работе,

В)  «Коррупция: реальная угроза обществу и государственным интересам или облегчение нашей жизни?», урок в 10-11 классах, с участием прокурора Гиззатуллина, методиста ИМЦ Македонской Н.А. , методиста  ЦВР Мельгуновой С.Ф.

С декабря 2015 года являюсь ответственным лицом по тьюторскому сопровождению преподавания предметов «История» и «Обществознание» в соответствии с требованиями ФГОС ООО в Буинском муниципальном районе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный ПЛАН повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя математики Салаватуллиной Ф.Ф.

Ключевая цель моей методической работы:  повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенст...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня за межаттестационный период учителя татарского языка и литературы МБОУ «Гимназия №126» Гилязиевой Альбины Николаевны

В течение межаттестационного периода продолжать внедрять (применять, использовать, апробировать, изучать) современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности,...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

1.      Гараева Айгуль Рашитовна,  преподаватель татарского  языка и литературы ГАПОУ «Арский агропромышленный  профессиональный колледж, образование - высшее, ...

индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2011-2015

индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН повышения профессионального уровня на межаттестационный период

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН повышения профессионального уровня на межаттестационный период...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (2011-2015 годы)

Индивидуальный план включает личную карту учителя, план самообразования и планируемые результаты...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Галиевой Алии Ахласовны

Тема самообразования: "Проблемы социализации детей в младшем школьном возрасте в условиях санаторной школы-интерната"...