РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности НОУ «Эврика»
рабочая программа на тему

Вера Николаевна Захарова

Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nou.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________/В.Н.Захарова/

Протокол № ______

от «_____»________2016г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

__________/В.З.Калистратова/

от  «_____»________2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ЗСОШ № 4

__________/А.Р.Ларина/

Приказ № ______

от «_____»________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

НОУ «Эврика»

МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа № 4»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

Учитель: Захарова Вера Николаевна, высшая  квалификационная категория

                                                                                                                          Принято  на заседании

                                                                                                                       педагогического совета

                                                                                                                       протокол № _________

                                                                                                                       от «_____»_____2016г.

2016-2021 учебный год

1. Пояснительная записка

1. Краткая характеристика программы

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.

Курс «Научно-исследовательская деятельность учащихся» ориентирован на:

  • достижение учащимися более высокого уровня образованности в различных областях знаний;
  • подготовку каждого школьника к продолжению обучения в вузе и дальнейшему творческому применению полученных знаний в различных сферах научной и практической деятельности;
  • формирование социально зрелой личности, готовой к самообразованию и самоопределению, обладающей потребностью в творческом труде.

Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.

В начале занятий происходит обучение учащихся основам научно-исследовательской деятельности: объясняются методы исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием.

На данном этапе важно воспитывать у учащихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся включает в себя выбор темы, определение цели и задач, организацию подбора материала (работа с каталогами, печатными изданиями, архивными документами, встречи с очевидцами событий и запись их рассказов и т.п.), обработку полученного материала, написание научного исследования. В результате данной формы работы учащиеся приобретают знания об основных методах исследования, знакомятся с литературой по теме, у них формируются навыки практической работы.

Особое значение в программе придается и практической деятельности учащихся под руководством научного руководителя (или руководителей).

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся над своими проектами под руководством научного руководителя, участию молодых исследователей в научно-практических конференциях.

Особое значение придается практическим занятиям, которые проводятся с целью закрепления изученного материала. После ознакомления с правилами работы с каталогом, картотекой проводятся занятия по самостоятельному составлению картотеки, библиографической аннотации.

Изучение методов исследования можно проводить не только в форме лекции, но и при подготовке самостоятельных докладов учащихся, ролевых игр, рефлексии.

При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо соблюдать определенные условия, как субъективные, так и объективные.

К субъективным условиям мы относим:

  • наличие интереса к собственной деятельности, любознательность;
  • определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития;
  • некоторые личностные особенности, прежде всего смелость и определенную готовность к риску.

К объективным условиям относятся:

  • творческая атмосфера поиска;
  • возможность посоветоваться, обсудить с кем-либо идеи, некоторые результаты исследования.

2.ЦЕЛЬобеспечение благоприятных условий для создания школьной  системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, а так же создание условий для поддержания интереса к учебной, научно-исследовательской, творческой и проектной деятельности обучающихся

3 .ЗАДАЧИ

  • выявление  и развития детской одаренности;
  • поддержка одаренных детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой, научно-исследовательской, проектной, учебной деятельности;
  • организация консультационной помощи одаренным учащимся и их родителям; 
  • воспитание чувства патриотизма и любви к своей родине;
  • формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;
  • в развитии: активное включение в процесс самообразования и саморазвития, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников;
  • 2.Организацинно- педагогические основы обучения
  • Выполнение программы рассчитано на 1 год
  • Возраст воспитанников в группах 12 лет
  • Режим работы 1 занятие в неделю

3. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  • - формулировать правила оформления научных работ и тезисов;
  • - пользоваться определителями;
  • - интерпретировать и обрабатывать полученные результаты исследований;
  • - самостоятельно работать с компьютерными программами по обработке данных и Интернет;
  • - самостоятельно проводить социологические опросы;
  • - самостоятельно работать с научной литературой;
  • - работать со средствами визуализации полученной информации: фотокамерой, сканнером и т.д

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  • уважение к товарищам и их мнению;
  • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  • умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  • постановке учебных задач занятия;
  • оценке своих достижений;
  • действовать по плану.

4. Содержание программы

Введение (1 час)

Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение  научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности

Выбор темы (2 часа)

Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы

Определение актуальности, целей и задач исследования (2 часа)

Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.

Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»

Методы работы с литературой (2 часа)

Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.

Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)

Зачетный урок (2 часа)

Беседа, анкетирование (3 часа)

Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.

Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра

Эксперимент, наблюдение (6 часов)

Правила обработки материала, составление дневника хода работы.

Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента, составление дневника хода работы»

Обработка полученного материала (6 часов)

Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.

Написание научно-исследовательской работы (5 часов)

Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.

Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»

Оформление научно исследовательской работы (4часа)

Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.

Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада

Оценивание научно-исследовательской работы (2 часа)

Критерии оценки научно-исследовательской работы.

Практическое занятие: «Критическая оценка исследования», игра «Я – член жюри»

Заключительное занятие. Зачетное тестирование (2часа)

5. Календарно – тематическое планирование

№№ уроков

Тема урока

Содержание урока

Количество часов

Сроки прохождения

по плану

фактически

1.

Введение

Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение  научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности

1

2.

3.

Выбор темы

Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы

2

4.

5.

Определение актуальности, целей и задач исследования

Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.

Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»

2

6.

7.

Методы работы с литературой

Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.

Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)

2

8.

9.

Зачетный урок

2

10.

11.

12.

Беседа, анкетирование

Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.

Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра «Журналист». Составление анкет

2

1

13.

14.

Эксперимент, наблюдение

Правила обработки материала, составление дневника хода работы.

Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента, составление дневника хода работы»

2

15.

16.

2

17.

18.

2

19.

20.

Обработка полученного материала

Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.

2

21.

22.

2

23.

24.

2

25.

26.

Написание научно-исследовательской работы

Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.

Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»

2

27.

28.

2

29.

1

30.

310.

Оформление научно исследовательской работы

Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.

Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада»

2

32.

Оценивание научно-исследовательской работы

Критерии оценки научно-исследовательской работы.

Практическое занятие: «Критическая оценка исследования», игра «Я – член жюри»

2

33

34.

35.

Заключительное занятие

Зачетное тестирование

2

ИТОГО

35

6. Список литературы

  1. Алексеев, С.В., Груздева, Н. В., Муравьев, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
  2. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – Агар, 2000.
  3. Батурицкая, Н. В., Фенчук, Т. Д. Удивительные опыты с растениями. – Мн.: Нар.асвета, 1991. – 208 с.
  4. Боровиков, В.П, Боровиков, И.П. Stаtistica - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. - 608 с.
  5. Гусак, О.Ю. Конференции UseNet: средства доступа и автоматического поиска // Компьютеры плюс программы. - 1998. - №11. - С. 26-30.
  6. Гусева, Т. В., Тарасов, В. В. Физико-химические методы анализа и мониторинг состояния окружающей среды. Принципы биологического мониторинга. Москва: МХТИ, 1989.
  7. Дмитриев, Е.А. Математическая статистика в почвоведении. - М.: изд-во МГУ, 1995. - 290 с.
  8. Зайцев, Г.Н. Математика в экспериментальной ботанике. - М.:Наука, 1990. - 296 с.
  9. Компьютерные базы данных в ботанических исследованиях. - С.-Пб.: 1997. - 60 c.
  10. Конюшко, В. С., Лешко, А. А., Чубаро, С. В. Страницы экологического краеведения: Учеб.-метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО, 2000. – 348 с.
  11. ботаники им. В. Ф., Купревича. - Мн.: Наука и техника. - 1974. – 592 с.
  12. Ярошевич, Е. Н. Место и роль научно-исследовательской деятельности в экологическом образовании учащихся. Экологическое образование как условие устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 12-14 сентября 2006 г.) / Отв. Ред. Кашлев С. С. – Мн: ООО «Мэджик Бук», 2006. – С. 71-74.
  13. Ярошевич, Е. Н., Масловский, О. М. "Мониторинг и оценка состояния видов растений с помощью информационно-компьютерного анализа".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...

Рабочая программа деятельности патриотического клуба "Следопыт"

Память связывает поколения.      Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы по...

Рабочая программа математического кружка "Эврика"

Рабочая программа  математического кружка "Эврика" , рассчитанная на 34 часа....

Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс

В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...

Рабочая программа деятельности с детьми музыкального руководителя

Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6», адаптированной основной образовательно...

Рабочая программа деятельности классного руководителя МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акининой Елены Викторовны

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельнос...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «НОУ Эврика»

Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности стала организация научно-исследовательской де...