Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «НОУ Эврика»
материал

Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №5»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

НОУ «Эврика»

Учитель: Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

.

г.Нижневартовск

2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка

1. Краткая характеристика программы

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.

Курс «Научно-исследовательская деятельность учащихся» ориентирован на:

  • достижение учащимися более высокого уровня образованности в различных областях знаний;
  • подготовку каждого школьника к продолжению обучения в вузе и дальнейшему творческому применению полученных знаний в различных сферах научной и практической деятельности;
  • формирование социально зрелой личности, готовой к самообразованию и самоопределению, обладающей потребностью в творческом труде.

Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.

В начале занятий происходит обучение учащихся основам научно-исследовательской деятельности: объясняются методы исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием.

На данном этапе важно воспитывать у учащихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся включает в себя выбор темы, определение цели и задач, организацию подбора материала (работа с каталогами, печатными изданиями, архивными документами, встречи с очевидцами событий и запись их рассказов и т.п.), обработку полученного материала, написание научного исследования. В результате данной формы работы учащиеся приобретают знания об основных методах исследования, знакомятся с литературой по теме, у них формируются навыки практической работы.

Особое значение в программе придается и практической деятельности учащихся под руководством научного руководителя (или руководителей).

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся над своими проектами под руководством научного руководителя, участию молодых исследователей в научно-практических конференциях.

Особое значение придается практическим занятиям, которые проводятся с целью закрепления изученного материала. После ознакомления с правилами работы с каталогом, картотекой проводятся занятия по самостоятельному составлению картотеки, библиографической аннотации.

Изучение методов исследования можно проводить не только в форме лекции, но и при подготовке самостоятельных докладов учащихся, ролевых игр, рефлексии.

При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо соблюдать определенные условия, как субъективные, так и объективные.

К субъективным условиям мы относим:

  • наличие интереса к собственной деятельности, любознательность;
  • определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития;
  • некоторые личностные особенности, прежде всего смелость и определенную готовность к риску.

К объективным условиям относятся:

  • творческая атмосфера поиска;
  • возможность посоветоваться, обсудить с кем-либо идеи, некоторые результаты исследования.

2.ЦЕЛЬобеспечение благоприятных условий для создания школьной  системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, а так же создание условий для поддержания интереса к учебной, научно-исследовательской, творческой и проектной деятельности обучающихся

3 .ЗАДАЧИ

  • выявление  и развития детской одаренности;
  • поддержка одаренных детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой, научно-исследовательской, проектной, учебной деятельности;
  • организация консультационной помощи одаренным учащимся и их родителям; 
  • воспитание чувства патриотизма и любви к своей родине;
  • формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;
  • в развитии: активное включение в процесс самообразования и саморазвития, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников;
  • 2.Организацинно- педагогические основы обучения
  • Выполнение программы рассчитано на 1 год
  • Возраст воспитанников в группах 12 лет
  • Режим работы 1 занятие в неделю

3. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  • - формулировать правила оформления научных работ и тезисов;
  • - пользоваться определителями;
  • - интерпретировать и обрабатывать полученные результаты исследований;
  • - самостоятельно работать с компьютерными программами по обработке данных и Интернет;
  • - самостоятельно проводить социологические опросы;
  • - самостоятельно работать с научной литературой;
  • - работать со средствами визуализации полученной информации: фотокамерой, сканнером и т.д

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  • уважение к товарищам и их мнению;
  • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  • умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  • постановке учебных задач занятия;
  • оценке своих достижений;
  • действовать по плану.

4. Содержание программы

Введение (1 час)

Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение  научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности

Выбор темы (2 часа)

Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы

Определение актуальности, целей и задач исследования (2 часа)

Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.

Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»

Методы работы с литературой (2 часа)

Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.

Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)

Зачетный урок (2 часа)

Беседа, анкетирование (3 часа)

Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.

Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра

Эксперимент, наблюдение (6 часов)

Правила обработки материала, составление дневника хода работы.

Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента, составление дневника хода работы»

Обработка полученного материала (6 часов)

Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.

Написание научно-исследовательской работы (5 часов)

Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.

Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»

Оформление научно исследовательской работы (4часа)

Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.

Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада

Оценивание научно-исследовательской работы (2 часа)

Критерии оценки научно-исследовательской работы.

Практическое занятие: «Критическая оценка исследования», игра «Я – член жюри»

Заключительное занятие. Зачетное тестирование (2часа)

5. Календарно – тематическое планирование

№№ уроков

Тема урока

Содержание урока

Количество часов

Сроки прохождения

по плану

фактически

1.

Введение

Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение  научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности

1

2.

3.

Выбор темы

Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы

2

4.

5.

Определение актуальности, целей и задач исследования

Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.

Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»

2

6.

7.

Методы работы с литературой

Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.

Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)

2

8.

9.

Зачетный урок

2

10.

11.

12.

Беседа, анкетирование

Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.

Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра «Журналист». Составление анкет

2

1

13.

14.

Эксперимент, наблюдение

Правила обработки материала, составление дневника хода работы.

Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента, составление дневника хода работы»

2

15.

16.

2

17.

18.

2

19.

20.

Обработка полученного материала

Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.

2

21.

22.

2

23.

24.

2

25.

26.

Написание научно-исследовательской работы

Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.

Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»

2

27.

28.

2

29.

1

30.

310.

Оформление научно исследовательской работы

Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.

Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада»

2

32.

Оценивание научно-исследовательской работы

Критерии оценки научно-исследовательской работы.

Практическое занятие: «Критическая оценка исследования», игра «Я – член жюри»

2

33

34.

35.

Заключительное занятие

Зачетное тестирование

2

ИТОГО

35

6. Список литературы

  1. Алексеев, С.В., Груздева, Н. В., Муравьев, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
  2. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – Агар, 2000.
  3. Батурицкая, Н. В., Фенчук, Т. Д. Удивительные опыты с растениями. – Мн.: Нар.асвета, 1991. – 208 с.
  4. Боровиков, В.П, Боровиков, И.П. Stаtistica - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. - 608 с.
  5. Гусак, О.Ю. Конференции UseNet: средства доступа и автоматического поиска // Компьютеры плюс программы. - 1998. - №11. - С. 26-30.
  6. Гусева, Т. В., Тарасов, В. В. Физико-химические методы анализа и мониторинг состояния окружающей среды. Принципы биологического мониторинга. Москва: МХТИ, 1989.
  7. Дмитриев, Е.А. Математическая статистика в почвоведении. - М.: изд-во МГУ, 1995. - 290 с.
  8. Зайцев, Г.Н. Математика в экспериментальной ботанике. - М.:Наука, 1990. - 296 с.
  9. Компьютерные базы данных в ботанических исследованиях. - С.-Пб.: 1997. - 60 c.
  10. Конюшко, В. С., Лешко, А. А., Чубаро, С. В. Страницы экологического краеведения: Учеб.-метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО, 2000. – 348 с.
  11. ботаники им. В. Ф., Купревича. - Мн.: Наука и техника. - 1974. – 592 с.
  12. Ярошевич, Е. Н. Место и роль научно-исследовательской деятельности в экологическом образовании учащихся. Экологическое образование как условие устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 12-14 сентября 2006 г.) / Отв. Ред. Кашлев С. С. – Мн: ООО «Мэджик Бук», 2006. – С. 71-74.
  13. Ярошевич, Е. Н., Масловский, О. М. "Мониторинг и оценка состояния видов растений с помощью информационно-компьютерного анализа".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...