Главные вкладки

    Применение проектной технологии для достижения предметных и метапредметных результатов ООП на уроках музыки.
    статья (8 класс) на тему

    Драчевская Алена Юрьевна

    При реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения важны новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для достижения результатов освоения программы учащимися основной образовательной программы необходимо использование современных образовательных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_o_muzykalnoy_proektnoy_deyatelnosti.docx24.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение проектной технологии для достижения предметных и метапредметных результатов ООП на уроках музыки.

              При реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения важны новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для достижения результатов освоения программы учащимися основной образовательной программы необходимо использование современных образовательных технологий.

               В преподавании музыки, я использую различные технологии.

    1. Здоровьесберегающая технология используется на каждом уроке музыки, так как она содержит оздоровительный эффект, препятствует переутомлению. Это использование вокальных упражнений, дыхательной гимнастики, музыкально - ритмических упражнений, пластическое интонирование музыки, слушание музыки.
    2. Игровая технология остаётся одной из основных технологий для учащихся младших классов. С помощью этой технологии учащимся доступнее понимание содержания музыкального произведения и его особенностей. Игра не утомляет учащихся, активизирует их познавательный интерес, развивает творческие способности.
    3. Технология развития ассоциативно-образного мышления – это взаимодействие музыки с другими видами искусства (живописи, литературы, театром, кино и др.). Интеграция даёт возможность сравнивать и выявлять сходство и различие музыкального языка с языком других видов искусства.
    4. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. При использовании этой технологии, учащиеся учатся создавать презентации, пользуются ресурсами Интернет и ЦОР, находя необходимую информацию, выполняют тестовые формы контроля и т.д.

            Я бы подробнее хотела остановиться на проектной технологии. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Используя её, формирую все виды УУД, добиваясь предметных, метапредметных и личностных результатов.

               Проектная деятельность опирается на интерес ребенка, осознание им полезности своих действий. Проект как способ организации образовательного процесса характеризуют следующие особенности:

    • взаимодействие педагогов и детей между собой;
    • поэтапная практическая деятельность по достижению намеченных целей;
    • возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способность, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным;
    • логическая завершенность проекта в целом и различных его частей;
    • предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному усмотрению;
    • наличие конкретного практического результата для каждого этапа.

    Проектную технологию можно применять на уроках и во внеурочной деятельности. Уроки могут полностью состоять из работы над проектом или частично использоваться. Проектные уроки оптимально использовать 1-2 раза в год, ввиду высокой затратности работы над проектом. Иногда проекты с уроков вытекают в серьезные исследования. Примерные темы проектов: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…», «О подвигах, о доблести, о славе…», «Музыкальный театр: содружество муз», «Музыка и литература в залах картинной галереи», «Музыка в кино» и т.д.

     При частичном использовании проектной деятельности на уроке могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися во внеурочной деятельности, но соответствующие темам уроков. Примерные темы проектов: «История гимнов нашей страны», «Рок –это не просто музыка. Рок - это жизнь», «Русская песня – русская душа», «Творчество С. И. Пахтушкина» (этнокультурная составляющая компонента).

               Классификация проектов в изучении предмета «Музыка».

    1. Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности (научно-исследовательская работа по изучению творчества композиторов, деятелей искусства, истории создания инструментов, произведений, жанров, направлений в музыке и т.д.).
    2. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата (сценарии праздников, музыкальные вечера, музыкально-литературные композиции, концерты, видеофильмы).
    3. Ролевые проекты требуют большой подготовительной работы, но их воспитательный потенциал трудно переоценить (инсценировка детских опер, мюзиклов, музыкальных сказок).
    4. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, также, как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры (оформление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями).
    5. Практико - ориентированные проекты отличают четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников (музыкальная экспозиция, проект музыкального кабинета, презентации к урокам по определенной теме, создание музыкальных кроссвордов, филвордов, физкультминуток в Power Point).

                     Таким образом, проектная технология помогает добиваться метапредметных результатов (овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; оценивать собственные учебные действия, понимать их успешности или причины неуспешности; участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределения функций и ролей) и предметных (развитие художественного вкуса, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; готовность применять полученные знания и опыт творческой деятельности при реализации различных проектов; участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.), что отвечает требованиям ФГОС ООО.

    Литература:

    1. Сергеева Г.П. Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в образовательных учреждениях/ Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.
    2. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике/ в 3-х книгах – М.: Классика XXI. 2007
    3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Достижение предметных и метапредметных результатов на примере урока-викторины "Thanks giving Day"

    План-конспект содержит упражнения, нацеленные на повторение лексики по теме "Еда" и на знакомство с американским праздником День благодарения....

    Использование элементов WebQuest-технологии для достижения предметных и метапредметных результатов

    Применение технологии Web Quest позволяет достигнуть основную цель обучения иностранному языку - развитие иноязычной коммуникативной компетенции.Сфера деятельности при использовании Web Quest- техноло...

    Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.

    Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.Тема урока: «Музыка вокруг нас»....

    Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс

    Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...

    Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3класс.

    Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.Тема урока: «Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!»...

    Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

    Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»....

    Применение игровых технологий для достижения предметных и метапредметных результатов на уроках иностранного языка в школе в рамках ФГОС

    Статья посвященаприменению игровых технологий на уроках иностранного языка в школе.Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимани...