Из опыта работы
материал на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы26.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Работаю в данной школе 21 год. Татарский язык преподаю с 1998 года. Обучаю русскоязычных детей. При обучении второму языку опираюсь на родной язык. Сообщаю сведения о чертах сходства и различий между родным и татарским языком. Это позволяет мне не только уточнить научные представления учащихся об обеих языках, но и путем профилактики, возможных ошибок способствовать более  надёжному овладению татарским языком. Самая главная задача уроков-это научить русскоязычных детей говорить на татарском языке, уметь поддерживать диалог, рассказывать имея определенный запас слов.

 Моя методическая тема по самообразованию «Развитие коммуникативных навыков на уроках татарского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС».  По этой теме я работаю два года. Поставила перед собой цель: 

- повысить профессиональную подготовленность в области теории и методики     преподавания татарского языка и литературы,

- повысить профессиональную подготовленность к переходу на обучение, согласно           с новым ФГОС,

- повысить эффективность обучения татарского языка и литературы.  

       Для осуществления этой цели мне пришлось обратиться к разным источникам. Это «Федеральные государственные образовательные стандарты», 2011, «Преподавание татарского языка и литературы в основе коммуникативных технологий при внедрении ФГОС», Р.З.Хайдарова, Г.М.Ахметзянова – Набережные Челны, 2015, «Методика преподавание татарской литературы в школе» Д.Ф. Захидуллин – Казань, 2004.

     Преподавание татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, формирование творческих способностей детей, развитие логического мышления.

Главной задачей обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности школьников. Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике.

А для этого в своей работе я использую такие педагогические технологии как - игровые, групповые, здоровьесберегающие, компьютерные и личностно-ориентированный подход в обучении.

Я в групповой работе не делю учеников на сильных и слабых, а стараюсь организовать обучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности. Моя задача включить каждого ученика в деятельность, т.е. я разрабатываю такое задание, при котором ученик обязательно справляется с работой.   Класс делю на две – три  группы. Дети в группах организованы с разным уровнем развития. Группы получают задания. Задания выполняют все, при этом идёт опрос друг друга, сильный помогает слабому. Таким образом, все ученики всё полезное время тратят на достижение главной цели урока - получение знаний по теме.

Большое внимание на уроках уделяю здоровьесберегающей технологии, чтобы помочь ученику преодолеть усталость, раздражительность. Провожу физкультминутки, делаем упражнения для глаз. Они в электронном виде, помогают учащимся закрепить лексику определенной темы.

 Игровую технологию использую при объяснении нового материала и его закреплении, при обучении диалогической речи учащихся. В этом мне помогают многие структуры Сингапурского метода. Например, «Микс пэа шэа», где ученики находят под музыку себе пару и составляют диалог на определенную тему. Задачами являются активизация коммуникативной деятельности учащихся; правильное распределение ролей между детьми, поскольку они имеют разный уровень речевой подготовки; создание ситуации взаимопомощи, активного устно-речевого общения.

Так же используя в своей работе личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированный подход ставит в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов (Кукушин В.С.);

Главным средством общения на моих уроках является специальная система ситуативных упражнений.

Это:

- коммуникативные целевые установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, поддерживать сказанное, присоединиться к сказанному, дополнять собеседника (согласитесь, продолжите сказанное);

- установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, событиям, фактам (выразите радость, огорчение, сомнение, удивление);

- установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора (поправьте меня, объясните, возразите мне).

При этом внимание учащихся направляю не только на содержание высказывания, но и на то, что соотносится с их жизненным опытом, с окружающей их действительностью. Все это стимулирует учеников не только на речевую, но и на познавательную деятельность.

Речевая ситуация побуждает учащихся к высказыванию, вызывает потребность в общении.

Компьютер является одним из важных средств в учебном процессе. Использование его способствует появлению новых информационные, информационно-коммуникативные, мультимедийные технологий, которые позволяют реализовать разные методы обучения языку: показ, объяснение, коррекция, оценка знаний.

Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации. Освоение компьютерных технологий позволяет нам реально сделать учебный процесс более гуманным по отношению к ученику, усилить положительную мотивацию обучения, усилить творческую работу как ученика, так и учителя, повышает интерес к предмету, создает необходимый эмоциональный настрой на уроке, вовлекает учащихся в активную познавательную, творческую деятельность, формирует развитие личности, умения самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.

Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Мне помогает сайт Электронного образования РТ. С помощью раздела «Цифровые ресурсы» я подготовила обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей. С помощью компьютера я на уроках татарского языка и литературы увеличиваю объем тренировочных упражнений, создаю ситуацию успеха для каждого ученика. Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий. Например, сейчас есть мультфильмы на татарском языке, выключив звук, ученики должны прокомментировать происходящее.

Разнообразие стилей и общения, обучения на уроке, использование информационные, информационно-коммуникативные, мультимедийных технологий – все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению татарского  языка и литературы.

Результатами своей работы по теме самообразования «Развитие коммуникативных навыков на уроках татарского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС» я поделилась  с учителями на заседаниях ШМО, а также разработала дидактические материалы, тесты, наглядности, разместила разработку урока, презентацию на личном сайте.

  Я считаю, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Главное в нашей работе – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...