Выступление на педагогическом совете школы по теме
статья на тему

Дрищева Светлана Ивановна

Выступление на педагогическом совете школы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_shkoly_po_teme.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Преемственность в обучении

в 4-5 классах»

       

Подготовила

учитель математики

Дрищева С.И.

         В жизни любого человека   переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы  в среднюю — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 

Переходный период из начальной школы в среднюю,  сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• увеличением учебной нагрузки;
• разностью систем и форм обучения;
• нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителей-предметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет):
- замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
- Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Одними из признаков успешной адаптации являются:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников:
1.Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих пятиклассников.
2.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.
3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
5.Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
6.Проведение родительского собрания.
7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
10.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.

.

Общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» позитивный. Вместе с тем нужно отметить определённую неорганизованность, высокий уровень шума и нежелание сразу включиться в учебный процесс в начале урока. Ребята подвижные, требующие постоянного внимания со стороны педагога. В таких случаях полезно переключать деятельность учащихся, включая разные игровые моменты, используя физкультминутки. Недостаточно сформирован уровень учебной дисциплинированности, общеучебные навыки.

Особенно хочется отметить учащихся, которые обладают высокой мотивацией к овладению новым материалом, всегда работают, им интересно всё -----                              

            Особое внимание нужно уделить-------------                   .

В силу личностных особенностей, низкого уровня обученности в начальной школе, с увеличением объёма нового материала имеются серьёзные трудности в обучении.

             Результаты входной к-р показали крайне низкие результаты обученности.

 Ошибки, допущенные учащимися:---------------

Вызывает большие трудности умение учащихся работать с учебником, многие не могут списать с доски без ошибок. В тетрадях у многих «грязь». Также отмечается низкая скорость письма, медлительность, неумение работать самостоятельно даже по образцу.

Следует отметить, что учащиеся 5 класса обладают слабой нетренированной памятью, не могут запомнить определение, правило. Этот вид работы на сегодняшний день является самым «провальным» в данном классе.

В учебнике 5 класса есть правила, тексты, термины которые задаются на дом и предполагают заучивание. Выполнение подобных упражнений показало, что домашнему заучиванию  внимание уделено не было.

Вообще «необходимость учить», а не читать вызывает сложности на уроках. Здесь можно выделить несколько причин:

  1. Преобладание коллективной формы работы в начальной школе;
  2. Выполнение д\з в группе продленного дня, после чего и родители, и учащиеся считают, что уроки у них сделаны;
  3. Недостаточная информированность родителей о предметных требованиях.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые, будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.

Учителям, работающим в 4 - 5  классах усилить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Учителям 4-5 классов активно использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, регулярно проводить физкультминутки.

Общие рекомендации учителям начальных классов:

 1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.

2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

 3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.

 4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».

Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании»....

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Самооценка и оценка на уроках ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Самооценка и оценка на уроках ФГОС"...

Выступление на педагогическом совете школы по теме «Применение интернет - ресурсов на уроке географии»

Выступление на педагогическом совете школы по теме «Применение интернет - ресурсов на уроке географии»...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Моделирование уроков математики в период дистанционного обучения»

Положительный опыт ДО:Все дистанционные уроки проводились с соблюдением требований:По четкому расписанию, утвержденному администрацией образовательного учрежденияДлительность урока не превышала 30 мин...