Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества
статья на тему

Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества  определяется требованиями ФГОС, а именно: обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; а также  обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. (ФГОС ООО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества

Ворохобова Н.Е., Демьянович О.В., к.пс.н,Трошнева Е.Н.,к.тех.н.

ГБОУ школа №612 Санкт-Петербург

Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества  определяется требованиями ФГОС, а именно: обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; а также  обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. (ФГОС ООО)

Особое значение самооценки среди других результатов определяется тем, что она является:

       во-первых, - компонентом личностных результатов, самоопределение ребенка, возможности его  саморазвития и самообразования в будущем;

во-вторых, -  также она является компонентом  метапредметных умений -  одним из универсальных учебных действий (регулятивных УУДов);

а в-третьих,  - реализуется относительно предметных результатов, определяя субъективный прогноз индивидуальных успехов и достижений личности.

Самооценочная деятельность – это учебная деятельность с целью формирования содержательной самооценки, которая представлена в виде цепи частных самооценок. Содержательность самооценки – это её информативность. «Оценка должна сообщать ученику, что способствует и что препятствует его учебному прогрессу. Оценка должна быть развернутой, нести информацию об успехах и неуспехах ребенка, должна быть емкой, но доступной для использования непосредственно в процессе учебной деятельности, на уроке». (Е.Ю.Цейтлина)

Самооценочная деятельность организуется в рамках самостоятельной работы, представленной как технология организации самостоятельной деятельности и коррелирует с её этапами. Спецификой самостоятельной работы является то, что она предполагает уровневый подход к учебной деятельности учащихся. Ученикам предоставляется возможность выбора заданий четырех уровней сложности. Самооценивание процесса и результата имеет свои особенности, представленные в оценочной шкале, отражающей уровни сложности самостоятельной работы.(О.Б.Даутова)

Сформированность самооценочной деятельности – один из ключевых результатов, заложенных во ФГОС, т.е. достижение адекватной самооценки – это самостоятельный образовательный результат, который требует определенной системной работы по его достижению.

 ФГОС определяют условия, которым должна соответствовать современная система оценивания.

 Это:

– постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности: не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а ученик оценивает результаты своей деятельности;

– смещение предмета оценивания ученика от знаний к учебным действиям, их результатам, способам учебного взаимодействия;

– возможность сравнения учеником своих предшествующих и последующих достижений;

– получение учеником представление о том, как улучшить результаты своей деятельности, что именно следует совершенствовать;

– формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин и неудач и выделять недостающие операции и условия, которые бы обеспечили успешное решение учебной задачи;

– организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и принятии каждого ребенка.

Предлагаемая авторами Структура Дневника самооценки (ДСУ) соответствует структуре регулятивных метапредметных действий и содержит:

целеполагание  - Цель работы

планирование — План выполнения задания

прогнозирование – Отметка (прогноз)

       - контроль -  Контроль за выполнением (сравнение с критериями, эталоном)      

         - коррекция  - Сравнение результата с прогнозом

       - самооценка – Отметка (результат) и ответ на вопрос:Что  нужно сделать для улучшения результата

    Самооценивание, осуществляемое  в ходе заполнения учеником Дневник самооценки (ДСУ) и выполнения самостоятельной работы, характеризуются:

– комплексностью: содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся как в предметной, так и в метапредметной области;

– содержательностью: раскрывает содержание и результаты деятельности ученика;

       – объективностью, которая  является следствием ее определенности и открытости: оценка является педагогическим инструментом и средством ученической самооценки; сопоставление оценки ученика и учителя обеспечивает объективность оценки;

– диагностичностью: оценка несет конкретную информацию о достижениях ученика и его проблемах; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения школьника с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность.

– технологичностью: оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и учеником: она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа ее результатов.

Адекватная самооценка способна мотивировать успешность ребенка в различных диагностических работах, в том числе при выполнении РДР, ВПР, НИКО, ГИА и т.д.

Переживание ребенком  успеха или неуспеха, тем более в работах особой значимости,  может протекать по-разному в зависимости от самооценки.

1).Даже адекватная самооценка вместе с адекватным уровнем притязаний в случае неудачи могут спровоцировать развитие неблагоприятных психологических последствий.

2).Неадекватная самооценка, особенно в сочетании с неадекватным уровнем притязаний, значительно увеличивает возможность развития состояний фрустрации и неврозов.

3).Заниженная самооценка особенно в сочетании с заниженным уровнем притязаний способствует развитию «комплекса неполноценности».

Для предотвращения неблагоприятных последствий у определенной группы учеников, в том числе переживающих реальные или мнимые неудачи по результатам  выполнения работ включая  ВПР, НИКО, РДР и т.д.,  необходимо более раннее и точное выявление этих групп  и осуществление комплекса действий.

Администрация – разработка и организация  системы урочных и внеурочных мероприятий для учащихся, нуждающихся в коррекции самооценки.

Психолого-педагогическая служба – оказание необходимой профессиональной поддержки по результатам диагностики проблемных зон в обучении и развитии.

Учителя – разработка технологий для реализации индивидуальных потребностей для формирования поддерживающей обстановки.

Родители  - создание благоприятной среды для эмоциональной поддержки детей, формирование поддерживающего режима учебы и отдыха

МО – разработка планов МО по стимулированию  индивидуальных достижений учащихся и корректировка рабочих программ с учетом специфики и образовательных потребностей учащихся

Ученики – реализация потребностей и способностей через включение в программы внеурочной деятельности и дополнительного образования  для развития индивидуальных возможностей и формирования потенциала успешности.

          Кроме того, смещение акцента с педагогической оценки к самооценке создает условия, позволяющие ограничивать и контролировать возможные отрицательные последствия от влияния отметок на формирование личности ученика.

 «Отрицательное воздействие школьных отметок проявляется в многочисленных стрессах, вызванных оцениванием успешности обучения в ситуации опроса». (Б.Г.Ананьев)

«Можно представить обратную картину, - пишет Ш.А.Амонашвили, - когда оценочный композит зорко следит со своего наблюдательного пункта за каждым логическим шагом в процессе решения учебно-познавательной задачи, одобряет каждый правильно сделанный шаг, предупреждает возможные отклонения, в случае же необходимости приостанавливает процесс и призывает вспомогательные силы исправить неточности и ошибки, результат деятельности возникает под постоянным «наблюдением» оценочного компонента, при его коррегирующем одобрении, перед его глазами и в его «руках».

Одним из решений проблемы, связанных  с созданием условий, ограничивающих отрицательное влияние отметок на формирование личности школьника, стала содержательная оценка, которая рассматривается в структуре учебно-познавательной деятельности. Оценочная деятельность не отделена от учебно-познавательной деятельности, она не завершает учебный процесс, а сопровождает его на всех ступенях. Акцент с педагогической оценки смещается к самооценке школьника, и оценка оценки из цели школьного обучения превращается в один из результатов образовательной деятельности. (Е.Ю.Цейтлина)

                                           Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013.

2.Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды: в 2т. – М.,1980.

3.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения учеников, - М., 1984. С. 56

4.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990.

5.Даутова О.Б. Возрастосообразные технологии: методическое сопровождение в реализации школы развивающего обучения // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования / под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. СПб., 2015. 386 с.

6.Цейтлина Е.Ю. Многокритериальная оценка результатов учебной деятельности учащихся: методическое пособие для педагогов и администраторов школ. СПб., 2011. 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

              Стратегии развития образовательных  учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики.  Управление современной ...

Внутришкольная система оценки качества образования - эффективность по подготовке к ГИА

Внутришкольная система управления, обеспечивая объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, способствует прогнозированности результатов своей работ...

Внутришкольная система оценки качества образования

В работе описаны основные подходы к формированию системы оценки качества в школе...

Внутришкольная система оценки качества образования

Качество – вещь забавная. Все о немговорят, все с ним живут, и каждый думает,что знает, что это такое. Но лишьнемногие придут к единому мнению обопределении качества....

Методическая разработка " Организация внутришкольной системы оценки качества образования

Организационная структура оценки  качества образования осуществляется посредством:• системы внутришкольного контроля;• общественной экспертизы качества образования, которая органи...

Сценарий педагогического совета "Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО)"

Сценарий педагогического совета содержит материал для ознакомления педагогов с целями, задачами и функциями, отрганизационной структурй и механизмами функционрирования ВСОКО...

Внутришкольная система оценки качества образования

ldquo;Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Р. КиплингЦель:определить понятие «качество образования&r...