Отпечаток войны
статья на тему

Отпечаток войны

image

Воспоминания о войне пронесла через долгие десятилетия Тамара Соболева – труженик тыла, ветеран педагогического труда. Ей было 13 лет, когда на чухломскую землю пришло страшное известие о начале войны.

    Изменения окружающей жизни в военное время пятиклассница познавала постепенно. С уходом на фронт отцов, братьев все тяготы ложились на хрупкие женские и детские плечи.

    — В городе редко встречались улыбающиеся лица людей. Нечасто слышался беззаботный детский смех. На улицах поселилась тревога. Но жизнь продолжалась. На клич: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» поднялись все, от мала до велика, — вспоминает Тамара Сергеевна.

    Первого сентября в школе начались занятия, и классный руководитель объявил учащимся, среди которых была и юная Тамара: «Мы должны помочь фронту, занятия отменяются, а мы пойдем помогать в работе колхозникам. Работать будем не менее двух месяцев».

    — Об этом я сказала дома, папа просил меня остаться на несколько дней. Ему очень хотелось в день отправки на фронт проститься со всеми нами. Я возмутилась. Как! Все пойдут помогать фронту, а я сидеть дома? Ни за что! И ушла вместе со всеми, — рассказывает труженица тыла.

    Школьники шли в колхоз в Белово пешком, более восьми километров, и, конечно, устали. В деревне дети жили в домах колхозников, работали преимущественно со льном: теребили его, связывали в снопы, ставили бабки или суслоны. С поля снопы увозили на ток, где складывали в скирды. Работники уносили снопы в сушилку. Внизу на земле лежали и тлели брёвна, за которыми следили и ночью. Таким образом, сушился лен.

    — Потом мы скидывали снопы на «ладонь» (помещение с утрамбованным земляным полом) и околачивали головки льна вальками (доска с ручкой), вытряхивая из них семена. Семена были вкусными, пахли дымком, и для нас, детей, это было лакомством, — делится воспоминаниями Тамара Сергеевна.

    Околоченный лен собирался в снопы, вывозился на поля, расстилался. После того как культура вылежится, лен увозили на льнозавод. Всем премудростям выделки растения Тамару научили колхозницы.

    Однажды с ней случилась беда. Маленькая Тамара стояла в тарантасе, лошадь, заприметив свежую зеленую травку, потянулась полакомиться, и Тома не удержалась, упала на «ладонь» и сильно ушибла голову. Работники вынесли её с тока, на снопах у ворот она отлежалась и продолжила трудиться.

    Летом теребить лен было еще сложнее. Издали поле с культурой напоминало васильковый луг, но при ближайшем рассмотрении он оказывался сильно заросшим колючками. Каждый ученик ежедневно выполнял свою норму, и вскоре руки (хотя и были в немудреных рукавичках) покрывались капельками крови, они горели и болели от уколов колючек. А на другой день опять в поле, и снова пот и кровь на детских лицах и руках. Казалось, не будет конца «кровавому» полю, но в памяти, раз за разом, возникал образ отца, с которым Тамаре так и не удалось попрощаться. И боль как будто утихала, и поля не казались такими страшными.

    Тяжелый ручной труд выражался в сильной усталости, но никто не хныкал и не жаловался, дети и взрослые работали бок о бок, приближая Победу.

    Голодно было в тылу мирному населению в годы войны. Не хватало овощей. Приходилось ходить на колхозные поля и собирать мороженую картошку, в пищу шли песты, крапива. Мама Тамары Соболевой работала на сушилке овощей и иногда приносила домой сушеную брюкву, свёклу, морковь. С очисток картофеля домочадцы срезали и съедали остатки. Дрова заготавливали самостоятельно. Летом собирали сучки, а зимой на санках возили спиленные брёвнышки. Одежда быстро изнашивалась, но, несмотря на трудности и лишения, молодёжь не унывала!  

    — В школе зимой было холодно, мы испытывали недостаток в чернилах, бумаге. Вместо бумаги в ход шли газетные листы. В перемену мы с нетерпением ждали небольшую пайку хлеба. В большую перемену в школе устраивались танцы, особенно любили плясать козулю. Так мы и разогревались, и настроение друг другу поднимали, — рассказывает Тамара Соболева о событиях прошедших лет.

    Из повествования женщины стало известно, что отец труженицы  воевал под Ленинградом. Раненый, в составе сослуживцев был окружен немцами, прятался от фашистов в сарае с сеном. Враги стали протыкать сено штыками и одного за другим обнаружили бойцов. После этих событий семье Тамары пришла похоронка. Оплакав мужа и отца, родные смирились с утратой.  Но на этом история не закончилась. На самом же деле, отец попал в плен, работал  у фермера в Латвийской республике, затем его отправили в лагерь в Германию, именно там он получил язву желудка. Домой вернулся изможденным, с фронта привез темное пальто с шелковой подкладкой и большую металлическую ложку. Очередным испытанием для фронтовика стала проверка его на факт предательства и сговора с немцами. Тяжелые испытания не могли не сказаться на его здоровье, мужчина прожил только до пенсии.

    Фронтовики и труженики тыла по-своему приближали конец войны, и только единство фронта и тыла обеспечило Победу, уничтожив фашизм в самом его логове. За труд в годы Великой Отечественной войны Тамара Соболева награждена медалью «Труженик тыла» и благодарственными письмами.

    В послевоенное время Тамара Сергеевна получила высшее педагогическое образование, счастье, любовь и уважение обрела в семье и работе, посвятив 38 лет любимому делу — преподаванию русского языка и литературы.

    В настоящее время, на 89 году жизни, она интересуется местными новостями, участвует в проведении литературно-музыкальных гостиных,  пишет стихи и мемуары, читает и разгадывает сканворды. Она занимательный собеседник, а её память ярка и образна, как десятки лет тому назад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otpechatok_voyny.docx129.8 КБ

Предварительный просмотр:

Отпечаток войны

http://xn----7sbajbkddao6gnu.xn--p1ai/media/cache/1c/d2/66/9d/d2/fd/1cd2669dd2fddc59b36e639667200785.jpg

Воспоминания о войне пронесла через долгие десятилетия Тамара Соболева – труженик тыла, ветеран педагогического труда. Ей было 13 лет, когда на чухломскую землю пришло страшное известие о начале войны.


    Изменения окружающей жизни в военное время пятиклассница познавала постепенно. С уходом на фронт отцов, братьев все тяготы ложились на хрупкие женские и детские плечи.

    — В городе редко встречались улыбающиеся лица людей. Нечасто слышался беззаботный детский смех. На улицах поселилась тревога. Но жизнь продолжалась. На клич: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» поднялись все, от мала до велика, — вспоминает Тамара Сергеевна.

    Первого сентября в школе начались занятия, и классный руководитель объявил учащимся, среди которых была и юная Тамара: «Мы должны помочь фронту, занятия отменяются, а мы пойдем помогать в работе колхозникам. Работать будем не менее двух месяцев».

    — Об этом я сказала дома, папа просил меня остаться на несколько дней. Ему очень хотелось в день отправки на фронт проститься со всеми нами. Я возмутилась. Как! Все пойдут помогать фронту, а я сидеть дома? Ни за что! И ушла вместе со всеми, — рассказывает труженица тыла.

    Школьники шли в колхоз в Белово пешком, более восьми километров, и, конечно, устали. В деревне дети жили в домах колхозников, работали преимущественно со льном: теребили его, связывали в снопы, ставили бабки или суслоны. С поля снопы увозили на ток, где складывали в скирды. Работники уносили снопы в сушилку. Внизу на земле лежали и тлели брёвна, за которыми следили и ночью. Таким образом, сушился лен.

    — Потом мы скидывали снопы на «ладонь» (помещение с утрамбованным земляным полом) и околачивали головки льна вальками (доска с ручкой), вытряхивая из них семена. Семена были вкусными, пахли дымком, и для нас, детей, это было лакомством, — делится воспоминаниями Тамара Сергеевна.

    Околоченный лен собирался в снопы, вывозился на поля, расстилался. После того как культура вылежится, лен увозили на льнозавод. Всем премудростям выделки растения Тамару научили колхозницы.

    Однажды с ней случилась беда. Маленькая Тамара стояла в тарантасе, лошадь, заприметив свежую зеленую травку, потянулась полакомиться, и Тома не удержалась, упала на «ладонь» и сильно ушибла голову. Работники вынесли её с тока, на снопах у ворот она отлежалась и продолжила трудиться.

    Летом теребить лен было еще сложнее. Издали поле с культурой напоминало васильковый луг, но при ближайшем рассмотрении он оказывался сильно заросшим колючками. Каждый ученик ежедневно выполнял свою норму, и вскоре руки (хотя и были в немудреных рукавичках) покрывались капельками крови, они горели и болели от уколов колючек. А на другой день опять в поле, и снова пот и кровь на детских лицах и руках. Казалось, не будет конца «кровавому» полю, но в памяти, раз за разом, возникал образ отца, с которым Тамаре так и не удалось попрощаться. И боль как будто утихала, и поля не казались такими страшными.

    Тяжелый ручной труд выражался в сильной усталости, но никто не хныкал и не жаловался, дети и взрослые работали бок о бок, приближая Победу.

    Голодно было в тылу мирному населению в годы войны. Не хватало овощей. Приходилось ходить на колхозные поля и собирать мороженую картошку, в пищу шли песты, крапива. Мама Тамары Соболевой работала на сушилке овощей и иногда приносила домой сушеную брюкву, свёклу, морковь. С очисток картофеля домочадцы срезали и съедали остатки. Дрова заготавливали самостоятельно. Летом собирали сучки, а зимой на санках возили спиленные брёвнышки. Одежда быстро изнашивалась, но, несмотря на трудности и лишения, молодёжь не унывала!  

    — В школе зимой было холодно, мы испытывали недостаток в чернилах, бумаге. Вместо бумаги в ход шли газетные листы. В перемену мы с нетерпением ждали небольшую пайку хлеба. В большую перемену в школе устраивались танцы, особенно любили плясать козулю. Так мы и разогревались, и настроение друг другу поднимали, — рассказывает Тамара Соболева о событиях прошедших лет.

    Из повествования женщины стало известно, что отец труженицы  воевал под Ленинградом. Раненый, в составе сослуживцев был окружен немцами, прятался от фашистов в сарае с сеном. Враги стали протыкать сено штыками и одного за другим обнаружили бойцов. После этих событий семье Тамары пришла похоронка. Оплакав мужа и отца, родные смирились с утратой.  Но на этом история не закончилась. На самом же деле, отец попал в плен, работал  у фермера в Латвийской республике, затем его отправили в лагерь в Германию, именно там он получил язву желудка. Домой вернулся изможденным, с фронта привез темное пальто с шелковой подкладкой и большую металлическую ложку. Очередным испытанием для фронтовика стала проверка его на факт предательства и сговора с немцами. Тяжелые испытания не могли не сказаться на его здоровье, мужчина прожил только до пенсии.

    Фронтовики и труженики тыла по-своему приближали конец войны, и только единство фронта и тыла обеспечило Победу, уничтожив фашизм в самом его логове. За труд в годы Великой Отечественной войны Тамара Соболева награждена медалью «Труженик тыла» и благодарственными письмами.

    В послевоенное время Тамара Сергеевна получила высшее педагогическое образование, счастье, любовь и уважение обрела в семье и работе, посвятив 38 лет любимому делу — преподаванию русского языка и литературы.

    В настоящее время, на 89 году жизни, она интересуется местными новостями, участвует в проведении литературно-музыкальных гостиных,  пишет стихи и мемуары, читает и разгадывает сканворды. Она занимательный собеседник, а её память ярка и образна, как десятки лет тому назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

«На днях сегодняшних глубокий отпечаток» Современная комедия в 3-х действиях

Театральный урок для учащихся и их родителей по мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»...

Театральный проект "На всех улицах есть особый отпечаток" (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")

laquo;Горе от ума» А. С. Грибоедова закономерно составляет неотъемлемую принадлежность школьного литературного образования, выступая в качестве образцового произведения в жанре комедии. Это мес...

«Отпечаток сражений Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов на территории Смоленской области»

laquo;Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года» Константин Симонов...

КЛАССНЫЙ ЧАС ОТПЕЧАТОК ВОЙНЫ В НАШИХ СЕРДЦАХ

Данное воспитательное мероприятие на тему: «Отпечаток войны в наших сердцах» соответствует патриотическому направлению, обозначенному в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Как ценны для истории эти воспоминания, записанные от самих участников войны! Особое спасибо фотографу, профессиональная работа!