Приемы оценивания на уроках английского языка в 5-6 классах (15.03.17)
опыты и эксперименты на тему

Сидорова Елена Александровна

Единый краевой день открытых дверей пилотных общеобразовательных учреждений по введению ФГОС ООО

Презентация+ статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_den.rar114.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка в 5-6 классах»

                                                    Полудинцева Татьяна Викторовна,

                                               Сидорова Елена Александровна

                                                            МБОУ «Средняя общеобразовательная

                                                 школа №2 города Лесосибирска»

Одним из новых подходов к оцениванию является формирующее оценивание, или оценивание для обучения. Данный подход меняет роль учителя. Учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участниками. Ученики включены в процесс оценивания результатов своей деятельности, т.е. часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формирующее оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения (выделение «слабых» и «сильных» мест, мест прироста), помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе,  а ученику почувствовать ответственность за свое обучение. Оценивание должно происходит постоянно. Следует помнить о том, что оценивание не затрагивает «личность» ученика.

Какие же техники и приемы оценивания находятся в поле нашего зрения, изучаются и применяются. Это:

- лист общеучебных достижений;

- обратная связь («Трехминутное эссе»,«Письменная обратная связь»,«Словесная оценка»«Светофор») ;

- критериальное оценивание;

-  взаимооценивание;

- самооценивание.

Самооценивание- это процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Для развития самооценки можно использовать следующие приемы: «Лесенка успеха», «Карточка сомнений» (+ «Я понял все», -  «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? «Не понял»), «Говорящие рисунки», «Дерево успехов».

Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены до начала выполнения работы или разработаны совместно с учителем.

Для эффективного самооценивания необходимо:

- понимание учащимся, как оценивается его деятельность (знание критериев);

- развитие навыков критического мышления;

- развитие объективизма;

- концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока  и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Необходимо приучать ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

Самооценивание на уроках английского языка мы используем на этапе систематизации знаний при изучении грамматических тем. Хотим привести пример использования одного из приемов самооценивания на уроках в 5 классе при изучении темы «Степени сравнения прилагательных». Этот прием называется «Говорящие рисунки». Данный прием хорошо известен детям с начальной школы: если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо. Но для учащихся начальной школы этот прием используется больше как рефлексирующий.

Для 5-тиклассников он наполняется другим смыслом и позволяет использовать его как прием формирующего оценивания особенно в 1 полугодии, когда идет период адаптации. Следует помнить о преемственности в выборе форм и приемов работы, форм и премов оценивания и т.д.. Во время работы на уроке мы используем:

- улыбающееся лицо, если при выполнении задания образовать сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательных учащиеся не допускают ни одной ошибки и могут назвать способы образования степени каждого прилагательного;

- лицо спокойное, если выполнено 50% задания и возникают трудности в выборе способа образования степени сравнения прилагательного;

- лицо грустное, если более 50 % неверных ответов и ученик не может применить изученное грамматическое правило.

Выполнив задание, учащиеся проводят процедуру самоконтроля, сравнивая свои ответы с правильными вариантами, представленные учителем на слайдах. Затем учащиеся оценивают свой результат, показывая выбранный «Говорящий рисунок».

Далее учащимся предлагается поработать в группах по «уровню достижений» (в соответствии с выбранным рисунком) на данный момент, т.е. планируется организовать дифференцированную работу в группах и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшим количеством трудностей. Задание для «сильной группы»: сравнить изображенные на картинках предметы, животные, составив предложения с прилагательными в сравнительной и превосходной степени; задание для «средней группы» : повторить правило и заполнить таблицу, объяснить свой выбор того или иного способа образования прилагательного; задание для «слабой группы»: повторить правило, проанализировать примеры и выбрать из предложенных вариантов правильный).  

Можно формировать смешанные группы, в каждую из которых входят ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы.

Кроме представленного уже опыта мы используем критериальное оценивание монологической речи на уроках английского языка в 6 классе.

Если мы заглянем в рабочие программы учителей английского языка, то сможем увидеть, что в данном документе имеются конкретные предметные результаты освоения программы по иностранному языку, а именно монологической речи, раздела говорения:

1.  Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее.

2. Сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка.

3. Описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

Кроме того прописан объём монологического высказывания от 8—10 фраз для 6 класса.  

        Для того чтобы мы могли развить навык монологической речи у учащихся, нами на уроке используются критерии оценивания. Все критерии формулируются учениками совместно с учителем для более точного понимания ими учащимися. Учащиеся в свою очередь должны четко понимать, как осуществляется связь их продукта с деятельностью. Ниже представлен пример критериев для монологического высказывания по теме «Англия» по УМК М.З, Биболетова:

1. Содержание (соблюдение объема высказывания (8-10 предложений); соответствие теме «Англия»).

2. Лексика (достаточный словарный запас, соответствующий поставленной задаче по теме «Англия» и требованиям данного года обучения языку).

3. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей).

4. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).

5. Ориентирование по карте Англии.

Четыре критерия являются постоянными, а пятый добавляется по желанию, в зависимости от поставленных задач. Благодаря этим критериям учащийся способен осуществить деятельность самоконтроля и отследить, свои «сильные» и «слабые» стороны. Критерии и количество баллов и переход баллов в отметку обговариваются заранее и детально.

Перевод баллов в отметку:

От 18 до 20 баллов- отметка «5»

От 14 до 17 баллов- отметка «4»

От 10 до 13 баллов- отметка «3»

Ниже представлена готовая таблица, которая должна присутствовать у каждого учащегося на парте во время развития навыка или контроля навыка аудирования:

ФИ учащегося

Содержание (до 5 б.)

Лексика (до 3 б.)

Грамматика (до 5 б.)

Произношение (до 5 б.)

Ориентирование по карте Англии (до 2 б.)

Итог

Миша

Настя

Кроме того, у каждого учащегося есть на парте памятка, по выставлению количества баллов по каждому критерию:

Содержание (до 5 баллов)

5- Соблюден объем высказывания (8-10 предложений). Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании.

3-Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании.

1- Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания.

! Ребенок также может поставить 2 и 4 балла, если считает, что это необходимо в данном случае.

Лексика (до 3 баллов)

3- словарный запас, соответствующий поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку

2- Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося

1- Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок.

Грамматика (до 5 баллов)

5- использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку;

3- Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося

1- Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок.

! Ребенок также может поставить 2 и 4 балла, если считает, что это необходимо в данном случае.

Произношение (до 5 баллов)

5- Речь звучит в хорошем темпе для этого года обучения, нет грубых фонетических ошибок.

3- Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка.

1- Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.

! Ребенок также может поставить 2 и 4 балла, если считает, что это необходимо в данном случае.

Ориентирование по карте Англии (до 2)

2- учащийся не делает ошибок в работе с картой.

1- учащийся допускает некоторые ошибки работы с картой.

        В то время, как учащиеся заполняют таблицы и высказываются по теме, учитель, также заполняет свою такую же таблицу, для того чтобы проанализировать на сколько учащиеся адекватно выставляют баллы. Кроме того, данный вид деятельности предполагает работу с индивидуальными дефицитами, а именно выявление «сильных» и «слабых» мест.

После того, как учащиеся выставляют баллы следует оценка и обсуждение проделанной работы. Здесь учитель может в процессе рефлексии сделать фиксацию динамики образовательных достижений учащихся. Если на уроке идет контроль данного вида речевой деятельности, то далее происходит перевод баллов в отметку, по уже заранее оговоренной схеме.

Таким образом, нами был рассмотрен пример критериального оценивания монологической речи учащихся 6 класса. Обратимся к оцениванию по ФГОС и рассмотрим, подходит ли данный прием для реализации на уроках английского языка:  

1. Процесс критериального оценивания монологической речи является постоянным процессом на уроке.

2. Показанное оценивание является критериальным.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогу, и учащимся.

4. Данная система оценивания выстроена таким образом, что учащиеся включены в контрольно-оценочную деятельность, приобретая тем самым навыки к самооценке.

         В заключение хотелось бы сказать, что ученик, приученный оценивать себя, сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность не только в школе, но и сможет в дальнейшем самореализоваться во взрослой жизни, анализируя и корректируя свои «сильные» и «слабые» стороны.

Список литературы:

  1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Рассказовъ, 2002.
  2. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие /Е.Н. Кохаева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 66 с.
  3. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»

В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....

"Современные методы и приемы развития коммуникативной компетентности учеников на уроках английского языка в 5-6 классах"

Как же привести учеников от простого пересказа к более-менее свободному общению на английском языке на уроках? В процессе подготовки и проведения уроков- представлений своих тем мы с ребятами пришли к...

Статья "Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка"

Особенности определения индивидуальных достижений каждого учащегося при помощи формирующего оценивания....

Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка

Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка...

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....