Толерантность и навыки поведения в поликультурной среде
статья на тему
Федеральный образовательный стандарт предполагает, что учитель не только передает знания своим учащимся, но воспитывает в них социально активную личность, т.е. формирует в них толерантность и прививает необходимые навыки поведения, соответствующие постоянно меняющейся поликультурной среде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность и навыки поведения в поликультурной среде.
Сергеева Кристина Константиновна.
Учитель английского языка, ГБОУ гимназия №505 Красносельского района г.Санкт-Петербурга.
Федеральный образовательный стандарт предполагает, что учитель не только передает знания своим учащимся, но воспитывает в них социально активную личность, т.е. формирует в них толерантность и прививает необходимые навыки поведения, соответствующие постоянно меняющейся поликультурной среде.
Современный мир представляет собой огромное множество наций, культур, народностей. Все люди – разные, в этом и есть красота мира, но именно поэтому необходимо понимать и узнавать друг друга, дабы эта разница между людьми не стала причиной конфликтов. Россия – великая многонациональная страна, и единство ее народов – причина силы нашей страны, поэтому в детях важно воспитывать уважение к народам других культур. А школа – это то место, где необходимо создавать благоприятные условия для межнационального общения, где детей учат уважать не только свою культуру, но и культуры других народов.
Так что же такое толерантность? Это терпимость к другим народам, уважение их культуры и религии, это знание, что в мире существует тысячи разных национальностей, чьи истории богаты и интересны. Толерантность – это важное качество, которое необходимо прививать ребенку с малого возраста. Встает вопрос – как же привить детям это качество?
В первую очередь учитель должен подавать пример толерантного общения своим поведением. Он не только должен уважать чужую точку зрения, но и учить детей выслушивать друг друга, принимать чужое мнение, даже если оно полностью отличается от их собственного. Необходимо показать детям, что, несмотря на то, что все люди – разные, это не значит, что кто-то хуже, а кто-то лучше.
Несомненно, изучение других культур помогает привить толерантность детям. Существует такое понятие, как межкультурная грамотность – т.е. общее понимание культур других наций, осознание, что каждая культура по-своему ценна и значима. Научиться понимать и принимать каждого человека, независимо от его национальности и культуры – вот, что самое важное в воспитании толерантного человека, в воспитании ребенка, который будет личностью, не ограниченной стереотипами.
Каковы необходимые навыки поведения в современном мире? В современном поликультурном мире важное место уделяется проблеме толерантности. Прививая детям необходимые навыки поведения, мы помогаем ему вырасти социально-значимой личностью. Формирование толерантного человека в поликультурном мире предполагает следующие пункты:
- формирование знаний о культурном многообразии мира;
- формирование и развитие культуры поведения, соответствующих поликультурной среде;
- формирование и развитие умения сосуществовать в мире и согласии с людьми других национальностей и культур.
Навыки поведения в поликультурной среде предполагают, что человек способен противостоять расизму, предубеждениям, стереотипам, ненависти, основанной на межкультурном различии.
Формирование данных навыков может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности. При их развитии нельзя не учитывать опыт межкультурных контактов в его различных формах: знакомство с произведениями искусства и архитектуры, достижениями науки и техники, встречи и диалоги с представителями иных социокультурных общностей, знакомство с традициями и обычаями в быту и повседневной жизни.
Основными способами формирования необходимых навыков поведения в поликультурной среде как интегративного качества развития личности являются предметы гуманитарного цикла. Кроме этого большую роль в решении данного вопроса играет внеурочная деятельность, которая позволяет уделить дополнительное внимание личностным качествам каждого ребенка. Не следует забывать и о внеурочной воспитательной работе. Социально значимые формы и методы, такие как поисковая деятельность, краеведение и волонтерское движение, позволяют формировать национально-культурную идентичность обучающихся в процессе активной самореализации.
Отсутствие данных качеств и норм поведения у детей может привести к ограниченному взаимодействию с другими людьми, а часто и к экстремизму. На почве непонимания, нетерпимости возникают постоянные споры, которые могут перерасти в войны. Неспособность социально адаптироваться в следствии непонимания межкультурных различий приводит к молодежному экстремизму. Это, как массовое явление, в последние десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения, в моральном и физическом насилии над людьми иной культуры.
Прививая с младшего возраста знания о культурном многообразии общества, показывая на личном примере уважение к лицам других национальностей, приобщая детей к общению с людьми других культур, научив их принимать чужое мнение, мы сможем воспитать в ребенке достойного, толерантного человека, чье поведение будет примером для остальных.
Развитие и совершенствование толерантной личности приведет не только к успешной адаптации человека в современной поликультурной среде, но также, может привести к качественному изменению социальной жизни людей, формированию общества, где не будет места нетерпимости и вражде на почве непонимания и ненависти. Дети – наше будущее, так почему бы этому будущему не быть понимающим, дружным и светлым. Необходимо усилить воспитательную работу, направленную на развитие социальных и духовно-нравственных ценностей. В школе, в семье должна присутствовать атмосфера понимания, свободы слова, взаимного уважения. Необходимо научить детей вести активный диалог со всеми людьми, к какой бы культуре они не относились.
Все мы понимаем, как важно быть толерантным, но, повторюсь – начать нужно с себя, показывая детям пример. Необходимо понимать, что действенность работы, направленной на воспитание терпимости у детей, будет проявляться только в том случае, если педагог и родитель ежедневно будут демонстрировать детям понимание и толерантность ко всем людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА)
Работа представляет собой проект создания поликультурной среды как условий развития и национальной самореализации учащихся конкретного ОУ в ходе образовательного процесса через знакомство с куль...

Статья "Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся на уроках географии"
Статья знакомит с темами уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы толерантности и понимания того, что Россия – многонациональное государство и многонациональность – специ...
Методические рекомендации "Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды"
Методические рекомендации адресованы образовательным организациям, повышающим кадровый потенциал педагогов и специалистов по вопросам преподавания русского языка как родного, неродного, государственно...
Толерантность и навыки поведения в поликультурной среде
Проблема толерантности в современном мире имеет чрезвычайно острый характер. Повсеместно проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня общественной толерантности, которые отчасти ...

«Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках русского языка и литературы»
Предмет «Русский язык» дает благодатный материал для воспитания важнейших качеств современного человека: толерантности, доброжелательности, умения сострадать, при этом быть патриотом...
Методическая разработка «Формирование понятия этнической толерантности у школьников в поликультурной среде».
Воспитание в детях терпимого отношения к людям различных национальностей, конфессий. Уважительного отношения к людям различных социальных слоев, к старшему поколению....
- Мне нравится (1)

