Толерантность и навыки поведения в поликультурной среде
статья
Проблема толерантности в современном мире имеет чрезвычайно острый характер. Повсеместно проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня общественной толерантности, которые отчасти дают свои плоды, но их эффективность можно оспорить, поскольку в различных странах, в том числе России, уровень дискриминации по отношению к социальным группам не снижается до минимальных значений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитания в формировании человеческого капитала
Толерантность и навыки поведения в поликультурной среде
Дубасов Илья Алексеевич
Педагог дополнительного образования, ГБОУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга "ОХТА"
Проблема толерантности в современном мире имеет чрезвычайно острый характер. Повсеместно проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня общественной толерантности, которые отчасти дают свои плоды, но их эффективность можно оспорить, поскольку в различных странах, в том числе России, уровень дискриминации по отношению к социальным группам не снижается до минимальных значений.
Для более точного определения слова "толерантность" обратимся к "Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО" 1995 года:
"1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии..."
Согласно данной декларации, понятие толерантность неразрывно связано с уважением прав человека, признанием его основных свобод. Однако проявление толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Толерантность признаёт право каждого придерживаться своих убеждений.
Таким образом, можно прийти к выводу, что толерантное поведение является как раз тем самым универсальным навыком, который необходим каждому человеку в поликультурной среде, поскольку оно ведёт к отрицанию и дальнейшему уничтожению осознанной или неосознанной дискриминации социальных групп или отдельно взятых людей. Однако удручает тот факт, что в образовательных учреждениях, которые (согласно Федеральным государственным образовательным стандартам) являются доступными для всех участников образовательного процесса (вне зависимости от национальности, цвета кожи, вероисповедания, образа жизни и убеждений), расслоение на "сильных" (доминантную группу) и "слабых" (тех, кто подвергается дискриминации) - это обычное явление. То есть из-за не привитых навыков поведения в поликультурной среде группы детей и подростков вытесняют не похожих на них индивидов из большинства социальных процессов, заставляя их чувствовать себя отчуждённо, и применяют по отношению к ним агрессию в разных формах её проявления. Чтобы подобные случаи в образовательных учреждениях стали скорее исключением из правил, чем закономерной тенденцией, педагогам необходимо налаживать воспитательную работу с обучающимися, делая акцент на воспитании в них норм поведения в поликультурной среде и толерантности.
Существует огромное количество различных форм и методов проведения данной работы. Это тематические классные часы, которые проводятся в форме ролевых игр, интенсивных тренингов или презентаций о народах мира; это и показ фильмов, и чтение специальной литературы, и выполнение классом общей творческой работы; налаживание социальных партнёрств. На мой взгляд, привычные в большей степени для учреждений среднего образования формы работы по воспитанию навыков поведения в поликультурной среде и толерантности можно реализовывать и в учреждениях дополнительного образования. Например, ориентир на воспитание толерантного поведения негласно заложен в образовательный, воспитательный и культурно-массовый процессы Центра детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга "ОХТА".
Наши стены открыты для детей и подростков разных национальностей, приверженцев разных культур, вероисповеданий, традиций, а также образов жизни, не исключая доступность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они активно принимают участие в массовых мероприятиях, показывают результаты на конкурсах и соревнованиях. Моя работа, как педагога творческого направления, заключается в том числе в создании условий, в которых каждый обучающийся чувствовал себя свободно и не боялся выражать своё мнение. На мой взгляд, только благодаря подобным условиям возможно взращивание сплочённого коллектива, занимающегося продуктивной деятельностью. Разумеется, в первое и некоторое последующее время между обучающимися возникали конфликты, появляющиеся на фоне несоответствия мнений, взглядов, убеждений, но, что очень важно, их разрешение должно происходить исключительно в форме конструктивного диалога, а не давящего авторитетного мнения педагога.
Мой личный опыт в исследуемой теме показывает, что все старания педагога в один миг становятся не эффективными, если обучающиеся не видят перед собой пример того, как нужно вести себя в поликультурном пространстве и каково это, быть толерантным человеком.
Педагогу необходимо самому верить в то, что непохожесть одного человека не даёт право другим делать из него объект всеобщей насмешки и травли. Своим личным примером педагог способен воспитать в обучающихся чувство уважения к чужому мнению и способность принятия иного образа жизни, что катастрофически необходимо в поликультурной среде. Иными словами, педагог должен подавать пример толерантного поведения, чтобы воспитать его в обучающихся.
Говоря о развитии социально-значимой личности с привитыми навыками толерантного поведения, которая гармонично впишется в поликультурную среду, нельзя не отметить, что это не сиюминутный результат воспитательных мероприятий, а интереснейший тяжёлый процесс, который способен изменить будущее нашего общества в лучшую сторону. Рассказывая обучающимся с начальных классов о красоте социального плюрализма (на доступном для разных возрастов языке, разумеется), огромном количестве культур, этносов, традиций, педагоги способны предотвратить распространение шовинизма, расизма, сексизма, гомофобии и иных идеологий, призванных дискриминировать людей по национальности, цвету кожи, половым и гендерным признакам, наличию особенностей развития, образу жизни и иным предпочтениям. То есть в идеальной перспективе педагоги способны предотвратить различные споры, конфликты, локальные "войны", травлю и агрессивное поведение, а также искоренить эти явления не только из образовательных учреждений, но и нашего социума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА)
Работа представляет собой проект создания поликультурной среды как условий развития и национальной самореализации учащихся конкретного ОУ в ходе образовательного процесса через знакомство с куль...

Статья "Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся на уроках географии"
Статья знакомит с темами уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы толерантности и понимания того, что Россия – многонациональное государство и многонациональность – специ...

Толерантность и навыки поведения в поликультурной среде
Федеральный образовательный стандарт предполагает, что учитель не только передает знания своим учащимся, но воспитывает в них социально активную личность, т.е. формирует в них толерантность и прививае...
Методические рекомендации "Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды"
Методические рекомендации адресованы образовательным организациям, повышающим кадровый потенциал педагогов и специалистов по вопросам преподавания русского языка как родного, неродного, государственно...

«Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках русского языка и литературы»
Предмет «Русский язык» дает благодатный материал для воспитания важнейших качеств современного человека: толерантности, доброжелательности, умения сострадать, при этом быть патриотом...
Методическая разработка «Формирование понятия этнической толерантности у школьников в поликультурной среде».
Воспитание в детях терпимого отношения к людям различных национальностей, конфессий. Уважительного отношения к людям различных социальных слоев, к старшему поколению....
