Моя педагогическая философия
статья на тему

Самойленко Евгения Дмитриевна

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Самойленко Евгения Дмитриевна,

учитель математики

МОУ СОШ № 45

г. Челябинск

Моя педагогическая философия

Свое сочинение я хочу начать с одной известной притчи.

«Прозвенел звонок. Учитель зашел в класс, поприветствовал учеников и поставил на стол пустой сосуд. Дети удивленно смотрели, то на сосуд, то на учителя. Затем учитель спросил: «Что вы можете сказать об этом сосуде?»

Воцарилась пауза, но вдруг один из учеников сказал, что сосуд пуст. «Совершенно верно», - произнес учитель и начал наполнять его камнями, диаметром не менее пяти сантиметров. И, когда закончил, снова спросил: «А сейчас, сосуд полон?»

Весь класс кивал головами. Тогда он достал из под стола стакан с песком и высыпал его в сосуд. Песчинки заполнили промежутки между камнями. Дети изумленно следили за его действиями. Снова прозвучал вопрос учителя: «Полон ли сосуд?» Дети ответили: «Теперь сосуд полон!»

Тогда учитель подошел к окну, взял оттуда стакан воды и вылил его  в сосуд. Все замерли. Все ждали, что будет дальше. А учитель снова задал тот же вопрос.

Тогда один из учеников сказал, что теперь сосуд уж точно полон. Ты уверен? – переспросил учитель. «Да», - уже более уверенно сказал ученик. Тогда учитель достал из кармана щепотку соли, высыпал ее в сосуд и заговорил: «Жизнь человека подобна этому сосуду. В ней всегда есть место для следующей щепотки соли»…»

Представим, что этот сосуд – моя педагогическая деятельность. Камни в нем – это стержень, фундамент, моя основа. Каждая песчинка – это уроки, которые я преподнесла и еще преподнесу моим ученикам. Вода – мой педагогический опыт, а щепотка соли – это та мера, которую я буду добавлять в свой сосуд, постепенно совершенствуя свое профессиональное мастерство. Ведь, как говорится, «век живи – век учись»…

Учитель… Такое простое слово. Мы слышим его каждый день, но вряд ли задумываемся над тем, а кто такой учитель.

Вот я – учитель.

«Это учитель?! Ей бы на подиум», – скажете вы. И я с вами соглашусь, потому что прекрасно понимаю, что мало похожа на учителя. Минимум – модель.

Все привыкли видеть учителя средних лет и старше, со строгой прической, в строгом костюме и в очках. Видимо, я не соответствую…Но разве это кто-то решил за меня: должна ли я быть похожей на менеджера, врача или модель? Кто и где устанавливает эти стереотипы? Я сделала свой выбор и он мне нравится! И если уж кого-то привлекает слово «модель», тогда я – новая модель учителя. Учителя XXI века. Мне не нужно приписывать какие-то сверхкачества. Поверьте, быть серьезной, строгой и принципиальной совсем не трудно. И цель та же – научить. Научить любить, верить, творить. И дети те же. Или нет? Это ведь поколение XXI века! Интересно, правда? Новая модель учителя пришла на урок к новым моделям учеников. А они ждут новых открытий, перемен. Смогу ли я оправдать их ожидания? Что для этого нужно сделать?...

Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для всех одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит пробираться через дебри к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важным я считаю суметь найти путь к пониманию и сердцу ребенка.

Адольф Дистервег говорил: «Самым живым примером для ученика является учитель». Значит надо научиться быть примером! А раз есть пример, то для меня, как для математика, его нужно решить. Как? И кто это сделает?

Ответ прост. Я и мои ученики. Только мне решать как сделать так, чтобы  со мной было интересно не только изучать математику, но и заниматься творчеством, проводить свободное время и организовывать совместный проект. А ученики, в свою очередь, примут решение: интересен ли им такой учитель, хочется ли им идти к нему на урок. Надеюсь, что и у меня, и у них найдется правильный ответ.

Я – педагог. Я – пример для каждого из моих учеников. Мне надо уметь держать слово, обдумывать свои поступки и не совершать ошибок. Мне нужно научиться создавать такие условия, чтобы  мои ученики  совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил, чтобы каждый из них занимал активную позицию.

В процессе своей работы меня привлекают новые, нестандартные формы, методы и средства обучения. А в современном мире, в мире информационных и компьютерных технологий, просто необходимо их внедрение и использование в процессе обучения и развития творческих способностей учащихся.

Кто-то из индийских педагогов сказал: «Обращайтесь с детьми как с цветами». А мне хочется добавить: цветут и розы, и крапива, и кактусы. Надо

уметь обращаться с каждым видом, ведь и обжечься можно, и уколоться. Только творения настоящего садовника радуют глаз. Ароматные и ухоженные цветники дарят истинное наслаждение.

Так, собирая капли знаний и укрепляя их каплями терпения, удобряя каплями любви и радости, можно достигнуть желаемого результата. И не так уж важно, что похож учитель на модель, а внутренне представляет себя садовником, а профессия далека от этих понятий. Это возможно! А уж тем более в XXI веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...