Поговорим о добре
материал на тему

Час общения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_o_dobre.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАС ОБЩЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

Поговорим о доброте

Цели :

Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках; стремление совершать добрые дела;

Задачи:

  • Раскрыть понятия: доброта, добро и зло
  • Познакомить учащихся с закономерностями проявления «добра» и «зла» в личности человека и в окружающей жизни.
  • Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
  • Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Форма  часа общения: час – размышление.

Подготовка:

 Дети ищут и запоминают пословицы, поговорки о доброте. Учащиеся разучивают стихотворение о добре и зле.

Оборудование:

- название темы классного часа,

- пословицы и поговорки о добре и о зле;

-аудиозапись песни «Дорога добра» из к/ф Приключения маленького Мука

Автор текста (слова): Энтин Ю., композитор (музыка): Минков М. 

Доска,  компьютер, фигурки деревьев, буклет «Правила дружбы», карточки со словами, толковый словарь С.И. Ожигова

План:

I .Организационный момент

Актуализация знаний

II. Беседа

III.

1. Групповая работа         «Пословицы о добре»

2.Работа со словами. Беседа о вежливых словах.

3. Игра: «Сказочный герой – добрый или злой?»

4. Групповая работа «Добрые чувства»

5.Беседа- рассуждение о добрых поступках

6.Выполнение теста. «Добрый ли Я?»

7.Составление «Правил доброты»

IV. Заключение

Игра-тренинг “Плоды  добра”.

V. Итог  занятия.

 «

(Звучит музыка)

В. Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся.

Ребята, сегодня мы с вами собрались , чтобы поговорить о доброте и добрых делах.

А  как думаете вы, что такое доброта… (ответы детей)

Какого человека можно назвать добрым?

 ( Добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).

А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ивановича Ожигова.

Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро- всё положительное, хорошее, полезное. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный,  доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, дочь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша помощь. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы посадим этот сад.

Дерево первое «Пословицы о добре»

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них. Я попрошу вас выполнить задание- собрать пословицы и попытаться объяснить их значения.

1.Доброе слово … и кошке приятно.

2.Не одежда красит человека, … а его добрые дела.

3.Торопись на доброе дело,…а худое само приспеет.

4.Не хвались серебром, …а хвались добром.

5.Кто добро творит, … того Бог отблагодарит.

6.В ком добра нет, …в том и правды мало.

7.Не ищи красоты-…ищи доброты.

А какие пословицы о доброте вы  приготовили?

(Дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добро помни, а зло забывай.

Что посеешь, то и пожнёшь

За добро добром плати.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Добра желаешь, добро и делай.

Добро поощряй, а зло порицай.

Сделаешь худо, не жди добра.

Добро творить – себя веселить.

Делать добро спеши.

С добрым жить хорошо.

Добрый человек добру и учит.

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево.

Дерево второе «Волшебные слова»

Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)

Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие?

(Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры» и т.д.)

Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов?

(С помощью улыбки, доброжелательного взгляда)

Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти слова окружающим.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться все спешат.

Предлагаю вспомнить добрые слова. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем- то просто и мудро-

При встрече здороваться… (доброе утро!)

Зеленеет даже пень, когда услышит:…(добрый день!)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь:…(здравствуйте!)

Растает ледяная глыба

От слова доброго…(спасибо!)

Когда бранят за шалости, мы говорим:…(прости, пожалуйста!)

И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь:…(до свидания!)

Всем вам с большой любовью желаю… крепкого…(здоровья!)

Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево!

Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреет душу.

Дерево 3. «Добрые  герои сказок»

Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если он добрый, вы поднимаете руки вверх, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали:

Иван –царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная – Шапочка, гуси – лебеди, водяной, баба- яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная королева.

Молодцы, ребята! Ещё одно дерево прижилось.

Дерево 4. «Добрые  чувства»

Мы с вами знаем, что чувства есть добрые, а есть, к сожалению злые.

А сейчас, я вас попрошу отделить злые чувства от добрых.

(Ребята выходят к доске и размещают чувства, написанные на карточках в два столбика)

Добрые чувства                                      Злые чувства

Любовь.                                        Безразличие

Дружба                                        Равнодушие

Доверие                                        Злоба

Радость                                        Ненависть

Внимание                                        Вражда

Забота                                        Недоверие

Понимание                                        Антипатия

Симпатия                                        Раздражение

Какие ещё чувства вы можете отнести к добрым? (Ребята дописывают в соответствующий столбик)

Мы можем много назвать положительных качеств человека. Но

всё-таки на первое место мы ставим… доброту.

Мы посадили еще одно дерево

Дерево 5. «Добрые поступки»

Легко или трудно быть добрым?  (ответы детей)

Добрым быть совсем - совсем непросто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

 Радуются взрослые и дети.

Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)

Подумайте и скажите, какие  добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в природе, в транспорте?

Молодцы! Сажаем следующее дерево

Учитель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.

Сейчас мы проведём Тест «Добрый ли, я».

Каждый из вас сможет проверить какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

Дерево 6. «Добрый ли, я»

Давайте рассмотрим бланк ответов.

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать «да» или «нет»

А теперь вопросы

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

 Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Бланк для ответов

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

Баллы

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Вот еще одно дерево мы посадили.

Дерево 7. «Спешите делать добро»

Ребята, как вы думаете Каким человека делает доброта? (ответы )

Доброта не порождается умом. Но через ум она может пополняться. Ум – регулятор поведения. Нужно уметь слушать себя, говорить злым чувствам «Стоп» и не давать им подавлять добрые.

Как вы думаете, какие правила нужно выполнять, чтобы быть добрым?

(Учащиеся предлагают свои правила )

Правила доброты (примеры)

  • Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  • Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их
  • Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  • Делать добро для близких и друзей
  • Не завидовать
  • Не вредничать
  • Не грубить
  • Не обижать младших
  • Помогать маме, бабушке по хозяйству
  • Защищать девочек, маленьких детей.
  • Не грубить
  • Уважать старших, уступать места в транспорте пожилым людям
  • Любить родных и заботиться о них
  • Дорожить друзьями, уметь прощать
  • Беречь и охранять природу, не обижать животных
  • Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
  • Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
  • Прощать ошибки других.
  • Не жадничать.
  • Жалеть других.
  • Помогать людям.
  • Делиться последним с другом.
  • Защищать слабого.

Давайте еще раз зачитаем наши правила (ведущий читает правила, прикрепляет дерево)

Молодцы! Вот и ещё одно деревце прижилось!

И мы, с вами сажая деревце за деревцем,  создали сад доброты. Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

IV. Заключение Игра-тренинг «Плод  добра».

Ребята, а сейчас встаньте в круг,  слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении сад добра и хорошего настроения. Сорвите с дерева плод добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого плода внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

 А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего – нибудь хорошего. (Дети выполняют). Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по – прежнему с вами.

Звучит музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук»

V. Итог  занятия.

Наша встреча  подошла к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы  рассказали, что интересного  узнали сегодня?

- Что осталось в памяти?

-О чем можно задуматься?

-Что вы считает полезным для себя в этом обсуждении и почему?

-Что понравилось, почему?

-Что не понравилось, почему?

- Что нового о доброте узнали в процессе работы?

- Можно ли назвать вас добрыми?

( Ответы детей)

А что гласит о доброте народная мудрость?

Каждый ребёнок получает карточку с высказыванием (на память), читает вслух слова, написанные на этой карточке. Некоторые высказывания обсуждаются.

1.Доброта – качество, излишек которого не вредит. (Дж. Голсуорси).

2. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. (Л.Н.Толстой).

3.Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л.В.Бетховен).

4. Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж.Ж.Руссо).

5.Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.

6. Доброе дело не может быть сделано из ненависти, тем более из корысти. Оно делается только из любви.

7. Доброта лучше красоты. (Г.Гейне).

8.Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. (Сенека).

9. Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Г.Торо).

10. Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь (М.Горький).

11. Доброе дело питает и душу и тело.

12. Худо тому, кто добра не творит никому.

13.За доброго человека сто рук.

14.Добрые умирают, да дела их живут.

15. Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое дерево. (И.С.Тургенев).

16.Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (Мигель Сервантес).

17.Истинная доброта заключается в благожелательном отношение к людям. (Ж.Ж.Руссо)

18.Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Л.Толстой).

Мое пожелание вам:

Будьте добрыми людьми! И вы будете счастливы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект группового занятия из цикла "Круг ДОБРА" на тему: "Поговорим еще раз о любви"

Данное групповое занятие расчитано на обучающихся старшего звена. В форме беседы на разнообразном материале учащиеся  пытаютсся понять, что такое любовь; обращаясь к ярким, неординарным обра...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...