Программа КСК "Кукла - оберег" для 5-х классов.
рабочая программа (5 класс) на тему

Юлия_Юрьевна

Программа создана для работы с учащимися 5-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 83»

Программа краткосрочного курса

 «Кукла - оберег»

Программу составила:

Гудкова Юлия Юрьевна,

учитель начальных классов.

г.Пермь

 2015 - 2016 уч.г.

Программа

краткосрочного курса

«Кукла - оберег»

Пояснительная  записка

В связи с введением ФГОС внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная программа  «Кукла - оберег» может рассматриваться как краткосрочный курс реализующейся во внеурочной деятельности.

Программа краткосрочного курса «Кукла - оберег»  для детей от 7 до 16 лет. Набор свободный. Состав группы свободный. Количество человек неограниченно. Занятия 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 8 часов.

Направленность краткосрочного курса «Кукла - оберег»

Первыми подлинными произведениями искусства, с которыми знакомятся дети, являются их игрушки. Задача игрушки – дать в руки ребенка часть познаваемого им мира, развеселить, научить чему-то и воздействовать на его еще неосознанное эстетическое чувство. Детские впечатления – яркие и живые, - сохраняются в сердце на всю жизнь. Именно поэтому, независимо от возраста, образования и профессии, большинство людей помнят любимые игрушки своего детства. Существенное значение имеет то, как и кем были созданы эти первые жизненные ориентиры ребенка. Программа курса является этнографической, так как рассматривает вопросы традиционной культуры и дает практические навыки.

Новизна актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальностью программы краткосрочного курса  является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.

Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.

Новизна программы курса заключается в форме проведения занятий, говорят: «Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Программа ориентирована как на младших школьников, так и на среднее звено и рассчитана от 8  часов обучения.

Цели и задачи

Цель:

• Приобщение к истокам славянской культуры.

• Изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы.

• Изготовление народной куклы, с учетом традиций.

Задачи:

• обучать младших школьников навыкам работы с различными материалами;

• развивать  у ребят интерес к истории и культуре своего народа, эстетический вкус, творческое мышление;

• формировать у школьников навыки общения и коллективной деятельности;

• воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру.

Структура занятия:

1.Ознакомительная часть.

        Учитель демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.

2.Процесс изготовление.

        Учитель поэтапно показывает, как создается изделие. Ученики повторяют весь процесс шаг за шагом. Учитель после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

3.        Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости. Получение готового продукта.

Методическое обеспечение программы краткосрочного курса

 «Кукла - оберег»

Для обучения изготовлению  куклы - оберега на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе курса. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.   Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Формы подведения итогов реализации программы краткосрочного курса «Кукла - оберег»

Выставка в конце курса.

Учебно - тематический план краткосрочного курса «Кукла - оберег»

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

1

Кукла оберег "Вепсская"

2

2

3

Кукла оберег "Колокольчик

1

4

Кукла оберег "День и ночь"

1

5

Обрядовые куклы "Крупеничка" и "Зерновушка"

2

6

7

Кукла оберег "Мотанка"

1

8

Кукла оберег "Желанница"

1

Планируемые результаты освоения учащимися программы краткосрочного курса «Кукла - оберег»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам осмотра технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности /неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • предполагать свои действия;
  • осуществлять пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • анализировать куклы, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • познакомиться с историей русской народной куклы;
  • узнать типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная);
  • познакомятся с технологией изготовления кукол;
  • изготовить тряпичную куклу под руководством педагога.

Используемая литература

  1. Берстенева Е. В., Догаева Н. «Кукольный сундучок» -Москва, «Белый город»,2010
  2. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998.
  3. Дайн Г.М. «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
  4. Зимина И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007
  5. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР – М; «Планета», 1990.
  6. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург «Паритет» 2003.
  7. Птушкина О. «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
  8. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М; Айрис Пресс, 2003.
  9. Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...