ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ"
статья на тему
В настоящее время наблюдается тенденция ускорения процессов интеграции, глобализации и расширения сфер межкультурного взаимодействия. Каждый человек так или иначе на протяжении все своей жизни сталкивается с представителями других культур. Очень часто общение и взаимодействие с иностранными гражданами приводит к возникновению языковых барьеров, различных межрасовых, национальных конфликтов ,что обусловлено различиями в мировосприятии, незнанием культуры и особенностей того или иного народа. Подростки же в свою очередь в повседневной жизни, учебе, работе и общении в сети интернет наиболее часто сталкиваются с иностранными гражданами и зачастую являются провокаторами подобных конфликтов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
Давзит Алёна Павловна
студент 1 курса магистратуры «Профильное и профессиональное образование», межвузовская кафедра и кафедра общей педагогики КемГУ, г. Кемерово
Е-mail: alyona.davzit@yandex.ru
В настоящее время наблюдается тенденция ускорения процессов интеграции, глобализации и расширения сфер межкультурного взаимодействия. Каждый человек так или иначе на протяжении все своей жизни сталкивается с представителями других культур. Очень часто общение и взаимодействие с иностранными гражданами приводит к возникновению языковых барьеров, различных межрасовых, национальных конфликтов ,что обусловлено различиями в мировосприятии, незнанием культуры и особенностей того или иного народа. Подростки же в свою очередь в повседневной жизни, учебе, работе и общении в сети интернет наиболее часто сталкиваются с иностранными гражданами и зачастую являются провокаторами подобных конфликтов.
Как показала практика одного лишь знания иностранного языка не достаточно для полного межкультурного понимания друг друга. Поэтому и необходимо знать культурные особенности, традиции, характерные черты менталитета, поведения партнёров по предстоящему общению.
К сожалению в школьную программу до сих пор не добавили уроки «Межкультурной коммуникации», поэтому ведущую роль в формировании межкультурной компетенции играют уроки иностранного языка и внеурочная деятельность. Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Так как лишь в дружеской, непринужденной, увлекательной и игровой форме можно сформировать уважительное отношения к представителям другой культуры, познакомить с традициями и обычаями носителей языка, что делает уроки иностранного боле привлекательными для учащихся. Формирование межкультурной компетенции помогает достижению взаимопонимания в процессе межкультурной коммуникации.
Межкультурная компетенция является основным элементом в структуре ключевых компетенций. В. В. Сафонова относит «межкультурную компетенцию к части коммуникативной компетенции языковой личности» [3,c.42]. Потому что язык является главным, но не единственным средством реализации диалога культур.
Для того чтобы комфортно существовать в современном мире, людям нужно учиться понимать и принимать разную культуру. Это поможет им адаптироваться в незнакомой среде, жить и работать с другими людьми, которые являются носителями разных культур. Поэтому приобретение межкультурной компетенции, которая помогает людям преобразовывать свои знания, отношение и поведение, таким образом, чтобы быть открытым и более тактичными к другой культуре, стало важной проблемой для образования и для общества в целом.
Для начала необходимо дать определение понятию «межкультурная компетенция». Межкультурная компетенция, по мнению Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, есть «способность, позволяющая личности реализовать себя в рамках диалога культур, т.е. в условиях межкультурной коммуникации. Ее становление осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности» [2, с.346].
«Изучение проблем межкультурной коммуникации предполагает знакомство со следующими явлениями и понятиями: принципами коммуникации, основными функциями культуры, влиянием культуры на восприятие и коммуникацию в ее различных сферах и видах, параметрами для описания влияния культуры на человеческую деятельность и развитие общества» [4, С. 73] .
Формирование межкультурной компетенции это развитие способности подростка принимать участие в межкультурной коммуникации, уважая и принимая культурные различия и преодолевая культурные барьеры.
При формировании межкультурной компетенции существует несколько направлений взаимодействия двух и более культур:
- знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством самого иностранного языка и усвоение модели поведения носителей иноязычной культуры;
- влияние иностранного языка и иноязычной культуры на развитие родного языка и модель поведения в рамках родной культуры;
- развитие личности под влиянием двух культур.
В процессе изучения иностранного языка ученики усваивают материал, который показывает как язык функционирует в естественной среде, особенности поведения носителей языка в разных ситуациях общения. Ученики учатся устанавливать связь поведения носителей других культур с народными обычаями, традициями, социальной структурой общества, этнической принадлежностью, дети учатся толерантному, уважительному отношению к ценностям и традициям других народов.
«Прежде всего, это происходит с помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов), которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию. Чтобы в процессе межкультурной коммуникации избежать возможных конфликтов необходимо знать национально–культурные особенности поведения иностранца» [5, С. 152].
Однако чтобы сформировать у учеников межкультурную компетенцию, способствующую успешной межкультурной коммуникации одних лишь уроков иностранного языка бывает не достаточно. Поэтому очень важную роль играет внеклассная работа с подростками. Внеклассная работа расширяет сферу применения иностранного языка, позволяет подросткам увидеть безграничные возможности, которые дает им изучение иностранного языка. Интересная и увлекательная форма таких внеурочных занятий развивает особый эмоциональный настрой, вызывает устойчивый интерес к изучению языка, культуры, традиций и обычаев носителей.
Внеклассная работа создает условия для реализации языковых навыков, знаний и умений. Так например разыгрывая пьесу на иностранном языке старшеклассники учатся решать возможные в реальной жизни конфликты с помощью языка в серьезной или шуточной форме.
Различные вечера и утренники посвящённые политическим, общественным деятелям, деятелям искусства, науки, поэтам таким, как Генрих Бель, Бертольт Брехт, Мартин Лютер Кинг, Габриэль Гарсиа Маркес, Морис Торез и многие другие, которые являются примером нравственного подвига, мужества, которые внесли вклад в развитие мировой культуры, чьи изобретения, труды и знания оказали большое влияние на современное общество. Без сомнения вечера посвящённые этим людям не оставят равнодушными и сформируют уважительное отношение к той нации к которой они принадлежат. Подобную роль играют вечера, которые посвящены знаменательным событиям в стране, странах изучаемого языка: взятие Бастилии, двухсотлетие французской революции (французский язык), День независимости (английский язык), День Победы над фашизмом (для всех языков) и т. д.
Внеклассная работа имеет большие возможности в выборе форм реализации это может быть: просмотр и обсуждение фильма на иностранном языке, урок-экскурсия, «интервью», «телемосты», «базары солидарности», различные праздники, которые отмечают в странах носителей языка, костюмированные вечеринки, вечера стихов, песен, танцев других народов и многое другое.
Таким образом внеклассная работа играет большую роль в формировании межкультурной компетенции подростков. Она позволяет в игровой, увлекательной форме усвоить особенности других народов, развивает толерантное, уважительное отношение к иностранной культуре, способствует успешной межкультурной коммуникации и позволяет избежать национальные конфликты, эффективно преодолевать барьеры
Список литературы:
- Гальскова, Н.Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.
- Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур [Текст]. - Воронеж: Истоки, 1996. - 239с.
- Свиридон, Р. А. Формирование межкультурной компетенции будущего специалиста в области мировой экономики средствами делового английского языка / Р.А. Свиридон / Сборник научных трудов II Международной летней школы для молодых исследователей «Инновационные образовательные технологии в преподавании иностранных языков». Томск, Изд–во ТГПУ, 2005. С. 72– 84.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / Е. Н. Соловова / М.: Просвещение, 2002. 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"
Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...

Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку
Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...

Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."
В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...

Экспериментальное исследование по формированию межкультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе
В каждой стране сформировались свои, присущие только ее народу культура, традиции и обычаи. Практика показывает, что при ознакомлении с ними учащихся в школе скорее нужны не лекции, а активные занятия...

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при проведении ...

