Урок ОРКСЭ по теме "Защитники Отечества
методическая разработка на тему

Парахина Светлана Владимировна

Урок ОРКСЭ составлен  на основе УМК А.В. Кураева  «Основы православной  культуры»., 4 класс, М., Просвещение, 2016 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitniki_otechestva.docx37.15 КБ
Файл zashchitniki_otechestva.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Защитники  Отечества

ОРКСЭ 4 класс.

Цель урока:  Познакомиться  с христианским отношением к войне и воинскому долгу.  Показать отношение  православных людей к защите Отечества.  На основе  жизни и деятельности  православных воинов, причисленных к лику  святых способствовать  воспитанию  чувства патриотизма и любви к Родине, основанного на знании и уважении отечественной истории и православной культуры.

Предметные результаты:  Формирование  нравственных,  духовных  ценностей в повседневной  человеческой жизни. Развитие  личной  ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных, патриотических  нормах  православной  культуры.

Личностные результаты:  Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и российскую историю

Метапредметные результаты:  Формирование  умений  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.  Овладевать навыками смыслового чтения текстов, выделять  нравственные  мотивы  в действиях исторических персонажей.

Форма  урока: комбинированный.

Виды деятельности: беседа,  самостоятельная  групповая  работа с источниками информации, учебный диалог, исследовательская работа.

Оборудование:  Компьютер, проектор, презентация, материал для групповой  работы.  Учебник А.В. Кураев «Основы православной  культуры»., 4 класс, изд. Просвещение, М. 2016 г.

Домашнее задание: стр.  133 – 138., опросить родителей и подготовить небольшое  сообщение о защитнике Отечества  в  своей  семье.  

Ход урока.

Этап урока.

Учебная  деятельность

Формирование УУД

Организационный момент:  просмотр видеоклипа с песней «Священная  война».

Ввод в тему урока, сформулировать  тему урока.

(5 минут)

Ребята, как  вы  думаете, о  чем  мы будем  вести  речь на  нашем  уроке?  

1. Ребята, что могут означать слова песни  «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой»                                                            

2.  От кого необходимо защищать Родину?

3.  Как  мы  называем  тех, кто защищает нашу  Родину, защищает нас  с  вами?  

Сформулировать тему  урока.  Давайте  подумаем,  кому   будет  посвящён  наш  сегодняшний  урок?  Защитникам Отечества.

Личностные:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:  формировать волевую саморегуляцию.

Коммуникативные: формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Постановка  учебной  проблемы и целей  урока.  Сформулировать  и  поставить  цели  урока.

(5 минут)

Исходя из названия темы, давайте  определим,   над какой проблемой мы будем работать сегодня? Не забывайте о том, что у нас сейчас урок «Основы православной культуры».

Мы должны узнать кто такие защитники. Как они связаны с православием.  

Давайте  вновь  вспомним  слова  песни, прозвучавшей  в  начале  урока -  «Идёт война  народная, священная  война»?   К чему  призывают слова  песни?  В каком случае  война  может  считаться  священной, справедливой?

Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Познавательные:

1)формировать умение ставить проблему;

2)формировать умение выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других.

2. Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную  деятельность, подготовку  к  изучению  нового материала.

(3 минуты)

Вопросы учителя:

1.  Ребята, давайте  с  вами вспомним,  какими словами в русском  языке мы  называем  свою страну? Родина, отечество, отчизна.  

2. Что означает слово Отечество, какой мы  придаём ему  смысл?

 Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое  чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения». То есть Родина – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Близки по значению понятия «любовь к Родине», «защита Родины» и «защита Отечества».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

3.  Кто такой  защитник?   Как  мы  понимаем  значение  этого слово?  Вот  как определяют слово защитник наши  толковые  словари -  

«Защитник, тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-то, что-нибудь.

«Защитник, защита – это то, что за щитом, за стеной, ограждением».

4.  Кто может выступить в роли защитника?  Какими качествами должен обладать защитник?  Быть умным, сильным, справедливым, добрым, любящим своё Отечество…

Работа над новым  материалом.  Групповая  работа. Подготовка материала, сообщение  каждой  группы.

(25 минут)

1.  Какая  война  с  христианской  точки  зрения  может  считаться  справедливой?  Война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства.

Выполнить задание:  Прочитать текст учебника стр. 134.  

Подтвердить  ответы  на  вопросы   текстом  учебника.

Действительно оборонительные войны оправданы христианством. Совсем другое  дело –  нападение.   Наша страна на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. С давних времён Русь славилась своими богатырями,  людьми сильными,  смелыми, любящими свою Родину, дающими отпор  врагам, пришедших с войной  на  нашу  землю.  

Групповая  работа с источниками информации:  В каждой группе  разбирается  материал о святом  защитнике  отечества. Готовиться  сообщение классу  (не более  10 минут). Сообщение каждой группы  на  3 минуты.

1  группа – Илья  Муромец

2  группа – Александр Невский

3  группа – Дмитрий  Донской.

4 – группа – Адмирал русского флота - Фёдор Ушаков.

Личностные:  формировать умение оценивать поступки героев в соответствии с определённой ситуацией;  пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших

литературных текстов с опорой на вопросы учителя;

осознанно извлекают необходимую информацию, дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Познавательные:   формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:  формирование умения аргументировать свою точку зрения

Первичное  закрепление материала.  Этап  применения  знаний и умений. 

(5 минут)

Подведём  итоги  урока  и  ответим  на  вопросы тестового задания:

1. В каких  случаях  война  может быть оправдана?

1)  Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.

2)  Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину.

3)  Когда целью войны является обогащение воюющих.

2. Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны?

1)  Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки.

2)  Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.

3)  Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.

3. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»?

1)  Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте.

2)  Если кто-то с войной придёт на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.

3)  Русским только дай повод, сразу начнут войну.

4. Что никогда нельзя делать при помощи оружия?

1)  Навязывать другим людям свою веру.

2)  Защищать свою Родину.

3)  Защищать свою жизнь.

5. Помимо оружия одерживать победу в войне людям помогает…

1)  Ненависть.

2)  Желание наказать врагов.

3)  Единство и вера

6. Солдатам на войне помогает…

1)  Любовь близких.

2)  Жестокость.

3)  Злоба.

Взаимопроверка. Оценивание работ детьми.

6б. - «Молодец, защитник!»,

5 - 4б. – «Удалец, смотри в оба».

3б. – «Держи ухо востро, а глаз остр».

Познавательные УУД:

формировать умение обобщать и использовать  полученную информацию соответствии с поставленными задачами.

Личностные:  формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Рефлексия.

(5 минут)

1.  Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

2.  О чём вам захочется рассказать сегодня своим родителям?

3. Что больше всего понравилось или взволновало вас?

Спасибо за работу. Урок окончен

Личностные:  формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Список использованной  литературы:

1.   В. О. Ключевский  «Былинный герой или реальная историческая личность?» Курс русской истории. Лекция 16.

2.   С. Тригуб  Илья Муромец – чудотворная легенда.

3.   В.Володин, Л.Левченко. Недаром помнит вся Россия.-  М.: Молодая гвардия, 1987

4.    История Отечества. Справочник школьника.  - М.: Слово, 1996

   5.    С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. -  М.: Просвещение, 1991.

        6.    https://www.youtube.com/watch?v=SS6_iKYz6g8

        7.    http://www.pravmir.ru/tserkovnaya-ritorika-v-sovetskom-soyuze-v-godyi-velikoy-otechestvennoy-voynyi/

   

1 группа.  Илья Муромец. На основе  материала  учебника  и  предлагаемого текста, подготовьте  рассказ  о  защитнике  Отечества. 

 

Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI—XII веках.

Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху — одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.

Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности. Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.

Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году.

На первую свою войну добрый молодец Илья отправился в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома.

Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.

В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям».  Обязанность телохранителя Святослава принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» — нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.

Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» — высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.

Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы — небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.

2 группа.  Александр Невский.  На основе  материала  учебника  и  предлагаемого текста, подготовьте  рассказ  о  защитнике  Отечества.  

 Родился Александр Ярославович в 1220 году в городе Переяславле. Детство и юность Александр провел в Новгороде. Здесь княжил вместе со своим братом Федором под руководством двух суздальских бояр. Достигнув 16 лет, Александр стал править самостоятельно. Молодого правителя отличала видная внешность: высок ростом, красив, силен, к тому же обладал сильным голосом, «гремевшим перед народом, как труба».

 В тяжелую пору заступил Александр на княжение в Великом Новгороде. Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.

Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Поддерживая мир, Александр добился доверия хана и разрешения на правление во Владимире. Сам исправно возил хану подарки (откуп).

 Народ кипел от гнева, не желая жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен и сожжен.

Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия.

Не смотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло.

Осуществить свои планы князь не успел. Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Умер в пути, в городе Городце на Волге. Прах князя был перевезен во Владимир и с почестями захоронен в Рождественском соборе.  Слайд 19

Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению России от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" - говорили на Руси. После его смерти остались жена и дети. Младший сын - Даниил Московский сохранил веру и благочестие отца, и возвысил Москву до столицы. Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского.

3 группа  Дмитрий  Иванович  Донской.  На основе  материала  учебника  и  предлагаемого текста, подготовьте  рассказ  о  защитнике  Отечества.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.

И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь).   Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча.

В битве на Куликовом поле Дмитрий Донской показал себя выдающимся полководцем. Память о великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на великое дело – защиту  земли Русской. Впервые русский народ выступил против  монголо- татарской орды и нанес  ей  сокрушительное поражение.

4 группа  Адмирал русского флота - Фёдор Фёдорович Ушаков.  На основе  материала  учебника  и  предлагаемого текста, подготовьте  рассказ  о  защитнике  Отечества.

Русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800)

Участвовал в сражениях:

  • Русско-турецкая война 1787—1791 годов
  • Бой у острова Фидониси
  • Керченское морское сражение
  • Сражение у мыса Тендра
  • Сражение у мыса Калиакрия
  • Действия в Средиземном море

Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.

С 1802 года командовал Балтийским гребным флотом, а с 27 сентября 1804 года являлся начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. В 1807 году уволен в отставку с мундиром и пенсией. В 1810 году поселился в приобретённой им д. Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.  

В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию: В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защитники Отечества Учитель ОРКСЭ Парахина С.В. МБОУ «СОШ № 1» г. Долинск

Слайд 2

Группа № 1 Илья Муромец

Слайд 3

Группа № 2 Александр Невский

Слайд 4

Группа № 3. Дмитрий Донской

Слайд 5

Группа № 4. Фёдор Ушаков

Слайд 6

1. В каких случаях война может быть оправдана? 1) Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства. 2) Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину. 3) Когда целью войны является обогащение воюющих.

Слайд 7

2. Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны? 1) Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки. 2) Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас. 3) Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.

Слайд 8

3. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»? 1) Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте. 2) Если кто-то с войной придёт на русскую землю, русские сумеют за себя постоять. 3) Русским только дай повод, сразу начнут войну.

Слайд 9

4. Что никогда нельзя делать при помощи оружия? 1) Навязывать другим людям свою веру. 2) Защищать свою Родину. 3) Защищать свою жизнь.

Слайд 10

5. Помимо оружия одерживать победу в войне людям помогает… 1) Ненависть. 2) Желание наказать врагов. 3) Единство и вера 6. Солдатам на войне помогает… 1) Любовь близких. 2) Жестокость. 3) Злоба.

Слайд 11

Лист самопроверки 6б. - «Молодец, защитник!» 5 - 4б. – «Удалец, смотри в оба» 3б. – «Держи ухо востро, а глаз остр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие"

Сопроводительный материал к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие", также прелагается конспект урока....

Россия - наша Родина. Урок ОРКСЭ.

Цели и задачи: Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Расширять кр...

Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР

Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...

Урок ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Защита Отечества"

Урок ОРКСЭ (модуль ОПК)Тема «Защита Отечества»АннотацияЦель: формирование основ патриотизма, развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормахБлагодаря применению...

технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Практический урок  ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству" для 4-5 классов...

Выступление на семинаре учителей, ведущих курс ОРКСЭ "Методы оценивания на уроках ОРКСЭ"

Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности ...