Рабочая программа по ОПК 5-9 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Шмулянская Оксана Игоревна

Рабочая программа по ОПК 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-9_klass.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский  край  Туапсинский  район

Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №  11  г. Туапсе

МО  Туапсинский  район

                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                решением педагогического совета

                                                                                                от ____ августа 2017года протокол № 1

                                                                                                Председатель ___________ Г.В.Тарасенко

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

По  Основам  православной культуры и истории христианства

Ступень обучения                         основная школа

Количество часов                        170 часов (1 час в неделю)

Уровень                                        базовый

Составитель:                                Шмулянская Оксана Игоревна

Программа разработана на основе программы Основы православной культуры  и история христианства: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: основная школа: 5-9 классы / А.В.Бородина. – Изд.3-е, перераб. – М.: МОФ «ОПК»,2016. – 24 с. (Серия «История религиозной культуры»)

Данная программа полностью соответствует Федеральному государственному стандарту (второго поколения) для 5 – 9-х классов и является частью Программы историко - культурологического курса «История религиозной культуры» для 1 – 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Пояснительная  записка

Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы современного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное развитие и воспитание.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы  общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Оптимальным для светского образования средством достижения осознанного усвоения учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной.

Огромный интерес к религиозному содержанию со стороны педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса обусловлен рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к национальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90-хгг. ХХ в.

Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.

Особое значение данная область знаний приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди учащихся светских школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демократической стране.

Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использования Программы позволил определиться с содержанием и концепцией курса.

Цель учебного курса «Основы православной культуры» -  совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.

Задачи курса:

  1. организация систематического изучения основ православной культуры;
  2. организация изучения истории христианства;
  3. духовно-нравственное развитие и воспитание школьников;
  4. ознакомление с особенностями церковного искусства;
  5. приобщение школьников к духовным основам и истории русского (государственного) языка;
  6. обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка;
  7. ознакомление с особенностями церковного искусства;
  8. приобщение к художественно-эстетическим традициям России;
  9. ознакомление с православными святынями мира; формирование представлений о единстве православной культуры народов мира;

10)создание условий для реализации прав школьников на убеждения;

11) формирование целостного восприятия мира;

12) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

13) формирование культуры общения;

14) предупреждение возможных тупиков личностного развития;

15) воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

 16) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений н основе традиций культуры Отечества;

17) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

     18) воспитание патриотизма; формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

19) формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения;

20) обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;

21) оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;

22) укрепление православных основ семьи;

23) формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

24) воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;

25) творческое ( интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

26) формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.

Место Программы учебного курса в системе общего образования, в учебном плане

Программа учебного курса «Основы православной культуры и история христианства» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребёнка. Курс является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников.

Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания, основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса

   Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обусловлено особенностями данного курса как курс светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Такие особенности определяются Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.

    Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Патриотизм-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Труди творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • Природа – родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
  • Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Результаты освоения учебного курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

   Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих характеристик ученика:

- сознающий свою национальную принадлежность;

- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;

- обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;

- уважительно относящийся к святыням;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:

- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способный понимать причины успеха или неуспеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих значений и нравственный смысл из общих значений и универсальных учебных действий;

- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- владеющий духовной и историко-культурологической лексико;

- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;

- знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской православной Церкви в контексте отечественной истории;

- имеющий представления о таинствах Церкви;

- нравственная личность, воспитания на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

              Успешность преподавания курса в немалой степени зависит от материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. Никаких особых условий для преподавания курса не требуется: стандартной организации образовательного процесса для основной школы вполне достаточно, важно, чтобы образовательный процесс был обеспечен учебными пособиями для учащихся, пособиями для учителей и комплектами демонстрационных материалов.

              Кроме этого, создан мультимедиацикл, включающий:

- серию передач по теме «Основы православной культуры», которые интересны как для педагогов, так и для родителей, (мультимедиацикл доступен и распространяется бесплатно на сайтах:  http://www.fondopk.ru  и http://www.orthodoxopk.ru  ( сайт Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» и сайт А.В. Бородиной);

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

               Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

- педагог должен любить детей воспитанников, основные закономерности интеллектуального и психологического развития школьников;

- учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

- используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
- теоритические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

         

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс

РАЗДЕЛ 5. «Основы духовности языка» - 34 часа

Тема 1. «ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» – 4 ч.

Назначение языка.

Священное Писание о языке.

Происхождение языков.

Религия и языки.

Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК – ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» – 6 ч.

Сила и красота русского языка.

Русский язык в поэзии.

Священное Писание в нашей речи.

Формы духовной мудрости в речи.

Крылатые выражения из Старого и Нового Заветов.

Духовная русская лексика.

Тема 3.«ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» – 6 ч.

История русского языка и происхождение духовной лексики.

Греческий язык как язык – посредник.

А.С.Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка.

Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл.

История создания славянской письменности.

Назначение славянской азбуки.

Тема 4.«ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» – 18 ч.

Церковнославянская азбука.

Азбука и алфавит.

Назначение церковнославянского языка.

Современный русский алфавит.

Правила чтения по-церковнославянски.

Понятие о Псалтири и псалмах.

Надстрочные знаки.

Титла.

Читаем по-церковнославянски и переводим.

Прописные буквы в церковнославянском языке.

Евангельские притчи.

Символ веры.

Молитвы на церковнославянском языке.

Обозначение чисел в церковнославянском языке.

Обозначение чисел второго десятка.

Обозначение десятков, сотен, тысяч.

Чтение по-церковнославянски.

Главные православные праздники.        

6 класс

РАЗДЕЛ 6. «Основы православной культуры» 34 часа

        

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.

Роль Православия в жизни российского общества

Возникновение Православной церкви.

Понятие религиозного чуда.

Появление первых христиан на Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.

Крещение Руси.

Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.

Библия: история создания.

Книги Ветхого и Нового Заветов.

Канон.

Сотворение мира и человека.

Всемирный потоп.

Заповеди Божии.

Книги Нового Завета.

Содержание Евангелия.

Тема 3.  «ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ» -7 ч.

Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов.

Особенности строительства храмов.

Внутреннее устроение храма.

Благодатный Огонь над Гробом Господним.

Новый Иерусалим.

Храмы Московского Кремля.

Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» - 10 ч.

Религиозная тематика в искусстве разных народов.

Истоки и своеобразие русской культуры.

Церковное искусство.

Иконопись на Руси.

Русские иконописцы.

Разнообразие Богородичных икон.

Иконография Богородичных икон.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

Фреска, мозаика, церковное пение.

Символы православного искусства.

Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» - 3 ч.

Что такое «агиография»?

Житие Сергия Радонежского.

Житие Серафима Саровского.

Учебно-методическое обеспечение раздела 6

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для учащихся 6 класса.- Изд.7-е. – М., 2015.
  2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для учителей.- Изд.4-е. – М., 2016.

Электронные пособия.

1.Видеоприложение к пособию « Основы православия»

2.Псков, Изборск, Печоры, Пушкиногорье. Видеоэкскурсии.

3.Фильм « Полианна»-2эк.

7 класс

РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ  ХРИСТИАНСТВО» - 34 часа

        

Тема 1. «О  ПОНИМАНИИ  ИСТОРИИ» — 3 ч.

Россия в мировой истории.

О субъективном понимании истины.

Грех, страсть. Антихрист.

Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» - 5 ч.

Политическое устройство Римской империи во II-I. Вв. до Р.Х.

Древняя Палестина накануне Рождества Христова.

Кризис верований.

Ожидание Мессии.

Хранение веры израильтянами.

Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» - 3 ч.

Святая земля в период новой эры.

Историчность евангельских событий.

Отсчёт новой эры от Рождества Христова.

Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» - 6 ч.

Рождение Христа и первые христиане.

Спасение для всех и для каждого.

Вселенский характер учения Христа.

Язык Благовестия.

Притча о блудном сыне.

Апостольская миссия.

Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» - 2 ч.

Рождение церкви.

Начало гонений на христиан.

Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» - 11 ч.

Деяния Двенадцати Апостолов.

Условия распространения Евангелия.

Деяния святого Апостола Петра.

Труды Апостолов от 70-ти.

Жизнь Божией Матери поле вознесения Иисуса Христа.

Апостольский собор.

Книги Нового Завета.

Гонения на церковь.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Апологеты.

Судебная и научная апологетика.

Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» - 1 ч.

Константинополь – первая христианская столица.

Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» - 2 ч.

Основы христианской этики и эстетики.

Возникновение христианской символики.

ИТОГОВЫЙ УРОК

Истоки и особенности христианского церковного искусства.

Учебно-методическое обеспечение раздела 7

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие для учащихся 7 класса.- Изд.2-е. – М., 2014.

8 класс

РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО В IV – XI вв.» - 34 часа

        

Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч.

Христианство в период гонений.

Отношение христиан к правителям.

Причины гонений на христиан.

Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» - 28 ч.

От гонений к государственной религии.

Начало Византийской культуры.

Обретение Креста Господня.

Источники православного вероучения.

Канон Священного Писания в Православной Церкви.

Признаки Вселенских Соборов.

Первые Символы веры.

Лжеучения и ереси.

Первый Вселенский Собор.

Второй Вселенский Собор.

Третий Вселенский Собор.

Четвёртый Вселенский Собор.

Пятый Вселенский Собор.

Шестой Вселенский Собор.

Седьмой Вселенский Собор.

Торжество Православия

Армяно-Григорианская Церковь.

Писатели и отцы Церкви.

Василий Великий.

Григорий Богослов.

Иоанн Златоуст.

Распространение христианства в Грузии.

Святая равноапостольная Нина.

Возникновение монашества.

Основные разновидности монашества.

Монашество и монастыри на Афоне.

Монашество на Западе.

Значение эпохи Вселенских Соборов.

Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» - 2 ч.

Объективные предпосылки отделения Римской Церкви.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

ИТОГОВЫЙ УРОК – 1 ч.

Вселенские Соборы.

Учебно-методическое обеспечение раздела 8

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Христианство: IV – XI вв. Учебное пособие для 8 класса.– М., 2014.

9 класс

РАЗДЕЛ 9. «ХРИСТИАНСТВО В XI - XXI вв.» - 34 часа

        

Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» — 9 ч.

Византия – важнейший исторический центр развития христианства

Становление иконописных традиций.

Особенности Византийской цивилизации.

Закат Византийской империи.

Третий расцвет Византийской культуры.

Феофан Грек.

Религиозные споры.

Унии и стояние в вере.

Исихазм.

Тема 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ

ЦЕРКВИ ДО ПРОТЕСТАНТИЗМА» - 4 ч.

Крестовые походы и их последствия.

Развитие религиозной мысли в Западной Европе.

Идеи гуманизма в западной культуре.

Католическое церковное искусство.

Тема 3. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» - 5 ч.

Множество различных независимых христианских движений.

Отказ от латыни.

Мормоны и пятидесятники.

Идеология. Цели.

Тоталитарные секты.

Тема 4. «КАТОЛИЦИЗМ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ» - 5 ч.

Кризис Римско-католической церкви.

Борьба с гугенотами.

Римский Папа Иоанн Павел II.

Влияние на образование, здравоохранение.

Особенности латинского вероучения.
Тема 5. «ПРАВОСЛАВИЕ: СВЯТАЯ РУСЬ – ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» - 10 ч.

Первые христианские храмы на территории России.

Крещение Руси в 986 – 988 гг.

Отношения Русской Церкви с Римско-католической.

Установление Патриаршества на Руси.

Церковь греческого обряда на территории России.

Реформы Патриарха Никона.

Положение Русской Церкви после Октябрьской революции.

Святые мученики Православной Церкви XXв.

Русская Зарубежная Церковь.

Возрождение церковной жизни в России концу XX века.

ИТОГОВЫЙ УРОК – 1 ч.

Православие в России в XXI веке.

Учебно-методическое обеспечение раздела 9

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Христианство: XI - XXI вв. Учебное пособие для 9 класса.– М., 2016.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь – справочник. – Изд.3-е. – М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...