ТРУД В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ
классный час на тему

Шостак Татьяна Егоровна

Нам даром без труда ничего не дается,-

недаром исстари пословица ведется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropiyatie_tekst.docx113.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУД В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Цели:

Образовательные: формирование представлений об исторических и культурных ценностях при помощи произведений художественной литературы;

Развивающие: развитие памяти и логического мышления;

Воспитательные: формирование уважительного отношения к труду и бережного отношению к труду других людей;

Коррекционные: коррекция отрицательных черт характера - лени, инфантильности и формирование умений и навыков правильной оценки черт своего характера.

Методы: презентация, беседа-рассуждение, самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Оборудование: план-конспект, проектор, тематический видеоматериал, раздаточный материал, аудиозаписи. 

Нам даром без труда ничего не дается,-

недаром исстари пословица ведется.

Ход занятия.

Орг.момент.

 Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать её не шутка.

Что бы сказка от начала,

Словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ

От неё разинул рот,

Чтоб никто—ни стар, ни мал—

Под неё не задремал.

Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори. (Музыка)

– По дороге в класс я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? (Деда Мороза). Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.

1 снежинка. 

– Какие сказки о Морозе вы читали? («Мороз Иванович», «Морозко», Маршак «Двенадцать месяцев»).

2 снежинка. 

– Каким рисует Мороза в своих сказках народ? (Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей).

3 снежинка.

Кто написал сказку «Мороз Иванович»? (Владимир Федорович Одоевский)

4 снежинка. 

– Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»? («Морозко»).

К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? 

Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? (СЛАЙД) 

Присутствуют волшебные персонажи - сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух, яблонька,  противопоставление двух героинь: Ленивица и Рукодельница, волшебное место действия: дом Мороза

Ивановича. (СЛАЙД) 

Какие главные герои у нашей сказки? Рукодельница и Ленивица. (СЛАЙД)

В одном селе старик и баба жили

И дочерей двоих они растили.

Одна—дочь старика была родная,

Для бабки же родной была вторая.

Красива, скромна старика была дочь,

И всем и всегда торопилась помочь.

С утра и до вечера все поспевала:

Стирала и гладила, дом прибирала.

Еще вязать умела, штопать, шить,

Обед варить, к обеду стол накрыть.

О трудолюбии ее в деревне знали

И даже рукодельницей прозвали.

И бабкина дочь была тоже красива,

Но так уж сложилось—уж очень ленива.

Она никому помогать не хотела,

С утра и до ночи без дела сидела:

Глазела в окно, постоянно зевала,

К сестрице своей только зависть питала.

И нет тут совсем никакого секрета—

Ленивицей, люди прозвали за это.

Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица? Чем в своем доме занималась Рукодельница? Как проходил день у Ленивицы?

Давайте вспомним содержание сказки. (СЛАЙДЫ)

Физминутка.

Словесный портрет девочек (СЛАЙД):

 – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу? (СЛАЙД) 

Рукодельница

Ленивица

– Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?

.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?

.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?

.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?

.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.

Не только в этой сказке присутствует тема труда, она есть и в других русских народных сказках, каких (СЛАЙД):

Самостоятельное выполнение задания: разгадай кроссворд. (СЛАЙД)

1. Что уронила Рукодельница в студенец (колодец)?

2. Кем работал на море старик 30 лет и три года, пока не выловил Золотую рыбку?C:\Users\Александр\Desktop\2012-01-25\002.jpg

3. Терпение и ………., всё перетрут.

4. Над кем трудились дед и бабка, чтобы он появился, а он неблагодарный – убежал.

6. За кого работала щука всю сказку?

7. Сказочный герой: чудо - …….. .

8. Помощница деда при сборе урожая.

9. Количество работников при постройке сказочных домов.

10. Домик, собравший разных зверей под одну крышу, разрушенный, но потом ими же восстановленный.

Итог. 

- Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем? - Оценки.

- Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?

Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Землю солнце красит, а человека — труд.

В русских народных сказках все трудились, поэтому и сказки были со счастливым концом.

Вывод: (СЛАЙД)

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (и) РЫБКУ ИЗ ПРУДА

Эту широко известную пословицу наверняка каждому из нас приходилось слышать в свой адрес не раз. Она не просто даёт нам добрый совет или поучает, как многие другие пословицы. Она сообщает важный жизненный закон: чтобы выполнить любое, даже самое несложное дело, нужно приложить усилия.

Ведь только в сказке про Емелю, чьи желания исполняла щука, всё получалось волшебным образом: вёдра сами приносили из колодца воду, сами собой рубились дрова, сама ехала телега, и прекрасный дворец всего за одну ночь сам построился, А в жизни всё устроено по-другому: если хочешь добиться какого-то результата, нужно хорошенько потрудиться, приложить старание. И даже, казалось бы, такое простое дело — поймать рыбку в пруду — требует и умения, и ловкости, и терпения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд в русских народных сказках

Цели:Образовательные: формирование представлений об исторических и культурных ценностях при помощи произведений художественной литературы;Развивающие: развитие памяти и логического мышления;Восп...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.

Цель:Обучающая: вспомнить с  учащимися литературный  жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая:  развивать на...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....