Конкурсное испытание «Разработка учебного занятия»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Сухова Анна Викторовна

Тема: "Имена существительные собственные и нарицательные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tehnologichsekaya_karta.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шельски Анна Викторовна

Предмет          русский язык        класс 5

Авторы  программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,  учебника: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова.

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель урока: научить пятиклассников различать имена существительные  собственные и нарицательные, правильно писать имена собственные.

Планируемые результаты:

     личностные: обеспечить значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

      межпредметные:

      регулятивные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи;

      познавательные: осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения учебных заданий с использованием учебного  материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;

    коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;

     предметные: научить различать имена существительные собственные и нарицательные, употреблять их в речи, грамотно писать.

 Понятия:   имена существительные собственные и нарицательные.

Задачи:

  • Обучающие—объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использование заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных
  • Развивающие— способствовать развитию  учебно-познавательной, информационной, языковой и коммутативной компетенции.
  • Воспитательные—продолжить формирование опыта работы в паре, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.

Тип урока: освоение новых знаний.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Техническое оборудование— компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка

  1. Давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем?
  2. Что такое существительное? Дайте определение.

- Мы продолжаем с вами знакомиться с именем существительным,  и я вам предлагаю выполнить следующее задание. (слайд  2 )

2. Актуализация и пробное учебное действие

Послушайте текст. Его вы также можете увидеть на экране.

Сошлись однажды в яростном споре Цыганков и Ростов. Раньше они учебу бесполезным делом считали. А тут остановиться не могут. Первый кричит: «Орел –имя собственное, это город такой!»  «Нет, орел – это нарицательное существительное, это название хищной птицы!» - не уступает второй.

3.Целеполагание.

- Так кто же из ребят прав в этом споре? (Они оба правы: данное слово может писаться и с прописной, и со строчной буквы . Орел- город,  это собственное имя существительное, орел-  птица, нарицательное.)

-Так скажите, какую тему мы сегодня будем изучать? (Имена существительные собственные и нарицательные). Запишите ее в рабочую тетрадь.

- Ребята, как вы думаете,  чем мы сегодня будем заниматься на уроке?  (Научиться различать собственные и нарицательные имена существительные; выбирать правильное  написание  имен собственных).

А для того, чтобы решить все эти задачи откройте учебник,  параграф 91 с. 52. Прочитайте, какие же имена существительные называются собственными, какие нарицательными.

- Приведите примеры имен собственных и нарицательных.

4.Первичное закрепление материала.

- Перед вами на столе лежат таблицы. Ваша задача заполнить их, используя слова для справок. Первый вариант заполняет колонку собственные имена существительные, а второй вариант- нарицательные.

Собственные

нарицательные

Россия

пенал

Буратино

береза

Незнайка

дуб

Иван

река

Кубань

улица

Слова для справок: Россия, Буратино, Незнайка, пенал, Москва, берёза, дуб, река, Кубань, улица.

- Вы абсолютно правильно назвали имена собственные и нарицательные. А вы обратили внимание, как пишутся имена собственные. (ответы учеников)

-А только ли с заглавной буквы следует писать имена собственные?

-Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на с.56, прочитайте правило. (Дети читают вслух)

-Скажите,  какие имена собственные следует писать просто с заглавной буквы, а какие еще и заключить в кавычки? (предположения учащихся).

 5.Творческая практическая деятельность.

«Видеодиктант».  Я предлагаю вам необычное задание.  В видеосюжетах, которые  я вам предлагаю посмотреть, постарайтесь услышать имена собственные и правильно записать их в тетрадях.  Помните, что они пишутся с большой буквы, а некоторые и в кавычках. (Работа в тетрадях, один ученик у доски).

Печкин, книга «Сделай сам», Карлсон, Чебурашка.

-Давайте, ребята, проверим, как вы выполнили задание.

Физминутка.

Ребята, Предлагаю отдохнуть и поиграть.

Я буду называть слова -имена собственные или нарицательные.  Если слово является именем собственным, то вы должны помахать обеими руками и крикнуть: «Это мы!», а если оно нарицательное надо присесть, будто  спрятаться.

1)  Ольга;

2) МАЛЬЧИК  

3) ЖУЧКА;

4)  ОЗЕРО ;

5) СТАВРОПОЛЬ;

6)НОВОАЛЕКСАНДРОВСК;

7)ХУЛИГАН;

-Ребята,  я вижу, что кто-то из вас сел, а кто-то встал, услышав последнее слово,  и это не случайно!

- Как вы думаете, может ли слово быть и собственным, и нарицательным?

- Оказывается, может. Как это происходит, ответите вы, исследовав  лингвистический материал, который лежит у вас на партах. Это задание   Работаем в парах.

 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Прочитайте материал для исследования. Оформите свои наблюдения  в виде небольшого устного ответа. ( Как же имена собственные стали нарицательными?)

Текст №1.

Жил в 18 веке в Англии, недалеко от Лондона, содержатель постоялого двора сэр Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько прославились своим дикими выходками, что имя их не забылось даже сейчас. Тех, кто грубо нарушает общепринятые нормы поведения, называют хулиганами.

Как образовалось нарицательное существительное Хулиган?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст  и пришли к такому выводу….»)

ОТВЕТ: Имя собственное Хулигэн превратилось в нарицательное, когда  фамилию драчуна и буяна стали использовать для обозначения всякого уличного озорника и невоспитанного человека.

Текст №2.

Кто не знает вкусного мороженого пломбир? Свое название это лакомство получило по месту его изготовления. Впервые изготовили такое сливочное мороженое во французском городе Пломбьер.

Как образовалось нарицательное существительное ПЛОМБИР?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы проанализировали текст  и пришли к такому выводу….»

ОТВЕТ: Имя собственное Пломбьер  превратилось в нарицательное, когда название города стало названием лакомства, изготовлявшегося в этом городе.

- Мы выяснили, что одно и то же слово в разных контекстах может быть и собственным, и нарицательным. Выполним упражнение на различение таких «сомнительных» существительных.

IV. Применение нового знания.

- Откройте учебники на странице с. 56, упражнение 500. Прочитайте и выполните задание.  Свой ответ аргументируем.

7.  Включение в систему знаний и повторение.

А теперь давайте с вами посоревнуемся!

Каждой команде ( группе)  я раздаю таблицу.

Населенный пункт, город

Предметы мебели

Названия художественных произведений

Фамилии писателей, ученых, художников.

Животные, птицы.

-Ваша задача: заполнить ее примерами. Будьте внимательны, важно не просто записать слова в столбцы, но и правильно оформить на письме.

-Ребята, скажите, встретились ли в таблице имена нарицательные? Как вы их написали, прочитайте.

- А имена собственные?

Домашнее задание.  В качестве дом задания я вам предлагаю выполнить № 489, стр. 52. ( читает учитель) Спишите текст. Подчеркните собственные наименования. Обратите внимание на словарные слова на полях учебника. Великая Отечественная война. Вы знаете, ребята, когда она началась? А когда закончилась? Молодцы! Нашу историю надо знать. Запишите в тетради это словосочетание, подчеркните прописные буквы, написание которых надо запомнить.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока).

- Молодцы ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Чему научились?

-Что понравилось?

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и на полях поставить восклицательный знак, если все было понятно, если вы усвоили тему сегодняшнего урока. Вопросительный знак  поставьте те, у кого остались вопросы, кому что-то осталось непонятным. Многоточие – те, кто не усвоил сегодня материал.

 -А теперь поднимите руки, у кого !, у кого ?, у кого… ( Комментирование).

Выставление оценок.


Технологическая карта к уроку русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные», 5 класс ФГОС

Учитель: Шельски Анна Викторовна

Предмет          русский язык        класс 5

Авторы  программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,  учебника: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова.

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель урока: научить пятиклассников различать имена существительные  собственные и нарицательные, правильно писать имена собственные.

Планируемые результаты:

     личностные: обеспечить значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

      межпредметные:

      регулятивные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи;

      познавательные: осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения учебных заданий с использованием учебного  материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;

    коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;

     предметные: научить различать имена существительные собственные и нарицательные, употреблять их в речи, грамотно писать.

 Понятия:   имена существительные собственные и нарицательные.

Задачи:

  • Обучающие—объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использование заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных
  • Развивающие— способствовать развитию  учебно-познавательной, информационной, языковой и коммутативной компетенции.
  • Воспитательные—продолжить формирование опыта работы в паре, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.

Тип урока: освоение новых знаний.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Техническое оборудование— компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.


Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

 Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка

  1. Давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем?
  2. Что такое существительное? Дайте определение.

- Мы продолжаем с вами знакомиться с именем существительным,  и я вам предлагаю выполнить следующее задание. (слайд  2 )

Приветствуют учителя.

УУД:

 личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2  

Актуализация и пробное учебное действие

Послушайте текст. Его вы также можете увидеть на экране.

Сошлись однажды в яростном споре Цыганков и Ростов. Раньше они учебу бесполезным делом считали. А тут остановиться не могут. Первый кричит: «Орел –имя собственное, это город такой!»  «Нет, орел – это нарицательное существительное, это название хищной птицы!» - не уступает второй.

Прослушивают аудиозапись.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.

Целеполагание.

- Так кто же из ребят прав в этом споре? (Они оба правы: данное слово может писаться и с прописной, и со строчной буквы . Орел- город,  это собственное имя существительное, орел-  птица, нарицательное.)

-Так скажите, какую тему мы сегодня будем изучать? (Имена существительные собственные и нарицательные). Запишите ее в рабочую тетрадь.

- Ребята, как вы думаете,  чем мы сегодня будем заниматься на уроке?  (Научиться различать собственные и нарицательные имена существительные; выбирать правильное  написание  имен собственных).

А для того, чтобы решить все эти задачи откройте учебник,  параграф 91 с. 52. Прочитайте, какие же имена существительные называются собственными, какие нарицательными.

- Приведите примеры имен собственных и нарицательных.

Формулируют тему и цель урока.

 

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

  Первичное закрепление материала.

 - Перед вами на столе лежат таблицы. Ваша задача заполнить их, используя слова для справок. Первый вариант заполняет колонку собственные имена существительные, а второй вариант- нарицательные.

Собственные

нарицательные

Россия

пенал

Буратино

береза

Незнайка

дуб

Иван

река

Кубань

улица

Слова для справок: Россия, Буратино, Незнайка, пенал, Москва, берёза, дуб, река, Кубань, улица.

- Вы абсолютно правильно назвали имена собственные и нарицательные. А вы обратили внимание, как пишутся имена собственные. (ответы учеников)

-А только ли с заглавной буквы следует писать имена собственные?

-Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на с.56, прочитайте правило. (Дети читают вслух)

-Скажите,  какие имена собственные следует писать просто с заглавной буквы, а какие еще и заключить в кавычки? (предположения учащихся).

Работают по карточкам.

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Творческая практическая деятельность.

«Видеодиктант».  Я предлагаю вам необычное задание.  В видеосюжетах, которые  я вам предлагаю посмотреть, постарайтесь услышать имена собственные и правильно записать их в тетрадях.  Помните, что они пишутся с большой буквы, а некоторые и в кавычках. (Работа в тетрадях, один ученик у доски).

Печкин, книга «Сделай сам», Карлсон, Чебурашка.

-Давайте, ребята, проверим, как вы выполнили задание.

 Работа у доски.

УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются ?

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 

Физминутка.

Ребята, Предлагаю отдохнуть и поиграть.

Я буду называть слова -имена собственные или нарицательные.  Если слово является именем собственным, то вы должны помахать обеими руками и крикнуть: «Это мы!», а если оно нарицательное надо присесть, будто  спрятаться.

1)  Ольга;

2) МАЛЬЧИК  

3) ЖУЧКА;

4)  ОЗЕРО ;

5) СТАВРОПОЛЬ;

6)НОВОАЛЕКСАНДРОВСК;

7)ХУЛИГАН;

-Ребята,  я вижу, что кто-то из вас сел, а кто-то встал, услышав последнее слово,  и это не случайно!

- Как вы думаете, может ли слово быть и собственным, и нарицательным?

- Оказывается, может. Как это происходит, ответите вы, исследовав  лингвистический материал, который лежит у вас на партах. Это задание   Работаем в парах.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Прочитайте материал для исследования. Оформите свои наблюдения  в виде небольшого устного ответа. ( Как же имена собственные стали нарицательными?)

Текст №1.

Жил в 18 веке в Англии, недалеко от Лондона, содержатель постоялого двора сэр Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько прославились своим дикими выходками, что имя их не забылось даже сейчас. Тех, кто грубо нарушает общепринятые нормы поведения, называют хулиганами.

Как образовалось нарицательное существительное Хулиган?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст  и пришли к такому выводу….»)

ОТВЕТ: Имя собственное Хулигэн превратилось в нарицательное, когда  фамилию драчуна и буяна стали использовать для обозначения всякого уличного озорника и невоспитанного человека.

Текст №2.

Кто не знает вкусного мороженого пломбир? Свое название это лакомство получило по месту его изготовления. Впервые изготовили такое сливочное мороженое во французском городе Пломбьер.

Как образовалось нарицательное существительное ПЛОМБИР?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы проанализировали текст  и пришли к такому выводу….»

ОТВЕТ: Имя собственное Пломбьер  превратилось в нарицательное, когда название города стало названием лакомства, изготовлявшегося в этом городе.

- Мы выяснили, что одно и то же слово в разных контекстах может быть и собственным, и нарицательным. Выполним упражнение на различение таких «сомнительных» существительных.

IV. Применение нового знания.

- Откройте учебники на странице с. 56, упражнение 500. Прочитайте и выполните задание.  Свой ответ аргументируем.

Выполняют задание  в парах.

Работа по учебнику.

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

7.

Включение в систему знаний и повторение.

А теперь давайте с вами посоревнуемся!

Каждой команде ( группе)  я раздаю таблицу.

Населенный пункт, город

Предметы мебели

Названия художественных произведений

Фамилии писателей, ученых, художников.

Животные, птицы.

-Ваша задача: заполнить ее примерами. Будьте внимательны, важно не просто записать слова в столбцы, но и правильно оформить на письме.

-Ребята, скажите, встретились ли в таблице имена нарицательные? Как вы их написали, прочитайте.

- А имена собственные?-

Работа в группе, заполнение таблицы.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Домашнее задание

 В качестве дом задания я вам предлагаю выполнить № 489, стр. 52. ( читает учитель) Спишите текст. Подчеркните собственные наименования. Обратите внимание на словарные слова на полях учебника. Великая Отечественная война. Вы знаете, ребята, когда она началась? А когда закончилась? Молодцы! Нашу историю надо знать. Запишите в тетради это словосочетание, подчеркните прописные буквы, написание которых надо запомнить.

Записывают домашнее задание

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока).

- Молодцы ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Чему научились?

-Что понравилось?

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и на полях поставить восклицательный знак, если все было понятно, если вы усвоили тему сегодняшнего урока. Вопросительный знак  поставьте те, у кого остались вопросы, кому что-то осталось непонятным. Многоточие – те, кто не усвоил сегодня материал.

 -А теперь поднимите руки, у кого !, у кого ?, у кого…  (Комментирование).

Выставление оценок.

Оценивает свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Конкурсное задание «Разработка учебного занятия с применением интерактивного оборудования».

Урок в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями"Контрольно-обобщающий с элементами ролевой игры...