Разработка уроков
учебно-методический материал (7 класс) по теме
Представлены разработки уроков на различные конкурсы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Биология. 7класс.
Учитель: Урих Е. В.
"Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра."
Цели урока:
изучение особенностей внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, также особенностей строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их функциональное значение;
дать представление о рефлексе и его роли в установлении целостности организма и его взаимосвязи со средой;
показать родство многоклеточных и одноклеточных животных.
Задачи урока:
образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных, как низших многоклеточных животных, их приспособленность к среде обитания, продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных и одноклеточных организмов;
воспитательные: воспитывать познавательные интересы у учащихся, культуру речи, усидчивость;
развивающие: развивать умения распознавать и сравнивать различные клетки тела гидры одноклеточные и многоклеточные организмы, составлять общую характеристику типа,в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.
Оборудование: влажные препараты «Актиния» и «Медуза», таблицы: «Тип Кишечнополостные», «Тип Простейшие», презентация урока «Тип Кишечнополостные. Гидра».
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Девиз урока:
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.
Д.Хевеши
Ход урока.
I. Организационный этап.
Приветствие.
II. Актуализация знаний. Урок начинается с повторения пройденного материала - фронтальный опрос по теме: «Тип простейшие».
Задаются вопросы всему классу.
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом?
2. Назовите органеллы простейших. Какие функции они выполняют?
3. Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.
4. Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими, и меры предупреждения этих заболеваний?
III. Изучение нового материала.
Учитель подводит итог, повторению отмечая, что на примере изучения простейших учащиеся узнали об одноклеточных микроскопических животных, имеющих большое значение в природе и жизни человека. Важно при этом подчеркнуть, что простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира.
Затем учитель демонстрирует влажные препараты медузы и актинии.
Учитель сообщает, что на сегодня на уроке ребята будут проходить новую тему «Тип Кишечнополостные». Записывают ее на доске. Обращается внимание учеников, на строение слова. Слово состоит из двух частей (кишечник и полость), объясняет названия, используя сведения из древнегреческой мифологии. Ребята видят, что к этому типу относятся не только актиния и медуза, но и кораллы, гидры, полипы. Учитель уточняет, что кишечнополостные, это двухслойные многоклеточные животные (слайд 1).
Также этот тип делится на три класса:
- Класс Гидроидные.
- Класс Коралловые полипы.
- Класс Сцифоидные медузы.
Заполните таблицу №1 , используя $ 13 учебника (схема таблицы дается на карточках).
Класс Класс Класс
Представители Представители Представители
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с представителем, типа Кишечнополостных, класса Гидроидных пресноводным полипом гидрой.
Важно раскрыть понятие «лучевая симметрия». В связи с этим целесообразно повторить знания из математики о симметрии, и ее элементах (ось симметрии, плоскость симметрии).
Учитель объясняет, что полип, в переводе с греческого – многоног, т.е. имеет много щупалец . Эти щупальца как лучи расходятся во все стороны. Такая симметрия тела называется «лучевой». Она характерна для малоподвижных форм животных.
В учебнике на странице 57 прочитайте и запишите, какова среда обитания и величина пресноводной гидры (ребята находят, зачитывают и записывают в тетрадь.)
Далее учитель на слайдах показывает внешнее строение пресноводной гидры. Вместе с учащимися зарисовывает на доске, обозначая части тела гидры.
Внутреннее строение гидры.
Вопрос к классу: из скольких слоев клеток состоит тело гидры? Как они называются?
Учитель обобщает ответы учащихся, отметив, что гидра – двухслойное животное многоклеточное животное, тело гидры имеет наружный - эктодермальный и внутренний – энтодермальный слои. На доске выполняется таблица учителем, а ребята – делают ее в тетради.
Эктодерма – внутренний слой клеток.
Энтодерма - внутренний слой клеток.
Кожно-мускульные клетки - составляют покровы тела и осуществляют сокращение.
Пищеварительные клетки - пищеварение внутри клетки, образование пищеварительных вакуолей.
Стрекательные клетки - нападение, защита.
Железистые клетки - выделение пищеварительного сока.
Половые клетки - размножение.
Нервные - образование диффузной нервной системы.
Промежуточные клетки - регенерация.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Одновременно с заполнением таблицы учитель продолжает объяснение о строении
клеток эктодермы и энтодермы.
Кожно-мускульные клетки имеют внутреннее мышечное волоконце. При помощи него они хорошо сокращаются (рисунки учебника + настенная таблица).
Нервные клетки имеют необычную форму – звездчатую с несколькими отростками. Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой и образуют нервные сплетения или нервную сеть. Нервные отростки способны воспринимать различные раздражения (свет, тепло, механические воздействия), в результате чего в нервных клетках развивается возбуждение, которое передается по ним ко всем частям тела, а также к кожно – мускульным, вызывая ответную реакцию – сокращение гидры. Т.о. мы рассмотрели такое явление как рефлекс.
Как вы думаете, что такое рефлекс?
Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды, осуществляемая при помощи нервной системы.
Если гидру часто тревожат, то она уйдет со своего места, кувыркаясь через голову. Движение происходит медленно (рисунок в учебнике, показывающий движение гидры ).
Далее рассматриваются стрекательные клетки или крапивные. Называют их так, потому, что они содержат крапивный яд. Расположены по всему телу, но больше всего их на щупальцах.
Вопрос к классу:
- почему стрекательных клеток больше всего на щупальцах? (защита).
Кроме того, стрекательные клетки служат средством нападения на добычу. Стрекательные клетки имеют стрекательную капсулу, стрекательную нить, чувствительный волосок (рисунок в учебнике).
Промежуточные клетки самые мелкие в эктодерме, но играют значительную роль в жизни гидры, т.к. восстанавливают утраченные части тела. Это явление называют регенерация. Запишите определение в тетрадь. Регенерация – процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела.
На стр.61 прочитайте более подробно, что такое регенерация.
Половые клетки формируются на теле гидры с приближением холодов.
Вопрос к классу:
- вспомните, как называются половые клетки? (гаметы)
Гаметы формируются на одной гидре. Половые клетки, содержащие мужские гаметы разрываются они выходят в воду. Мужские гаметы подплывают к женской гамете, которая находится на теле гидры и формируется зигота. Когда гидра погибает, зигота, покрывается плотной оболочкой, остается на дне водоема и зимует. На следующий год появляется новая гидра. Если гаметы формируются на теле одного организма, то такие организмы называются гермафродитами.
Летом гидра размножается почкованием. Это бесполый путь размножения.
Учитель подводит школьников к частичному обобщению материала по вопросам.
Из каких клеток состоит эктодерма? Каковы их функции?
Что такое рефлекс? Какова роль нервной системы в жизни гидры?
Что такое регенерация?
Переходим к внутреннему – энтодермальному слою. Он состоит всего из двух видов клеток:
А) Железистые (выделяющие пищеварительные соки в кишечную полость).
Б) Пищеварительные (имеющие ложноножки и жгутики, осуществляющие внутриклеточное пищеварение).
Таким образом, переваривание пищи осуществляется как внутри клеток, так и в кишечной полости под влиянием пищеварительного сока железистых клеток. Такое полостное и внутриклеточное пищеварение характерно для всех кишечнополостных. Следует также отметить, что не переваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
При рассмотрении дыхания гидры, следует предложить школьникам прочитать абзац учебника в $13 «дыхание и выделение».
На основе полученных знаний, следует продолжить развитие понятия о взаимосвязи организма и среды, начатое при изучении одноклеточных животных. Полезно предложить учащимся еще раз вспомнить, что поступает в организм гидры из внешней среды (пища, кислород, вода) что происходит с этими веществами в организме (пищеварение, образование питательных веществ, их усвоение, т.е. построение из них клеток тела гидры, образование ненужных веществ, их удаление из организма вместе с избытком воды).
Далее надо предложить учащимся найти черты сходства в питании гидры и амебы. На основании сходных признаков они должны быть подведены к выводу о родстве одноклеточных и многоклеточных животных.
В итоге изучения материала о пресноводной гидре учащиеся под руководством учителя должны сделать вывод: гидра – двухслойный многоклеточный организм, имеющий кишечную полость, лучевую симметрию, обладающий безусловными рефлексами.
III. Закрепление знаний проводится по таблице №2.
Особенности строения и процессов жизнедеятельности амебы и пресноводной гидры.
Сравниваемый признак Амеба Пресноводная гидра
Строение тела
Питание
Дыхание
Выделение
Можно использовать текст учебника для заполнения следующей карточки №3.
Заполните пропуски в тексте.
Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток. Внутри тела имеется________ полость. В ____________ слое располагаются различные клетки. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: $13.
Рефлексия:
Опишите тему урока одним прилагательным.
Опишите свои действия на уроке двумя глаголами.
Окончен урок, и вас ждёт перемена,
И шум в коридорах опять,
Но хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать:
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Химический язык-особый язык Русский язык Б уква Слово Предложение Авторы славянской письменности Химический язык Знаки Формулы Уравнения Автор химической письменности
Менделеев
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут . Аристипп
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме: «Язык химии. Знаки химических элементов».
Слайд 1.
“Дорогу осилит идущий”. Осилила, вышла на сцену.
Добрый день, коллеги!
«Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным».
Я приглашаю вас посмотреть по-новому на обычное.
Век, в котором мы живем, называют “веком химии”.
Оказавшись в центре инноваций, мы убеждаемся, что в настоящее время актуальны технологии, которые стимулируют превращение процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. 300 лет учителя обучают, а ученики учатся в условиях классно-урочной системы. Наш опыт обучения в школе в этих условиях к сегодняшнему дню сформировал устойчивую привычку, занимать ведущую роль на уроке: руководить, объяснять, давать задания, контролировать.
А время меняется и требует перемен!
Наша задача, помочь детям посмотреть другими глазами на мир, мир который они откроют САМИ, на проблему, которую будут решать САМИ, опираясь не столько на ваши знания, а на свой жизненный опыт, на мир, который им известен.
Химический язык - особый язык. И тем не менее в нем, мы найдем много общего с родным русским языком.
Слайд 2
Что же есть русский язык?
БУКВА рождает слово, СЛОВО рождает ПРЕДЛОЖЕНИЕ
А ХИМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК?
ПОПРОБУЕМ ВМЕСТЕ НАЙТИ АНАЛОГИЮ.
В русском языке буква. А что в химическом языке? Это знак. Да, правильно.
Буква рождает слово. А что рождает знак? Знак рождает химические формулы. Я согласна с Вами.
Из слов складываются предложения, а формулы превращаются в химические уравнения. Вы, совершенно правы.
Все мы прекрасно знаем, что авторами славянской письменности были Кирилл и Мефодий. А есть ли автор химической письменности? Да, действительно есть. И автор этот Берцелиус.
Вот видите, как много общего между русским языком и языком химии и как сегодня важно дать понять детям о необходимости пользоваться на предмете не только предметными знаниями, а всем имеющимся запасом, понять знания метапредметные.
Слайд 3
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета
Писал учебник для студентов...
Задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит...
Тогда, усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон...
Слайд 4
Снится Дмитрию Ивановичу дом и подходит к дому почтальон. Дом семиэтажный. Подсчитал, а в доме 8 подъездов. А квартир немерено. Как найти адресата и вручить письмо?
Хозяева нужных квартир находятся сегодня в нашем зале.
Внимание! Хозяин квартиры на 4 этаже, 8 подъезда, квартира 26, просим выйти для получения письма.
Приглашаем хозяина. 6 этаж, 1 подъезд, квартира 79.
И письмо сегодня получит человек, проживающий в квартире 29 в 1 подъезде на 4 этаже.
Давайте будем знакомиться и все вместе, с залом найдем квартиры адресатов в доме.
Открываем письмо и зачитываем громко и четко, чтобы слышал зал.
- Куй феррум, пока горячо. Кто перед нами? (железо). И находится этот элемент в 4 периоде, 8 группе, под 26 порядковым номером.
- Не все то аурум, что блестит (золото). Элемент в шестом периоде, первой группе, под порядковым номером 79.
- Купрумного гроша не стоит (медь). Этот элемент живёт в 4 периоде, в первой группе, порядковый номер 29.
- Вот и познакомились.
Слайд 5
Периодический закон был открыт более 140 лет тому назад. А Менделеев уже тогда говорил: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются». Надеюсь, что и наше современное образование будет давать возможность развитию личности активной, умеющей решать поставленные задачи. Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
1. Куй феррум,
пока горячо.
2. Не все то аурум,
что блестит.
3. Купрумного гроша
не стоит.
А что в химическом языке? Знак.
А что рождает знак? Химические формулы.
Формулы превращаются в химические уравнения.
А есть ли автор химической письменности? Да.
1 |
2 |
3 |
1. Железо 2. Золото 3. Медь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...
