технология проблемного обучения.
консультация на тему

 Корнеева Вера Михайловна

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_problemnaya_tehnologi.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

   
                                         Технология проблемного обучения.

Важнейшей целью современного образования является воспитание  ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление Федеральных Государственных  Образовательных Стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения  учиться.
Я считаю, что решение поставленных  задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип не возможно без использования технологии проблемного обучения.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Проблемное обучение основывается на теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического развития. Дьюи выделил четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства. Дети вовлекались в игру и практическую деятельность — труд.

Концептуальные положения данной технологии (по Д. Дьюи) звучат так:

-Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

-Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

-Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения являются:

– проблематизация учебного материала (знания – «дети» удивления и любопытства);
–активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);
– связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Этапы реализации проблемной технологии

-постановка проблемы

-актуализация знаний

-выдвижение гипотез -предположений

-проверка решений

-введение в систему знаний

Важно отметить, что проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между воспитателем и воспитанником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов воспитанника при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

Каждый раз, готовясь   к очередному занятию, я задаю себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели занятия и обеспечить их достижение;
б)какой  учебный материал отобрать
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность воспитанников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.                                                                             Перед планированием проблемного изучение темы следует установить возможность учащихся и целесообразность именно такого изучения. Также необходимо учитывать содержание изучаемого материала, изначальный уровень его сложности, специфику содержащейся в нём информации. Не менее важно определить «внутренние условия мышления» учащихся: уровень знаний в конкретной теме и интеллектуальные данные учащихся. В зависимости от определенного уровня «внутренних условий мышления» учащихся формируется система конкретных заданий. К таким заданиям относятся вопросы, требующие объяснения того или иного явления, задания на сопоставление и др. Вместе с тем, при организации проблемного обучения не следует полностью отказываться и от традиционных методов обучения: репродуктивного и объяснительно-иллюстративного.   Проблемное обучение, как все педагогические технологии, имеет свои функции и отличительные признаки.                                      Особенности методики.                                                                                                  Проблемные методы- это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.                                                                                    В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности воспитанников, вторая представляет организацию воспитательного  процесса.                    В структуре функций проблемного обучения выделяются общие и специальные функции.                                                                                                                                               К общим функциям проблемного обучения относятся следующие:                                                    - усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике;       - развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;                                                                                                                      - формирование диалектико-  материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;                                - создание условий для всестороннего развития личности. Специальные функции проблемного обучения:                                                                                                                - формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;                                                 - формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;                                                                                                            - накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практических проблем и задачи художественного отображения действительности;                                                                                                 - формирование мотивов, потребностей учения, т.е. создание таких потребностей, как социальных, нравственных, познавательных.

Основные особенности проблемного обучения.                                                                   1. Специфическая интеллектуальная деятельность учащихся по самостоятельному усвоению новых знаний путем решения проблем. Примером данного признака может являться дача учителем новых заданий учащимся для самостоятельного решения. На основе уже имеющихся знаний ученики решают новые задачи, тем самым приобретая новые знания.                                                                                                          

2. Проблемное обучение – это наиболее актуальное средство формирования мировоззрения. Эффективность проблемного обучения состоит в том, что при решении заданий такого типа формируется критическое, творческое, диалектическое мышление.

 3. Закономерная взаимосвязь между практическими и теоретическими проблемами. Связь с практикой и применением жизненного опыта учащихся в данной технологии выступает не как простая иллюстрация теоретических выводов, а как источник новых знаний, как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.                                                                                                                               4. Периодическое применение педагогом наиболее эффективного сочетания различных типов и видов самостоятельных работ учеников. Учитель проводит выполнение самостоятельной работы, которая требует не только актуализации имеющихся знаний, но и приобретение, усвоение новых.                                                                                           5. Индивидуальный подход, который характеризуется наличием учебных заданий разной сложности. Примером данного признака является разработка индивидуальных воспитательных  проблем, которые каждым воспитанниками воспринимаются по-разному.                                    

6. Высокая эмоциональная активность воспитанников. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера вызывает личное переживание школьников, формирует личностное, неравнодушное отношение к учебному материалу и процессу учения.                                                                                                                                          В проблемном обучении, в зависимости от степени активности ученика, условно выделяются следующие уровни (от низшего к высшему):                                                    1) Обычная активность. Уровень обычной активности представляет собой восприятие учащимися объяснений педагога, решение самостоятельных заданий репродуктивного характера.                                                                                                                                      2) Полусамостоятельная активность. Уровень полусамостоятельной активности – это использование имеющихся знаний в новой ситуации, а также участие учеников в совместном с педагогом решении конкретного задания.                                                                                        3) Самостоятельная (продуктивная) активность. Уровень самостоятельной активности характеризуется выполнением самостоятельных заданий репродуктивно-поискового типа.                                                                                                                                             4) Творческая активность. Уровень творческой активности предусматривает выполнение самостоятельных заданий, для решения которых необходимо творческое воображение, логический анализ и самостоятельные доказательства.                                                     Каждый из указанных уровней имеет разные варианты организации, которые зависят от различных факторов психолого-педагогического характера.   Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Она представляет элемент проблемного обучения, пробуждающий у учащихся мысль, познавательную потребность.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность и др. отличительные качества объекта познания. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. При проблемном обучении воспитатель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения.

Цель

Сущность

Механизм

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Проблемная ситуация может быть создана при организации практической деятельности воспитанников, формулировании гипотезы, в исследовательских заданиях и т.д. Различается четыре основных типа проблемных ситуаций:                                                                                         1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);                                                                                                 2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);                                        3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);                                                                                  4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат. Наряду с проблемной ситуацией специфическими терминами, используемыми в описании технологии проблемного обучения, являются проблемный вопрос и проблемная задача.                                                                                                Уникальность проблемного обучения состоит в его многофункциональности, эффективном решении следующих задач:                                                                                      - стимулирование внутренней мотивации учения;                                                                                      - повышение познавательного интереса;                                                                                       - формирование самостоятельности;                                                                                                       - развитие творческих способностей, воображения;

- создание условий для самоопределения

- прочное усвоение изученного;

- формирование убеждений;

- овладение исследовательской деятельностью.                                                                         Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

В теории проблемного обучения разработаны приемы, помогающие обострить противоречия, сделать их доступными и понятными учащимся:

- прием эмоционального воздействия;

- острота и неожиданность;

- учет актуальности рассматриваемого вопроса;

- прием парадоксальности;

- прием борьбы идей;

- прием конкретизации и персонификации;

- прием сопоставления,

- прием открыто поставленного проблемного вопроса и др.

Однако в практике образовательных учреждений нечасто можно встретить продуманную и системную реализацию проблемного обучения. Формально принимая его основные идеи, многие педагоги толкуют проблемное обучение как вопросно-ответную форму, при этом искажая своеобразие проблемного вопроса, заменяя его информационным, наводящим, поддерживающим, риторическим, воспроизводящим и т.п. Поэтому встает вопрос о раскрытии его основных категорий и технологии проблемного обучения.                                                                                                     Ознакомившись с большинством современных публикаций по теории и из собственного опыта воспитателя, можно сделать вывод, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...