"Макдональдизация" современной школы
статья на тему

Смарыгина Наталья Геннадьевна

Современная система образования предъявляет высокие требования к изучению любых предметов, в том числе и иностранных языков. Высокие требования к личности учителя, к уроку, уровню знаний, методикам преподавания и т.д., и пр. Современный учитель сталкивается с массой проблем – ведь общество сегодня можно смело называть «обществом потребления» (сейчас в школу пришли дети, чьи родители выросли в «голодные» конец 80х и 90е годы, и каждый на подсознательном уровне вынес из тех лет установку – сделать все, что угодно, но обеспечить своего ребенка, причем сделать это максимально быстро, максимально полно, и, к сожалению, в это понятие чаще всего не вкладывается смысл развития духовного, нет цели вырастить интеллигентного человека, а есть цель вырастить человека успешного), а знания сегодня многие называют «образовательным продуктом». Таким образом, учитель в некотором смысле превращается в продавца за стойкой в Макдональдсе? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makdonaldizatsiya_sistemy_obrazovaniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Макдональдизации» современной школы

Смарыгина Н.Г.

Учитель английского языка

МБОУ «Лицей № 73»

 Современная система образования предъявляет высокие требования к изучению любых предметов, в том числе и иностранных языков. Высокие требования к личности учителя, к уроку, уровню знаний, методикам преподавания и т.д., и пр. Современный учитель сталкивается с массой проблем – ведь общество сегодня можно смело называть «обществом потребления» (сейчас в школу пришли дети, чьи родители выросли в «голодные» конец 80х и 90е годы, и каждый на подсознательном уровне вынес из тех лет установку – сделать все, что угодно, но обеспечить своего ребенка, причем сделать это максимально быстро, максимально полно, и, к сожалению, в это понятие чаще всего не вкладывается смысл развития духовного, нет цели вырастить интеллигентного человека, а есть цель вырастить человека успешного), а знания сегодня многие называют «образовательным продуктом». Таким образом, учитель в некотором смысле превращается в продавца за стойкой в Макдональдсе? Разберемся в терминологии.

 Первым термин «макдональдизация общества» ввел американский социолог Джордж Ритцер. В своей книге "Макдональдизация общества 5" он  исследует вопрос о том, как современные средства и механизмы потребления меняют нашу социальную жизнь. Автор рассматривает ресторан быстрого питания "Макдональдс" как образец формальной рациональности, подобный модели бюрократии на ранних этапах развития современного общества и пронизывающий собой все сферы его жизни[1].

Предложенный Ритцером социальный анализ затрагивает проблему современности в трех ее основных аспектах: макдональдизации общества, связи между макдональдизацией и глобализацией и развития новых средств потребления. Ритцер выделяет в качестве таковых следующие: эффективность, просчитываемость, предсказуемость, контроль.  

  Эффективность – это возможность «наилучшим образом организовать свой путь от голода к сытости»: например, получить еду, не выходя из машины. Просчитываемость означает акцент на количественных аспектах продаваемых товаров (размер порции, стоимость) и услуг (время, необходимое для получения чего-либо)»(с 76).

Предсказуемость выражена в гарантии того, что «все продукты и услуги будут одинаковыми в любое время и в любом месте. Нью-йоркский «яичный мак-маффин» будет во всех отношениях идентичен тому, что подадут в Чикаго или Лос-Анджелесе. Также съеденные на следующей неделе или в следующем году будут идентичны съеденному сегодня» (с. 78).

И, наконец, контроль. Он «прилагается ко всем людям, которые входят в мир «Макдональдса» (с. 79). То же касается людей, работающих в «макдональдизированных» структурах: «Их учат производить ограниченное число операций именно так, как положено. Этот контроль усиливают используемые технологии и то, как именно организация обеспечивает надзор за ними. Менеджеры и инспекторы добиваются того, чтобы все ходили по струнке» (с. 79)[2].

Макдональдизация системы образования нам известна под термином «оптимальная модернизация» и выражается в ведении системы  ЕГЭ и ОГЭ, ВПР, ориентация на заимствование зарубежных технологий и методик, в экономическом плане прямым показателем макдональдизации является введение с 2007 года «подушевого» финансирования и пр. Как тут не провести аналогию с персонажем саги о «Гарри Поттере» - Долорес Амбридж, настаивавшей на обучению волшебству на основе  сухих теоретических выкладок, дающих лишь основные понятия. И мотивировавшей свои приказы тем, то «это одобрено министерством», «это более безопасно и современно».

Система образования, конечно же, представлена будет не полностью, если не рассмотреть еще две ее составляющие – ученики и их родители. Макдональдизация учеников проявляется в их настрое на получение максимально быстрого (и краткосрочного) результата, не выстраивая при этом систему знаний, а решая исключительно ежедневные задачи. Родители подогревают мотивацию к учебе обещаниями покупок гаджетов, разрешения поиграть подольше в компьютерные игры, тем самым пропадает единственно верная мотивация к учебному процессу – желание получить и применить знания. Таким образом, получаем эффект фастфуда – быстро получаем краткосрочный результат, который всех устраивает, но в себе не несет никакой пользы, а скорее вредит общему состоянию здоровья организма. Как часто мы слышим от родителей требования исправить отметку в дневнике, возмущения. Что у ребенка не выходит за четверть «отлично» - особенно, по моим наблюдениям, «грешат» этим родители родом из кризисных 90х годов. Причем знания ребенка как таковые их и не интересуют, только табель с отметками – вот что в приоритете.

Так что же делать современному учителю? Как не превратиться в пресловутого продавца фастфуда?

Прежде всего, по моему мнению, стоит помнить о духовности. О многовековой истории и культуре нашей страны, о роли и значении семьи во всех сферах жизни, включая образование. И не только помнить об этом самому. Но и доносить, транслировать это на своих учеников, а через них и на их родителей, сеять «разумное, доброе, вечное» никогда не поздно, главное, не сдаваться, семена, посаженные нами сейчас, может быть, дадут свои всходы только в следующем поколении ребят, но это будет означать, что наша цель была достигнута.

Основная задача учителя заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опираться далее – в среднем и высшем звене, но и (а может быть и самое главное) – не отбить у ученика «охоту» к изучению предмета, а наоборот, привить любовь и интерес к (в моем случае) английскому языку. Новые государственные стандарты предусматривают все большую роль ученика в образовательном процессе, все больше творчества, и весь процесс обучения превращается в процесс формирования личности творческой и креативной. Но как не уйти в игру полностью и не потерять ту нить познавательного процесса, чтобы достигнуть дидактическую цель? Здесь важно учителю не потеряться в лабиринте все новых, меняющихся требований. Ведь система образования – для истинных ценителей, творческих личностей и людей «болеющих душой» за будущее своей Родины. Тех, кто проработал в этой системе не один год и не сдался, не ушел, не бросил, и не потерял веру в детей, в людей, в будущее без «МакДональдса».


[1] http://www.georgeritzer.com/

[2] https://publications.hse.ru/books/84374590


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...